Методики раннего развития. Развивающие методики. Методики дошкольного развития детей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Практически все родители стремятся развивать своего ребенка буквально с пеленок. И они правы, так как ученые считают, что пик развития умственных и творческих способностей приходится на 1,5-3 года. Именно в этом возрасте занятия с ребенком наиболее эффективны. Существуют различные методики раннего развития ребенка. Рассмотрим плюсы и минусы наиболее популярных методик.

1. Главным принципом системы Марии Монтессори является уверенность, что ребенок сам знает, в каком направлении ему двигаться. Задача, которую решает данная методика: создать благоприятные условия для саморазвития ребенка. Роль родителя или педагога – организовать среду развития с помощью специальных материалов. Пособия раскрывают ребенку представления о сенсорных эталонах (цвете, форме, величине) и организации окружающего мира. Недостаток этой методики: отсутствие ролевых и спонтанных игр. Эта методика раннего развития ребенка подходит больше всего усидчивым, «вдумчивым» детям, которые способны подолгу сосредотачиваться на предмете.

2. Кубики Зайцева помогают обучать чтению детей, начиная с 2-х лет. Они так же подходят детям с задержкой психического развития, детям с психоневрологическими проблемами и аутистам. Обучение происходит с помощью кубиков, таблиц и музыкальных записей, под которые ребенок пропевает «склады»- части слова. Это улучшает качество речи, расширяет словарный запас. Но есть и противники этого способа раннего развития. Специалисты считают, что такое обучение мешает ребенку в школе осваивать разбор слов по составу и фонетическому разбору слов.

3. Система Никитиных представляет собой набор спортивных и развивающих заданий, расположенных в порядке возрастания их сложности. Взрослый не должен давать способа решения поставленных задач. Если ребенок не справляется, задание откладывается до тех пор, пока он подрастет. Плюсом системы является то, она позволяет рационально организовать время, помогает закаливанию и спортивной подготовке детей. Минус: отсутствие индивидуального подхода и недостаточное внимание развитию речи и сюжетно-ролевой игре.

4. Метод Гленна Домана разработан автором для детей с поражениями центральной нервной системы. Принцип, заложенный в основу – стимулирование клеток мозга с помощью внешних раздражителей. Ребенку показываются карточки с изображением и названием различных предметов на 1-2 секунды. Считается, что ребенок подсознательно их запоминает и может заучить большой объем информации. Недостаток такого метода раннего развития в том, что большие объемы информации могут принести вред детской психике.

5. Методика Сесиль Лупан связывает обучение и развитие ребенка с возникновением у него интереса к окружающему миру. Детям пытаются дать именно те знания, и в тот момент, когда им этого хочется. Метод опробован автором на своих детях, поэтому у нее все более тонко и индивидуально. Большим плюсом является то, что для обучения используется то, что оказывается под рукой, никаких специальных пособий не требуется. Проблемным для родителей может оказаться ее настоятельная рекомендация обучать ребенка плаванию с пеленок.

Заниматься с малышом нужно обязательно, но стоит разобраться в плюсах и минусах каждой методики раннего развития ребенка, с учетом его индивидуальности.

В жизни любого из нас особую роль играют методики дошкольного развития. Ведь развитие физических и умственных способностей ребенка, а также формирование социальных навыков и характера зависит от дошкольного воспитания.

Мелкая моторика и методика дошкольного развития

Подавляющая часть методик дошкольного развития базирована на совершенствовании мелкой моторики. Когда кроха что-то делает своими пальчиками, у него начинают работать некоторые центры мозга. Некоторые мамы и папы считают, что если чаду нет 2,5 лет, то его развитием пока заниматься не надо. Однако это неверное мнение. В действительности родители должны воспитывать кроху с первых же дней. Если вы хотите, чтобы у ребенка быстро развивалась мелкая моторика, делайте ему легкий массаж ладошек.

Ошибки многих родителей

Многие мамы и папы совершают следующую ошибку. Когда чаду остается год до похода в первый класс, они организовывают для него занятия с отметками, звонками и переменами, лишают его игр, прогулок и сна. Положение обостряется еще больше, когда малыша отдают в несколько спортивных секций и обучающих центров.

Дорогие родители! Зачем вы отнимаете у чада последний год беззаботной жизни? Ведь вы лишь отобьете у него желание осваивать учебные дисциплины.

Кружки и секции

Естественно, малышу желательно ходить в секции и кружки. Однако ему достаточно заниматься чем-то одним. Если позволяют финансовые возможности, найдите для будущего школьника гувернантку. Она научит его писать, читать, а также преподаст азы иностранного языка. Но имейте в виду, что для любого карапуза самое главное – это общение с семьей. Развивающие игры с мамой и папой способствуют быстрому усвоению любого предмета.

Вы можете лишь время от времени играть с чадом в школу. Пусть вашими учениками будут куклы и плюшевые игрушки. Если малыш будет в игре учителем, у него появится стимул что-то изучать, чтобы потом «передавать знания» игрушкам. Иногда чаду можно побыть и учеником. В дошкольном развитии юного создания самое важное – не научить его читать, писать и считать, а научить его думать, привить ему навыки коммуникабельности, а также развить память.

Наука - это процесс вечный. Еще в лоне матери дитя учится приспосабливаться к жизни, принимая внутриутробную позу и развиваясь с маминой помощью, а у же в младенчестве познает первые азы самостоятельности, используя рефлексы. Со временем обучение является главной задачей ребенка. От выбора методики обучения во многом зависит интерес малыша к науке, его желание учиться, творить, конструировать и находить свое место в жизни.

Сегодня готовить ребенка к школе помогают развивающие методики для дошкольников. Они позволяют подать знания в доступной, эффективной и интересной форме.

Это и есть основное „преимущество” сегодняшних „развивалок” над вчерашними методами обучения. Да, новое не является полным отвержением старого и испытанного годами. Но все же, обучение по-новому даёт продуктивные результаты. Итак, узнаем о методах развития дошкольников:

  1. Методика Глена Домана . Она охватывает детей от рождения до четырех лет и в основном направлена на овладение чтением. Но развитие по Доману - это и интеллектуальное развитие, и физическое, ведь совершенствование детского мозга ребёнка связано с совершенствованием двигательных умений и навыков . Суть методики обучения чтению по Доману заключается в том, что учитель (педагог, родитель) дает посмотреть малышу на карточку, где красными ровными буквами написано слово, и при этом его произносит. Рядом помещается изображение этого слова. Методика базируется на запоминании слов целиком, без обучения чтению по слогам, как это было принято многие годы. Такой способ обучения не один раз подвергался критике из-за пассивной роли ребенка. Ведь задействуется только его память. Да и процесс изготовления таких карточек для запоминаний очень трудоемкий, учитывая богатство нашего языка и невозможность изобразить слова, не являющиеся предметами.
  2. Развитие по системе Монтессори . Мария Монтессори разработала методику развития деток 3 лет, которая основывается на свободе их выбора. То есть малыш сам выбирает, как и чем ему заниматься, сколько времени посвящать выбранному занятию. Методика - это целый комплекс занятий из упражнений, раздаточных материалов в виде дощечек, рамок, фигурок. Главный недостаток методики состоит во вседозволенности в процессе обучения, свободе детей, которая, по сути, является обучением всему понемногу без системы, планирования, последовательности.
  3. Методика кубиков Зайцева . Кубики Зайцева позволяют научиться читать в три года, а то и раньше. Набор состоит из 52 кубиков, разных по цвету и объему, весу и наполнению, на гранях которых нанесены слоги. В процессе игры с кубиками малыш составляет слова. Дополнение к этим кубикам - плакаты со слогами. Учить чтению, используя методику Зайцева, не очень просто, это требует усидчивости от родителей, не говоря уже о детях. Существуют специальные развивающие центры, обучающие чтению по этой методике.
  4. Игры по системе Никитиных . Семья Никитиных является классиками отечественного воспитания. Еще во времена Советского Союза на личном примере многодетной семьи они продемонстрировали образец воспитания гармоничной личности. Никитины акцентируют, что нельзя допускать крайностей в виде полной свободы и заброшенности ребенка, также чрезмерного давления на него в виде постоянных поручений, обучений, занятости. Основной задачей воспитания по методике Никитиных является развитие творческих способностей детей. Развивающие игры Никитиных популярны и сегодня, поскольку учат самостоятельно принимать решения. Игры рекомендуются малышам с полутора лет.
  5. Развитие ребёнка по Вальдорфской системе . Методике более ста лет, она возникла в Германии. Ее автором является Рудольф Штейнер. Основатель методики раннего развития считал, что до периода смены молочных зубов, то есть до 7 лет, малыша не следует загружать обучением письму и чтению. А вот творческие и духовные способности малыша нужно раскрывать, развивать дитя в гармонии с природой. Так, ребенок должен слышать и чувствовать музыку, рисовать и петь, лепить и танцевать.
  6. Методика Лупан . Сесиль Лупан является последователем Глена Домана и других методик раннего развития. На базе методики предшественников она разработала свою стратегию раннего развития ребёнка. Ее книга «Поверь в своё дитя» повествует о том, как и чему учить девочек и мальчиков. Главный принцип Сесиль Лупан состоит в систематичности и ежедневном обучении ребятишек в сензитивных (благоприятных) периодах. Автор придает основное значение чтению книг детям для развития их речи. Сесиль Лупан предлагает объяснять малышам сложные сказки, а для облегчения изучения букв считает необходимым визуализировать буквы. То есть к букве „к” рисовать кошку, к букве „м” - мышку. В книге автор советует родителям, как обучать своих чад верховой езде и плаванию, живописи и музыке.

Методики обучения детей чтению

Существует несколько основных методов обучения чтению детей дошкольного возраста. Вот они:

  1. Фонетический метод . Он основан на алфавитном принципе произношения букв и звуков. Когда малыш накопил достаточно знаний, то переходит к слогам, затем к словам. В фонетическом методе есть направление систематической фонетики (последовательное обучение звукам перед началом чтения) и направление внутренней фонетики (идентификация слова посредством рисунка).
  2. Лингвистический метод . Дети приходят в первый класс с большим словарным запасом, и поэтому лингвистический метод предлагает вначале обучать тем словам, которые читаются так, как и пишутся. На таких примерах мальчики и девочки усваивают соответствия между звуками и буквами.
  3. Метод целых слов . Его суть состоит в распознавании слов как целых единиц без их разбивания на слоги. Метод целых слов не предусматривает изучение звуков и букв. Ребенку просто показывают слово и выговаривают его. После изучения 50-100 слов малышу предлагают текст, где усвоенные слова встречаются часто.
  4. Метод целостного текста . Он похож на предыдущий, но акцент делается на языковом опыте ребенка. К примеру, малышу предлагают книгу с увлекательным сюжетом. Он смотрит, встречает незнакомые слова, о сути которых он должен догадываться с иллюстраций. Поощряется при этом и чтение, и написание своих рассказов. Фонетические правила ученику вообще не объясняются, а связь между звуками и буквами устанавливается в процессе самого чтения.
  5. Метод Зайцева . Автор определил единицей строения языка слог. Это гласная и согласная, то есть только две буквы. Слоги Зайцев написал на гранях кубиков, разных по весу и цвету. Данную методологию относят к фонетическим методам, потому что слог является и слогом, и фонемой. В ходе обучения чтению по методике Зайцева ребенок получает понятие о буквенно-звуковых связях.
  6. Метод обучения Мура . Автор начинает с обучения малыша буквам и звукам. При этом ученика вводят в лабораторию, где находится печатная машинка. При произношении звука нажимается клавиша с соответствующей буквой. Следующий этап - демонстрация сочетания букв. Это могут быть и простые слова из трех букв. Их также необходимо набирать на печатной машинке.
  7. Метод Монтессори . Автор сначала показывала детям буквы, затем учила их узнавать, потом писать и произносить. После того, как они уже обучились соединять в слова звуки, Мария Монтессори предлагала ученикам сочетать слова в предложения.

Сегодня детей обучают английскому языку в раннем возрасте. Если вы не можете делать это самостоятельно, то можно с этой целью нанять репетитора либо отдать малыша в группу раннего обучения иностранным языкам. В такую группу лучше записываться в возрасте 4-5 лет.

Сегодня в подобных группах учеников обучают английскому языку по нескольким методологиям:

  1. Методика Зайцева . Она предназначена для трехлеток и базируется на использовании кубиков.
  2. АлфавитДжеймса Питмана . Он расширил алфавит английского языка до 44 букв таким способом, чтобы каждая из них произносилась только в одном варианте, а все слова читались так, как пишутся.
  3. Игровая методика или game method . Она весьма эффективна в обучении детей английскому языку. Педагог начинает игры , а в их ходе происходит обучение словам. В игровой форме развиваются все знания об английском языке, начиная с грамматики до разговорной речи.
  4. Комбинированная методика . Она состоит в смешивании разных методик обучению детей английскому языку. В комбинированной методике задействуются игры, кубики, песни, картинки, танцы. Ребенку не приходится скучать, переключаясь из одного вида деятельности на другой. Это, как правило, положительно сказывается на усвоении знаний.

Итак, методики обучения детей английскому языку существуют самые разные. Но результативность усвоения знаний во многом зависит от личности педагога, его контакта с учениками, умения чувствовать каждого обучаемого.

Специально для - Елена ТОЛОЧИК

Методики раннего развития

47921

сегодня значительной популярностью пользуются различные методики раннего развития - методики марии монтессори, николая зайцева, екатерины и сергея железновых, глена домана и его последователя - андрея маниченко и т.д. современные мамы могут не только найти огромное количество информации и отзывов о них в интернете, но и купить и изучить книги-первоисточники непосредственно самих авторов методик… однако справиться с обилием всей информации непросто. к тому же всегда есть риск в погоне за одной системой упустить что-то важное из другой? давайте вместе разбираться и искать именно то, что нужно вам и вашему малышу.

Сначала о том, что мы понимаем под термином "раннее развитие". в данном случае - это занятия по различным авторским методикам, которые направлены на опережающее обучение, об этом говорят и девизы методик: (п.в.тюленев), "математика с пеленок" (а.а. маниченко), (масару ибука).

Итак, пробуем подобрать методику. сразу оговоримся - идеальной методики развития не существует! потому что все родители разные, и все дети разные. то, что нравится и подходит одним - совершенно не радует и не подходит другим. более того, ни одна система не дает 100% всестороннего развития, поэтому, увлекаясь какой-либо системой, нельзя забывать о развитии "западающих" направлений. так, например, у большинства методик не затрагивается развитие (а, как известно, движение - это жизнь) и , которая наряду с в дошкольном периоде является ведущей.

развивающая среда марии монтессори
это
принцип: следуем за ребенком и помогаем ему делать всё самому.
направления: развитие интеллекта, логического мышления, практических навыков и самостоятельности с помощью пяти зон развития: повседневная жизнь, сенсорное воспитание (развитие органов чувств), математика, родной язык, окружающий мир.
что нужно? развитие ребенка происходит благодаря специально подготовленной дидактической среде и уникальным материалам, разработанным марией монтессори. потребуются денежные затраты, так как материалов много, и они дорогостоящие. хотя как утверждают последователи системы автора, подойдут и самодельные пособия, и любые предметы домашнего обихода (тазик, сито, стаканчик, губка, вода и т.д.).
как заниматься. ребенок развивается благодаря окружающей его развивающей обстановке. все материалы должны находиться в свободном доступе. ребенок сам выбирает, чем он хочет заняться. например, он подходит к "розовой башне". если ребенок никогда раньше не выбирал это пособие, то взрослый пытается заинтересовать его и показать возможные способы игры. далее ребенок путем проб и ошибок самостоятельно играет с "розовой башней". после завершения игры пособие убирается ребенком на место. взрослому необходимо отслеживать изменения в интересах ребенка и своевременно организовывать соответствующую в данный момент дидактическую среду. например, ребенок увлекся . это сигнал для взрослого: пора дополнить математическую зону счетным материалом (всевозможные грибочки, палочки, кубики), карточками и плакатами с цифрами т.п.
кому подходит: усидчивым детям от 1,5 до 7 лет (хотя монтессори разрабатывала свою систему для детей от трех лет), склонным к конструированию, которым нравится что-то сортировать, собирать и разбирать. и внимательным, любящим во всем порядок, родителям, у которых мало свободного времени.
пробелы. в системе не предусмотрено , и . нет места
как можно адаптировать. развивающая среда - это всегда хорошо. и не обязательно заполнять её только монтессори-материалами - подойдут любые развивающие игрушки. хотя некоторые материалы, разработанные автором методики, можно и приобрести - они действительно уникальны и интересны. ещё вариант - посещать с ребенком детский центр, в котором представлены все пять зон развития по марии монтессори.

карточки домана-маниченко
эту разработал американский врач-нейрофизиолог глен доман. а российский педагог-психолог андрей александрович маниченко адаптировал и усовершенствовал её для русскоязычных детей.
принцип: в любом ребенке скрыт огромный потенциал, который необходимо начать развивать как можно раньше.
направления: интенсивное физическое и интеллектуальное развитие детей с рождения практически по всем направлениям: чтение и речь, математика и логика, английский язык, окружающий мир, творчество, воспитание сказкой.
что нужно? цель занятий по доману - познакомить ребенка с множеством систематизированных по разделам понятий (посуда, города, птицы и т.д.). доман предлагает , на которых размещены изображения предметов, цифры или слова.
как заниматься. несколько раз в день нужно в быстром темпе показывать ребенку серии карточек и называть то, что на них изображено. при этом карточки ни в коем случае нельзя давать ребенку в руки, иначе он утратит к ним интерес. каждый раз подборка карточек должна обновляться (доманом разработана специальная система замены старых карточек на новые).
пробелы. система домана-маниченко - одна из самых спорных систем раннего развития.
предлагаемый авторами способ показа карточек идёт в противоречие с формой мышления маленького ребенка. задача малыша - познавать мир всеми органами чувств, и в первую очередь - через тактильные каналы. методика же домана-маниченко предлагает знакомить ребенка с виртуальным миром карточек только через зрительные и слуховые анализаторы.
из-за пассивного способа подачи материала притупляется любознательность, инициативность, эмоциональность и творчество ребенка.
маленький ребенок быстро запоминает материал, но, не имея возможности применить полученные знания на практике, так же быстро его и забывает.
изобилие получаемой информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка.
кому подходит: высокоорганизованным родителям, ратующим за "раннее обучение", которым хочется расширять свой кругозор вместе с ребенком; и детям с крепкой нервной системой, которым интересно рассматривать карточки.
как можно адаптировать. можно купить несколько комплектов карточек для общего развития и в спокойном режиме смотреть их с ребенком, обсуждать, сравнивать с реальными предметами, придумывать с ними игры (хотя сейчас на сайте "умница" появились методические пособия с готовыми играми для занятий с детьми).

игры и упражнения сесиль лупан
последовательница метода глена домана, которая творчески обработала и адаптировала его методику, привнеся в нее эмоциональность и занимательность.
принцип: обучение должно приносить радость малышу и родителям. а учиться детям должно быть легко и интересно.
направления: развитие общения с ребенком, двигательная активность, речь и поэзия, чтение и письмо, иностранные языки, логика и счет, история, география, история искусства и рисование, музыка, плавание, верховая езда, спорт.
что нужно? считала, что с ребенком надо быть «на одной волне», давая ему то, в чем в данный момент он больше всего нуждается: возможность отдохнуть, погулять, поиграть или чему-то научиться.
она разработала , направленных на естественное и разностороннее развитие детей и описала их в книге «поверь в своё дитя». книгу можно прочитать и использовать в занятиях со своим ребенком.
кому подходит: всем любящим родителям, желающим расширить "репертуар" занятий, и их детям от рождения до 7 лет.
как можно адаптировать. сесиль лупан сама дает совет на этот счет: "нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, разработанные мною, так как то, что подходит одному ребенку, может оказаться совершенно непригодным для другого". золотые слова!

кубики зайцева
принцип: ребенок начинает знакомиться сразу со всеми складами русского языка. склад - это не слог, к которому мы привыкли, а единица чтения части слова, которая представляет собой комбинацию из согласной и гласной буквы, а также любую одиночную букву (ла-м-па - 3 склада, э-к-ра-н - 4 склада).
направления: .
что нужно? нужно купить (они все разные - по размеру, звучанию, окраске), настенные таблицы, диски с попевками, методичку. и заниматься. для этого ребенку не нужно знать названия букв (это даже вредно). он сразу будет учиться пропевать склад. пропевать - потому что "обучаться чтению с пением гораздо эффективнее". и ещё один момент: автор методики считает, что начинать следует с написания слов, а не чтения. поэтому на начальном этапе ребенок будет составлять из кубиков близкие ему слова: мама, папа, каша, дом, а уж только потом учиться их читать, вернее пропевать.
пробелы. в школе у детей из-за отсутствия проработки буквенного состава слова могут возникнуть проблемы с написанием слов, к тому же придется переучивать ребенка со "складов" на "слоги".
кому подходит. высокоорганизованным родителям, которым хочется научить своего ребенка читать как можно раньше и детям 2-7 лет, которые умеют бережно обходиться с дорогостоящими пособиями.
как можно адаптировать. ну, если только строить из кубиков башенки, стены и замки. хотя кубики зайцева можно использовать как дополнительное пособие на начальном этапе обучения чтения по . только старайтесь предлагать для чтения и составления слова из открытых слогов: мо-ло-ко, зи-ма, во-да и т.д.

динамические кубики евгения чаплыгина
- последователь методики зайцева. он разработал , с помощью которых ребенок приобретает навыки чтения. в наборе намного меньше кубиков (20 штук - 10 одинарных и 10 двойных), чем в комплекте зайцева. двойные кубики чаплыгина вращаются вокруг своей оси и из одного блока можно составить 32 (!) слога.
чаплыгин не остановился на кубиках для чтения, а разработал математическое , направленное на приобретения навыка устного счета до ста и умения решать числовые выражения.
"кубики" и "домино" рекомендованы для детей от трех лет.
в настоящий момент чаплыгин продал своё авторское право на эти кубики андрею маниченко (компании "умница").

музыкальные диски железновых
екатерина и сергей железновы разработали методику раннего музыкального развития . в репертуаре железновых есть диски с колыбельными, песенками-потешками, пальчиковыми играми, подвижными играми, песенками-инсценировками, подражательными играми, сказочками-шумелочками, игровыми массажами, музыкальными сказками, аэробикой, коммуникативными играми, английскими песенками и стихами, изучением алфавита, обучением счету и чтению, играми с музыкальными инструментами и мн. др.
методика подойдет для всех: музыка и движения уж точно никому не повредят.

сказочные игры воскобовича
вячеслав воскобович разработал - конструкторы и головоломки, которые сопроводил сказочными сюжетами. таким образом, ребенок будет не просто играть с пособиями, а помогать маленькому герою гео или оживлять квадрат, превращая его в домик, ежика или лодку.
самые известные игры – «геоконт», «квадрат воскобовича», "волшебная восьмерка" (изучаем цифры), "конструктор букв" (изучаем буквы"), "складушки" (учимся читать).
игры воскобовича развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое.
игры воскобовича недешевы, но при желании можно купить одну-две. одной игры вашему ребенку хватит надолго. так как пособия имеют несколько уровней сложности и их можно постепенно усложнять за счет большего количества разнообразных игровых заданий. подходит для детей от 2 до 7 лет (хотя можно и старше).

развивающие игры никитиных
борис и елена никитины вырастили семерых детей и создали свою систему, которая заключается в естественном развитии, оздоровлении, формировании творческих способностей, трудовых навыков и развитии природных данных. никитины считали, что родители должны принимать активное участие в детских играх и занятиях, поощряя при этом стремление детей самостоятельно мыслить и принимать решения. надо сказать, что в советское время произвела фурор. хотя в наше время многие семьи придерживаются схожих принципов развития и воспитания, даже не догадываясь о "первопроходцах".
борисом никитиным был придуман , направленных на развитие творчества и логического мышления. также он разработал правила освоения этих игр, главное из которых - не показывать, как надо. малыш должен сам разобраться в игре от начала до конца.
самые популярные игры никитина: "рамки и вкладыши", "сложи квадрат", и другие. играть в эти игры можно всей семьей. получите массу положительных эмоций.

логические блоки дьенеша
- это 48 геометрических фигур разного размера, толщины и цвета. выполняя с блоками разнообразные предметные действия (группировка по признаку, выявление лишней фигуры в ряду, выкладывание фигур по заданному алгоритму), у детей развивается логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. в наборе блоков дьенеша имеются методические указания с примерами игр. в дополнение можно приобрести , логические блоки дьенеша на страницах которых малыш сможет создавать заданные конструкции. блоки дьенеша предназначены для детей 3-7 лет (но можно начать заниматься и в более раннем возрасте).

цветные счетные палочки кюизенера
палочки кюизенера – , в котором содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
на наглядной основе формируют понятия цвет, форма, размер, числовая последовательность, состав числа, отношения «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше», пространственное расположение и многое другое.
для начала подойдет упрощенный набор из 116 палочек и альбом для выкладывания в нем палочек. пособие предназначено для детей от 2 до 9 лет.

комплекты «школа семи гномов»
"школа семи гномов" - это от рождения до поступления в школу (12 книг на каждый возраст). пособия разработаны в соответствии с современными образовательными стандартами и содержат полный комплекс знаний, необходимых ребенку-дошкольнику.
принцип: задания позволяют максимально полно учитывать индивидуальные особенности ребенка, не ориентируясь только на возрастные рекомендации.
направления: развитие речи, логики и мышления, счет и форма, прописи, грамота, окружающий мир, уроки доброты, здоровье и т.д. в зависимости от возрастной категории меняется и тематика книг.
что нужно? нужно заниматься со своим ребенком по пособиям "школы семи гномов". в каждой книге шсг имеется родительская страничка, где доступно рассказывается не только о том, как работать с книгой, но также и об особенностях развития ребенка данного возраста. пособия просты в обращении, чтобы заниматься по ним не нужно какой-то специальной подготовки. задания в пособиях "школа семи гномов" продуманы, лаконичны и взаимосвязаны. почти каждая книга имеет картонную вкладку с игрой, а книги для детей с 3х лет имеют наклейки для поощрения ребенка.
как заниматься. в этом вам помогут разноцветные гномики. вместе с самым младшим фиолетовым гномиком ребенок будете рассматривать понятные крупные иллюстрации в книгах, озвучивать нарисованное, слушать потешки. дальше за дело возьмется синий гномик. годовалые детишки познакомятся с новыми словами, порисуют, полепят, поиграют с фигурами разных форм, размеров и цветов. чем старше будет становиться ребенок, тем интереснее и обширнее ждут его задания. голубой гномик - позанимается с 2-3-летним ребенком, зеленый гномик - 3-4-летним, желтый гномик - 4-5-летним, оранжевый гномик - 5-6-летним, красный гномик - 6-7-летним.
кому подходит. всем детям и всем родителям. "школа семи гномов" активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях.
как можно адаптировать. книги шсг можно брать как за основу, чтобы знать, чему мы должны научить ребенка в этом возрасте. задания в книгах целесообразно дополнять "живыми" играми и занятиями.

Материал к занятию.

Существует множество инновационных методик и программ, которые обеспечивают вариативность подходов к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. Они позволяют подобрать наиболее результативную тактику подготовки дошкольника к обучению. С помощью этих методов даже 4-летние дети могут научиться читать, писать, осваивать сложные понятия. Однако большинство прогрессивных методов воспитания не практикуются в традиционных детских садах.

Среди специалистов существует мнение, что дети трех-четырех лет усваивают знания легче, чем семилетки. Поэтому дошкольное обучение следует начинать именно в этом возрасте. Результаты некоторых исследований показали, что самым эффективным является усвоение знаний именно на стадии роста мозга - начиная с трехлетнего возраста. На этих данных и базируются основные методики развития детей дошкольного возраста.

Польза развивающих методов обучения

В раннем возрасте природой созданы идеальные условия для усвоения различных знаний и накапливания жизненного опыта. Все программы для ранней дошкольной подготовки построены таким образом, чтобы преподносить детям учебный материал в интересной игровой форме. В этом плане наиболее эффективными считаются следующие методики раннего развития:

  • игры Никитиных;
  • методики М. Монтессори;
  • методика С. Лупан;
  • кубики Зайцева;
  • методика Е. Даниловой;
  • методика Г. Домана и др.

Основным направлением воспитания дошкольников является непосредственно подготовка к школьному учебному процессу. С другой стороны, различные творческие и игровые методы воспитания детей дошкольного возраста позволяют развить полезные личностные качества, которые помогут не только в получении знаний, но и в дальнейшей жизни.

Обучение в раннем возрасте не является выдачей ребенку сухого материала и готовых решений. Посредством учебно-игрового процесса у дошкольника вырабатывается потребность в получении все новых знаний и умений, которые он быстро усваивает и учится применять в будущем. Такой тип подготовки стимулирует мыслительные процессы у ребенка, развивает способность делать логические выводы и самостоятельно определять пути решения той или иной задачи. Предметная деятельность, в свою очередь, развивает у дошкольников творческие задатки и воображение.

Содержание популярных методик развития детей дошкольного возраста

Для быстрой выработки мелкой моторики идеально подходит методика Марии Монтессори. Она позволяет подобрать индивидуальные параметры обучения для любого ребенка, учитывая его интересы и занятия, которым он отдает предпочтение в свободное время. Большое внимание развитию мелкой моторики следует уделять из-за огромного количества рецепторов, которые находятся на кончиках пальцев. Нервные окончания направляют импульсы прямо в центры мозга, координирующие движения рук и пальцев. В этот момент происходит стимуляция речевого центра, который находится в непосредственной близости.

Рассматривая методы обучения детей дошкольного возраста, необходимо упомянуть цветомузыкальную методику. Ее особенностью является гармоничное сочетание звуков, цвета и движений. Образы не раскладываются на отдельные составляющие, а для их целостного восприятия ребенку необходимо задействовать оба полушария мозга. Это стимулирует развитие тесной взаимосвязи между различными мыслительными процессами и внешними анализаторами, что в будущем поможет ребенку успешно справляться с реконструкцией других образов.

Вальдорфская система дошкольного обучения дает возможность развить у ребенка как интерес к академическим предметам, так и тягу к приобретению различных художественных и практических навыков. Среди отечественных методов воспитания особо ярко выделяется методика Никитиных. Подобная программа содержит целый курс логических заданий, стимулирующих развитие мышления, а также подразумевает физическую закалку детского организма.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком