Методическая разработка на тему: разработка занятия на тему "Духовное здоровье". Физическое здоровье зависит от духовного

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

2. «Здоровье - это состояние полного физическо­го, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефек­тов», - записано в уставе Всемирной организации здравоохранения.

В общем понятии здоровья имеются две неотде­лимые составляющие: здоровье духовное и физи­ческое.

Физическое здоровье предполагает отказ чело­века от вредных привычек (табакокурения, упо­требления алкоголя и наркотиков и др.). Чтобы достигнуть высокого уровня такого здоровья, че­ловек должен рационально питаться, соблюдать правила личной гигиены и безопасного поведения, оптимально сочетать работу и отдых, физический труд и умственную деятельность, выполнять необ­ходимый объем двигательной активности.

Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно до­стигается умением жить в согласии с окружающи­ми людьми, способностью анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие, а также вести себя в различных условиях с учетом необходимости, возможности и желания.

Физическое и духовное здоровье находятся в гармоничном единстве и постоянно взаимно влия­ют друг на друга.

3. Практическое задание (ситуация). Ваши действия при заблаговременном оповещении о землетрясе­нии и при внезапном землетрясении, если оно за­ стало вас дома.

3. При заблаговременном оповещении о землетря­сении следует:

Включить телевизор (радио) и выслушать сообщение;

Закрепить мебель, тяжелые вещи переместить на пол;

Отключить газ, воду, электричество, пога­сить огонь в печах;

Взять документы, необходимые вещи и сле­довать в указанное место.

Практика показывает, что при внезапном зем­летрясении от первых толчков до последующих", более сильных, когда начнет разрушаться здание, есть 15-20 с. За это время нужно или покинуть здание, или занять в нем относительно безопасное место.

Покидая здание, не следует пользоваться лиф­том, нельзя эвакуироваться из окон, не разбив пе­ред этим остекление.



При укрытии в здании наиболее безопасными местами являются: дверные проемы, места у ко­лонн и под балками каркаса, ниши в капитальных внутренних стенах, углы, образованные этими стенами, а также места под прочными столами и рядом с кроватями.-

Билет № 8


1. Особенности состояния водоемов в разное время гола. Правила безопасного поведения на водое­мах зимой.

1. Водоемы являются опасными в любое время го­да. Летом они опасны при купании и пользовании плавсредствами. Опасность чаще всего представляют сильное течение (в том числе подводное), глубо­кие омуты и подводные холодные ключи. Весной и летом к этим факторам прибавляется низкая тем­пература воды. Зимой большинство водоемов покрывается льдом, который является источником серьезной опасности, особенно после первых моро­зов и в период оттепелей. В это время очень высок риск провалиться под лед. Поэтому важно соблю­дать правила безопасного поведения на зимних во­доемах. Основные из этих правил заключаются в следующем:

Надежным является лед, имеющий зеленоватый или синеватый оттенок, а желтоватый лед - опасен;

Опасны участки льда в местах впадения рек и ручьев, у крутых берегов, на крутых изгибах русла;

Места, где поверх льда выступает вода, представляют большую опасность, так как обычно сви­детельствуют о наличии промоины;

Преодолевать водоем по льду следует в свет­лое время суток и при хорошей видимости;

При движении по льду группы людей необход­имо соблюдать дистанцию примерно 5 м;

При наличии рюкзака необходимо предус­мотреть возможность быстрого освобождения от него (лучше нести его на одном плече),

Провалившись, необходимо облокотиться на лед, перенести на него одну ногу, затем вытащить вторую, перекатиться на лед и осторожно перемес­титься в сторону от опасного места. Перед этим лучше освободиться от обуви.

2. Здоровье индивидуальное и здоровье общественное, факторы, влияющие на них .

2. В общем понятии здоровья различают индиви­дуальное и общественное здоровье. Под индивиду­альным здоровьем понимается личное здоровье каждого человека. Оно во многом зависит (по дан­ным некоторых специалистов, на 50%) от самого человека, его мировоззрения, образа жизни, куль­туры, а также от других факторов (наследственнос­ти, состояния здравоохранения и т. д.).

Общественное здоровье складывается из состоя­ния здоровья каждого из членов общества. Боль­шое влияние на его уровень оказывают политиче­ские, социальные, экономические и природные ус­ловия.

Большое влияние на состояние и индивидуаль­ного и общественного здоровья оказывают физи­ческие, химические, биологические, социальное и психологические факторы внешней среды.

Физическое воздействие выражается во влия­нии электромагнитных и электрических полей, солнечного света..

Химические факторы связаны прежде всего с широким применением в производстве и быту различных дезинфицирующих, консервирующих, моющих, лакокрасочных и других средств.

Биологические факторы способны отрицатель­но влиять на здоровье, вызывая инфекционные за­болевания.

Социальное воздействие связало с жизнью об­щества. Поступательное и спокойное развитие об­щественных отношений гарантирует снижение воздействия таких отрицательных факторов, как неуверенность в завтрашнем дне, разрушение обы­чаев, традиций и устоев.

Важное значение для здоровья имеет психоло­гический климат в семье, школе, трудовом кол­лективе. Доброта, внимание, помощь и поддержка благоприятно влияют на людей, а ссоры, конф­ликты, неумение общаться, как правило, приво­дят к стрессам и не способствуют сохранению и ук­реплению здоровья.

3. Практическое задание (ситуация). Во время дохо­да в лес за грибами или ягодами вы отстали от группы и заблудились. Ваши действия.

3. Если во время похода за грибами или ягодами вы отстали от группы, следует:

Попытаться догнать группу;

Попытаться привлечь внимание товарищей криками;

Остановиться и ждать, когда за вами вернутся;

При необходимости (травме, плохом самочувствии, ухудшении погоды) развести костер и по­строить временное жилище.

Заблудившись в лесу, следует остановиться и оценить ситуацию. Прислушаться к звукам, ос­мотреться вокруг (по возможности с возвышенно­го места), искать дорогу, тропу, ручей или реку. Найдя их, следует определить направление выхо­да и двигаться в этом направлении.

Билет № 9

1. Правила ориентирования на местности. Опреде­ление сторон горизонта; определение направле­ния движения на местности.

1. Ориентированием называется умение опреде­лять свое местонахождение относительно сторон горизонта, окружающих объектов и форм рельефа, находить нужное направление движения и выдер­живать его.

Основные способы ориентирования:

По компасу;

По небесным светилам (по Солнцу, по звездам, по Луне);

По местным признакам.

В солнечный полдень направление тени указы­вает на север. Направление на север можно опре­делить по солнцу и часам. Если часовую стрелку направить на солнце, то биссектриса угла между этой стрелкой и направлением на 12 часов (летом на 1 час) будет линией «север - юг». До полудня юг будет находиться справа от солнца, а после полудня - слева.

Ночью направление на север можно определить по Полярной звезде. Направление на север и юг можно определить и по местным признакам:

Зимой снег больше подтаивает на южных склонах холмов, бугров и северных скатах ям и углублений;

Лишайники и мхи сильнее развиты с северной стороны стволов деревьев;

На смолистых деревьях в жаркую погоду с южной стороны выделяется больше смолы;

В горах южные склоны более сухие и теплые;

Лесные просеки, как правило, прорубают в направлениях север - юг и запад - восток;

Северный склон муравейника обычно круче, чем южный.

Ориентируясь по местным признакам, выводы можно делать после неоднократной проверки по­лученных результатов.

Направление движения выбирается по тропам и дорогам, вдоль рек и ручьев, по лесным просе­кам, которые обычно ведут к населенному пункту, хозяйственному или производственному объекту» При наличии компаса и карты может быть ис­пользован метод движения по азимуту.

2. Пути достижения высокого уровня здоровья. Факторы, определяющие индивидуальное здо­ровье человека.

2. Достичь высокого уровня здоровья можно че­рез индивидуальную систему привычек и поведе­ния человека, называемую здоровым образом жизни.

Основными путями достижения этой цели являются:

Необходимый уровень двигательной активности, обеспечивающий потребность организма в движении;

Закаливание, повышающее сопротивля­емость организма к заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды;

Рациональное питание (полноценное и сба­лансированное);

Режим труда и отдыха;

Правильное экологическое поведение;

Эмоциональная и психическая устойчивость;

Отказ от вредных привычек (курение, употребление наркотиков и алкоголя);

Сексуальное поведение, соответствующее нормам общества.

Практика показывает, что здоровый образ жиз­ни с раннего детства - это фундамент долголетия и крепкого здоровья в зрелом возрасте.

На индивидуальное здоровье человека влияют и определяют его уровень многочисленные факто­ры. Основными из них являются:

Наследственность;

Состояние системы здравоохранения в реги­оне;

Физические, химические, биологические, социальные и психологические факторы внешней среды;

Образ жизни человека и его отношение к своему здоровью (влияние этого фактора составля­ет примерно 50%).

3. Практическое задание (ситуация). Во время отдыха на природе вы решили искупаться в незна­комом водоеме. Ваши действия по обеспечению личной безопасности во время купания.

3. При купании в открытых водоемах в целях без­опасности запрещается:

Купаться в местах, где установлены щиты с надписью «Купаться запрещено»;

Заплывать за буйки;

Подплывать к судам, лодкам, плотам и дру­гим плавсредствам;

Нырять и прыгать в воду в незнакомых местах, а также с лодок, катеров, причалов и других сооружений, не приспособленных для этих целей;

Купаться в нетрезвом виде;

Устраивать на воде игры, связанные с ныря­нием и захватом друг друга;

Плавать на досках, лежаках, бревнах, надувных матрасах и камерах;

Подавать крики ложной тревоги;

Приводить с собой собак и других животных.

Необходимо уметь не только плавать, но и от­дыхать на воде. Наиболее известны следующие способы отдыха:

Лечь на воду спиной, расправив руки и ноги, расслабиться и, помогая себе удержаться в таком
положении, сделать вдох, а затем после паузы - медленный выдох;

Вдохнуть, опустить лицо в воду, обхватить колени руками и прижать их к телу, медленно вы­дохнуть в воду, а затем сделать быстрый вдох над водой.

Если во время купания свело ногу, надо позвать на помощь, затем погрузиться с головой в воду, сильно потянуть ногу на себя за большой палец, а затем распрямить ее.

Ни у кого не вызывает сомнения, что каким бы видом деятельности человек не занимался, прежде всего, он должен быть здоровым. Мы все желаем друг другу здоровья. Но что такое здоровье? Часто под этим понимается только здоровье физическое, в лучшем случае психическое. Духовное здоровье игнорируется. Игнорируется тот факт, что духовность - основа душевного и физического здоровья. Вопрос: что важнее духовное и нравственное состояние или интеллектуальный багаж и практические навыки - теоретически не вызывает сомнения - и то и другое важно для человека, и они не противоречат друг другу. На современном этапе, на практике предпочтение отдается именно второму. Именно обширность и разнообразность знаний становятся главной задачей образования, именно процесс приобщения к культуре и называется духовным образованием. Но так ли это? Само слово "образование " происходит от слова "образ", - восстановление в человеке образа Божия, воссоздание духовной красоты человека, смыслом жизни которого являются непреходимые духовные ценности. Личность, напичканная противоречивыми разнообразными знаниями, становится разрозненной, развивающей наименее уникальные свои качества; она склонна к "душевной депрессии", к потере смысла жизни - к экзистенциальному неврозу. Такая личность может видеть себя лишь исполнителем социальных ролей и носителем биологических потребностей, склонна к уходу от проживания своей жизни, своей индивидуальности, своей отдельности.

В России различные социальные, мировоззренческие учения неизменно соотносили себя с традиционным для нашей страны православным умозрением, в центре внимания постоянно оказывался неисчерпаемый духовный опыт личности. В качестве главнейших составляющих древнерусской образовательной традиции можно выделить следующие:

Образование подчинено потребностям внутреннего духовного развития человека;

Основным направлением воспитания признавалось религиозно-нравственное воспитание, по отношению к которому развитие физических и интеллектуальных способностей играет вспомогательную роль;

Процесс обучения и воспитания - это не только передача формального знания, но и трансляция живого опыта целостной личности, вследствие чего, главное руководящее место в этом процессе принадлежало учителю, духовному отцу, старцу, тому человеку, авторитет которого был обусловлен его подлинной причастностью к Богу. Предполагалось, что духовные постижения призваны направить человеческое бытие, помочь человеку в его становлении как духовного существа. Глубинная особенность русского умозрения восходила к аскетической традиции восточного православия. Понятие аскезы означает духовное подвижничество, конечная цель христианской аскезы - святость, соединение человека с Господом, обожение человека, уподобление человека Иисусу Христу. Это путь бесконечного совершенствования.

Святоотеческая аскетическая традиция на протяжении всего XIX в. сохраняла очаги святости и высокого духовного подвижничества. В этом столетии жили почитаемые на Руси святые праведники Серафим Саровский и Иоанн Кронштадский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, старцы Оптиной Пустыни Леонид, Макарий, Амвросий, к которым за поддержкой и духовным советом в разное время ездили известные философы и писатели.

Они своей жизнью учили, что истинная цель духовной жизни - в стяжании Духа Святого. Все остальное - молитва, пост, милостыня - только средства к достижению благой цели. Дух претворяет душу человеческую в Храм Божий, "в пресветлый чертог вечного радования". Характер и степень духовности человека определяется той целью, которую он ставит перед собой в жизни. Основной закон человеческой жизни ясно сформулирован Христом: "Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и все приложится вам" (Мф. 6: 33).

Известный русский философ И.В. Киреевский считал, что направленность мышления верующего "заключается в стремлении собрать все отдельные части души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум и воля, и чувство, и совесть, и прекрасное, и истинное, и удивительное, и желанное, и справедливое, и милосердное, и весь объем ума сливается в одно живое единство и таким образом восстанавливается существенная личность человека в ее первозданной неделимости". (3, 400). Рациональное знание представлялось русским философам главной опасностью для развития личности. Если абстрактный разум развивается односторонне, человек теряет способность непосредственного познания истины, утрачивается "тот внутренний корень разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума". Под воздействием рационализма личность распадается на ряд духовных функций, которые плохо связаны между собой. В одной душе возникают многие центры - доминанты, которые выходят из-под власти "Я" как целого, наступает деперсонализация личности. Внутреннее рассогласование сохраняется и в том случае, когда разуму удается возобладать над другими разъединенными способностями духа. Деспотизм разума лишь углубляет разъединение личности, внутренние силы духа ослабевают, человек утрачивает живую веру, так как вера "не вмещается в одной какой-либо познавательной способности, не относится к одному логическому разуму, или сердечному чувству, или внушению совести; но обнимает всю цельность человека и является только в минуты этой цельности и соразмерно ее полноте".(4, 249).

Согласно Киреевскому, лишь мышление, одухотворенное верой, способно соединить в одно целое разные части души, найти то внутреннее средоточие, в котором разум и воля, чувство и совесть, прекрасное и истинное слились бы в одно живое единство, воссоздав тем самым истинную сущность человека в ее первозданной нераздельности. Дух, по мнению известного русского философа И.А. Ильина, самое главное в человеке. Это - сила личного самоутверждения, основанная на верном восприятии своей личностной "самосути" в ее предстоянии Богу и в ее достоинстве. Дух есть живое чувство ответственности, воля к совершенству; умение распознавать и принимать совершенное; способность к бескорыстной любви и самоотверженному смирению. Дух - это сила личного самоопределения человека, источник самоосвобождения, приводящий к полноте личной свободы. Это - "потребность священного", радость осознания себя нашедшим свое призвание, дар молитвы, "сила поющего сердца", "жилище совести", место рождения искусства и источник правосознания, основа патриотизма, здоровой государственности и великой (1, 51-52). Дух и духовность позволяют нам почувствовать себя не работниками у хозяина, а сыновьями отца, наследниками, сотрудниками и создателями.

Апостол Павел христианскую духовность описал так: "Плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать" (Галл.5: 22-26). Апостол говорит о том, что человек духовно очистившийся пребывает в постоянной глубокой радости, у которой есть один несомненный признак - она не может обернуться своей противоположностью.

Суть духовной жизни в христианстве - начинается со способности увидеть себя, свое истинное лицо, свои болезни, свои грехи. Известный психотерапевт Алексейчик А. пишет: "с точки зрения психологии грех - это нежелание выйти из состояния самотождества. Если брать философски и теологически, то грех - это отпадение от Бога, отпадение от духовного в материальное. Это утверждение себя как себя без своего отношения к другому человеку, к Господу Богу. Грех - это то состояние, которое объясняет "я" через "я-же", через себя, делает из себя единственную точку реальности. Грех есть то, что закрывает от "я" реальность. Ибо видеть реальность - это значит именно выйти из себя и пережить свое "я" в "не-я", то есть - в другом, в зримом. По большому пониманию, это значит - полюбить по-настоящему; мы выходим из себя, если уходим к любимому, а не выходим - к своему врагу. В образах - грех есть непрозрачное, мрак, мгла, тьма. Свет есть являемость, реальность. Тьма же, напротив, отъединенность, разрозненность реальности, невозможность явления друг другу, невидимость друг для друга. И это касается не только наших взаимоотношений, но и внутренних наших процессов, которые становятся невидимыми друг для друга. Наши ощущения становятся невидимыми для наших чувств, для наших потребностей". В памяти начинается конфабуляция, в мышлении - сверхценные идеи, в эмоциональной сфере - сверхценные чувства, страстные желания, фантазии, человек начинает "выходит из себя", "сходить с ума".

Чем более греховен человек, тем менее он видит реальность, тем менее видит свою греховность, свою болезнь. Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (МФ.9: 12). Видящий себя разумным и добродетельным не способен встать на путь исцеления, так же как больной, который не осознает своего недуга, не идет к врачу лечиться. Петр Дамаскин называет способность видеть свои грехи "началом просвещения души", а признаком ее здравия - когда ум начинает зреть свои согрешения, множеством своим подобные морскому песку". Это видение - начало и критерий правильности духовной жизни.

К духовному оживлению человека часто приводит не здоровье, а болезнь. Если болезнь отрезвляет, пробуждает от духовного сна, позволяет увидеть свою греховность, побуждает искать спасение в Боге, то она становится благом для человека. Благодаря болезни человек переходит с эгоцентрического уровня на духовный уровень - " в пределах которого решаются субъективные отношения человека с Богом, устанавливается личная формула связи с Ним, человек приходит к пониманию человека как образа и подобия Божия, поэтому и другой человек приобретает в его глазах не только гуманистическую, разумную, общечеловеческую, но и особую, сакральную, божественную ценность".(1, 7). Человек начинает духовно выздоравливать.

Литература.

*1. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. М., 1986.

2. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Собр соч. в 2 т. !993. Т. 1.

3. Кириевский И.В. Полн. Собр. Соч. Т.1.

Кириевский И.В. Отрывки// Человек. Ч.2.

Http://www.ioannp.ru/publications/53328








Духовное здоровье человека в зависимости от степени получения удовлетворения от проводимой деятельности в обществе, формирует эмоциональное здоровье человека , путем накладывания отпечатков через призму переживаний, определенного уровня тревоги, и как следствия уровня самооценки личности и степени социализации этой личности в данном обществе. Получаемые личностью эмоции как положительные, так и негативные оказывают влияние на психологическое состояние человека. При преобладании негативных моментов они непосредственно сказываются на здоровье человека. На основе этого следует четко выделить зависимость здоровья физического и духовного в комплексе. Таким образом, эмоции и здоровье человека представляют собой неразрывную связь эмоции + здоровье.





В системе духовного здоровья как основы для общего здоровья человека центральное место православие отводит душевному миру – спокойному, благодатному состоянию души. Спокойствие и согласие в душе, душевный мир , душевная тишина и покой, гармония души ведет и к гармонии тела, в то время как душевное беспокойство приводит к множеству заболеваний. Душевные бури и страсти, постоянное зло, ненависть, зависть, тревога, разрушают душевный мир, ведут к нервному перенапряжению внутренний мир человека – грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения.


Все несчастья человека начинаются тогда, когда он теряет свою жизненную силу. Удачливость, здоровье и состояние счастья зависят от объема духовной силы в человеке. Чем более глобальный и великий смысл имеет его жизнь, тем больше духовной силы получает человек. Самое низшее есть бесцельное растительное существование. На втором месте стоит служение мирским эгоистическим интересам. На третьем - жизнь ради чего-то или кого-то. На четвертом - жизнь ради совершенства. На высшей ступени - совершенствование для помощи и спасения людей, для проведения в мир Высшей Божественной Силы. Сам человек, суживая себя до плотского существования, суживает свои возможности восприятия Божественной Силы. Пассивная жизнь, движение по течению, действия по линии наименьшего сопротивления, потакание лени ослабляет жизненную силу, в результате чего возникают болезни. Каждое действие, в которое вложены усилие и сверх усилие, направленное на Духовную цель, развивает в человеке настолько большую силу, что он может жить в невыносимых условиях и оставаться живым и здоровым. Пассивность и отступление от трудностей на духовном пути - ведет человека к отступлению от здоровья и жизненной силы. Внешними факторами понижения энергии, приводящей к болезни, могут быть стрессы, сопровождающиеся большим выбросом эмоциональной силы, переохлаждение, чрезмерное напряжение (в погоне за результатом), засорение себя тяжелой пищей, алкоголем.



Но, признавая наличие духовного здоровья , наука пока не готова дать точные ответы на многие вопросы и, в частности, предложить критерии оценки именно этой, возможно самой главной, составляющей здоровья человека.





Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Духовное здоровье человека

Введение

психический духовный здоровье

Одной из серьезных проблем современного общества является проблема духовного здоровья человека. Внимание, уделяемое этой проблеме, тем не менее, отнюдь не гарантирует ее успешного решения, поскольку мало признавать, что общество в целом и индивиды, его составляющие, нуждаются в духовном оздоровлении. Необходимо, по меньшей мере, разработать комплекс мер, способствующих этому процессу. Но прежде, чем это произойдет, следует сформулировать суть проблемы и выявить факторы, влияющие на ее решение. Только после этого можно будет наметить пути, ведущие к успеху. Однако трудности начинаются уже на этапе формулирования.

Интересно отметить, что необходимость заботы о духовном здоровье человека и общества не вызывает сомнений даже у идейных антиподов. Возможно, корень проблемы именно здесь: все «доктора» ставят собственные, иногда взаимоисключающие «диагнозы».

В рамках данной работы попытаемся выявить факторы, влияющие на состояние духовного здоровья человека, а также оптимальные, на наш взгляд, пути решения проблемы оздоровления человека, а следовательно, и общества.

Для этого нам придется затронуть историю вопроса, и ознакомиться с наиболее распространенными точками зрения на него.

Психическое здоровье (духовное или душевное, иногда - ментальное здоровье) -- согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Всемирная организация здравоохранения характеризует психическое здоровье, как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах.

Духовное здоровье человека определяется тем, какие духовные ценности человек чтит превыше всего. Существует несколько видов оздоровительной практики, и каждый человек, ознакомившись с ними, сможет понять, какой практики ему придерживаться. К ним относят:

1. П. К. Иванов определяет себя как язычника, не имеющего никакого отношения, например, к христианству. Его оздоровительные практики -- это закаливание, вегетарианство, энергия природы;

2. Шри Матаджи определяет себя как представителя сахаджа йоги. Его оздоровительные практики -- это медитация, раскрытие сахасрары и принятие тех энергий, которые ему пошлет Шри Матаджи;

3. Если человек считает себя православным, тогда его идеалом является Христос. Физическое здоровье его исходит из нравственной жизни. Тело для такого человека-- храм, храм для души. Для него естественна любовь к телу-храму (тогда как в йоге, например, тело -- тюрьма для души). Его оздоровительные практики исходят из того, чтобы в первую очередь не повредить душе, во вторую -- соблюсти здоровым и красивым храм. Разумеется, красота храма не строится в ущерб тому, кто в ней живет, а наоборот.

Как видите, идеал у сознательного и последовательного человека определяет и линию поведения в формировании здоровья. Здесь очень важно отметить один принципиальный момент: в зависимости от того, какую точку зрения выберет человек, будет определяться его духовное здоровье. Особенно это касается «нашего» человека.

Исторические аспекты понятия «духовного здоровья»

Известно, что система моральных ценностей любого общества во многом обусловлена уровнем его развития, особенностями менталитета его индивидов, религиозными воззрениями и пр. Тем не менее, существуют и некие объективные ценности, которые имеют значение в любом обществе, на любом этапе его развития. По крайней мере, понятия, называющие эти ценности звучат одинаково или сходно. Проблемы начинаются, когда требуется раскрыть их содержание и объем. Провозглашение какого-либо понятия моральным критерием, а следовательно, критерием духовного здоровья отнюдь не гарантирует действительное его наличие. Трудно найти в жизни человечества эпоху, когда признаком духовного здоровья личности не считалось бы уважение к старшим, верность долгу, патриотизм, милосердие к ближнему. Однако все эти понятия наполнялись достаточно различным содержанием, иногда даже казуистически.

Например, инквизиция приговаривала еретиков к сожжению на костре исключительно «из милосердия»: ведь святые отцы не имели морального права проливать кровь ближнего, следовательно, плаха и топор исключались.

«При рыцарях не было концлагерей! И душегубок не было!» - восклицал А.И. Солженицын. Бесспорно, это так. Но были публичные казни, весьма мучительные, и служащие при этом развлечению толпы.

Каждая эпоха предоставляла немало возможностей для проявления того, что следует называть признаками духовного нездоровья человека. Но философы и богословы, поэты и художники мечтали об обратном.

К сожалению, эти мечты практически не привели к реальным результатам: к оздоровлению общества в целом.

Духовное здоровье человека не относятся к нулевым понятиям, обозначаемые ими предметы существуют в реальной действительности, даже если содержание этих понятий корректируется эпохой, определенным историческим периодом, в котором исследуется проблема духовного здоровья.

Глава 2. Духовное здоровье и его составляющие

Критерии духовного здоровья

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

· осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

· чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

· критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

· соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

· способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

· способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;

· способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

От чего зависит духовное здоровье

Оно зависит от:

· умения строить свои взаимоотношения с другими людьми;

· способности анализировать обстановку, прогнозировать развитие различных ситуаций и в соответствии с этим строить модели своего поведения.

Факторы, способствующие духовному оздоровлению

Как и в случае с болезнями тела, духовное здоровье все-таки легче сберечь, чем вернуть. Профилактика имеет здесь такое же колоссальное значение, может быть, тем большее, чем труднее лечить пороки нравственные, нежели обычные заболевания.

Сбережение здоровья предполагает определенное самоограничение. То же можно сказать и о духовном здоровье: чтобы говорить о его наличии, следует обозначить границы, за пределами которых начинается патология.

Следовательно, о вседозволенности не может быть и речи. Индивид свободен только до тех пор, пока он не ограничивает свободу других и не мешает их самовыражению, которое в свою очередь ограничено теми же рамками.

Итак, духовная свобода - такое же необходимое условие для духовного здоровья, как и гигиена для физического - начинается с умения себя ограничить. Подобные ограничения можно отчасти регулировать правовым путем, как это и происходит на практике, однако человеческие взаимоотношения слишком сложны для прямолинейности правового регулирования. Нормы морали призваны справляться с этим лучше, нежели нормы юридические.

Но требования соблюдения этих норм по-разному обеспечены. Исполнения моральных норм не обеспечено силой государственного принуждения.

Тогда главенствующим фактором становится общественное мнение. Обосновать действие этого фактора можно таким образом: общественное мнение есть абстракция, поскольку общество в целом не дает оценку определенных проступков. Но эту оценку дают близкие люди. «А друг или любимая - это не абстракция. Как лгать или кривить душой перед ними?»

Если в обществе существует определенная «аксиологическая система, принятая если не всеми его членами, то большинством. Иначе неизбежна оценка поступков своих людей по одной шкале, а посторонних - по другой», что, собственно, мы и наблюдаем зачастую на практике.

Выработка этой единой шкалы зависит от функционирования СМИ, от работы образовательных и культурных учреждений, от рекомендаций ученых, психологов и социологов. Немалую роль в этом должна играть религия, как проверенный веками институт морального воздействия.

Проблема духовного здоровья человека - это проблема будущего все страны.

Инструменты духовного здоровья

Среди множества инструментов, которые обеспечивают духовное развитие личности, можно выделить основные и второстепенные. Мы будем говорить о них в порядке их важности от самых главных к необязательным. Самым главным из них является, конечно, любовь. Она является основной движущей силой человека всегда и везде. Немаловажным инструментом стало и чтение духовной литературы и различных источников мудрости в области познания человека. С помощью медитаций можно достичь единения и гармонии трех составляющих тел человека: ментального, эмоционального и физического. Синтезировать чувства человека помогает пение: чакровое или мантр. Успокоение приносит чтение молитв, а духовные практики различного характера помогают повысить культуру мышления, контролировать эмоции и достичь гармонии микро- и макрокосма. Использование целительных практик помогает использовать и аккумулировать в себе жизненную энергию из внешних источников. Действенным инструментом является тантра. Это умение передавать чувства и любовь во всем единстве всех противоположностей. Духовному развитию помогает, естественно, и разного рода творческие занятия: музыкой, живописью, писательством и т.д. Не стоит сбрасывать со счетов и гармоничную музыку, которая настраивает человека на нужный лад, помогая раскрыться и выразить все эмоции. Таким образом, она оказывает лечебное действие. Оно заметно усиливается, если во время прослушивания музыки предаться танцам. Также очень важно следовать зову души во всех сферах жизни человека. Тогда это позволяет почувствовать себя творцом собственной судьбы. Это, конечно же, не все инструменты, которые приводят духовное развитие личности в действие, но во многом оказывают на этот процесс положительное влияние.

Глава 3. Всемирный день психического (духовного) здоровья

Всемирный день психического здоровья -- памятная дата, 10 октября. Отмечается ежегодно с 1992 года. Установлен по инициативе Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения. В России День психического здоровья отмечается с 2002 года, по инициативе академика РАМН Т. Б. Дмитриевой.

День психического здоровья входит в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.

В 2007 году 10--11 октября в ООН прошёл также «День психологии» -- несколько мероприятий, приуроченных к Всемирному дню психического здоровья. В мероприятиях участвовали Американская психологическая ассоциация (APA), Международная ассоциация аналитической психологии (IAAP) и другие. Целью Дня психологии был обмен мнениями между психологами, дипломатами, студентами.

C 2008 года в России проходит ежегодный конкурс «За подвижничество в области душевного здоровья». Конкурс призван привлечь внимание общественных непрофессиональных и профессиональных организаций к повышению психиатрического образования населения, к актуальным проблемам отечественной психиатрии, к укреплению психического здоровья населения, к привлечению внимания общественности, СМИ и властных структур к проблемам душевнобольных.

Заключение

В заключение следует напомнить об историческом факте, иллюстрирующем всю важность понятия «духовное здоровье человека» для общественного прогресса. За все время нахождения у власти Гитлера, несмотря на заметные достижения в технической области, в Германии не было создано ни одного произведения искусства, чья жизнь оказалась бы дольше, нежели это правление. Да и технические новшества касались в основном вооружения, что не помешало гитлеровцам потерпеть сокрушительное поражение.

Почему же так произошло и «чудо-оружие» не реализовало свои потенциальные возможности? Только ли техническая оснащенность антигитлеровской коалиции стала решающим фактором победы?

Надо полагать, что никакие технические достижения не смогут заменить человеку то, ради чего он эти достижения использует и совершенствует - человечность. Человечность как синоним духовного здоровья.

Список литературы

1.Алексеев П.В., Панин А.В., Философия. М., Проспект, 2001 г.

2.Гуревич П.С., Философия культуры, М., Аспект Пресс, 1994 г.

3.Канке В.А., Основы философии, Логос, 2003 г.

4.Лихачев Д.С., Я живу с ощущением расставания, интервью, Комсомольская правда, 05.03.96 г.

5.Лосев А.Ф., Дерзание духа, М., Политиздат, 1988 г.

6.Мень А., Быть христианином, М., Проспект, 1994 г.

7.Проблема человека в западной философии, М., Прогресс, 1988 г.

8.Спиркин А.Г., Философия, М., Гардарика, 2003 г.

9.Столович Л.Н., Красота. Добро. Истина, М., Республика, 1994 г.

10.Хрестоматия по культуре речи, сост. Граудина Л.К., М., ИНФРА-М, 2002 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и основные функции духовного производства, которое включает духовное общение, формирование духовных начал, проявление духовных потребностей. Институциональная структура духовного производства (учреждения науки, культуры, церкви). Роль идеологии.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Сущность понятия "человек" в философии, его осмысление в ходе эволюции цивилизации. Образы человека как воплощение духовного опыта человечества. Развитие понятия о соотношении биологического и социального в человеке в различные исторические эпохи.

    реферат , добавлен 13.06.2012

    Духовный мир отдельной личности как индивидуальная форма проявления и функционирования духовной жизни общества. Сущность духовного мира человека. Процесс становления духовного мира личности. Духовность как нравственная ориентация воли и разума человека.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Исследование духовного мира человека. Изучение сознания как одной из форм проявления души и компонента духовного мира социума. Память как способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Связь самосознания с феноменом рефлексии.

    реферат , добавлен 29.10.2014

    Антропология и ХХ век. Человек и общество. Единство биологического, социального и духовного в человеке. Духовность. Человеческое бытие. Творчество. Исследование человека в единстве многообразных сторон его сущности.

    реферат , добавлен 02.03.2002

    Сущность человека, проявляющая себя посредством способности творить, созидать, создавать. Настоящее существование человека, возможное лишь при творческом воссоздании им реальности. Факторы и понятия, лежащие в основе философского способа мышления.

    статья , добавлен 17.05.2015

    Развитие техники и изменение отношения человека к природе. Ответственность человека перед обществом, другими людьми, самим собой. Новые измерения ответственности: долг человечества перед будущими поколениями. Ответствен ли человек за свое здоровье.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2017

    Изучение понятия и характера воли в философии Артура Шопенгауэра. Исследование глубинных мотивов человеческого поведения. Воля и интеллект как составные части духовного мира человека. Анализ особенностей взаимодействия интеллекта с волей через интуицию.

    реферат , добавлен 28.12.2016

    Роль философии в жизни человека. Мировоззрение как способ духовного восприятия окружающей среды. Диалектика и метафизика - основные методы философии. Понятия мироощущения и миропонимания. Философские взгляды на сущность и закономерности развития культуры.

    контрольная работа , добавлен 07.06.2009

    Человек как биосоциальное существо (единство природного, социального и духовного. Понятия духа, души и тела с философской точки зрения, их взаимозависимость. Проблема смысла человеческого существования, анализ подходов к решению данного вопроса.

Духовное здоровье в наше время отошло на второй план, и это совсем не верно. Согласно древней китайской поговорке: в здоровом теле здоровый дух, становится вполне ясно, что без психологических и духовных составляющих наше физическое здоровье — ничто само по себе, и нуждается в поддержке. Ведь недаром многие врачи говорят, что множество болезней надумано, и прочно засело у нас в голове и медленно отравляет жизнь, капля за каплей. Духовное здоровье человека — это немалая составляющая здорового образа жизни и счастливой гармоничной жизни. Меняется время, меняются ценности и приоритеты, но здоровье по-прежнему стоит на главенствующих позициях.
Итак, духовное здоровье – это совокупность норм, взглядов, убеждений, которые позволяют человеку вращаться внутри социума, контактировать с другими индивидами, и формировать свой взгляд на окружающий мир. Это также способность следовать моральным устоям, правилам и устоям негласной правды и справедливости, и возможность жить и развиваться в гармонии со своим внутренним миром. Многие люди почему-то отождествляют духовное здоровье с религией и переводят его в форму молитвы, что совсем не соответствует истине, а является лишь стереотипом общества. Чтобы быть духовно здоровым совсем не обязательно посещать церковь и молиться, нужно просто быть честным по отношению к себе и своим поступкам, постоянно стремиться к чему–то новому и развиваться.
Во многом степень вашего духовного здоровья и его сохранности будет зависеть от взглядов на мир, людей, окружение, и то как вы все это переводите на собственную личность. Также у вас должна быть способность прогнозировать предстоящие события, и находить место контакта с другими людьми и выявление точек соприкосновения с ними. Во многом духовное здоровье определяет и физическое, и неразрывно с ним связано. Подумайте сами: у человека который живет в гармонии с самим собой, окружением, у которого есть цель в жизни, и поддержка вряд ли будут проявляться вредные привычки, скверное отношение к окружающим, и желание себя уничтожить. Такие люди жизнерадостны и открыты, к ним автоматически тянуться другие, и им вовсе не надо употреблять различные виды наркотических веществ чтобы расслабиться и отдохнуть. Человек определивший себя в этой жизни и знающий куда он двигается не обременяет себя ненужным багажом отвратительных проявлений человеческой природы.
Люди которые страдают от тех или иных недугов часто недовольны собой, и они ищут причину этого в окружающих, а не в себе, пытаясь перевернуть все с ног на голову. Боятся признаться, что причина всех их неудач находиться в них. Недовольство собой часто может порождать стрессы, скуку к жизни, равнодушие к себе, а все это легко трансформируется в обжорство, алкогольную и никотиновую зависимости, и прочие мелкие изъяны, которые накопившись вместе разрушают вашу жизнь и здоровье.
Если физическое здоровье дано нам от природы, и наша задача не растерять то, что у нас есть на мелочи жизни, то духовное по сути своей – своеобразная философия жизни, которая накапливается с годами и приумножается, исходя из накопленных знаний.

Для того чтобы приумножить свое имеющееся и не сбиться с пути учитывайте следующие три жизненных принципа:

  • смысл жизни(это может быть семья, любимый человек, работа, хобби, пристрастие, другими словами, то что наполняет вас энергией и заставляет двигаться вперед, пока есть ориентир вас трудно сбить с пути)
  • помощь окружающим(делая другим людям добро и оказывая помощь, вы тем самым подтверждаете свою значимость в этом мире, поднимаете свою самооценку и продолжаете совершенствоваться и расти, а это очень много значит
  • сохраняйте эмоциональное равновесие, человек который живет ровно, и которого не бросает в море эмоций живет всегда дольше нежели неуравновешенный холерик. В вашей жизни должны быть эмоциональные разрядки, но они должны быть сбалансированными и заранее определенными и предсказуемыми.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго