Конспект НОД в первой младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности «Водичка. Картотека познавательно–исследовательской деятельности в первой младшей группе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Конспект познавательно - исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»

Цель: Развитие у детей познавательного интереса к поисково - исследовательской деятельности через знакомство со свойствами воды.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить со свойствами воды: жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, окрашивается в разный цвет; дать понятие важности воды в жизни людей, животных, растений;

Формировать умение устанавливать простейшие связи между объектами и явлениями природы;

Формировать умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Развивающие:

Развивать любознательность внимательность логическое мышление, делать самостоятельные выводы и умозаключения.

Воспитательные:

Воспитывать у детей игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Воспитывать бережное отношение к воде;

Формировать привычку бережно и разумно использовать воду;

Воспитывать любовь к природе.

Словарная работа: бесцветная, прозрачная, жидкая, безвкусная, цветная, светлая.

Оборудование для воспитателя / детей: вода в стаканчиках, пустые стаканчики, камешки, сахар, краски, кисточка.

Предварительная работа: чтение потешек, стихотворений, чтение стихотворения К.И.Чуковского« Мойдодыр», «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя о воде, совместная работа в уголке природы.

Ход НОД.

Дети становятсяв круг, вместе с воспитателем проговаривают:

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Чтобы узнать много нового. Нужно быть внимательными, не шуметь, слушать друг друга.

Посмотрите. Сегодня к нам пришла гостья. Как вы думаете, кто это? Это капелька. Она принесла для вас загадки. Хотите их послушать?

«Она и в озере, она и в лужице.

Она и в чайнике у нас кипит.

Она и в реченьке бежит, журчит. Что это?»

«Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды -

Жить нельзя нам без (воды).

О чем эти загадки? Вот и говорить мы сегодня будем о воде.

Так что же такое вода? Вода - это жидкость. Она течет. Её можно налить во что-нибудь, вылить, перелить. Вот у вас на столах есть стаканчики с водой. Попробуйте перелить воду из одного стаканчика в другой. Что происходит с водой? Правильно, она льется. Мы можем лить воду тонкой струйкой, она течет не прерываясь. Значит вода какая? Правильно, она жидкая. (Закрепляет с детьми).

Посмотрите на стаканчики с водой. Какого цвета вода? Правильно, вода не имеет цвета. Она бесцветная. А теперь положите в стаканчик камешки. Что произошло? Вам видны камешки? Если мы хорошо их видим, значит вода прозрачная. (Закрепляет с детьми).

Ребята подойдите к столу сюда. Вот у меня в стаканчике вода, а что это? (Краски). Как вы думаете, что произойдет с водой, если я в неё добавлю краску? Посмотрим. (Воспитатель набирает на кисточку краску и опускает в стаканчик с водой, хорошо перемешивает). Что произошло с водой? Правильно, она поменяла цвет. Вода не имеет цвета, но её можно легко окрасить в любой цвет. Вода изменяет свой цвет в зависимости от того. Что в неё добавлено.

Как вы думаете, вода имеет вкус? В стаканчиках есть вода, попробуйте её. Какая она? Вода безвкусная. А можем ли мы изменить вкус воды? Давайте добавим в воду сахар, хорошо перемешаем. Попробуйте воду. Какой вкус стал у воды? (Сладкий). А теперь я добавлю в стаканчик несколько капель лимонного сока. Попробуйте теперь какой вкус у воды? (Кислая). Значит, по желанию мы можем изменять вкус воды.

А теперь понюхайте воду. Что вы можете сказать о запахе воды? Правильно, вода не имеет запаха.

Физминутка.

«Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)

На цветы (показывается раскрывание кисте рук, как бутона)

И на дорожку (обе руки перед собой)

Льется, льется, ой-ёй-ёй (покачивание головой)

Побежали мы домой (бег на месте).

Итак, мы с вами узнали, что вода - это жидкость. Она текучая. Её можно наливать, переливать в разные емкости.

Вода - бесцветная. Не имеет цвета, но ее можно легко окрасить в любой цвет. Ещё вода прозрачная.

Вода не имеет запаха.

Вода очень важна для каждого человека. Как вы думаете. Почему? Для чего нужна вода? (Пить, готовить еду. Поливать растения, стирать белье, мыть посуду, овощи, фрукты, умываться, мыться и мыть руки и т.д.).

А кто еще нуждается в воде? (Животные, рыбы, растения, птицы и т.д.).

Д/И «Кому нужна вода?»

Посмотрите, это обруч, а на ковре разложены картинки. Вам нужно выбрать и положить в обруч те картинки, которым нужна вода. (Дети выбирают и раскладывают картинки).

Ребята, так кому нужна вода? Правильно, всему живому нужна вода. А что может произойти, если не станет воды? (Ответы детей).

Совершенно верно, вода нужна всему живому на Земле. Без воды все живое погибнет. Поэтому воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. А как можно беречь воду? (Не засорять водоемы, закрывать кран с водой и т.д.).

Вот сколько интересного мы узнали о воде.

«Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

На плите у нас кипит,

Паром из чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем…,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда.

Без воды нам не умыться.

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.

И в сыром лесном болоте,

Нам сопутствует всегда

Наша спутница - вода!»

Ну вот, нашей капельке пора в путь. А на память она нам оставила маленькие капельки. Капелька надеется, что вы будете всегда беречь воду.

Воспитатель второй младшей группы Тохтарова Э.И.

Цели: Формировать умение наблюдать и делать выводы. Познакомить детей со свойствами бумаги. В ходе экспериментальной деятельности учить давать полные ответы. Развивать мышление, речь детей. Воспитывать любознательность.

Оборудование : чудо - дерево, различные виды бумаги, емкости с водой, клей, кисточки, фломастеры, мольберт.

Логика образовательной деятельности

1. Игровая ситуация:

Посмотрите, что необычного у нас появилось в группе(до начало занятия в экспериментальный уголок ставится чудо - дерево)

Вот так «Чудо-дерево» выросло у нас в группе, посмотрите, что растет на нашем дереве?

Интересно, а это что? (показ листка бумаги) Откуда он здесь взялся?

Я вам расскажу что дерево наш помощник во всем, оно не только дает плоды. И еще самое важное из дерева делают бумагу.

Хотите узнать как из дерева получаются листы бумаги?

Про это мы узнаем когда пойдем в старшую группу.

А сейчас давайте с вами поэкспериментируем с бумагой превратиться в маленьких ученых и зайдем в нашу маленькую лабораторию.

2.Обследование бумаги(заносить результаты исследований на мольберт используя условные обозначения)

Работа у первого стола. Оборудование: наборы разной бумаги альбомный лист, салфетка, тетрадный лист, кусочки обоев, бархатная бумага т.д.

Посмотрите как много на столе разной бумаги, давайте ее потрогаем и рассмотрим

Зеленый листок бумаги какой на ощупь… .(гладкий)

Красный листок бумаги какой на ощупь… .(шероховатый)

Синий листок бумаги какой на ощупь… .(толстый)

Оранжевый листок бумаги какой на ощупь… (тонкий, мягкий).

Делает вместе с детьми вывод:

Бумага разная на ощупь: гладкая, мягкая, шероховатая, бугристая и т. д.

Посмотрите, какая бумага по цвету?(разноцветная.) Сейчас мы поиграем Д/игра «Покажи правильно» поднимите бумагу красного цвета, синего ит.д.

Можно через бумагу что-нибудь увидеть?

Посмотрите.

Делает вместе с детьми вывод: через бумагу ничего не видно.

Работа у второго стола. Оборудование: листы альбомной бумаги, фломастеры, краски, карандаши, ватные палочки и т.д.

Ребята на бумаге можно рисовать?

Проверим. Предлагаются детям альбомные листы бумаги, фломастеры, краски, ватные палочки, цветные карандаши.

Самостоятельная - творческая работа детей.

Вывод: на плотной бумаге можно рисовать

Опыт 3. «Мнем и разглаживаем»

А еще бумагу можно мять, сомните ее, у нас получился колобок,а теперь разгладьте

Вывод: бумагу можно мять и разглаживать.

Работа у третьего стола. Оборудование: емкость с водой, бумага.

Предлагаю поместить бумагу в емкость с водой. Что происходит?

Бумага намокла, попробуйте взять ее в руки. Что произошло?

Вывод: бумага размокла и порвалась. Бумага боится воды.

Бумагу можно разорвать руками на мелкие кусочки, какая бумага рвется легче альбомный лист или салфетка? Посмотрите,сколько мелких кусочков у нас получилось. Как вы думаете, они нам нужны? Что с ними можно сделать? (склеить)

Опыт 6 «Склеивание бумаги»

Для данной работы нам понадобиться: кусочки бумаги, клей. Посмотрите, у меня для вас есть контуры реки, снежных сугробов, горы. Сначала нанесите клей на весь контур, затем раскладывайте кусочки бумаги. Посмотрите,какие получились у вас картины.

Вывод: бумагу можно склеивать, и получилась красивая картина

Как вы думаете может ли бумага летать?.У нас остались кусочки порванной бумаги возьмите их в ладошки, пройдите на коврик. Подуйте на ладошки, что происходит? На что похожи кусочки бумаги?(осенние листочки)

Вывод: Маленькие кусочки бумаги легкие, когда на них подуешь они разлетаются.

Ребята вам было интересно?

Давайте вспомним. что мы узнали про бумагу?(Дети подходят к мольберту по условным обозначениям проговаривают, что узнали про бумагу.)

Дошкольников является формирование у них естественно-научных представлений об окружающем мире. Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с младшего дошкольного возраста. Именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающему миру, накапливаются яркие эмоциональные впечатления.

Задачи формирования познавательно-исследовательской деятельности детей младшей группы:
— формировать умения устанавливать простейшие связи и отношения к объектам близкого окружения;
— обогащать знания дошкольников новыми впечатлениями;
— способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру.

Примерное тематическое планирование
познавательно-исследовательской деятельности
с детьми младшей группы

Работа проводится в ходе наблюдений на прогулках, в процессе игр-экспериментов с природным материалом или в форме сюжетно-ролевых игр, в самостоятельной деятельности детей.

1. Наш сквер.
Задачи и содержание: Рассмотреть осенние деревья: рябину, берёзу. Выявить характерные особенности — на берёзе маленькие и круглые, на рябине большие и длинные, продолговатые.
2. Подарки осени.
Задачи и содержание: Наблюдение за движением воздуха – ветер дует и срывает листочки с деревьев, листочки кружатся в воздухе. Собрать букеты из разноцветных листьев. Можно предложить подбросить букеты вверх «сделаем салют». Полюбоваться разноцветным ковром, который получился на земле.
3. Погуляем по ковру из листьев.
Задачи и содержание: Продолжать формировать понятие, что с приходом холодов листья засыхают, падают с деревьев и шуршат под ногами. Походить по шуршащему коврику из сухих листьев. Рассказать, что ветер тоже умеет играть с сухими листьями. Послушать, как ветер шуршит листочками.
4. Украсим песочницу осенними листочками.
Задачи и содержание: Закрепить у детей название основных цветов: зелёный, жёлтый, красный. Продолжать формировать понятие величины «большой-маленький» листочек в процессе выкладывания узора из разноцветных листьев.
5. Игра-эксперимент: «Тонет – не тонет».
Задачи и содержание: Определить степень плавучести предметов, разных по тяжести. Листочки лёгкие – они плывут, как лодочки. Проверить, поплывут ли камешки? Выяснить причинно-следственную связь.
6. Подарки осени.
Задачи и содержание: Закрепить название основных цветов осенних листьев. Сделать гирлянду из листьев и украсить группу.
7. Игра-эксперимент: «Какая лодочка быстрее?»
Задачи и содержание: Наблюдение за силой и работой ветра. Изготовить лодочки из листочков и бумаги. Выяснить совместно с детьми — какую лодочку ветер унесёт дальше, — из листочка или из бумаги?
8. Путешествие капельки.
Задачи и содержание: Закрепить у детей осенние признаки: когда идёт дождь, то дорожки становятся мокрые, сырые, на земле – лужи. Обратить внимание на величину луж: большие и маленькие.
9. Построим горку из сыпучего песка.
Задачи и содержание: Познакомить с понятием «сыпучий»: медленно насыпать песок конусом и наблюдать, как песчинки падают вниз.
10. Песок умеет бегать.
Задачи и содержание: Познакомить детей со свойством сухого песка – «убегает» вниз, «сползает» с высоты. Взять в руки сухой песок и медленно его выпускать из кулачка струйкой, так, чтобы струйка песка попадала в одно место. Образуется горка-холмик. Наблюдать, как песок медленно сбегает с верхушки вниз.
11. Следы на песке.
Задачи и содержание: Объяснить детям, что на сыром песке остаются следы. Сырой песок не сыплется. На сыром песке остаются следы от формочки. И ладошка оставляет след, и ботиночек, и сапожек.
12. Увидим песчинки.
Задачи и содержание: Познакомить детей с увеличительным стеклом. Рассказать, что песок состоит из отдельных песчинок, их можно увидеть, песчинки разные по форме и величине.
13. Лепим из мокрого песка.
Задачи и содержание: Познакомить детей с особенностью мокрого песка: лепится, а сухой – нет. Предложить детям вылепить больших и маленьких колобков.
14. Подарки нашего леса.
Задачи и содержание: Познакомить с плодами леса. Рассмотреть строение еловых и сосновых шишек. Сравнить листья и шишки еловых растений.
15. Подарки нашего участка. Такие разные камешки.
Задачи и содержание: Закрепить понятие: тяжёлый и лёгкий. Предложить детям найти в песочнице камешки, рассмотреть их: все они разные большие и маленькие, круглые и продолговатые. Проверить, какой камешек утонет быстрее: большой или маленький?
16. Подарки нашего участка. Такие разные камешки.
Задачи и содержание: Закрепить понятие: мокрый – сухой. Предложить детям найти камешки в песочнице, положить их в ведёрко с водой. Выяснить, что произошло с ними. Какие стали камешки?
17. Цветные капельки.
Задачи и содержание: Выяснить с детьми свойства воды. Показать детям, что вода может иметь цвет. С помощью кисточки или пипетки подкрашивать воду, получаются разные цвета.
18. Такая разная посуда.
Задачи и содержание: Показать детям, что посуда сделана из различных материалов: металлическая, глиняная, деревянная, пластмассовая, стеклянная. Рассмотреть различные образцы посуды. Доказать, что посуда — хрупкая, она может разбиться.
19. Секреты разных колечек.
Задачи и содержание: Познакомить детей с разнообразными по форме и величине колечками (колесо машины, баранки, сушки). Провести обследование и опыты с тестом или пластилином.
20. Такие разные узоры.
Задачи и содержание: Рассмотреть с детьми узоры от мороза на стекле. Предложить подышать на стекло, приложить ладошку к стеклу.
21. Подарки зимы. Следы на снегу.
Задачи и содержание: Провести наблюдение за свежевыпавшим снегом. Рассмотреть следы на снегу, предложить догадаться, кто приходил на участок? Кто оставил дорожку? (птичка, собака, человек).
22. Такие разные колобки.
Задачи и содержание: Обратить внимание детей, что снег тает в тепле. Внести 2 комочка-колобка: из теста и снега, поставить в тепло. После прогулки проверить, что с ними случилось? Куда делся снежный колобок?
23. Подарки зимы. Волшебные льдинки.
Задачи и содержание: Провести наблюдение за водой на морозе. Выяснить, что вода превращается в холодную погоду в лёд. Вынести формочки на участок, заполнить их разноцветной водой. Наблюдать, что произойдёт? Украсить разноцветными льдинками участок.
24. Подарки весны. Смешные сосульки.
Задачи и содержание: Доказать, что когда снег тает, под крышами образуются сосульки. Рассмотреть их: прозрачные, скользкие, как стекло. Кусочки сосулек подержать в ладошках. Выяснить, что от тёплой ладошки сосулька растает.
25. Подарки весны. Весёлые ручейки.
Задачи и содержание: Познакомить детей с признаками весны. От тёплого солнца снег растаял, превратился в ручейки. Провести игру — пустить в ручеек бумажную лодочку.
26. Большая стирка.
Задачи и содержание: Выяснить с детьми, что не всё можно стирать в воде. Предложить постирать платье кукле Кате. Сначала платье из ткани, а потом платье из бумаги. Проанализировать результат.
27. Игры с мыльной пеной.
Задачи и содержание: Показать детям, что мыло пенится. Научить взбивать пену. Провести соревнование: у кого пена получится выше и пышнее.
28. Гости нашего двора.
Задачи и содержание: Провести наблюдение за собачкой. Выяснить, какую пищу она ест, как бегает, виляет хвостиком.
29. Гости нашего двора: Кто прилетел на участок?
Задачи и содержание: Провести наблюдение за птицами. Выяснить характерные особенности голубей, воробьев.
30. Гости нашего двора. Наша кошка.
Задачи и содержание: Наблюдение за повадками и поведением кошки. Что умеет делать кошка? (Играть, ходить, бегать, мурлыкать, спать, жмуриться от солнышка). Какую пищу она ест?
31. Подарки весны. Солнечные зайчики.
Задачи и содержание: Провести игру с зеркальцем. «Поймать» солнечного зайчика, доставить удовольствие детям, вызвать положительные эмоции.
32. Наш аквариум.
Задачи и содержание: Познакомить со средой обитания аквариумных рыб. Рассмотреть внешний вид рыбки. Рассказать, как ухаживать за рыбками.
33. Наш огород.
Задачи и содержание: Посадить с детьми овощи, зелень. Понаблюдать, что вырастет быстрее? Выяснить необходимые условия для роста овощей.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Елена Антышева

Работа с детьми младшей группы доставляет мне огромное удовольствие. Они очень восприимчивы ко всему новому, необычному, проявляют живой интерес к различного рода наблюдениям, опытам , экспериментам .

С наступлением весны мы решили с детьми понаблюдать за прорастанием лука, познакомиться с его свойствами, а моя цель состояла ещё и в том, чтобы убедить детей в полезности этого овоща для здоровья каждого из них. К сожалению, дети очень часто отказываются от еды, если видят в ней лук.

Для начала лук мы рассмотрели, определили, что он твёрдый, гладкий, круглый, по цвету жёлтый, есть верхушка и корешок (донце, значит, лук будет расти.

Затем попробовали его на вкус. Сделали вывод, что он горький, щиплет глаза, заставляет плакать, но он очень полезный, в нём много витаминов и его нужно обязательно кушать, чтобы не болеть.

На этом закончилась первая часть нашего эксперимента .

После того, как луковица была исследована, мы решили посадить её в банку с водой и в землю.

Мы ещё раз уточнили, где у лука верх, откуда будет расти зелёный лучок и где корешок или донце. Сделали вывод, что лук надо сажать донцем вниз. А чтобы наш лучок быстрее рос, его нужно поливать тёплой водичкой.

На этом закончилась вторая часть нашего эксперимента . Третья часть эксперимента заключалась в наблюдении за ростом зелёного лука. С каким удовольствием дети ухаживали за луком : поливали, посылали ему воздушные поцелуи, гладили пёрышки, говорили ему «до свидания» , когда я убирала его со стола на подоконник.

А чтобы наш лучок рос быстрее, мы его не только поливали из леечек, но и играли в подвижную игру «Расти,лучок» .

По мере того, как наш лучок подрастал, сложилось и стихотворение о нём.

Вот лучок мы посадили

И из леечек полили.

Ты, лучок, расти, расти,

Набирайся силушки.

Вот и вырос наш лучок,

Вверху зелёненький пучок,

Стал лучок такой лохматый,

Витаминами богатый.

Мы пучочки срежем, срежем,

Мелко, мелко всё порежем,

И украсим супчик наш,

Вот какой обед у нас!

Теперь мы знаем, что лук твёрдый, горький, заставляет плакать; сажать нужно донцем вниз, для роста зелени нужна вода, свет и тепло; в луке много витаминов, он полезен для здоровья.

Дети и родители с удовольствием выполняли и домашнее задание. Смотрели мультфильм "Приключения Лунтика. Лук.


Выращивали лучок дома


Готовили любимые блюда с зелёным луком


Публикации по теме:

Цель:– способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Тема: «Удивительный мир вулканов» Актуальность: 1. Образовательная деятельность в дошкольном учреждении направлена на развитие личности.

Экспериментально-исследовательская работа в ДОУ «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю» К. А. Тимирязев Дошкольники – прирожденные исследователи.

Экспериментально- исследовательская деятельность детей -свойства воды. В рамках проекта "формирование экологических представлений у детей.

Экспериментально-исследовательская деятельность (видеоотчет) Когда малыши только приходят в детский сад, у многих из них начинается нелёгкий процесс адаптации. Они привыкают прежде всего к тому, что.

Я воспитатель старшей группы детского сада №50. Хочу поделится с вами опытом по экспериментальной деятельности в ДОУ. Работая в дошкольном.

Цель: Активизировать знания детей об органах чувств (ухо, нос, глаза, язык, кожа) и их функциях. Задачи: 1) образовательные: Учить определять.

Методическая разработка для воспитателей детского сада по теме: «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

Дети дошкольного возраста - пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Мышление ребенка начинается с вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Задача взрослого создать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «Почему?" и «Как?".
Продуманное, системное знакомство ребенка с неизведанным позволяет развивать у него важнейшие операции мышления:
анализ (наблюдая за объектами дети рассматривают и изучают их),
сравнение (дети находят сходство и различие предметов и материалов, из которых они сделаны),
умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы применений предметов в различных областях),
обобщение (дети учатся объединять предметы, относя их по группам к живой или неживой природе, рукотворному миру, на основе выделения существенных признаков).
Экспериментирование , как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания. Задача воспитателя помочь ребенку реализовать свою любознательность, направить её в нужное русло, стать ребенку помощником в познании мира. Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе экспериментирование, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
Развивается речь.
Происходит накопление фонда умственных умений.
Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Ребенок дошкольного возраста узнает окружающий мир посредством ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразней деятельность ребенка, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки, а потом разрушать и снова построить. Воду можно переливать, окрашивать цветами, ловить в воде льдинки и т. д.
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Материалы для организации экспериментирования (младший возраст)
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
9. Полиэтиленовые пакетики.
10. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
11. Вата, синтепон.
12. Киндер-сюрпризы.
13. Глина, песок.
14. Вода и пищевые красители.
15. Бумага разных сортов.

Содержание экспериментальной деятельности детей (младший дошкольный возраст)
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе знакомства с явлениями и объектами окружающего мира.
Задачи:
Сочетать показ с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)
Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание опытно-экспериментальной деятельности предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
«Вода»
Исходя из возрастных особенностей детей младшей группы, первый этап экспериментирования – работа с водой. На практике дети убедятся в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
Во время эксперимента дети получают представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной, что вода прозрачная, но она может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые при этом могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, а лед может превращаться в воду.
игра «Переливашки»
- показать детям, что вода жидкая, принимает форму сосуда.
игра «Найди ракушку»
- познакомить детей со свойствами воды - прозрачность, бесцветность, может менять цвет.
игра «Тёплое – холодное»
- выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной
игра «Тонет – не тонет»
- дать представления о плавающих и тонущих телах.
наблюдение за водой
- познакомить со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают.
игры-забавы с водой.
- закрепить знание свойств воды: прозрачная, тёплая, холодная; в ней можно постирать одежду, помыть игрушки, вымыть руки, умыться.
«Песок»
Знакомясь с данной темой, проводятся различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробуют слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия подводится итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Следы», дети убедятся, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
При проведении опыта с песком детям предлагается пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши прийдут к выводу, что сухой песок может сыпаться, а мокрый нет.
Самым главным открытием для детей на прогулке при наблюдении станет вывод, что песок – это множество песчинок.
игра «Печем печенье»
- закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.
игра «Норка для зверушек»
- закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.
игра «Что спрятано в песке?»
-развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
игра «Чудо пекарь»:
- закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.
«Воздух»
С помощью предметно-манипулятивной деятельности дети получают представления о том, что воздух легче воды. При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» детям предлагается «словить» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедиться в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малышам предлагается подуть через соломинку в стакан с водой и убедиться в том, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнают, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедятся, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, увидят, что ветер – это движение воздуха.
«Камни»
На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получают представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.
Когда дети сравнивают два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то приходят к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимают в руках камень и комок ваты – что камни твердые.
«Бумага»
При помощи опытов дети узнают, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Использование элементарных опытов и экспериментов в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.
Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию позволяет качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы. В результате организации детского экспериментирования, у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, расширяется кругозор, обогащаются знания об объектах неживой природы и их свойствах.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго