Как развивать умственные способности ребенка. Консультация на тему: Игры для развития интеллекта у детей дошкольного возраста

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Интеллектуально развитые, умные личности всегда были в большой цене. Человек, характеризующийся хорошим багажом знаний в разнообразных сферах, имеет преимущество перед другими людьми, что приводит к успеху в профессиональной деятельности. Следует различать развитый интеллект и начитанность. Ведь можно знать много увлекательных сведений, однако не уметь их анализировать, сопоставлять, логически мыслить. Сегодня появилось множество способов развития интеллекта, использовать которые можно с самого раннего возраста.

Интеллект ребёнка

Зная о том, что человеческая психика - это способность воспринимать определённым образом окружающий мир и реагировать на него, то несложно и понять, что же такое интеллект. - качество психики, охватывающее все стороны деятельности человека: и умственную, и эмоциональную, и физическую. Это способность адаптироваться к разнообразным ситуациям на основе своего уровня развития. Иными словами, хорошо развитый интеллект - это синоним гармонично развитой личности, сочетания богатства внутреннего мира с физическим развитием.

«Знаете ли вы, что развитие интеллектуальных способностей ребёнка - неотъемлемая часть гармоничного развития, которое включает духовное и физическое воспитание?»

Многие родители зададутся вопросом: зачем развивать интеллект у ребёнка? Ответ очевиден: для того, чтобы ребёнок стал способным быстро, легко и эффективно обучаться, успешно использовать приобретённые знания, совершать открытия в будущем или научиться делать то, чего не могут другие. Следовательно, развитию интеллекта нужно уделять внимание с раннего детства.

Этапы развития интеллекта

Прежде всего, уровень интеллекта (коэффициент умственного развития, IQ) проявляется в мыслительной способности ребёнка. Мышление напрямую связано с физической активностью. Передвигаясь, ползая, бегая, топоча по лужам или играя с песком, малыш познаёт окружающую его действительность, развивая мозг. Именно в связи с этим не следует ограничивать двигательную активность крохи, позволяя ему самостоятельно познавать мир. Запреты и ограничения тормозят мозговую деятельность малыша.

Когда малыш подрастёт , лучше как можно активнее заниматься с ним играми на развитие логического мышления, счёта и обобщения, речи. Уже можно начать обучать кроху чтению: так будет активизироваться развитие мышления, формироваться и увеличиваться словарный запас.

Младшие школьники будут интеллектуально развиваться, играя в настольные либо компьютерные логические игры. Игра - великолепный способ для организации обучения чему угодно. Согласитесь, гораздо лучше, когда развитие интеллектуальных способностей проходит в ненавязчивой обстановке.

Ещё более интересно, как интеллектуально развивать подростков. Школьная программа усложняется год за годом, и поэтому первые экзамены могут стать настоящим испытанием для школьников, имеющих интеллектуальные сложности. Юношеский возраст характеризуется изменениями в физической и психической сферах, а также некоторым снижением познавательного интереса. Вот тут родителям надо хорошенько подумать, как простимулировать интеллектуальное развитие подростков, не только заставляя их побольше читать.

Факторы интеллектуального развития

«А знаете ли вы, что грудное вскармливание младенца активизирует его умственное развитие?»

Умственное развитие ребёнка зависит от определённых факторов:

1. Генетические факторы. Имеется ввиду та , которую ребёнок получает от родителей при рождении. От этих факторов немало зависит уровень, качество и направление интеллектуального развития ребёнка.

2. Факторы, которые возникают во время беременности матери. То, какой образ жизни был у беременной, отражается на умственном развитии ребёнка. К примеру, задержке умственно развития будущего ребёнка могут влиять:

  • неполноценное питание
  • недостаток йода в организме матери
  • болезни во время беременности
  • приём лекарственных средств
  • употребление алкоголя, наркотических веществ, табакокурение.

3. Факторы внешней среды. Нарушения в умственной деятельности малышей могут возникнуть вследствие:

  • плохого питания детей
  • недостатка общения
  • ограничения двигательной и познавательной активности
  • неполной семьи.

4. Фактор многодетной семьи. Исследования показали, что первенцы более умственно развиты в отличие от остальных детей в семье. Однако в многодетных семьях дети лучше развиваются в социальном плане: они легко приобретают навыки общения и быстрее адаптируются в обществе.
5. Фактор социального положения семьи. Дети из очень бедных семей не всегда радуют своей школьной успеваемостью родителей.
6. Фактор влияния школы. В большинстве общеобразовательных школ учителя до сих пор считают хорошим такого ученика, который спокоен, отвечает на вопросы так, как от него требуется, ничего не делает без спросу. Этим характеристикам не соответствуют дети с высоким творческим потенциалом: те, которые проявляют нестандартный подход к решению заданий. Только индивидуальный и личностно-ориентированный подходы к образованию будут стимулировать умственное развитие детей в школе сегодня.
7. Фактор личностных качеств ребёнка. На развитие умственных способностей влияет и то, каким характером и темпераментом обладает ребёнок. Вдумчивые дети внимательны к выполнению сложных задач, однако они не уверенны в себе и боятся неудач. Легковозбудимые дети несколько поверхностны, но способны спонтанно проявлять творческие импульсы.
8. Фактор личностных качеств родителей. Хорошо, когда родители интеллектуально развиты, успешны, уверенны в себе, любят свою работу: в таких условиях дети быстрее развиваются. Однако это не главное условие для того, чтобы вырастить умного ребёнка. Главное в воспитании - забота родителей и вера в силы детей.

Интеллект дошкольников

«Это интересно. Мозг ребёнка формируется до трёх лет на 80%. Постарайтесь не пропустить этот момент для формирования интеллекта малыша».

Основной вид жизнедеятельности ребёнка дошкольного возраста. Благодаря игре ребёнок и познаёт окружающий его мир: учит цвета и формы, узнаёт о растениях и животных, учится общаться. Игра же и выступает основным методом развития интеллекта.

Увидев игрушку впервые, малыш её тщательно исследует: осматривает, крутит, трясёт, пробует на вкус, прислушивается к ней. Зная об этой «исследовательской» природе маленьких детей, нужно предлагать им игрушки, стимулирующие их мыслительную способность:

  • блочные конструкторы
  • игрушки, которые можно разбирать
  • простые бытовые предметы, с которыми можно играть.

Как ещё малыш может изучать мир, развивая мозг?

  1. Постарайтесь покупать не все игрушки. Игрушки можно изготовить собственными руками, трансформировать бытовые предметы в игрушки: так будет интереснее их изучать.
  2. Привлекайте ребёнка к совместному творчеству. Изготовьте игрушку вместе с ребёнком и поиграйте с ним.
  3. Разрешайте ребёнку использовать в качестве игрушки разные предметы, которые его заинтересовали. Естественно, в разумных рамках: они должны быть безопасны.
  1. Множество игрушек рассеивают внимание. Поэтому лишние игрушки лучше убирать.
  2. Дети любят многофункциональные игрушки.
  3. Игрушки из магазина обычно быстро надоедают малышу.
  4. Ребёнка больше заинтересуют сложные игрушки, которые можно исследовать бесконечно.

Наряду с играми в игрушки, занимайтесь с ребёнком дидактическими (обучающими) играми, играйте на улице в спортивные игры, читайте и обучайте малыша чтению, начните постигать с крохой азы иностранного языка, занимайтесь рисованием и лепкой, музыкально развивайте ребёнка. Не нужно перегружать ребёнка. Идеально, когда занятия проходят в игровой форме, увлекательны и приносят удовольствие. Только тогда интеллект дошкольника будет развиваться естественно и гармонично.

Смотрите видео о том, как можно развивать умственные способности малышей

Особенности интеллектуального развития школьников

Ведущим видом деятельности у младших школьников становится учёба. На основе этого вида деятельности у детей активно развивается мышление, сопутствующие особенности (анализ, планирование и прочие), потребность в обучении и мотивация к нему. От того, насколько интересно осуществляется учебная деятельность, насколько она успешна, зависит развитие личности ученика. В процессе учебной деятельности дети овладевают способностью учиться и использовать теоретические знания. относится к периоду интенсификации интеллектуального развития. Умственное развитие стимулирует и другие качества ученика. Благодаря этому приходит осознание необходимости учебной деятельности, осуществляется запоминание произвольное и намеренное, развивается внимание и способность сосредотачиваться и т. д. Успешность интеллектуального развития в этом возрасте зависит от личности и деятельности учителя, его умения творчески подходить к обучению детей, использовать современные методы обучения, направленные на стимулирование всех познавательных процессов, учитывать индивидуальные особенности учеников.

Интересно, что у детей школьного возраста формируется склад ума. У одних склад ума аналитический, у других учеников - наглядно-образный, а у третьи характеризуются наличием как образных, так и абстрактных элементов. Чтобы гармонично развивать умы школьников, учителю необходимо воздействовать как на логическую, так и на образную составляющую ума, преподнося учебный материал объёмно.

Успешной учёбе способствует наличие таких составляющих мышления школьников:

  • уметь мыслить: анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать информацию, формулировать суждения и умозаключения;
  • уметь критически мыслить, имея несколько вариантов решения проблемы;
  • уметь выделять главное, видеть цель.

Чтобы успешно развивать мышление в школьном возрасте, лучше всего использовать идеи развивающего обучения. Эта педагогическая технология предполагает, что задания имеют проблемный характер, что и стимулирует активное развитие интеллекта ученика.

Диагностика интеллекта

Зная уровень развития умственного развития ребёнка, можно правильно подобрать для него методы обучения. Для определения уровня IQ, используют специальные . Для малышей - яркие картинки, рассматривая которые и отвечая на вопросы, ребёнок демонстрирует определённый уровень своего интеллекта. Дошкольники могут проходить диагностику с помощью специальных заданий и опросников.

Для проверки IQ школьников используют психологические тесты. Они построены в виде блоков, направленных на исследование интеллекта в разных сферах. Ориентируясь на результаты, можно узнать, как он воспринимает информацию лучше всего.

Способы развития интеллекта

Что может улучшить умственные качества ребёнка?

  1. Игры, развивающие мозг. Это могут быть шахматы или шашки, головоломки, логические, психологические и настольные игры.
  2. Математика и точные науки. Математика учит структурировать понятия, относиться ко всему с порядком.
  3. Чтение. Хорошая художественная книга всегда даст почву для размышления. Читайте ребёнку, учите читать самостоятельно, обсуждайте прочитанное.
  4. Обучение. Процесс обучения ценен сам по себе, так как он активизирует развитие всех способностей человека.
  5. Изучение иностранного языка.
  6. Познание нового. Читайте с ребёнком энциклопедии и справочники, смотрите образовательные фильмы и передачи, заходите на . Создайте условия, в которых ребёнку будет интересно каждый день открывать для себя нечто новое. Так будет расширяться кругозор и эрудиция. Пусть ребёнок будет любознательным.

Как стимулировать интеллект?

  • постоянно задавайте ребёнку вопросы
  • употребляйте слова «Думай», «Будь внимательнее», «Вспоминай»
  • гуляя, отдыхая, давайте ребёнку задания (понаблюдать, посчитать, разгадать загадку)
  • учите ребёнка доводить начатое дело до конца
  • обсуждайте вместе с ребёнком результаты его деятельности, выявляйте недостатки, размышляйте, как сделать лучше.

Выводы

Развивайте ребёнка гармонично. Одних книг недостаточно, чтобы сделать ребёнка умным. Создайте дома целую систему интеллектуального развития малыша. Занимайтесь вместе, уделяя внимание всестороннему развитию умственных способностей. Пусть занятия будут нескучными и приносят пользу.

Елизавета Шевченко
Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ :

«РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ »

Умственное воспитание дошкольников является одной из сторон общего воспитательного процесса, осуществляемого в детском саду,

Умственное развитие ребенка происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, так и в процессе систематического обучения на занятиях и важнейшую роль при этом играет систематически осуществляемый на занятиях процесс умственного воспитания .

В детском возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает дальнейшее успешное умственное воспитание .

Важнейшим средством умственного воспитания является окружающая нас природа. Она постоянно привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания и восприятия.

Правильное сочетание на занятиях руководства воспитателя и активность самих детей – одно из важных условий обучения.

Работая на старшей группе, придаю огромное внимание активизации умственной деятельности не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Планируя занятие, определяю его содержание, свою деятельность. обязательно стараюсь предусмотреть активную деятельность детей .

Любое занятие : по развитию речи , изо – деятельности, по формированию элементарных математических представлений, стараюсь продумать его основательно, всегда продумаю новый материал, стараюсь внести что-то интересное, забавное, чтобы повысить активность у детей :

Например загадки – шутки : «На какое ведро садится ворона во время дождя?»

«Пять пальцев и не одного ногтя.» .

В работе с детьми использую разные методы и приемы; готовлю наглядный материал, чтобы дети смогли постичь сущность литературного произведения, идейный замысел автора. Тщательно готовлюсь к чтению сказки; сначала стараюсь вызвать интерес к содержанию произведения, чтобы удержать их внимание. С этой целью применяю приемы : рассматривание картин или предмета о котором будет идти речь, загадываю загадки, читаю четверостишие или знакомлю детей с портретом писателя, чьё произведение будет прочитано.

Учу активно. Внимательно слушать, вдумываться в текст в процессе слушания. После чтения провожу беседу по содержанию произведения с помощью вопросов. Вопросы продумываю так, чтобы сохранить ту нравственную атмосферу, которая присуща произведению.

В старшей группе дети уже хорошо размышляют, обдумывают свои ответы.

На занятиях по ознакомлению с природой, на прогулках наблюдаем за живой и неживой природой. Наблюдения очень продуктивно проводить с подгруппой (5-6 человек) . Внимание у детей устойчивое , вижу глаза каждого ребенка. Для активизации внимания читаю отрывки из произведений А. С. Пушкина, Бунина.

У нас на участке растут деревья различных пород : хвойные, лиственные, плодовые, всего 19 видов, поэтому каждый день планирую наблюдения за деревьями. Обращаю внимание на крону дерева, ищем сходство, различие (тополь – ель, (липа – рябина, (ива – береза) – прием сравнения вызываем потребность в активной мыслительной деятельности.

Осенью провожу занятия по ознакомлению с характерными особенностями овощей, фруктов, используя прием сравнения (яблоко – картофель, помидор, (морковь – свекла, таким образом используя сравнения противопоставления, аналогии, классификацию а также умение делать выводы – способствовало развитию логического мышления дошкольника .

Большую ценность для умственного и речевого развития представляют загадки. Они не только расширяют представления детей о каком- то определенном предмете, но и развивают наблюдательность , учат думать отвлеченно, мыслить, подмечать характерные признаки предметов, т. е. способствуют речевому и умственному развитию . Например :

Четыре крыла, а не бабочка.

Крыльями машет, а не места.

Когда собаке исполнится пять лет,

На занятиях по формированию у дошкольников элементарных математических представлений стараюсь сочетать известное с новым, а именно с занимательной математикой, развивающими логико – математическими играми и упражнениями.

Использование занимательной математики позволяет упражнять не только память, но и мыслительные процессы. Логико – математические игры способствуют развитию таких умственных операций , как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета.

Дети учатся догадываться, доказывать – а это путь к развитию умственных способностей у детей .

У каждого человека есть общие способности, которые помогают человеку адаптироваться в мире, получать, перерабатывать и хранить новую информацию, использовать социальный и практический опыт в практической деятельности. Многие способности формируются в детском возрасте, поэтому развитие способностей ребенка имеет особое значение.

Для начала определим что же такое способности:

  • Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
  • Это особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.
  • Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека.

Чем больше у ребенка развиты способности, тем проще ему справляться с различными задачами.
Назовем эти общие способности так:

  1. Интеллект — некая жизненная способность адаптироваться, обнаруживающая себя в конкретных ситуациях познавательного контакта человека с миром и как способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний;
  2. Креативность — способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии;
  3. Обучаемость — способность приобретать новые знания.

Каждый из вас наверняка задавал себе вопросы: «А у моего ребенка достаточно высокие способности, чтобы он хорошо учился, был успешным в жизни?» «Может быть, мой ребенок талантливый, ведь он так хорошо рисует, придумывает сказки?» «Могу я что-нибудь сделать, чтобы развить способности моего ребенка?».
Давайте поищем ответы вместе и подумаем, что можете и должны сделать для ребенка именно вы и никто другой.

  • Наиболее интенсивно интеллект развивается от 2 до 12 лет.
  • Мамы и папы по-разному могут помочь ребенку развить свой ум, однако есть общее — эмоциональная поддержка ребенка.
  • У ребенка, живущего в благоприятной эмоциональной среде, когда его любят, в семье царит радость, у всех хорошее настроение, уровень интеллекта постоянно повышается.
  • У детей, по отношению к которым родители не проявляют достаточной заботы, наблюдался процесс снижения интеллекта.
  • Интеллект повышается, если родители предоставляют ребенку возможность развить свои способности, умения и навыки, не стараются исправить то, что сделал ребенок.

Верьте в возможности своего ребенка, будьте спокойны и терпеливы!

Мамы! В ваших силах повысить и развить умственные способности ребенка, если вы предъявите ребенку систему требований и будете следить, чтобы он их выполнял. Требования являются необходимым средством воспитания. Это то, что ожидается от ребенка, Через требование взрослый сообщает ребенку, как надо себя вести, что делать, чтобы быть успешным. И еще — поддерживайте у ребенка высокую самооценку.
Папы! Оказывается ваш вклад в развитие интеллекта ребенка примерно в 2 раза больше.

Интеллект ребенка будет расти «прямо на глазах» если вы:

  • Будете играть с ребенком в самые разные игры или заниматься совместными делами;
  • Именно вы будете привлекать ребенка-дошкольника к обсуждению семейных дел (например, что подарить маме, что купить, куда переставить стол и т. п.);
  • Предъявите систему запретов. Запреты — это также одно из важнейших средств развития и воспитания. Что же делать маме, если папа постоянно на работе и не успевает общаться с ребенком? Мама в течение недели может напоминать ребенку те правила, которые в выходной день ему сообщил папа.
  • Не стремитесь сразу удовлетворять все потребности ребенка. Это неблагоприятно сказывается на развитии умственных способностей детей 5-6 лет.

О креативности

Креативность — умение мыслить нестандартно, творчески. Переключаться с одной идеи на другую, выполнять одно и то же дело по-разному. Креативный ребенок, как правило, доставляет родителям много хлопот. Он все время что-то придумывает, переключается с одного дела на другое, меняет увлечения. Но зато как богата его фантазия, как разнообразны рисунки! А еще такой ребенок сочиняет стихи, сказки. В его игре много сюжетов, персонажей.
По-настоящему креативный ребенок — всем известный Буратино. Помните, как он продал Азбуку, чтобы пойти в театр? Не очень умно, зато как интересно.

Задумались? Но учтите, что креативность выручает человека в сложной ситуации, когда надо поступить нестандартно. Пока другие сказочные куклы плакали и боялись, именно Буратино придумывал, как спасти друзей, как помочь папе Карло. Значит, креативность тоже очень нужна человеку для успешной жизни.

Итак, что надо делать, чтобы развивалась креативность ребенка?

Нужно знать, что есть два сенситивных периода развития креативности, когда способности развиваются очень быстро. Первый — 3-5 лет (развивается в сюжетной игре), второй — примерно 10-12 лет (период развития так называемой культурной креативности).

И мамы и папы повышают уровень развития креативности, если играют в совместные игры, уделяют ребенку внимание, а папы привлекают ребенка к семейным делам, обсуждению планов.


Об обучаемости

Предпосылкой обучаемости служит интеллект. Ее высокий уровень связан с развитием личности. А значит, обучаемость ребенка развивается в тесном общении со взрослым.

Для развития обучаемости:


  • Чаще задавайте ребенку вопросы;
  • Разговаривая о природе и людях, событиях или просмотренных телепередачах, рассматривая картины, говорите ребенку: «Подумай», «Посмотри внимательнее», «Вспомни»;
  • На прогулке задавайте задания (пересчитай машины, найди два похожих дерева) и, не торопя с ответом, говорите ребенку о том, что ждете его;
  • Не бросайте начатое дело, доводите его до конца;
  • Обсуждайте с ребенком, устраивает ли вас и его результат работы, думайте, как исправить то, что не нравится.

О сенсорном развитии ребенка

Возможно, вы приобретаете в магазинах игрушки, которые, как утверждают производители и продавцы, развивают у ребенка восприятие цвета и формы, знакомят с пространственными отношениями, временем и т. д. В каждой семье сейчас достаточно много таких игрушек.

К сожалению, наряду с большим количеством плюсов детских развивающих игр и игрушек, есть один существенный минус. С игрушкой можно делать все что угодно, а самое главное — она не дает обратной связи и не может выразить собственного желания или нежелания во время взаимодействия.

В процессе изучения объектов живой природы у ребенка реализуется одна из главных способностей — чувственное познание мира. Он получает живой непосредственный опыт. Происходит активизация всех сенсорных систем: отрабатывается зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное восприятие, формируется произвольное поведение и т. д.

Только богатый мир окружающей природы помогает детям перенести свои впечатления в мир творческого воображения, повышает интерес к овладению новых умений и навыков, получению дополнительных знаний.

Все, что нужно для нормального сенсорного развития — это восстановить естественный контакт с природой.

Подведем итоги — развитие способностей ребенка процесс многосторонний и постепенный, в который активно должны быть включены и мама и папа. Будьте рядом и способности вашего ребенка не перестанут вас удивлять!

В этой статье:

Родители начинают задумываться о том, как и с чего начинать интеллектуальное развитие детей, пожалуй, с того момента, как малыши делают первые шаги. Заботливые мамы и папы считают, что чем раньше они начнут развивать интеллектуальные способности ребенка, тем проще в дальнейшем ему будет учиться и тем больших вершин он достигнет. Так ли это на самом деле? Как и когда нужно начинать развивать детей интеллектуально, а главное, отличается ли процесс развития дома от того же процесса в детских дошкольных учреждениях? Об этом читайте ниже.

Что говорят психологи?

Детские психологи в один голос утверждают, что в дошкольном возрасте – который, между прочим, начинается не с года, а с трех лет, и продолжается до семи – главным видом деятельности малыша была, есть и будет игра. Сначала это самые простые игры, которые по мере взросления ребенка усложняются сюжетом, правилами, использованием вспомогательных предметов и т.д.

Играя без
ограничений по времени в дошкольном возрасте, к 6 годам, когда пора поступать в школу, малыш чувствует, что уже достаточно наигрался, и с удовольствием знакомится с новым видом деятельности - учебой. Главное, что руководит ребенком в этом возрасте - это познавательный интерес. Он стимулирует его учиться, узнавать что-то новое, быть одним из лучших в классе.

Если пересмотреть основные литературные материалы, посвященные развитию интеллектуальных способностей ребенка, то можно заметить, что все они построены на обучении малыша в игровой форме. Авторы постоянно напоминают читателям о том, что они имеют дело с детьми дошкольного возраста, развитие которых может быть построено исключительно на игре, которая, правда, в данном контексте уже выступает в роли средства подготовки к школе.

Следуя
рекомендациям авторов, родители сознательно лишают ребенка детства, обучая его, пусть и в игровой форме, тому, что он и так бы узнал в свое время в начальной школе. Что это дает? Родители получают повод гордиться малышом, который в три года выдает истины, неизвестные первокласснику. Но не более.

Да, действительно, малышей в игровой форме можно подтолкнуть к тому, чтобы они запомнили цифры и буквы. Но будут ли они понимать, что они учат, на самом деле? В три года малыш не в состоянии понять, что такое буква или цифра. Он пока не владеет такими простыми понятиями, как «звук», «знак» или «число». И даже если попробовать ему объяснить это в примитивной форме, он не поймет. Это означает, что запоминать буквы и цифры, навязываемые взрослыми, кроха будет, но без особого желания, чаще лишь с целью угодить родителям. Подобные занятия младшим дошкольникам кажутся ненужными и безумно скучными.

Что нужно знать родителям об интеллектуальном развитии малышей?

На основе вышеизложенного некоторые могут сделать вывод, что развивать интеллектуальные способности ребенка в столь раннем возрасте нецелесообразно. Но это не так! Развивать малыша нужно, но важно делать это правильно. Например, с 3 до 6 лет нужно стараться много читать ребенку и как можно больше с ним общаться, обсуждая прочитанное, увиденное, услышанное.

Если так
хочется обучить кроху счету, то можно начинать вместе с ним считать пальчики, машины на улице, бездомных собак или кошек. Вот так, считая все, что попадается на улице и дома, можно приобщить кроху к счету. При этом не нужно забивать его голову цифрами, рисуя карточки или упражняясь с магнитной доской. В раннем дошкольном возрасте ребенок не способен адекватно воспринимать подобную информацию.

Простой и интересный способ развития интеллекта дошкольника в домашних условиях - это уроки совместного творчества. Вместе с ребенком родители могут:

  • рисовать карандашами и пальчиковыми красками;
  • лепить из пластилина или теста;
  • делать аппликации, поделки и пр.

Старайтесь
использовать как можно больше природных материалов. Пусть кроха клеит и лепит на коре дерева, делает аппликации, используя листья, шишки, засушенные цветы; предложите ему выжигать по дереву. Поддерживайте природный интерес малыша к занятиям такого рода, предлагая все новые идеи, организовывая собственную мини-выставку работ для друзей и знакомых.

Совет родителям: не придерживайтесь слепо методик для раннего развития интеллектуальных способностей малышей, забывая о том, что имеете дело с ребенком, у которого, в первую очередь, должно быть детство. Отдавайте предпочтение пособиям, которые рассчитаны на развитие памяти, внимания и наблюдательности.

Как работают над развитием интеллектуальных способностей в детском саду?

Программа воспитания дошкольников с целью их интеллектуального развития в детском саду построена по большей мере на дидактических играх. Такие игры делают процесс обучения малышей интересным и эмоционально окрашенным. Дидактические игры разделяются на игры:

Игры с предметами (чаще всего с игрушками) проводятся с целью познакомить детей с их основными признаками, научить группировать и классифицировать предметы. Игровая деятельность такого рода по мере совершенствования навыков ребенка должна усложняться, требуя от него проведения логических умозаключений. Дети с удовольствием запоминают порядок расположения предметов, принимают участие в поиске спрятанных игрушкек.

В процессе дидактической игры крайне важно определить цели для ребенка. Так, например, если основная цель - изучение и закрепление названий предметов, то нужно сосредоточить внимание ребенка именно на этом. Если нужно научить ребенка отличать признаки, то они у предметов, задействованных в игре, должны быть четко видны.

Дети с удовольствием играют в такие игры, как «Волшебный мешочек», «Угадай, чего не хватает» или «Угадай, что поменялось». В них воспитатель прячет, меняет или добавляет предметы, задавая ребенку наводящие вопросы.

Настольные игры
предполагают собой использование не самих предметов, а их изображений, например в виде картинок, пазлов, кубиков. Такие игры предназначены для развития мыслительных процессов, внимания и смекалки.

Словесные игры крайне важны для речевого развития. Они способствуют формированию слухового внимания, учат малышей правильно воспроизводить слова и звуки, способствуют ускорению процесса развития речи.

Словесные игры могут быть четырех видов:

  • путешествия (предназначены для знакомства детей с окружающим миром);
  • поручения (способствуют совершенствованию умения строить причинные связи, осмысливать порядок действий);
  • загадки (нужны для развития способности анализировать);
  • беседы (укрепляют связь между детьми и воспитателями, нужны для общения).

В целом можно отметить, что дидактические игры в детском саду необходимы для развития у детей любознательности, желания к совместному решению задач в коллективе, объединенном общими интересами.

Задачи и модели умственного развития детей в дошкольном возрасте

Говоря об основных задачах интеллектуального воспитания детей трех-шести лет, можно выделить следующие:

Что касается моделей умственного развития дошкольников, то среди них можно выделить:

  1. Эмоциональную
  2. Логическую
  3. Речевую.

Эмоциональная. С момента появления на свет и примерно до полутора лет ребенок развивается эмоционально. Позитивные эмоции, любовь и поддержка близких помогают ему достичь гармонии в этом процессе.

Логическая. В младшем дошкольном возрасте у малыша происходит активное развитие зрения и слуха. Именно в это время у детей формируется логическое мышление, они становятся восприимчивыми к музыкальному миру. На этом этапе нужно чаще играть с малышом в логические развивающие игры.

Речевая. Речь идет о модели умственного поведения дошкольников, которая предполагает стимулирование у них развитие способности воспринимать и запоминать устную информацию. Например, именно в дошкольном возрасте дети проще и быстрее усваивают и запоминают иностранные слова. Задача взрослых - дать ребенку возможность развиваться в этом направлении во время чтения вслух детских книжек, разучивания стихов и песенок.

Заключение. Интеллектуально развивать ребенка в дошкольном возрасте можно природным путем, ненавязчиво рассказывая малышу обо всем, с чем ему приходится сталкиваться в окружающем мире. Только в этом случае к моменту, когда перед ребенком откроются двери в школьный класс, он будет иметь желание учится, у него будет сформировано особое мировоззрение, которое позволит ему высказывать личное мнение.

Проект «Интеллектуальное развитие детей через развивающие игры»

Автор: Костенко Лариса Анатольевна, старший воспитатель МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»
Актуальность проблемы
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Для реализации данного проекта мною была организована работа кружка «Занимательная математика». Кружок дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, творческое воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления. Организую НОД на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей.
Гипотеза:
Приступая к проведению проекта, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития младших дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений являются:
- наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений;
- учет особенностей детей в процессе формирования математических представлений;
- систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;
- вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;
- гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников.
Цель проекта: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи:
Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).
Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
Развитие творческих способностей.
Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
Развитие математических способностей и склонностей.
Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.
Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Вид проекта:
познавательно - исследовательский
групповой, долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь - май

Участники проекта:
дети II младшей группы, ст. воспитатель Костенко Л.А.
Предполагаемые результаты
К концу проекта дети должны знать:
Счёт в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
Соотносить цифру с количеством предметов.
Отгадывать математические загадки.
Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
Различать и называть времена года.
Уметь различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
Ориентироваться на листе бумаги.
Определять положение предмета по отношению к другому.
Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
Развить логические способности соответствующие данному возрасту.

Организационный этап
Составления плана работы кружка «Занимательная математика».
Диагностика детей на начало проекта по интеллектуальному развитию.
Подбор дидактического материала.
Практический этап
Проведения кружка 2 раза в неделю.
Использование логических игр, словесных, дидактических.
Заключительный этап
Диагностика детей на конец проекта
Презентация проекта.
Развивающие игры используемые при проведении проекта

Развивающая игра является огромным фактором умственного развития ребенка. (Блонский)
Авторская логическая игра «Спрячь бабочку»


Логическая игра «Собери круг»


Игры способствуют развитию мелкой моторики рук, логического мышления, воображения, закрепления знания цветового спектра.
Игры Воскобовича - это игры нового типа, моделирующие творческий процесс, создающие свой микроклимат для развития творческой стороны интеллекта.
Логическая игра «Чудо - соты»


Логическая игра «Чудо - крестик»


С помощьюпалочек Кюизенера ребенок учится декодировать игру красок, числовые соотношения. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.


Блоки Дьенеша способствуют развитию умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать внимание, логическое мышление.


Тренажеры превращают процесс обучения в развлечение и способствуют малышам поверить в себя и свои способности. Играя в тренажёры, дети становятся умнее и рассудительнее, тренируют зрительную память, произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук, знакомятся с цветами, геометрическими фигурами.


Живописцу - требуется холст,
Скульптору – необходимо пространство,
А мыслителю – гимнастика ума.

Игры Зака


В играх с палочками создают большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления, как активность, самостоятельность.
Игры Никитина
Логическая игра «Сложи узор»


Каждый из нас в душе конструктор и художник,
Главное - не бояться действовать и смело творить.

Игры – головоломки развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
«Лабиринт»


«Подбери ключ»


Жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры,
в мире творчества.
В.А.Сухомлинский

Логическая игра «Мозаика цифр»


«Головоломка Пифагора»


Делать что-то своими руками – одно удовольствие.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать и меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.”
Я.Каменский

Логическая игра «Колумбово яйцо»


Я слышу - и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Китайская мудрость.

Логическая игра «Волшебный круг»


Логическая игра «Листик»


Игры с использованием интерактивной доски
Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.


При работе с интерактивной доской развиваются познавательная и творческая активность детей, любознательность, воображение, мышление.
Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развить у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими навыками работы с информацией, развить разносторонние умения.
Игра «Зоркие глазки» - это тренировка зрительных анализаторов, развитие целостного восприятия, внимания, памяти.


Настольно – печатные игры развивают восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление.


Настольные игры вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требующие умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.



Развивающие игры «Найди пару», «Подбери по силуэту», «Чей силуэт?» помогают малышам в развитии логического мышления, внимания, зрительной памяти, речи. Закрепляют знания об окружающем мире и отработали навык группировки предметов по форме.


Логическая игра «Лото»


Игры логического содержания помогают воспитать у детей познавательный интерес, способствуют к исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго Панно с венецианской маской из папье-маше своими руками Изготовление масок из папье маше своими руками Панно с венецианской маской из папье-маше своими руками Изготовление масок из папье маше своими руками