Формы и методы лфк. Формы и средства ЛФК. Показания и противопоказания к назначению

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Основными формами ЛФК являются: утренняя гигиеническая гимнас­тика, процедура лечебной гимнастики, физические упражнения в воде (гидрокинезотерапия), прогулки, ближний туризм, оздоровительный бег, различные спортивно-прикладные упражнения, игры подвижные и спортивные. Лечебная физическая культура также может применяться в форме производственной гимнастики.

Утренняя гигиеническая гимнастика обычно проводится в домашних условиях в утренние часы и является хорошим средством перехода от сна к бодрствованию, к активной работе организма. Применяемые в гигиенической гимнастике физические упражнения не должны быть трудными. Неприемлемы статические упражнения, вызывающие сильное напряжение и задержку дыхания. Продолжительность выполнения гимнастических упражнений должна быть не более 10–30 мин, в комплекс включают 9–16 упражнений. Это могут быть общеразвивающие упражнения для отдельных мышечных групп, дыхательные упражнения, упраж­нения для туловища, на расслабление, для мышц брюшного пресса.

Все гимнастические упражнения должны выполняться свободно, в спокойном темпе, с постепенно возрастающей амплитудой, с вовлечением в работу сначала мелких мышц, а затем более крупных мышечных групп.

Следует начинать с простых упражнений (разминка), а затем переходить к более сложным. Каждое упражнение несет определенную функциональную нагрузку. Комплекс упражнений для ЛФК в форме утренней гимнастики выполняется по рекомендации врача. Подбираются упражнения, воздействующие на различные группы мышц и внутренние органы. При этом учитывается состояние здоровья, физическое развитие и степень трудовой нагрузки.

Лечебная гимнастика (ЛГ) - ведущая форма ЛФК. Вспомога­тельным является метод самостоятельных занятий. Процедура (занятие) ЛГ является основной формой проведения ЛФК.

Ходьба является наиболее доступным видом циклических упражнений. Она может быть рекомендована лицам всех возрастов, имеющим различные физическую подготовленность и состояние здоровья, независимо от их профессиональной деятельности. Ходьба применяется в целях профилактики и реабилитации после сердечно-сосудистых и других заболеваний.

Во время ходьбы сокращение мышц чередуется с их рас­слаблением, что позволяет выдерживать длительную физическую нагрузку; в работу вовлекаются основные мышечные группы, умеренно увеличивается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается расход энергии. При ходьбе по ровной местности со скоростью 4–6 км/ч потребление кислорода увеличивается в 3–4 раза по сравнению с состоянием покоя.

Ходьбу необходимо сочетать справильным, размеренным дыханием. Физическая нагрузка во время ходьбы в основном дозируется величиной дистанции и скоростью движения. Продолжительность прогулок увеличивают в зависимости от самочувствия. Благоприятными признаками следует считать ровное, незатрудненное дыхание, легкую испарину, чувство удовлетворения, небольшую физическую усталость, повышение пульса после прогулки на10–20 ударов в минуту по сравнению с исходными величинами и его нормализацию через 5–10 мин. отдыха. Ходьба бывает обычной, ускоренной и дозирован­ной.

Обычная ходьба улучшает обмен веществ, нормализует работу сердца, усиливает кровообращение, вентиляцию легких и является одним из самых доступных средств укрепления здоровья.

Ускоренная ходьба развивает мускулатуру, вырабатывает выносливость, настойчивость и другие волевые качества.

Дозированная ходьба применяется для профилактики и лечения сердечно­-сосудистых и других заболеваний. При заболеваниях опорно-двигательного аппарата назначают дозированную ходьбу с ограничением по продолжительности. Обычно не более 20 минут. Это связано с негативным действием непрерывной нагрузки в течение длительного времени на больные или ослабленные связки, кости, суставные мениски. Однако дозированная ходьба оказывает выраженное лечебное действие на опорно-двигательную систему при таких заболеваниях, как артроз, остеопороз, остеохондроз позвоночника. Поэтому назначают 2–3-кратные ежедневные пешие прогулки по 20–30 минут каждая с рекомендацией общей ежедневной нагрузки до 5–7 км.

Дозированная, или оздоровительная, ходьба рекомендуется людям всех возрастов, имеющим различную физическую подготовленность. Больным с нарушением жирового и солевого обмена рекомендуется начать ее с 1–2 км, постепенно прибавляя по 500 м; иногда длина маршрута может составить у трени­рованных людей до 10 км и более. Оздоровительной ходьбе целесообразно уделять ежедневно 30–45 мин.

Ходьба дозируется расстоянием, скоростью, затраченным временем, показателем ЧСС и обязательно самочувствием. Во время ходьбы успо­каивается дыхание и снижается нагрузка на организм в целом. Для восстановления сил во время ходьбы рекомендуется выполнять дыхательные упражнения и упражнения на расслаб­ление.

Бег и ходьба имеют большое гигиеническое значение и по своей доступности, эффективности относятся к лучшим средствам оздоровления. Бег и ходьба вовлекают в работу опорно-двигательный аппарат человека, вызывают усиленную деятель­ность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшают функции всех органов, резко увеличивают обмен веществ в организме.

Оздоровительный бег (бег трусцой) рассматривается как разновидность физических упражнений. Как форма ЛФК ис­пользуется: а) бег трусцой в чередовании с ходьбой и дыхатель­ными упражнениями; б) непрерывный и продолжительный бег трусцой, доступный преимущественно лицам молодого и зрелого возраста и достаточно подготовленным.

Прогулки могут быть пешеходными, на лыжах, лодках, велосипедах.

Физические упражнения в воде (гидрокинезотерапия по А.Ф. Каптелину)

Особенности влияния водной среды объясняются законами Архимеда и Паскаля. Вследствие уменьшения массы пораженной конечности облегчается выполнение движений. Кроме того, температурный фактор (тепло) способствует меньшему про­явлению рефлекторной возбудимости, ослаблению болей и напряженности мышц. Плавание и физические упражнения в воде с использованием специальных приспособлений и снарядов позволяют производить движения конечностями при полностью выключенной опорной нагрузке на них и на позвоночник. Они могут обеспечить повышение силы мышц нижних конечностей и туловища при выраженных явлениях их слабости (атрофии, парезы) в условиях исключения осевой нагрузки, способствовать исправлению деформаций позвоночника и повышению адап­тации к нагрузкам различной интенсивности, общей вынос­ливости и закаленности. При определении показаний к при­менению физических упражнений в воде необходимо учитывать состояние больного и в первую очередь –сердечно-сосудистой системы.

Особеннополезна ЛГ в воде в период появления активных движений, трудно выполняемых в обычной среде.

Основными показаниями к применению физических упражнений в воде следует считать: а) спастические и вялые парезы и параличи вследствие травматических повреждений ЦНС, поражений сосудов головного мозга; б) парезы и параличи вследствие переломов позвоночника (с нарушением целостности спинного мозга и без такого нарушения); в) артриты, артрозы; г) остеохондроз позвоночника; д) нарушения двигательной функции после переломов костей, костно-суставных реконст­руктивных и пластических операций, операций на перифери­ческих нервах; е) контрактуры суставов.

Формы и методы лечебной физкультуры

Формой ЛФК является система определенных физических упражнений. Это лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия больных по рекомендации врача, инструктора; дозированная ходьба, терренкур, физические упражнения в воде и плавание, ходьба на лыжах, гребля, занятия на тренажерах, механоаппаратах, игры (волейбол, бадминтон, теннис), городки.

Помимо физических упражнений, к ЛФК относятся массаж, закаливание воздухом и водой, трудотерапия, райттерапия (прогулки верхом на лошади).

Гигиеническая гимнастика предназначена для больных и здоровых. Проведение ее в утренние часы после ночного сна называют утренней гигиенической гимнастикой, она способствует снятию процессов торможения, появлению бодрости.

Лечебная гимнастика - наиболее распространенная форма использования физических упражнений в целях лечения и реабилитации. Возможность с помощью разнообразных упражнений целенаправленно воздействовать на восстановление нарушенных органов и систем определяет роль этой формы в системе ЛФК. Занятия (процедуры) проводят индивидуально у тяжелых больных малогрупповым (3–5 человек) и групповым (8–15 человек) методами. В группы объединяют больных по нозологии, то есть с одним и тем же заболеванием; по локализации травмы. Неправильно объединять в одну группу больных с разными заболеваниями.

Каждое занятие строится по определенному плану и состоит из трех разделов: подготовительного (вводного), основного и заключительного.

Вводный раздел предусматривает подготовку к выполнению специальных упражнений, постепенно включает в нагрузку. Длительность раздела занимает 10–20 % времени всего занятия.

В основном разделе занятия решают задачи лечения и реабилитации и применяют специальные упражнения в чередовании с общеукрепляющими. Длительность раздела - 60–80 % всего времени занятия.

В заключительном разделе нагрузку постепенно снижают. Физическую нагрузку контролируют и регулируют, наблюдая за ответными реакциями организма. Простым и доступным является контроль пульса. Графическое изображение изменения его частоты во время занятия называют кривой физиологической нагрузки. Наибольший подъем пульса и максимум нагрузки обычно достигаются в середине занятия - это одновершинная кривая. При ряде заболеваний необходимо после повышенной нагрузки применить ее снижение, а затем вновь повысить; в этих случаях кривая может иметь несколько вершин. Следует также проводить подсчет пульса через 3–5 мин. после занятия.

Очень важна плотность занятий, то есть время фактического выполнения упражнений, выражаемое в процентах к общему времени занятия. У стационарных больных плотность постепенно возрастает от 20–25 до 50 %.

При санаторно-курортном лечении на тренирующем режиме в группах общей физической подготовки допустима плотность занятий 80–90 %.

Индивидуальные самостоятельные занятия дополняют лечебную гимнастику, проводимую инструктором, и могут осуществляться в последующем только самостоятельно с периодическим посещением инструктора для получения указаний.

Гимнастический метод, осуществляемый в лечебной гимнастике, получил наибольшее распространение. Игровой метод дополняет его при занятиях с детьми.

Спортивный метод применяют ограниченно и в основном в санаторно-курортной практике.

При применении ЛФК следует соблюдать принципы тренировки, учитывающие лечебные и воспитательные задачи метода:

Индивидуализация в методике и дозировке с учетом особенностей заболевания и общего состояния больного;

Систематичность и последовательность применения физических упражнений. Начинают с простых и переходят к сложным упражнениям, включая на каждом занятии два простых и одно сложное новое упражнение;

Регулярность воздействия;

Длительность занятий (обеспечивает эффективность лечения);

Постепенность нарастания физической нагрузки в процессе лечения для обеспечения тренирующего воздействия;

Разнообразие и новизна в подборе упражнений - достигаются обновлением их на 10–15 % с повторением 85–90 % прежних для закрепления результатов лечения;

Умеренные, продолжительные или дробные нагрузки целесообразнее применять, чем усиленные;

Соблюдение цикличности чередования упражнений с отдыхом;

Принцип всесторонности - предусматривает воздействие не только на пораженный орган или систему, но и на весь организм;

Наглядность и доступность упражнений - особенно необходима в занятиях при поражениях ЦНС, с детьми, пожилыми людьми;

Сознательное и активное участие больного - достигается умелым объяснением и подбором упражнений.

Для проведения ЛФК составляют план занятия (процедуры), в котором указаны разделы, их содержание, дозировка, целевая установка (задачи раздела) и методические указания.

План процедуры лечебной гимнастики при недостаточности кровообращения I степени

Начальный этап

1. Элементарные упражнения для конечностей в исходном положении (ИП) сидя.

2–5. Вводный раздел процедуры. Постепенное втягивание сердечно-сосудистой системы в повышенную нагрузку. (Упражнения для корпуса, комбинированные движения рук и ног, рук и корпуса попеременно с дыхательными упражнениями в ИП сидя.)

5–6. Тренировка сердечно-сосудистой системы путем охвата более крупных мышечных групп корпуса в сочетании с правильной постановкой движений. Упражнения должны способствовать уменьшению застойных явлений в печени, селезенке и крупных венозных сосудах брюшной полости путем движения корпуса и периодического изменения внутрибрюшного давления в сторону как повышения, так и понижения.

7–8. Элементарные упражнения конечностями и дыхательные упражнения.

9–10. Снижение общей физиологической нагрузки. Создать условия для относительного отдыха сердечной мышцы. Усилить присасывающую деятельность грудной клетки упражнениями в глубоком дыхании.

Основной этап

11. Упражнения в ограниченном сопротивлении сидя или упражнения с гантелями.

12. Тренировка сердечной мышцы путем применения движений с возрастающим усилием (например, с постепенным добавлением упругих элементов в эспандере).

Заключительный этап

13. Заключительные элементарные и дыхательные упражнения с постепенным снижением интенсивности.

В приведенном плане нет перечисления упражнений, а указано, какие из существующих в классификации следует применять. В соответствии с планом составляют комплекс упражнений - с указанием исходных положений, описанием упражнения, его дозировки (число повторений или продолжительность в минутах) и методическими указаниями (при необходимости для отдельных упражнений).

Курс применения ЛФК разделяют на периоды: вводный, основной и заключительный (или начало, середина и конец курса лечения). Соответственно для каждого периода составляют планы или даже схемы и комплексы упражнений.

Примерный комплекс физических упражнений при недостаточности кровообращения I степени

1. ИП - сидя на стуле, руки на бедрах. Спокойное дыхание статического характера (3–4 раза).

2. ИП - сидя, руки на коленях. Разгибание рук в лучезапястном суставе (6–8 раз).

3. ИП - сидя. Тыльное сгибание стоп в голеностопном суставе (6–8 раз).

4. ИП - сидя, руки опущены. Руки в стороны - вдох, опустить - выдох (4–5 раз).

5. ИП - то же. Выбрасывание прямых рук вперед, в стороны, опустить (5–6 раз).

6. ИП - сидя. Поочередное поднимание бедер. Втягивать живот при приведении бедер (5–6 раз).

7. ИП - сидя. Отвести руки в стороны - вдох, опустить - выдох (4–5 раз).

8. ИП - сидя, руки фиксированы на спинке стула. Прогибание спины, не отрывая рук. При прогибании - вдох, при сгибании - выдох.

9. ИП - сидя, руками держаться за сиденье, ноги вытянуты. Разведение и сведение прямых ног со скольжением стоп по полу (6–8 раз).

10. ИП - сидя, кисти рук на подбородке. Развести локти в сторону - вдох, привести плечи, сдавить грудную клетку и слегка наклонить корпус - выдох (4–5 раз).

11. ИП - сидя, руки на бедрах, ноги расставлены на ширину плеч. Наклоны корпуса поочередно вправо-влево на выдохе. При выпрямлении - вдох (3 раза).

12. ИП - сидя, руки опущены. Поднимание рук в стороны, вверх - вдох, опускание - выдох (3–4 раза).

13. ИП - сидя на стуле, руки на бедрах. Упражнение в поднимании, опускании, отведении назад и приведении вперед плечевого пояса (6–8 раз).

14. ИП - сидя на краю стула, руками держаться за сиденье. Имитация движений велосипедиста со скольжением стоп по полу (10–12 раз).

15. ИП - сидя. Спокойное дыхание статического характера (3–4 раза).

16. ИП - сидя. Поднимание рук в стороны, вверх-вниз.

Из книги Справочник логопеда автора Автор неизвестен - Медицина

ЧАСТЬ IV НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ

Из книги Фармакология: конспект лекций автора Валерия Николаевна Малеванная

4. Лекарственные формы для инъекций. Мягкие лекарственные формы Лекарственные формы для инъекций включают стерильные водные и масляные растворы. Различают простые и сложные по составу.Rp.: Sol. Glucosi 5 % – 500 ml;Rp.: Sol. Camphorae oleosae 20 % – 2 mlSteril.! D. t. d. № 10 in amp.D. S. капельноРастворы в

автора Павел Николаевич Мишинькин

3. Методы лечения абсцесса и гангрены легкого. Общие и местные, консервативные и оперативные методы лечения Поскольку при гангрене легкого прогноз всегда серьезный, обследование и лечение больных необходимо проводить как можно быстрее. Первоначальной задачей является

Из книги Общая хирургия: конспект лекций автора Павел Николаевич Мишинькин

3. Методы лечения эмпиемы легкого. Общие и местные, консервативные и оперативные методы лечения Лечение заболевания делится на консервативные и хирургические методы. Для более эффективного лечения предпочтение следует отдавать хирургическим манипуляциям, позволяющим

Из книги Общая хирургия: конспект лекций автора Павел Николаевич Мишинькин

3. Основные методы лечения гнойного медиастинита. Общие и местные, консервативные и оперативные методы лечения Лечение данного заболевания производится в соответствии с основными правилами гнойной хирургии. Так, хирургическое лечение включает в себя определение

Из книги Общая хирургия: конспект лекций автора Павел Николаевич Мишинькин

3. Основные методы лечения фурункулов и карбункулов. Общие и местные, консервативные и оперативные методы лечения Лечение может подразделяться на общее и местное, специфическое и неспецифическое.К общим методам воздействия на организм больного относятся меры режима и

Из книги Общая хирургия: конспект лекций автора Павел Николаевич Мишинькин

3. Основные методы лечения рожистого воспаления. Общие и местные, консервативные и оперативные методы лечения Вопрос о госпитализации решается в зависимости от общего состояния больного. При эритематозной форме возможно лечение в домашних условиях. Но в любом случае

Из книги Полный справочник по уходу за больными автора Елена Юрьевна Храмова

Основные цели лечебной физкультуры в послеоперационном периоде 1. Профилактика заболеваний дыхательной и сердечнососудистой систем.2. Нормализация деятельности желудочно-кишечного тракта.3. Стимулирование регенеративных процессов в зоне оперативного вмешательства.4.

Из книги Заболевания позвоночника. Полный справочник автора Автор неизвестен

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ Лечебная физкультура включает занятия лечебной гимнастикой, физические упражнения в водной среде, упражнения на специальных аппаратах (механотерапия) и тренажерах, тренировку в ходьбе, обучение бытовым навыкам, игровые

Из книги Массаж при заболеваниях позвоночника автора Галина Анатольевна Гальперина

ГЛАВА 4. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА Существуют различные формы и методы массажа. Именно о них пойдет речь в этой главе. Более подробно будут рассмотрены приемы классического массажа и техники их

Из книги Восстановительные упражнения при заболеваниях почек автора Николай Альбертович Онучин

Роль физкультуры в лечении заболеваний почек Между мышечной деятельностью и работой мочевыделительной системы существует тесная физиологическая и функциональная связь. Известно, что почки, как и любой орган нашего организма, нуждаются в тренировке. Недостаток

Из книги 365 золотых упражнений по дыхательной гимнастике автора Наталья Ольшевская

История лечебной физкультуры ЛФК как самостоятельное, научно обоснованное направление медицины сформировалась лишь в последние десятилетия XX века. В то же время она имеет многовековую и богатую

Из книги Лечебная физкультура автора Николай Балашов

Основы лечебной физкультуры Главная задача медицины звучит так: не навреди! Это же относится и к ЛФК, которая, являясь методом лечения, должна назначаться и контролироваться именно лечащим врачом.Сложность самолечения заключается в неправильном распределении нагрузки

Из книги Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методы тренировки автора Владимир Федорович Тихонов

Формы и методы обучения подниманию гирь Существуют три формы организации обучения: групповая и индивидуальная, а также групповая с индивидуальным подходом.Групповое обучение проводится с однородным составом занимающихся по всем показателям: возраст, физическое

Из книги Растяжка для каждого автора Боб Андерсон

КОМПЛЕКСЫ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА В этой главе подобраны комплексы упражнений, рекомендуемые на занятиях различными видами физкультуры и спорта.Каждый раз, когда вы впервые сталкиваетесь с новым для вас упражнением, прочитайте сначала конкретную инструкцию по его

Из книги Пранаяма. Сознательный способ дыхания. автора Ранджит Сен Гупта

Под ЛФК понимается применение средств физической культуры к больному человеку с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и трудоспособности и предупреждения последствий патологического процесса. ЛФК изучает изменения, происходящие в организме больного под влиянием физических упражнений, что, в свою очередь, позволяет создавать обоснованные с клинических и физиологических позиций методики ЛФК при различных патологических состояниях.

ЛФК как составная часть системы физического воспитания и физической культуры является лечебно-педагогическим процессом и решает специальные задачи. Она призвана восстанавливать нарушенное здоровье, ликвидировать сформировавшуюся неполноценность физического развития, моральных и волевых качеств заболевшего, содействовать восстановлению ею трудоспособности, иначе говоря — всесторонней биологической и социальной реабилитации.

ЛФК является также лечебно-воспитательным процессом, поскольку воспитывает у больного сознательное отношение к использованию физических упражнений и массажа, прививает ему гигиенические навыки, предусматривает его участие в регулировании двигательного режима, формирует правильное отношение к закаливанию естественными факторами.

ЛФК — естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к главной биологической функции организма — мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развития и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса.

ЛФК — метод неспецифической терапии, в которой физические упражнения выполняют роль неспецифических раздражителей. В связи с активацией нейрогуморальных механизмов регуляции физиологических функций ЛФК оказывает системное воздействие на организм больного. Вместе с тем различные физические упражнения избирательно влияют на функции организма, что необходимо иметь в виду при анализе патологических проявлений в отдельных системах и органах.

ЛФК — метод патогенетической терапии. Систематическое применение физических упражнений влияет на реактивность организма, изменяя ее общие и местные проявления.

ЛФК — метод активной функциональной терапии. Регулярная дозированная тренировка стимулирует и приспосабливает отдельные системы и весь организм больного к возрастающим физическим нагрузкам, в итоге приводя к функциональной адаптации больного.

ЛФК — метод поддерживающей терапии. Применяется обычно на завершающих этапах медицинской реабилитации, а также у больных пожилого возраста.

ЛФК — метод восстановительной терапии. При комплексном лечении больных разные средства ЛФК успешно сочетают с медикаментозной терапией, различными физическими факторами лечения.

Метод ЛФК использует принцип упражняемое™. Тренировку-больного человека обеспечивают систематическое и дозированное применение физических упражнений с целью общего оздоровления организма, улучшения функций, нарушенных патологическим процессом, а также улучшения развития, образования и закрепления моторных навыков и волевых качеств.

Различают тренировку общую и специальную.

Общая тренировка преследует цель оздоровления, укрепления и общего развития организма больного; она использует самые разнообразные виды общеукрешгяюших и развивающих физических упражнений и приемов массажа.

Специальная тренировка ставит своей целью развитие функций, нарушенных в связи с заболеванием или травмой. При ней используют виды физических упражнений, непосредственно воздействующих на область поражения или функционального расстройства.

На основании данных о физиологии мышечной деятельности и клинико-функциональных исследований сформулированы следующие основные принципы достижения тренированности:
— систематичность, под которой понимают определенный подбор и распределение упражнений, их дозировку, последовательность; система занятий диктуется задачами тренировки;
— регулярность занятий предполагает их ритмичное повторение и соответственно чередование нагрузок и отдыха (в ЛФК под регулярностью обычно понимается ежедневность занятий);
— длительность. Эффективность физических упражнений прямо зависит от длительности занятий. В ЛФК недопустимы «курсовые» занятия (по аналогии с курсами курортного, физиотерапевтического и медикаментозного лечения). Начав занятия физическими упражнениями под руководством специалистов в лечебно-профилактическом учреждении, больной обязательно должен продолжать эти занятия самостоятельно в домашних условиях;
— постепенное повышение физической нагрузки. В процессе тренировки возрастают функциональные возможности и способности организма, поэтому должна повышаться физическая нагрузка. Это один из путей физического совершенствования организма;
— индивидуализация. Необходимо учитывать индивидуальные физиологические и психологические особенности каждого занимающегося, сильные и слабые стороны его организма, тип высшей нервной деятельности, возраст и тренированность больного, особенности основного заболевания и др.;
— разнообразие средств. В ЛФК рационально сочетаются, дополняя друг друга, гимнастические, спортивные, игровые, прикладные и другие виды упражнений для разностороннего воздействия на организм.

В основе развития тренированности лежит совершенствование нервного управления. В результате тренировки увеличиваются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, что ведет к улучшению регуляции функций.

Одновременно совершенствуется и координируется взаимодействие моторных и вегетативных функций. Тренировка физическими упражнениями сказывается в первую очередь на функции дыхательной и сердечно-сосудистой системы.

Тренированный организм способен к более полной мобилизации функций, что связано со значительным диапазоном сдвигов во внутренней и во всей вегетативной сфере. Тренированный организм может без ущерба для себя выдерживать большие отклонения гомеостатических констант (схема 5.1).


Схема 5.1. Лечебно-профилактическое действие физической тренировки (по А.И. Журавлевой)


К основным положительным сторонам метода ЛФК относятся:
— глубокая физиологичность и адекватность;
— универсальность, под которой понимается широкий спектр действия (нет ни одного органа, который не реагировал бы на движения). Широкий диапазон влияния ЛФК обеспечивается вовлечением всех уровней ЦНС, эндокринных и гуморальных факторов;
— отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке физической нагрузки и рациональной методике занятий);
— возможность длительного применения, не имеющего ограничений, с переходом от лечебного воздействия к профилактическому и общеоздоровительному;
— формирование нового динамического стереотипа, реактивно устраняющего или ослабляющего патологический стереотип. В нормальном стереотипе преобладает моторика; в его восстановлении и заключается общая задача ЛФК;
— перевод всех физиологических систем организма (в том числе стареющего) на новый, более высокий уровень, что обеспечивает повышение жизнеспособности и накопление энергии. Оптимальный двигательный режим задерживает старение.

Частные методики лечебной физкультуры строятся, исходя из основных лечебных задач, поставленных лечащим врачом, которые должны быть известны инструктору лечебной физкультуры, применяемых методов лечения, клинической картины заболевания, состояния больного, возраста, особенностей его поведения, приспособленности к физическим нагрузкам и т. д. Поэтому инструктор лечебной физкультуры должен работать в тесном контакте с лечащим врачом, при постоянном его наблюдении и консультации.

Не имея возможности ознакомить с частными методиками лечебной физкультуры при всех заболеваниях, мы ограничиваемся изложением частных методик при заболеваниях, наиболее распространенных.

Лечебная физкультура при заболевании внутренних органов

Применение средств лечебной физкультуры в комплексе лечебных мероприятий при разнообразных заболеваниях внутренних органов находит все большее применение.

Заболевания внутренних органов вызывают резкие изменения в деятельности всего организма больного: нарушения кровообращения, обмена веществ, пищеварения, выделительной системы и т. д. В процессе выздоровления происходит восстановление нарушенной болезнью деятельности органов и систем организма.

Дозированные физические упражнения, прогулки, игры на свежем воздухе при правильном проведении улучшают деятельность органов и систем (сердечно-сосудистая, дыхательная и др.) и способствуют быстрейшему выздоровлению больного.

Помимо общеукрепляющего воздействия на организм, с помощью лечебной физкультуры можно разрешать и специальные, более узкие лечебные задачи: тренировка сердечной мышцы, ослабленной в связи с заболеванием, улучшение дыхания и предотвращение спаечного процесса при плеврите, сохранение движения в пораженных суставах при артритах и т. д.

Лечебная гимнастика при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы используется широко. Она применяется при недостаточности кровообращения, гипертонической болезни, пороках сердца, миокардите, эндокардите, стенокардии, инфарктах миокарда и других заболеваниях.

Вместе с общим тонизирующим воздействием на организм больного лечебная физкультура разрешает и специальные частные задачи.

Так, при пороках сердца, т. е. при наличии анатомических (органических) нарушений клапанов сердца, задача лечебной физкультуры заключается в систематической последовательной тренировке физическими упражнениями с целью приспособления организма больного к физическим нагрузкам.

При инфаркте миокарда лечебная физкультура должна обеспечивать наиболее благоприятные условия для деятельности сердечной мышцы и максимально улучшить периферическое кровообращение.

В качестве примера разберем методику применения лечебной гимнастики при недостаточности кровообращения.

Лечебная гимнастика при недостаточности кровообращения преследует цель облегчить работу сердца путем развития и тренировки вспомогательных (экстракардиальных) факторов, обусловливающих кровообращение.

Улучшая функцию вспомогательных механизмов кровообращения (ритмические сокращения и расслабления мышечных групп, движения в дистальных отделах конечностей, внешнее дыхание), физические упражнения облегчают деятельность самой сердечной мышцы, снижая явления сердечной недостаточности (см. ориентировочный комплекс).

Методические указания

  • 1. Лечебную гимнастику следует применять после того, как в клинической картине отмечаются определенные сдвиги в сторону улучшения (уменьшение отечности, застоя в печени, одышки и др.).
  • 2. При проведении занятий лечебной гимнастикой необходимо подбирать исходные положения (лежа, сидя, стоя), соответствующие общему состоянию больного и клинической картине заболевания.
  • 3. При проведении занятия необходимо следить за реакцией больных на нагрузку, допуская проявления лишь легкой усталости.
  • 4. В комплексе занятий по лечебной гимнастике рекомендуется использовать дыхательные упражнения и паузы, особенно после упражнений для туловища.
  • 5. Нужно обращать особое внимание на санитарно-гигиеническое состояние помещения для занятий, обеспечивая предварительное его проветривание.

Лечебная гимнастика при заболеваниях органов дыхания

Основной задачей лечебной гимнастики при заболеваниях органов дыхания является восстановление нарушенной функции дыхания. Это осуществляется путем общеукрепляющего воздействия на весь организм физическими упражнениями и специальными упражнениями в статическом и динамическом дыхании из различных исходных положений.

Наиболее типичными исходными положениями при занятиях физическими упражнениями для больных с заболеваниями органов дыхания являются положения лежа и стоя, при которых создаются наиболее благоприятные условия для деятельности дыхательного аппарата.

При проведении занятий в постели используется исходное положение лежа на спине, на животе или на боку. Основное исходное положение лежа на спине может быть в следующих вариантах:

  • а) лежа на спине, голова - на подушке; применяется в тех случаях, если у больного не имеется выраженной легочной недостаточности (пневмония, плеврит);
  • б) лежа на спине без подушки под головой; применяется при наличии нагноительных процессов (бронхоэктатическая болезнь, абсцесс легкого); в этих случаях используется также положение лежа на боку, на животе;
  • в) лежа на спине с приподнятой головой и верхней частью туловища; применяется при наличии выраженной легочной и сердечно-легочной недостаточности, когда больному трудно дышать.

Положение стоя используется в основном при занятиях с ходячими больными.

Разберем для примера методику лечебной гимнастики при крупозной пневмонии.

Курс лечебной гимнастики при крупозной пневмонии продолжается в среднем 10-12 дней, распадаясь на: а) подготовительный период - 2 дня, б) основной период - 7-8 дней, в) заключительный период-1-2 дня.

Занятия по лечебной гимнастике в подготовительном периоде проводятся обычно в палате, лежа в постели. Производятся элементарные физические упражнения для рук, ног и туловища и дыхательные упражнения. Дозировка нагрузки определяется количеством повторений упражнений и темпом их выполнения.

По мере нарастания тренированности количество повторений увеличивается.

В основном периоде занятия лечебной гимнастикой могут проводиться как в палате, так и в специальном кабинете лечебной гимнастики или на воздухе. Комплекс физических упражнений более сложен по выполнению и по физиологической нагрузке. В занятия могут включаться снаряды: мячи, палки. Рекомендуется тренировка дозированной ходьбой (см. комплекс).

Лечебная гимнастика при артритах

Лечебная гимнастика при артритах применяется в под-острой и хронической стадиях заболевания. Острое течение обычно сопровождается симптомами, характеризующими воспалительный процесс (повышенная температура, лейкоцитоз, высокая РОЭ), и наличием болевого синдрома, в результате чего применение лечебной физкультуры противопоказано.

Основные задачи лечебной физкультуры при артритах:

  • 1) тонизирование организма больного с целью повышения деятельности основных систем и органов, деятельность которых нарушается в связи с ограничением двигательной функции, в частности нервно-мышечного аппарата, кровообращения и т. д.;
  • 2) разработка движений в пораженных суставах;
  • 3) профилактика возможных изменений в здоровых суставах;
  • 4) воздействие на связочный аппарат, вовлеченный в заболевание;
  • 5) приспособление двигательного аппарата к дозированным нагрузкам;
  • 6) снятие болевого синдрома.

При составлении комплексов лечебной гимнастики специальные упражнения, связанные с движениями в пораженных суставах, следует чередовать с движениями в здоровых суставах и дыхательными упражнениями. Имеющийся болевой синдром всегда должен учитываться при проведении занятия. Для его снижения рекомендуется предварительно проводить тепловые процедуры: теплую ванну, лечение озокеритом, парафином, а также лечебный массаж.

В целях уменьшения боли в пораженном суставе вначале производят только пассивные движения и по мере привыкания к ним переходят на активные движения. В начале курса лечения физические упражнения делаются только в здоровых суставах. Большое значение имеет сознательное отношение больных к занятиям лечебной гимнастикой, для чего с больными проводится беседа о механизме действия физических упражнений при данном заболевании.

Метод проведения лечебной процедуры выбирают соответственно состоянию больного , его функциональным возможностям и различным видам ЛФК. ЛФК проводится индивидуальным, групповым и самостоятельным методами. Индивидуальные занятия применяются у тяжелобольных с ограниченной способностью к движению. Преимущество индивидуального метода заключается в точности дозировки и выполнения упражнений, более надежном контроле за состоянием больного.

Наиболее распространены групповые методы ЛФК , при которых занятия проводят с группой больных. В группы подбирают лиц с одинаковыми заболеваниями (по возможности в одной стадии) и тренированностью. Групповой метод обладает большей эмоциональностью, однако дозировка и качество выполнения упражнений не очень точны. Оптимальное количество человек в группе - 10-15. Различают также малогрупповые занятия - 3-5 человек в группе.

Самостоятельный (консультативный) метод применяется, если больной не может регулярно в отведенное ему время посещать закрепленное за ним лечебное учреждение или он, закончив лечение в стационаре или поликлинике, продолжает реабилитацию на дому. Самостоятельные занятия являются незаменимыми при травмах, парезах, параличах, хронических заболеваниях органов дыхания, когда только многократное повторение упражнений в течение дня может привести к восстановлению функции или развитию компенсации. Перед тем как приступать к самостоятельным тренировкам, больной должен освоить необходимый комплекс упражнений под руководством специалиста. При проведении ЛФК дома больному необходимо периодически приходить к врачу или методисту лечебной физкультуры для получения указаний к дальнейшим занятиям.

К основным разновидностям форм ЛФК относят:
  • гигиеническую гимнастику,
  • лечебную гимнастику,
  • непродолжительную, дозированную ходьбу,
  • легкий оздоровительный бег,
  • прогулки,
  • экскурсии,
  • ближний туризм,
  • спортивные упражнения,
  • терренкур,
  • игровые занятия.

Наиболее важной формой применения ЛФК принято считать процедуру лечебной гимнастики (ЛГ). Располагая огромным выбором физических, силовых упражнений, она может применяться в любом возрасте, практически при любом заболевании, в любых условиях: непосредственно в палате, или же постели больного, специализированном кабинете ЛФК, на природе на воздухе, в естественной или искусственной водной среде.

Терапевтические цели ЛГ достигаются в основном путем правильной, регулярной, длительной дозированной физической тренировки.

Определяющим мерилом в выборе характера физического тренинга, его дозы, начальных исходных положений является физическое состояние, самочувствие больного . При этом также учитываются клинические особенности протекания заболевания, и уж тем более выраженность, глубина морфологических нарушений в органах и тканях больного, так и его возраст, пол, физическое развитие, навыки, предшествующая физическая подготовленность, умение правильно дышать.

Методически правильное проведение процедур ЛГ возможно лишь при соблюдении следующих принципов:
  • физические упражнения обязаны производить воздействие на весь организм пациента;
  • должны сочетаться как общеукрепляющие, так и узкоспециализированные упражнения;
  • соблюдение постепенности и последовательности наращивания и снижения уровня физических нагрузок;
  • чередование мышечных групп, вовлекаемых в физические упражнения;
  • ритмичное выполнение каждого упражнения с постепенным возрастанием амплитуды движений;
  • введение дыхательных упражнений в промежутках между гимнастическими упражнениями для снижения физической нагрузки;
  • ежедневное частичное обновление, усложнение упражнения, введение 10-15% новых упражнений в процессе лечебного курса;
  • обучение больных упражнениям, рекомендованным для последующих тренировок в домашних условиях в завершающие 3-4 дня курса;
  • соблюдение основных дидактические принципов (сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность, последовательность) при обучении больных физическим упражнениям;
  • характер тренингов, физиологическая нагрузка, темп, ритм, дозирование, исходные положения должны отвечать режиму движений пациента.

Грамотное использование физических упражнений подразумевает распределение физических нагрузок в соответствии с оптимальной физиологической кривой. Тут понимается динамика реакций организма на силовые упражнения в течение всей проходящей процедуры. Нормирование и распределение средств физической нагрузки имеет вид многовершинной кривой, для построения которой обычно используется частота пульса.

Как правило, любая процедура ЛГ состоит из трех составляющих: вводного, главного (или основного) и завершающего (заключительного). Вводный раздел, продолжительностью 10 - 20% от суммарного времени тренинга, состоит из элементарных упражнений; его задача - постепенно привести организм пациента к нарастающей нагрузке. В главном разделе, составляющем 65-85% общего времени занятия, производится общее и специализированное тренирующее воздействие на организм. Равновесие общеразвивающих и специальных упражнений вычисляется индивидуально, в зависимости от фазы патологического процесса и уровня двигательной активности. На данной стадии физиологическую нагрузку нежно делать максимальной. В финальном разделе (10-20% суммарного времени) путем элементарных гимнастических, а также дыхательных упражнений нагрузка медленно, поэтапно снижается.

В ЛГ различают 3 главных исходных положения – горизонтальное или лежа (вариации: на спине, животе, боку), сидя (на койке, в постели, на табурете, кушетке, полу и прочие) и вертикальное или стоя (вариации: на четвереньках, с опорой или же без опоры и прочие).

При проведении ЛГ следует уделять особое внимание позитивным эмоциям , содействующим установлению и фиксации условно-рефлекторных связей. Для их создания используют игровой метод проведения занятий (особенно у детей), музыкальное сопровождение, применяют упражнения с всевозможными предметами и спортивными снарядами, которые визуально подтверждают совершенствование качества и уровня двигательных навыков занимающихся.

Гигиеническая гимнастика - это цикл упражнений, используемых для повышения комплексного тонуса, укрепления иммунитета, здоровья и уровня физического развития. Она доступна для проведения в разное время суток. Используемая после пробуждения, она имеет название зарядки, а также утренней гигиенической гимнастики (УГГ). Зачастую УГГ, являющаяся самой известной формой занятия физкультурой, как в лечебных учреждениях, так и непосредственно в домашних условиях. Как правило, состоит из 10-15 разнообразных упражнений, выполняемых за 10-15 мин.

Дозированная ходьба как форма ЛФК применяется на всех стадиях лечения. Ходьбу по скорости разделяют:

  • прогулочным шагом с темпом до 40 шагов в мин,
  • медленную - 50-70 шагов в мин,
  • среднюю - 80-100 шагов в мин,
  • быструю - до 120 шагов в мин
  • очень быструю - 120- 140 шагов в мин.

Оздоровительный бег (по-другому бег трусцой) применяется в чередовании с ходьбой или дыхательными тренировками, а также в форме непрерывного и продолжительного бега.

Терренкур (дозированное восхождение) соединяет в себе просто ходьбу по горизонтальной плоскости с подъемами, спусками в пределах уклона в 3-20° на дистанцию 500-5000 м. Его используют в санаториях в качестве укрепляющего средства для сердечно-сосудистой системы пациентов. При этом физическая нагрузка нормируется длиной маршрута, градусом подъема, числом привалов для отдыха.

Спортивно-прикладные упражнения (плавание, гребля, езда на велосипеде, лыжи, коньки и др.) используют в лечебной физической культуре дозированно, без решения спортивных задач. Их целебное и гигиеническое значение обуславливается умеренным тренингом, закаливанием организма пациента и положительным воздействием на его нервно-психическую зону.

Такие формы ЛФК, как прогулки , экскурсии , ближний туризм позволяют сочетать активное восприятие природы и окружающей среды с дозированной физической нагрузкой (преимущественно ходьбой). Эффективность их лечебно-профилактического действия значительно повышается в сочетании с курортно-ландшафтными факторами.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком