Традиции и праздники на руси. Народные праздники и их значимость

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни – это время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали. Их отличительной чертой была обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая и удобная одежда. Будням противопоставлялся праздник - когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Праздничных дней в России 18 – 19в. в было много: 140-150 в году. Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарём. Их называли календарными или годовыми праздниками. Главными среди них были Святки, Масленица, Иван – Купала, а так же праздники сбора урожая, то есть те, которыми отмечались четыре самые важные природно – астрономические явления: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. Они и определяли жизнь наших предков и народный календарь – живое отражение этой жизни. Он складывался веками и вобрал в себя все наблюдения человека над природой. А потом на Русь пришло христианство. Оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило её. Церковное счисление придало быту стройность и строгость. В основе этих праздников лежали представления об устройстве мира, взаимоотношении людей с космосом, природой, божеством. Праздники имели магический характер и были направлены на благополучие и здоровье людей. Праздники и сопутствующие им обряды были приурочены к определённым дням и отданы под покровительство христианских святых. Так и возникло совмещение народных и церковных праздников.

Эту дату теперь принято отмечать как День знаний. Кажется, что так было всегда. Однако в давние времена всё было по-другому. Присмотримся к родной старине. И мы увидим, что к 1 сентября были приурочены важные события. С середины 14 в. и до 1700 г. в московском государстве существовал особый ритуал встречи 1 сентября: ровно в полночь, в глубокой тишине, со стены Московского Кремля раздавался грохот заревой (то есть вестовой) пушки, вслед за тем гудел самый большой колокол на колокольне Ивана Великого, а за ним начинали звонить колокола во всех московских храмах. Растворялись городские ворота, в церквах начиналась служба. В домах тушили огни, а с появлением солнца зажигали новый огонь. Так хлопотали потому, что в те давние времена 1 сентября считалось днем начала нового года. И сейчас в православии 1 сентября считается днем церковного Новолетия. Его называют днём Сименона – летопроводца.

Народное название праздника – Сдвижение, так как считалось. что к этому сроку весь урожай с полей сдвинулся на гумно и в амбары. Считалось также, что это был и срок окончания литовки для лягушек, змей и разных букашек. Верили, что к Сдвижению они должны спрятаться в норы и гнёзда, чтобы уснуть до весеннего тепла. В старину не советовали 2 7 сентября ходить в лес, чтобы случайно не встретиться со «змеиной свадьбой» - клубком катящимися к зимним норам змеями.

Это один из любимых осенних праздников. В этот день молятся: «Батюшка Покров! Покрой избушку теплом, а хозяйку добром!» Топили печь и шли за дожиночным снопом – тем, что был сжат последним. Его хранили в переднем углу, под божницей, так как верили, что последний сноп хранит силу со своего сжатого поля. На покров этим снопом кормили домашнюю скотину. В этот день девушки молились о хороших женихах.

В православии Пароскева-пятница заменила старорусскую богиню Мокошь, которая покровительствовала земле, воде, браку, прядению и ткачеству. Этому женскому божеству был посвящён свой день – пятница. В этот день устраивались «льняные смотрины» - женщины и девушки выносили на улицу напоказ обработанный лён, угощали друг друга пшённой кашей, заправленной свежим льняным маслом.

2. 2 Зимние праздники

Зима в России стоит по нескольку месяцев. Поэтому сани в старину ценились как надёжное средство передвижения. В этот день повсюду открывались санные торги. На разукрашенных санях устраивали праздничный выезд молодожёны.

(На Катерину-санницу детям дарили маленькие санки. Такие санки называли козырёчками или козырьками.)

Волчьи праздники

Начало зимы – это и волчья пора. Волк занимает особо почётное место в мифологических представлениях народов мира. Очень древние корни имеет русская народная сказка «Иван –царевич и серый волк»,в которой волк –верный помощник царевича. Ритуал переодевания в волчьи шкуры или хождение с чучелом волка приурочивались к осенне-зимнему сезону. В народном месяцеслове у русских есть дни, специально отмеченные волчьей темой. Например, в день Клима холодного (8 декабря) говорили, что «на Клима холодного волки собираются у изб тех, кто в этот день именинник»; на следующий день (9 декабря), который называют Егорием – осенним или Юрием – холодным, говорили: « Медведь в берлоге засыпает, а волки жмутся к деревенским задворкам». На 22 декабря, который называют Анной-темной, говорят: « На Анну-тёмную волки в стаи сходятся».

Христианский православный праздник. Накануне Рождества не ели до первой звезды. В этот вечер первая вечерняя звезда на небе была своего рода знаком, когда начиналось исполнение разных рождественских обычаев. Первыми в рождественский вечер появляются колядовщики. Это группы детей, которые, объединившись, ходят от дома к дому с исполнением колядок. В колядках дети желали богатого урожая. Такой же обычай повторялся на новый год. К Рождественскому сочельнику, в избах делали большую уборку, полы натирали можжевельником, а столы застилали чистыми скатертями. В навечерие Рождества Христова соблюдали пост: ели капусту с квасом,хлеб, взвар или сочиво (например, компот из яблок и груш). От названия обрядовой еды и происходит народное название праздника –Сочельник.

История рождественской ёлки.

В 19 в. в семьях более или менее состоятельных горожан – но не у всех - стало, принято в рождественский сочельник зажигать ёлку. Рождественская ёлка пришла к нам на Русь во времена Петра 1. Тогда же, в 1700г. , было установлено считать начало нового года 1 января, а не 1 сентября, как было раньше. Рождественская ёлка к нам, как и в другие европейские страны, пришла из Германии, где на Рождество в 14 в. было перенесено начало года. Вечная зелень ели была символом вечной, обновляющейся жизни. В России рождественские ёлки поначалу устанавливались только на главных городских площадях. Ёлки в том виде, как мы их знаем теперь (украшенные свечами, игрушками, сладостями, фруктами), появились в Германии лишь в конце 18 в. В качестве детского празднества рождественская и одновременно новогодняя ёлка в России известна с начала 19 в. Но это был праздник лишь для детей из состоятельных семей. Дети из простых семей этого праздника не знали.

Новый год.

Утром и днём в первый день нового года повсюду в России исполнялись благопожелания и величания- колядки, авсеньки, таусеньки, виноградья. За исполнение величаний детям дарили вкусную еду, в том числе варёные свиные ножки. Свиные ножки высоко ценились подростками из-за косточек лодыжек, которые называют бабками. Игра в бабки в канун и в первые дни нового года некогда имела священный смысл, поскольку в древности предполагала обращение к небесным светилам. Время от Нового года до Крещения воспринимались как время чудес, гаданий, ряжений, игр.

Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Существовало обыкновение ходить в полночь на Крещение за водой на реку. Уверяли, что в эту пору вода в реках колышется. Почерпнув воды, приносили ёё домой и сохраняли: считалось, что вода эта может стоять несколько лет в закрытом сосуде, не портясь, только бы никто нечистый к ней не прикасался. Существовало правило, по которому те, кто принимал участие в колядовании. играх ряженых, гаданиях, должны были очиститься крещенской водой, а если грех был серьёзным. То очищались купанием в проруби. (Коляда. Тот. кто рядился. , обязательно должен соблюдать правило: нельзя быть узнанным, поскольку ряженый становился особым персонажем, принадлежащим другому миру).

2. 3 Весенние праздники

Масленица

Масленица – это весёлый всенародный праздник. Справляется за семь дней до Пасхи. Обычно приходится на конец февраля. Масленичная неделя полна обрядовых действий проводов зимы, традиционных игр и всяческих затей. Катание с гор на санях, катание на тройках доставляли много радости и детям и взрослым. Главным угощением на Масленицу были блины, приправленные сыром, яйцами, икрой, мёдом. Каждый день масленой недели имел своё название. Понедельник – «встреча» (первые блины); вторник – «заигрыши» (катание с гор), среда – « лакомка» (приглашение зятя к тёще); «широкий четверг» (кулачные бои); пятница –«тёщины вечёрки»; суббота – « золовкины посиделки»; «прощёное воскресенье» - проводы Масленицы, сжигание чучела, испрашивание прощения у родных и знакомых, одаривание подарками.

(Когда провожали масленицу, то возили чучело в сопровождении ряженых,которые потом сжигали на костре.

22 марта, в день весеннего равноденствия, не было такого уголка в России, где бы не пеклись жаворонки, и другие печенья в форме птиц. В православии день 22 марта посвящён Сорока мученикам, поэтому в народе его называют Сороками. Говорят, что на Сороки из – за моря прилетают сорок птиц вешних. Повсюду в этот день дети песенками, закличками и печёными жаворонками призывали приход весны. Девушки использовали фигурки из теста для гаданий. В одну из птиц запекали кольцо, кому оно достанется, той и замуж идти.

Вербница. Пасха.

Вербница – это большой праздник, который празднуют в субботу и воскресенье за неделю до Пасхи. Вербница стала своего рода детским праздником с обязательным посещением вербного базара. В Москве такой базар устраивали на Красной площади. Здесь детям покупали красочно оформленные ветки вербы, яркие бумажные цветы, красные шары, искусные игрушки, свистульки и дудки, сладости. Из старинных традиций и сейчас ещё сохраняется обычай рано утром в Вербное воскресенье слегка стегать детей для здоровья освящённой веткой вербы. Пасху называют в православии праздником праздников. Пасха – самый большой христианский праздник.

Символ Пасхи – крашенное яйцо. Поэтому начиная с Пасхи и вплоть до Троицкой недели, то есть в течение времени, когда сеяли зерновой хлеб, а затем наблюдали, как начинала колоситься озимая рожь, зацветали луга и поля, разрешались игры с крашеными яйцами – красными (пасхальными), жёлтыми (покрашенными на весенний Егорьев день – 6 мая) и зелёными (троицкими). Крашенные яйца катали по земле и озимям, подбрасывали повыше вверх, били острыми концами. Все эти игры являются отражением верований и магических приёмов, цель которых – способствовать возрождению и расцвету природы. Любимые развлечения на Пасху – катания (разбивание) яиц и качания на качелях. На народных гуляньях поют песни, водят хороводы. Молодёжь нередко отправляется по дворам колядовать.

2. 4 Летние праздники

Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого во все обряды, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев. С утра всенародно купаются в реках, обливают водой всякого встречного. Вечером жгут очищающие костры, прыгают через огонь, чтобы очиститься от скверны. Сжигают в кострах одежду больных, так как существовало поверье, что вместе с нею сгорают и болезни. Иванова ночь издавна считается ночью нечистой силы, когда ведьмы слетаются на шабаш, а лешие, водяные и русалки всячески вредят людям.

(В ночь « на Ивана «, по народным поверьям, следует запасать лекарственные травы)

Илья – пророк – великий угодник Божий и чудотворец, один из самых любимых в народе Святых. Он грозный и карающий, в то же время – щедрый. Он заботится о плодородии. В его распоряжении дожди,гром и молнии.

Ильин день один из великих праздников народного календаря. Не только в сам Ильин день, но порой всю Ильинскую неделю не работали, опасаясь гнева пророка. В Ильин день пекли первые пироги из муки нового помола. Когда – то горох и морковь считались лакомством – их тоже срывали впервые в Ильин день. Во время празднования Ильина дня устраивались конские выезды. Пастухам готовили праздник у колодцев. Но самая важная черта, которая определяла разнообразие обрядов и обычаев Ильина дня, - его календарное пограничье между летом и осенью. Считалось, что Илья в этот день кидает в воду камни и лёд. Выпадают холодные росы. Поэтому говорили: «На Илью до обеда лето, а после обеда – осень».

Заключение

Праздники играли значительную социальную роль в жизни русского народа. Прежде всего, они способствовали консолидации людей, живших в одном селе, деревне. Молебен, праздничная гульба – всё это сближало людей, поддерживало в них чувство коллективизма. Праздник, на который сходилась, вся ближняя и дальняя родня способствовал укреплению родственных связей, развитию родственной взаимопомощи.

Праздник давал передышку в тяжёлом труде крестьянина и ремесленника, создавал иллюзию равенства всех людей, хотя и на непродолжительное время.

Праздники, с их весельем, плясками, песнями, кулачными боями позволяли людям продемонстрировать свои творческие возможности, таланты.

Народный календарь даёт житейское представление о борьбе добра и зла, света и тьмы, связывая человека с природой в гармоничное целое.

Наши предки ощущали своё единство с окружающей их природой, были убеждены, что своими добрыми делами, игрищами, обрядами они помогают весеннему пробуждению солнца, появлению цветов, прилёту птиц.

Новый год (в ночь с 31 декабря на 1 января). В Новый год принято украшать помещение новогодней ёлкой или ветками. В полночь на 1 января слушается поздравление главы государства и бой курантов. На стол принято подавать, среди прочего, салат оливье и шампанское. Детям дарят подарки (от «Деда Мороза»). Согласно социологическим опросам, это наиболее отмечаемый праздник.

6-7 января - Коляда . Коляда - традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием. Дата празднования - в ночь с 6 января по 7 января. Значение праздника - поворот солнца с зимы на лето. Празднование - колядование, ряженье, святочные игры, гадания, семейная трапеза. По народному верованию, Мать-сыра-земля могла разверзнуться только из-за лжи, за ложной клятвы или из-за лжесвидетельства.

Конец февраля - начало марта - . Дата начала праздника "плавает", она связана с лунным календарем, начинается за 8 недель до первого весеннего полнолуния.
Масленица - славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом. Цель праздника - прощание с зимой. Традиции: печь блины, ходить в гости, устраивать застолья, кататься на санях и санках, наряжаться, сжигать или хоронить чучело Масленицы. Празднуется с мясопустной субботы по прощёное воскресенье. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота, со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы - поминальная.

Вербное воскресенье - православный праздник (вход Господень в Иерусалим). Принято декорировать помещение ветками вербы, символизирующими пальмовые ветви тех, кто встречал Иисуса Христа.

Вербница это большой праздник, который празднуют в субботу и воскресенье за неделю до Пасхи. Вербница стала своего рода детским праздником с обязательным посещением вербного базара. В Москве такой базар устраивался на Красной площади. Здесь детям покупали красочно оформленные ветки вербы, яркие бумажные цветы, красные шары, искусные игрушки, свистульки и дудки, сладости. Из старинных традиций и сейчас еще сохраняется обычай рано утром в Вербное воскресенье слегка стегать детей для здоровья освященной веткой вербы.

Седьмая последняя неделя перед Пасхой, длиться 6 дней, начинающаяся с понедельника и заканчивающаяся в субботу перед пасхальным воскресеньем. Значение праздника - подготовка к Пасхе. Традиции на празднике: убираться в доме, обязательное купание, поминание предков, ставить качели, красить яйца, печь куличи. По верованиям народа, крашеные яйца обладают магической силой например, если положить скорлупу на огонь, то дымом от этого яйца можно исцелить человека от куриной слепоты, еще считают, что такое яйцо способно исцелить больной зуб. Приметы на этот праздник: если истопить в Великий четверг печь осиновыми дровами, то колдуны придут просить золы, петрушка, посеянная в Страстную Пятницу, даёт двойной урожай.

Древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Празднуется в первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта. Традиции: освящение крашеных яиц и куличей, приветственное целование. Большинство пасхальных традиций возникли в богослужении. Размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста- времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. В конце 19 века в России стало традицией отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками.

Первое воскресенье после Пасхи - . . Красная Горка (Фомино воскресенье) - весенний праздник у восточных славян, который отмечается в первое воскресенье после Пасхи. В этот день празднуются: весенние девичьи хороводы, трапеза с яичницей, молодёжные игры. Красная горка символизирует полный приход весны, именно этим праздником встречают эту пору года. Кроме того что Красная горка символизирует приход весны, праздник символизирует еще встречу парней и девушек, потому что весна - это начало новой жизни для всей природы. На празднике Красной горке есть одна пословица, которая гласит: «Кто на Красной горке жениться, тот вовек не разведется.»

В ночь с 23 на 24 июня - Ивана Купала . Иван Купала - летний праздник языческого происхождения, празднуется с 6 по 7 июля. Иван Купала (иванова ночь, иванов день) - один из главных праздников календаря, день Рождества Иоанна Крестителя, день летнего солнцестояния. Праздник связан с летним солнцестоянием. Традиции: жечь костры и прыгать через них, водить хороводы, плести венки, собирать травы. Начинается праздник накануне вечером. Название праздника произошло от имени Иоанна Крестителя(эпитет Иоанна переводится как «купатель, погружатель»). Главной особенностью Ивана Купалы являются очищающие костры, для того чтобы очиститься от находящийся внутри человека нечисти, он должен бы прыгать через эти костры.

24 июня - Праздник летнего солнцестояния . В православном календаре в это время празднуется Рождество Иоанна Предтечи (24 июня), потому праздник именуют Ивановым днем (в православии его отмечают 7 июля). Верили, что в ночь «на Ивана» природа открывает человеку свои сокровенные тайны и силы, клады и чудесные свойства цветущего мира. Собирать травы русские считали настолько принципиальным занятием, что в большинстве мест Иванов день именуют Иваном Травником, Иваном Травным, Иваном Цветным, пореже - Иваном Купалой.

8 июля - день Петра и Февронии . День Петра и Февронии - народно-православный праздник, отмечается 8 июля. Традиции праздника: купаться без оглядки, т.к. считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов и засыпают. После купальских игр определялись пары суженых, и этот день покровительствовал семье и любви, кроме того, в старину с этого дня и до Петра игрались свадьбы. Первый покос - день всякой нечисти такой как: ведьмы, русалки, оборотни и многие другие. По «Повести о Петре и Февронии Муромских», князь Пётр с неохотой женился на Февронии, скорее всего их союз был бездетным и завершился постригом обоих супругов в монахи. Поговорки: впереди сорок жарких дней, после Ивана не надо жупана, коли в этот день идёт дождь, то будет хороший урожай мёда, свиньи и мыши сено едят - к худому покосу.

Августовские Спасы. В день Яблочного Спаса освящали спелые яблоки и остальные фрукты. В сей день непременно посещали кладбище, оставляя яблоки на могилах предков. Церковное заглавие этого праздника - Спас Преображение
Августовскими Спасами - Медовым (14 августа), Яблочным (19 августа), Ореховым (29 августа). Похоронами уздечки на праздник покровителей лошадей Флора и Лавра (31 августа) завершалось лето.

Медовый спас - православный праздник, отмечаемый . Суть праздника - малое водосвятие. Традиции праздника - начало сбора мёда, его освящение и трапеза - «вдовьи помочи». Праздник празднуется в честь Происхождения древ Креста Господня в конце XIV в. Значение праздника - первый день Успенского поста. Медовый спас еще называют «Спасом на воде», это из-за малого водосвятия. По традиции, именно в этот день на Руси освящали новые колодцы и чистили старые. Называют этот праздник «Медовым спасом» из-за того, что в этот день пчелиные улья обычно наполнены до отказа и пасечники идут собирать медовый урожай.

Яблочный спас - народное название праздника Преображения Господня у восточных славян, празднуемый , а еще до этого праздника запрещено есть яблоки и разные блюда из яблок, в праздник же надо наоборот - срывать как можно больше яблок и освящать их. Цель праздника - освящение яблок, проводы солнца на закате с песнями. У Яблочного спаса есть еще другое название - первые осенины, то есть встреча осени. Согласно традиции нужно угостить яблоками сначала всех родных и близких, потом сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков и только потом самим есть яблоки. Вечером, после праздника, все выходили на поле, чтобы с песнями вместе проводить закат солнца, а вместе с ним и лето.

2 августа - Ильин день . Ильин день - традиционный праздник у восточных и южных славян, празднуется 2 августа. В традиции праздника входит: коллективные трапезы, заклание быка или барана. У праздника языческие корни, так как сначала это был праздник бога грома Перуна, но с принятием христианства у славян вместо образа Перуна возник образ Ильи - пророка, откуда собственно говоря и название праздника. Поговорки на празднике: Илья грозы держит, Илья словом дождь держит и низводит, Илья наделяет хлебом, не мечи на Илью копны - небесным огнём пожжёт. С Ильина дня, по народным преданиям, начиналось ненастье, а также запрещалось купаться.

14 сентября - Семен Летопроводец . Семён Летопроводец - праздник восточных славян, который начинается 14 сентября. Суть праздника - торжества по поводу приближения осени: накануне заканчивалось лето и начинался новый год. В этот день совершаются обряды: новоселье, засидки, возжигание огня, обряд пострига, похороны мух, предание о воробьях. Семёнов день считается счастливым, поэтому советуют справлять новоселье. Приметы: Семён лето провожает, бабье лето наводит; на Семёна - последняя гроза; на Семёна колосовые не убрали - считай пропали; если гуси улетают на Семён-день, жди ранней зимы.

27 сентября - Воздвижение . Народное название праздника - Сдвижение, потому что числилось, что к этому сроку весь урожай с полей двинулся на гумно и в амбары. Считалось и, что это был и предел окончания летовки для лягушек, змей и различных букашек. Верили, что к Сдвижению они должны спрятаться в норы и гнезда, чтоб заснуть до весеннего тепла. В старину не рекомендовали 27 сентября ходить в лес, чтоб случаем не встретиться со «змеиной свадьбой» - калачиком катящимися к зимним норам змеями.

Исходит от латинского traditio, означающему «передавать». Первоначально traditio использовалось в прямом его значении, обозначающее материальное действие: так, в римской империи его применяли при вручении какого-либо предмета и даже, при выдаче дочери замуж. В наши времена, слово «традиция», также имеет связь с прошлым, с тем, что утратило новизну, но, неизменно, не смотря на все исторические катаклизмы, символизирует стабильность их восприятия и соблюдения.Праздников на Руси было множество. Сохранилось множество праздников, которые мы продолжаем соблюдать, привыкнув к ним, даже не раздумывая о их происхождении. А ведь существуют праздники, которые через многие годы, вновь применимы в нашей жизни. Возрождаются древние славянские традиции с неповторимым этническим багажом.

и ёлка вошли в нашу жизнь с 1700 года указом Петра I. До той поры, в избах ставили кустарниковую вишню. К празднику одевали новую, красивую одежду, откладывали все заботы на потом и веселись. Красивые одеяния всегда были доброй приметой: как встретишь Новый год, так его и проведёшь. Самое популярное поздравление праздника — «С новым годом! С новым счастьем!» Одними из самых первых, такие фразы могли прозвучать за 153 года до нашей эры. В тот период, древние римляне придумали дарить праздничные подарки с пожеланиями удачи и счастья. При подготовке к празднику, украшая ёлку, мы не задумываемся, для чего это делаем. Украшение новогодней ели, с древних времен была связано с поверьем древнегерманских племен о том, что в кронах вечнозеленых елей прячутся духи, и, чтобы их задобрить, надо их одаривать подарками. С недавних пор появилась новая российская особенность новогоднего праздника, слушать обращение президента в новогоднюю ночь, и только после этого, под звон бокалов и курантов, поздравлять всех с Новым годом.

Свадебные церемонии

Свадьбу,испокон века,считали важнейшим событием в жизни человека. С ней было связано много обычаев и примет. До современных времён свадебная церемония, как очерёдность определенных обрядовых действий,не дожила. Несмотря на это, элементы славянского свадебного обряда сохраняются, но, зачастую, в измененном виде. Однако, всё большее количество молодых людей, стремятся проводить этот главный в соответствии со старинными укладами.

Свадебный церемониал


1.Знакомство будущих родственников, смотрины невесты, девичьи гадания.
2.Сватовство невесты, смотрины брачующихся, сговор родителей, девичник, жениховы посиделки.
3.Главное действо обряда начинается с выкупа невесты, катания, венчания в церкви, заканчивается гулянием.
4.На следующий день,после свадьбы, сваты наносят взаимные визиты.
В древности женитьба по взаимной симпатии бывала нечасто, гораздо чаще пару подбирали родители. Где можно познакомиться парню с девушкой? В новейшие времена, это возможно в любое время и в любом месте. В древности, знакомства парней и девушек, в повседневной жизни, были ограничены, была возможность пообщаться в отведенном месте и в определённое время. Такие, как народные гуляния на святки, на Пасху, на Троицу и вечеринки, обычно осенью и зимой. Выйти замуж, всегда являлась главной девичьей мечтой. Ожидание замужества, ожидание свадьбы, и будущий избранник тревожили её душу. Поэтому, все девичьи гадания о будущем суженом и семейной жизни.В настоящее время произошли большие изменения в отношениях мужчины и женщины, это повлияло и на свадебные церемонии. Досвадебные обычаи претерпевают большие изменения. В большинстве случаев, эти обряды стали развлечением, шуткой.

Современная свадьба теперь делится на следующие этапы

1.Предсвадебный (предложение руки и сердца, знакомство семей, помолвка, девичник, мальчишник).
2.Свадьба (выкуп невесты, свадебный кортеж, церемония регистрации брака, свадебное застолье).
3.Послесвадебный (второй день, визиты, медовый месяц).
Но свадьба всегда сохраняет свое важное, непреходящее значение как переход от холостой жизни к семейной, со своими радостями и ценностями. Решение о следовании традиционным обрядам, ритуалам, и каким именно, молодожены принимают сами.

Заключение

Традиции очень важны в жизни любого общества. Россия, страна, бережно хранящая традиции национальной культуры, глубоко уходящей корнями в православие, и даже, в язычество. Русский народ продолжает отмечать традиционные праздники, верят в народные приметы и предания. Христианство подарило удивительные праздники, такие как Пасха, Рождество,обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.

Пасха в России

светлый праздник воскресения Христа. Праздник, пришедший из Византии на Русь вместе с крещением в конце Х века. С той поры в России торжественно отмечают этот христианский праздник. Накануне Пасхи в храмах проходят всенощные бдения и крестный ход. К этому времени пекут праздничные куличи, символизирующие собой тело Христа, красят яйца. С утра, верующие ходят в гости с угощением, дарят крашеные яйца, приговаривая: «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!». Эти приветствия-поздравления, сопровождаются объятиями и поцелуями, получили название «христосование». Праздник Пасхи длится семь дней и называется Седьмицей, или Святой неделей.

День Пасхи – это день разговления после Великого Поста. Поражает разнообразие блюд,выставляемых на столы. Среди них главное место занимают ритуальные угощения. Прежде всего, это пасхи, куличи, крашеные яйца.Яйцо, крашенное в разнообразные цвета, стало атрибутом и символом Пасхи с XII века. Кулич выпекался из дрожжевого теста, высоким и круглым и украшался изображением креста. Существовало поверье, если пасхальный хлеб удался на славу, то этот год в семье будет благополучным. Кулич разрезается поперек, оставляя верхушку целой, чтобы накрывать оставшуюся часть кулича.По старому русскому обычаю в пасхальные дни раздавались дары бедным и нуждающимся, родственникам и незнакомым людям в сиротские приюты, больницы. В народе говорили, что «от Пасхи до Вознесения странствует по земле Христос с апостолами, испытывая милосердие и доброту каждого».

Рождество в России

Рождество Христово - празднуется рождение спасителя Иисуса Христа. Пришествие дало людям надежду на доброту, милосердие и вечную жизнь. Рождение спасителя отмечается 7 января по юлианскому календарю, церкви Старого Света отмечают эту дату по григорианскому календарю, 25 декабря.

Рождественский пост

Перед Рождеством Христовым соблюдался сорокадневный рождественский пост, заканчивающийся Сочельником. Рождественский пост – является последним длительным постом. Его соблюдение обновляет духовно, объединяя с Богом во время церемонии приготовления к празднику.

Канун Рождества

Последний день перед Рождеством назвали «сочельник». Такое название он получил не случайно, а от наименования ритуального блюда этого дня — сочива. Сочиво, ещё его называют кутьёй — каша из круп, пшеницы или ячменя, намешанная с медом. Число блюд всегда равнялось двенадцати (числ апостолов). Стол в этот день всегда готовился как можно богаче и богатый и обильней. Соблюдая ритуал, стол предварительно посыпали сеном — помятуя о месте рождения Христа в вертепе и яслях. Пищу можно было принимать после появления первой звезды, согласно приданию, Вифлеемская звезда первая возвестившая волхвам о Рождестве Спасителя. Все усаживались за стол с самыми добрыми пожеланиями друг другу. Рождество – это семейный праздник. С 6 на 7 января люди не спали: гуляли, ходили по домам,угощались и колядовали. Колядование-это старинный обряд и песня прославления рождества Христова. Колядки, зачастую превращались в настоящий карнавал с переодеваниями в необычные одежды, или, просто натягивали на себя одежду, вывернутую наизнанку, надевали маски животных. Колядование в наши дни набирает популярность:разучиваются песни, готовятся праздничные костюмы,маски.Такими компаниями ряженых идут к соседям,родственникам, друзьям. Праздник длится три дня. Наиболее верующие проводят их в храме. На второй день Рождества православные христиане в храмах прославляют Богоматерь, родившую Спасителя. Этот день называется Собором Пресвятой Богородицы.

Святки

После Рождества Христова наступают Святки, то есть, святые дни, длящиеся до самого Крещения.
В Святки, длящиеся две недели, ходят в гости, дарят подарки, навещают больных, стариков.
Святые дни,по обычаю,начинались колядованием. Наступала очередь молодёжи рядиться, обходить все дома с песнями, шутками, жжением костров, устраивали игрища, посиделки. В это время девушки гадали на суженого. Считалось,что восемь дней,после рождения Иисуса Христа бродит по улицам нечистая сила, пугает людей.Ряженые выполняли роль нечистой силы, одетые в маски и неправдоподобные одеяния, старались напугать и развеселить людей.

Крещение Господне

Святками завершается Праздник Крещения Господня. Этот день является днём крещения Иоанном Предтечей Иисуса Христа в реке Иордан. Во время крещения Иисуса Христа с небес слетел Дух святой в виде голубя,провозгласивший Иисуса Христа его возлюбленным сыном. В честь этого события, праздник называют Богоявлением. В этот день, в храмах освящают воду. Святую воду приносят домой и бережно хранят. Православные христиане считают её целебной, её пьют, умываются ею, окропляют ею дом.

Масленица, обряды на Масленичной недели

Масленица являлась праздником поминовения. Апофеозом праздника было сжигание чучела Масленицы — это как бы её похороны, приготовленные блины – считались поминальным угощением. Изначально грустный праздник постепенно превратился в Масленицу разудалую. К празднику с блинами, круглыми желтыми и горячими, как солнце добавились катания на упряжках, запряжённых в сани, катания с гор, бои стенка на стенку, тещины посиделки. Масленица являлась ритуальным праздником завершения зимы, одновременно и открытием нового периода весенних праздников и обрядов.

Масленица в понедельник.

Понедельник начинался встречей масленицы. Делали из соломы чучело, наряжали в рваную, старую женскую одежду, с пением и плясками возили на санях по деревне. После этого её устанавливали на горе, с которой начинались катания. При чём, это были не просто развлечение, а считалось обрядом, считалось, что чем больше раз человек спустится с горы, тем выше у него будет лён.

Масленица во вторник.

Второй день масленицы зовётся «заигрыш». Праздник продолжается, к нему добавляются народные гуляния, скоморохи, кукольные представления во главе с Петрушкой. По улицам ходят ряженые, катаются на тройках и санях, устраиваются импровизированные концерты. Традиционными для городов и Москвы были медвежьи представления. Ручные медведи смешили публику, изображая различных персонажей.

Масленица в среду.

«лакомка» — третий день, также, начинался блинами, накрывались столы, варили пиво. На улицах начинается торговля, в которых продавались продукты, напитки, орехи, медовые пряники. Всё это можно было запить горячим чаем из кипящего самовара. Тёщи угощали зятевьёв блинами.

Четверг.

Четверг являлся самым горячим днём праздника. Традиционно по четвергам проходили кулачные бои.

Пятница.

Зятья принимали тёщ теперь у себя и угощали их блинами. Зятья, нередко нарушали такое событие, наносившее обиду тёще, что, нередко становилось причиной вечной вражды.Пятница отводилась теме семейно-родственных отношений, чествовали молодоженов. Молодожёны должны нарядно одеваться, разъезжать в расписных санях, посетить всех приглашённых, гулявших у них на свадьбе. Родственники молодых, породнившиеся после свадьбы, также наносили визиты друг к другу.

Суббота.

В субботу устраивались золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали к себе родственников.

Воскресенье.

«Прощенное Воскресенье». Этот день давал уникальную возможность, не ища какого-то повода, наладить отношения с родственниками и друзьями, за обиды, которые накопились за прошедший год.Проводы Масленицы заканчивались сжиганием чучела Зимы. В огонь бросали остатки еды, блины.Масленица заканчивается, начинается Великий Пост. Пост начинался с Чистого понедельника,днём очищения от греха и скоромной пищи.В этот день обязательно посещали баню, мылась вся посуда,удаляя остатки жирного и скоромного.

Иван Купала в России.

Иван Купала является праздником верхушки лета. Отмечается он в ночь с 23 на 24 июня. Это один из самых мистических и загадочных праздников, вместе с тем он разгульный и весёлый со множеством обрядов,запретов и правил,песен и примет,приговоров и гаданий,опутанных легендами.Купала-это древнейшее божество плодородия. В честь его по вечерам пели песни,устраивали прыгание через костёр.Постепенно этот обряд перевоплотился в праздник середины лета, дней солнцестояния,воплощая в себе традицию христиан и язычников. Божество Купала стали называть Иваном после крещения Руси в честь Иоанна Крестителя, крестившего самого Христа,рождество которого приходилось на 24 июня.

Купальские обряды

В день Иван Купала люди украшали себя венками, перевязями из цветов и трав, распевали песни, водили хороводы, разжигали костры вокруг шеста с закреплённым на нём пылающим колесом,символом солнца. В этот день девушки плели венки и пускали их по воде,наблюдая за ними. Если венок тонул,значит суженый разлюбил,замужество откладывается.В этот день обливались грязной водой всех подряд. Существовало поверье,чем чаще человек купается,тем чище его душа.А купание на заре наделяло целебной силой.
В купальную ночь разводили костры. Считалось,что в эту ночь костры являются очищающими, матери сжигали снятые с больных детей вещи, чтобы вместе с ними сгорели и болезни.Вокруг костров устраивали пляски, прыгали через них, кто прыгнет выше-тот будет счастливее. После костров молодёжь организовывала шумные игры, весёлые соревнования.Народ верил в то, что только в ночь на Ивана Купала распускаются чудодейственные, лекарственные травы, которые неизменно собирали лекари и деревенские знахари, чтобы хватило на весь год. Предание о расцветающем в эту ночь папоротнике, цветок которого мог указать, где находится клад.С этим днём связано много чудес, а в предстоящую ночь нельзя было ложиться спать, потому что оживала всякая нечисть:ведьмы, оборотни, русалки, справлявшие свой праздник, стараясь нанести людям как можно больше вреда.Так издавна праздновали и продолжают праздновать день Ивана Купала - соблюдая обряды, традиционные гадания и прочие разнообразные шалости.

Языческие ритуалы стали органической составляющей многих христианских праздников (Рождества.Пасхи, Покрова). Еще в середине XX в. белорусские крестьяне искренне почитали святого Николая, но одновременно совершали различные ритуальные действия, чтобы уберечься от происков ведьм на Ивана Куполу. Разностадиальные представления не только не вступают в противоречие, но и прекрасно сосуществуют, дополняя друг друга. Формой их сосуществования и является система народных обрядов и обычаев, получившая название народного православия. Проведем различие между обычаем и обрядом. Обычаи - издавна

укоренившийся в быту и ставший традиционным порядок совершения каких-либо общественных действий.традиционные правила поведения в определенных сигуацнях.

Обряд - представляет собой более локальное явление, чем обычай. Эго традиционный порядок совершения каких-либо действий, например, встреча Нового года, свадьба или похороны. Обрядность сплачивала людей, составляла единый и нерушимый уклад жизни. В ней отразился многовековой опыт народа, своеобразная лика и эстетика. Обряды передавались из рода в род.из поколения в поколение, и, в конечном счете, именно они составляют основу русской народной культуры. Изображение промыслового календаря, в котором древние календарные знания и представления народа коми нашли вещественное воплощение, позволяет связать воедино эти разрозненные сведения и хотя бы частично реконструировать в первоначальном виде их суть.

Многие праздники сохранились с языческих, дохристианских времен, которые соотносились с явлениями природы, сменой времен года - проводы зимы и встреча весны. Языческие истоки сохранили многие народные праздники - Иван Купала, Масленица, Семик.

С особым размахом отмечались церковные праздники - Рождество, Пасха, Крещение. Преображение, Успение, Троица. В такие дни неумолкая гудели колокола сотен московских церквей. Сопровождаемые хорами, двигались крестные ходы. Нарядно одетые горожане шли па церковные службы. Праздники, обряды приобрели огромное, колоссальное значение. Люди просили у природы милости к будущему урожаю, они отождествляли природные явления с живыми существами.

Христианство принесло на языческую Русь свой календарь, в котором круг праздников также повторялся из года в год Каждый день посвящался памяти определенного святого или событию из библейской истории.

Совместившись, народный и христианский календарь своеобразно дополняли друг друга. С христианскими названиями тех или иных дней связалось начало различных сельскохозяйственных работ. Праздник пророка Иеремии, к которому приурочивали начало весеннего сева, получил народное название Ермий -

подними сетево. Некоторых святых стали воспринимать, и как небесных покровителей определенных видов работ.

и разнообразных народных зимних праздничных обрядах обыгрывалось умирание природы зимой и обновление, воскрешение ее весной. С наступлением самых коротких дней и самых длинных ночей в году, попредставлением наших далеких предков, считаюсь, что зима победила солнце, что оно состарилось и собирается угаснуть.

Издавна в эту пору справлялись веселые зимние праздники. Они отмечали окончание прошедшего сельскохозяйственного года и начало подготовки к следующему. В это время совершались различные магические церемонии, которые, по верованиям древних, могли повлиять на могучие силы природы и принести новый обильный урожай.

Сущность обрядов и песен зимнего календаря состояла в том, чтобы обеспечить будущий хороший урожай, приплод скота и счастливую жизнь в семье. Первая половина зимних обрядов относится ко времени от Рождества до Крещения включительно, вторая - от Крещения до Масленицы и отличается подготовкой к весенним земледельческим работам. Обряды первой половины зимы совершались большей частью в избе, а второй - на улице. Эта пора в жизни народа была насыщена колядованием, ряжением, играми и ездой на лошадях и санях, предсказаниями и приметами, гаданиями, песнями и танцами.

* Зимние святки. Ни в одном народном празднике не заключается столько обычаев, обрядов, примет, как в Святках. Святочный период представляет собой старинное смешение совершенно разнородных стихий: здесь можно встретить и суеверные языческие обычаи, и некоторые христианские воспоминания о Рождестве Спасителя. К первым относятся гадание, ряженье, древние обрядовые игры, отличающиеся сценической изобразительностью; ко вторым - сдавление, или хождение детей и молодежи по домам с вертепом и звездой. По своему названию и цели Святки должны святить благочестием великое и отрадное для христианского мира событие - Рождество Христово.

* Рождество.Сочельник был днем «постной» службы. Весь этот день ничего не ели до первой звезды на небе. Обрядовой едой в эти дни была кутья (сочиво)

* жидкая каша из риса или ячменя с медом и изюмом: до Рождества - постная, на Рождество - щедрая. В Сочельник вечером перед тем.как сесть за стол, на котором главным яством была медовая кутья, вся семья выходила во

двор "глядеть звезды». В Сочельник, в канун Рождества и на Рождество, после

утренней службы молодежь и дети начинали колядовать Колядки

коротенькие песни, в которых славят Христа хозяев дома, поздравляют с Новым годом, желают счастья, богатства и добра Кодядовщики носили с собой звезду на шесте, символизирующую Вифлеемскую звезду, возвестившую миру о рождении Иисуса Христа Выбирали также мехоношу. который собирал дары, короткая колядка состоит из нескольких частей.

Масленица Но вот и зима подошла к концу. На пороге весны отмечали еще один веселый праздник - Масленицу. Известна она еще с языческих времен как праздник проводов зимы и встречи весны

Церковь совместила Масленицу с кануном Великого поста, поэтому сроки ее празднования подвижны: от конца января - начала февраля до конца февраля - начала марта по старому стилю. В это время снег еще толстым слоем покрывает землю, но все чаще выдаются погожие солнечные деньки.Совместившись, народный» и христианский календарь» -

друг друга. С христианскими названиями тех или иных дней связалось начало

различных сельскохозяйственных работ. Праздник пророка Иеремии, к которому приурочивали начало весеннего сева, получил народное название Ермий - подними сетево. Некоторых святых стали воспринимать и как небесных покровителей определенных видов работ.

Весенний календарь

Отшумела веселая, разгульная Масленица, проводила зиму, открыла дорогу весне

Большинство праздничных весенних обрядов имеет языческое происхождение, они устраивались древними славянами на переломе времен года в честь Мораны - богини смерти. Смысл все обрядов - умирание природы зимой и воскресение, обновление ее весной*

На Руси не было единого дня празднования встречи весны красной В каждой местности эта дата определялась по народным приметам и отмечалась примерно тогда, когда тропинки чернели, а снег тревожился.

Троица. Среди весенних праздников особо почитались в народе - Семик. Троица. Троица отмечалась в воскресенье, на 50-й день после Пасхи, а Семик - накануне, в четверг. Поскольку шла седьмая послепасхальная неделя, то и праздник назывался

семик. Семик и Троицу в народе связывали с культом живой природы. Дома, дворы, храмы в эти дин украшали живыми цветами и ветвями деревьев. Троицину неделю на Руси так и называли - зеленой Полевые цветы, собранные на Троицу, освещали в храме, засушивали и хранили за иконами в красном углу избы, клали в житницы от мышей, на чердаки, оберегая дома от пожаров. Сам праздник проходил в лесу или роте, среди деревьев и цветов.

В центре внимания в эти дни была березка - особенно любимое на Руси дерево. Сколько песен, рассказов, загадок сложено о ней! Надев лучшие свои наряды, девушки отправлялись в березовую рощу.находили красивую молодую березку, завивали ей ветви, украшали их лентами, цветами Троица - один из больших церковных праздников. День Святой Троицы приходится на пятидесятый день от Пасхи, поэтому еще он имеет название Пятидесятница.

Летний календапь. Наступает лучшая пора года - природа пустила в ход все свои животворные силы. Дни стали долгие и теплые, растения в полном соку, выпадают благодатные дожди. Кукушка закуковала, рябина зацвела, береза почки распустила.

Во многих регионах России существовал обычай провожать весну и встречать лето. Всю ночь крестьяне за околицей жгли костры, водили хороводы, встречали первый восход солнца, пели солнечные гимны, заклички. Многие обряды этого периода, сходные друг с другом, преследуют общую цель - обеспечить рост развивающихся растений, созревание плодов и благополучную уборку урожая. Летом также совершался обряд «проводы русалок»

* Иван Купала. Июль - время полного лета.зенит тепла, солнце в июле ликует. В этом месяце славянский народ отмечал праздник Ивана Купалы, который в древние времена считался богом земных плодов

На Ивана Купалу (7 июля) обливались водой и устраивали ночные купания Считалось, что они дают целебную силу. После купания накрывали общий стол, и все принимались за обрядовую трапезу Купала - языческий праздник поклонения человека природным стихиям. Две из них - огонь и вода - участвовали в праздничном обряде. Считалось, что огонь очищает человека, а вода - омывает, поэтому на Купалу обязательно поджигали костры. Обычно с этого дня начиналось массовое купание в реках и озерах.

* Три спаса. В августе начинались трудовые будни, связанные с уборкой урожая «Первый Спас - первый сев!» Этот день должно считать земледельческим праздником. Называют его также Спасом медовым, так как в этот день ломали первый мед на пчельниках. А в иных местах этот праздник называли еще Маккавеями, поскольку подходило время собирать мак.

Второй Спас - яблочный. К этому времени поспевают яблоки, и считалось грехом есть какие-либо плоды до второго Спаса или Спаса-Преображения. В старину на второй Спас собирался хоровод молодежи и направлялся в поле. Здесь на пригорке парни и девушки любовались закатом солнца, вели беседы и пели песни, которыми провожали солнце на закат и на зимний покой.

Третий Спас праздновался в день Успения Богородицы и назывался Спожинки До Успения полагалось успеть сжать последний сноп в поле. Потому-то он и назывался «Спожинки-дожинки». К третьему Спасу «поспевает вселетье», после него начинаются Осенины.

Осенний каленлапь

Отсчет осенних дней начинался в августе, поскольку приходила главная забота

земледельца - уборка хлебов. Чтобы жатва была скорой, а труд - без Усталости, зачин поручали самой уважаемой в селе женщине, хорошей работнице. Накануне жатвы, поздно вечером, крадучись, чтобы никто не увидел и не перешел дороги, пробиралась она к своей полоске, связывала три снопика и укладывала крестом. А наутро собирались в поле все жницы. Закончив жать свою делянку, шли помогал, одиноким, слабосильным, многодетным Когда работа сообща, тогда и радость общая. у

Наши предки трижды встречали осень. В первый день сентября первый праздник встречи осеки - первые осенины. В восьмой день вторые осенины, а третьи - на Воздвиженье, когда хлеб с полей сдвинулся, а птица в отлет пошла (двинулась).

* День Покрова. Близился Покров - пора свадеб, сватовства, и каждая надеялась приглянуться кому-нибудь из парней, наблюдавших за «похоронами» мух. В октябре гоже было немало праздников, но наиболее значим был праздник Покрова (14 октября). История возникновения этого праздника уходит в глубь веков. В 910 году в Константинополе случилось видение: во время всенощной явилась Богородица, с покрывалом в руках, и возвестила, что эго спасительный покров. Белое покрывало (омофор) она простерла над людьми и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий. Этим покрывалом Богородица оберегает верующих людей и несет нм любовь и радость, подкрепляет их дух и силу. В память облом необычном событии и установлен праздник. День праздника Покрова является в народном представлении межевым между осенью и зимой.

31. сказки Пушкина: «сказка о царе салтане». Начинается: три девицы под окном… Время прядения на Руси-это зимнее, закончились все работы в поле и соответственно девицы рассуждают об этом, а царь подслушал это (примета, что подслушанное сбывается). Через 9 месяцев рождается богатырь. Бочка- тема странствий, традиционная для русских сказок. Океан- мировая стихия, идёт тема путешествия. Царь плывёт и необычное строение: в океане остров есть(описываются

избы, еле еле торчащие из земли. Описание царевны- смешение культур (запада и россии). На острове белка орешки грызет (беличий мех был мерой расплаты).

«Сказка о золотой рыбке» - разделение мужского и женского труда. 33 года- святое число, 33 буквы в алфавите, крестный ход 3 раза- союз мужчины и женщины).

Сказка «Умнее всех» Мамин Сибиряк. Уральские рассказы. Поговорка- Умный как индюк.

40 Ярмарка появилась в 18 веке. Самая известная-Макарьевская в Нижегородской губернии на территории Макарьевского монастыря. Строились по кругу, увеселительная программа, скоморохи.

19. Владимиро- Суздальская иконописная школа. Спас Златые власы. 13 век, отличаются напряженными образами. Преобладает синий, коричнево-красный цвет. «Борис и глеб»,»Архангел Михаил».

Посковская школа сложилась примерно в 14 веке. Мрачные суровые образы, хотя несколько плоские. Орнаментальность присутствует. Образ Варвары.

Московская школа-15 в.-вершина русского искусства. Рубдёв, Феофан Грек. Появляются новые оттенки «Рублёвский голубец» не синий, а голубой.

Ярославская школа- сохранились все традиции иконописной руси в бытовых подробностях- «Рождество христово».

Вологодская шк 15в. .- сплав Новгородской, Ростовской, Тверской школы. Святые Зосима и Сабати Соловецкие. Преобладали блёклые, холодные цвета, золотой фон и прорисовывались архитектурные детали.

В 16 в. Палевская школа берет начало от иконописи. Характерно разнообразие элементов композиции. Есть теневые и световые приплавки.

Ростовская шк. 14 в. Бледные оттенки по сравнению с Новгор. «Спас Иммануил с архангелами».

Строгановская ш. 17 в. –иконописная миниатюра, не глубокое содержание композиции. Мелкое письмо, орнаментальность, многоцветный колорит.

Школа Оружейной палаты 17 в. Передача объёма, глубина пространства, интерес к архитектурным и пейзажным фонам. Иконы отличаются зеленовато-голубым фоном.

Иконопись северного письма -15-16 в. Выразительность линий, снежные цвета:голубой, жёлтый, синий. «Иоанн Предтечи в пустыне».

32. Лубок- маленькая дощечка, вид изобразительного искусства, народная (фольклорная0 картинка на дереве, соединяющая в себе народное и религиозное начало, которой свойственно ёмкость образа. Появились не в России, а в индии и Китае. В Европе в 15 в. В России в нач. 16 в из Германии назывались «потешные листы». Печатались на досках особого пиления из липы, клёна и грушы. Нанесение рисунка на дощечку и раскрашивание называлось знаменование. Копирование досок- перевод. В спец. Артели женщины раскрашивали малиновыми, жёлтыми, зелёными, красными и синими красками щетинными щётками. Лубок делится на несколько типов: 1. Духовно-религиозный (в Визант. Стиле, изображение иконного типа, Жития Святых». 2. Сказочный (сказки волшебные, богатырские, житейские, животные, которых не было на самом деле. 3.Балагурник (потешные лубки, карикатуры, побаски) «медведь с козой веселятся». 4. Исторические (события, битвы, города).. 5 Конница. : Юридические («Шемякин суд»). 6 Праздники (изобр.Святых). 7 Философские.

Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. , как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.

В основном, связаны и с календарем, и с церковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами. Календарь на Руси называли месяцесловом, который охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян. В нем каждому дню соответствовали определенные или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления, обычаи, и суеверия.

Народный календарь был земледельческим, что существенно отразилось в названиях месяцев, и являлся своего рода энциклопедией, которая включала и включает в себя сельскохозяйственный опыт, нормы общественной жизни, обряды.

Народный календарь русского народа - это слияние христианского и языческого начал с помощью народного православия. Обряды, которые из покон веков приурочены к достаточно большим , включали огромное количество песен, хороводов, игр, приговоров, танцев, масок, драматических сценок, народных костюмов и своеобразного реквизита. Русские традиции бесспорно богаты фантазией и произведениями искусства.

Интересными являются на масленицу. Они связаны с темой семейно-брачных отношений, так как на масленицу чествовали тех молодоженов, которые поженились в предыдущем году. А вот обычаи, связанные с , характеризуются Священным писанием - Библией, а также украшением столов освященными пасхами из творога, расписными яйцами и куличами.

Рождество традиционно является возвращения и возрождения, его обычаи исполнены подлинной добротой, человечностью, высокими нравственными идеалами. На Рождество дарят вечери, собирали и собирают дорогих родственников и гостей, а молодые девушки в ночь перед этим праздником увлекались народными гаданиями.

А вот день летнего солнцестояния русский народ олицетворял с праздником Ивана Купала. Теплыми вечерами распевались песни, а молодежь прыгала через костер. Это действие смешивало языческую и христианскую традицию.

В быту связаны с такими событиями, как ожидание и рождение младенца, крестины, свадьбы и похороны. Пополнение в семье всегда было радостной вестью и связано со множеством примет, которые многие будущие мамы соблюдают и по сей день. После рождения ребенка было не принято показывать его в течение 40 дней посторонним людям.

Обряд крестин олицетворялся с омовением ребенка в свяченой воде и наречением, то есть ребенку давали имя. Свадьбы проводили с выкупом невесты, разнообразными конкурсами и похищением молодой супруги. А вот похороны проводились только по церковным обрядам.
Несмотря на сходство обычаев с другими народами, русский народные обряды наиболее красочны, музыкальны и красноречивы .


Пожалуй ни что так ярко не характеризует народ, как те , которые он любит и отмечает. В праздниках, как в зеркале отражается характер, культура и самобытность каждого народа. Ведь даже территория, на которой этот народ проживает, накладывает свой отпечаток, придаёт только этой местности свойственный колорит.

И хотя, любой праздник - это прежде всего радость и веселье, вы никогда не спутаете праздничное торжество в рыбацкой деревушке на берегу Балтийского моря с праздником в высокогорном ауле или в казахской степи. Так какие же они, ? Они такие же, как наша земля, такие же, как русский характер - широкие, светлые, раздольные, с неуёмным весельем и лёгкой грустинкой.

Слово "праздник" происходит от старославянского слова "праздь", означающее отдых, безделье. Поэтому большинство были связаны с рабочим земледельческим календарём, со сменой времён года. Они начинали и завершали все этапы крестьянского труда.

Ещё одна весомая часть русских праздников связана с дохристианскими языческими верованиями. Эти праздники, так же, были связаны с природными явлениями. Самые поздние русские праздники пришли к нам вместе с принятием христианства и связаны с православным календарём.

Что же было позволено, а что запрещено в ? Дурным тоном считалось ссориться и сквернословить в эти дни, упоминать о болезнях и прочих неприятных вещах. Особым грехом считалось обидеть кого-нибудь в праздничный день. Даже недругу полагалось сделать что-то хорошее, а лучше, и вовсе, забыть обиду и помириться. Ну, а позволено было всё остальное, чего душа пожелает - гулять, веселиться с размахом и удалью.

Ни один не обходился без песен, плясок, обильного застолья. Считалось, что чем обильнее стол, чем разнообразнее он уставлен яствами, чем больше гостей пребывает за вашим столом, тем богаче, обильнее и счастливее будет дальнейшая жизнь. Не забывали в такие дни и о домашних животных - в праздничный день они должны были быть ухожены и накормлены лучше обычного.

Что ещё отличает ? Ну конечно же русская тройка и захватывающая дух езда! Безудержное веселье, сытые нарядные кони, с украшенными лентами гривами! Всё в праздничные дни должно было быть самым лучшим! Ну, а когда дело близилось к ночи, наступало время девичьих гаданий, и магия праздника из буйной и раздольной переходила в тихую и таинственную.

Праздничных гаданий и примет на было великое множество. И хотя, гадания считались развлечением девичьим, но и старшее поколение не гнушалось выйти ночью в сад, постучать по стволам деревьев, приговаривая “волшебные слова”, чтобы деревья щедро родили, или заглянуть в хлев, чтобы по особым приметам узнать, хорошо ли будут плодиться домашние животные, будут ли они здоровы?

Каждый вопрошал о своём - девушки о любви и замужестве, старшие о достатке и здоровье. Считалось, что в праздничные дни судьба особо благосклонна к человеку, а святые, ангелы, души предков приближаются настолько близко, что стоит только попросить, и всё исполнится.

Умели на Руси поработать - умели и отдохнуть. К сожалению, многие русские народные праздники ныне забыты. Утерян целый пласт самобытной русской культуры. Будем надеяться, что возрождение интереса к нашей культуре, позволит, хотя бы частично, по крупицам, восстановить утраченное.


Мудрость русского народа невозможно переоценить: у него ничего не бывает случайно, повсюду присутствует символика, всему придается значение. Правда, в XX веке в связи с изменением идеологии множество праздников и примет было утеряно и забыто. Коснулось это и свадебных обрядов.

Третий Спас — христианско-народный праздник. Он приходится на 29 августа и завершает Успенский пост.

Для верующих людей «Спас» — это праздник Спасителя, посвящённый его добрым делам, но некоторые исследователи считают, что праздник имеет более древние дохристианские корни.

Церковный праздник

В церковном календаре он больше известен, как «Перенесение Нерукотворного образа Господня». По преданию Авгарь, правитель Эдессы, болел проказой. Молва о чудесах, которые сотворил Христос, долетела до него. Он уверовал в Божьего Сына и отправил с гонцом письмо, в котором попросил об исцелении.

При гонце Христос умыл лицо водой и вытерся полотенцем, к изумлению многих, на нём остался отпечаток его Лика.

В МБОУ СШ №12 г. Волгодонска прошел народный праздник "Рябинкины именины". Ребята познакомились с традициями и обычаями праздновать "Рябинкины именины" на Дону. Узнали много интересного о рябине, полезных свойствах плодов, как заготавливали рябину на зиму, а также как почитали рябину в старину.

Каждый народ имеет свои вековые традиции и обычаи, являющиеся не только основополагающими чертами, определяющими весь образ мыслей, стиль жизни и само будущее того или иного народа, но и главным связующим мостом между многими поколениями.

Сколько стран и народов - столько и различных обрядов, обычаев, которые отличаются идейной направленностью, своего рода философией, смысловым и эмоциональным содержанием. У русского народа существует множество традиций, которые насчитывают не одну сотню лет.

Свадьба - очень важный момент в жизни человека. Это ритуал, важное событие и праздник. Она является началом новой семейной жизни двух людей. Конечно, обряды и обычаи, характерные для предсвадебного периода, а так же самой свадьбы, не всегда были одинаковыми.

Постепенно идя из глубины веков, эти обряды и обычаи трансформировались, некоторые из них и вовсе исчезли. То есть, они не представлены в современной культуре или же сохранились как отголоски тех далёких времён.

Все чаще мы приветствуем друг друга коротким и, зачастую, безликим “привет”. А как здоровались ? Обычай или ритуал приветствия у славян уходит вглубь веков и таит много интересного, и даже таинственного. Для представителей различного социального статуса и разного пола, различалась форма приветствия и его содержание. И, все - таки основным в приветствии у славян всегда было пожелание здоровья, мира и благополучия. Славяне всегда были мирным народом и верили, что их окружают только живые существа. В сохранившихся былинах герой-богатырь обращается к лесу, реке или полю как к живому существу. По обычаям славян на пожелание здоровья должны были ответить тем же, если вы не враги, конечно. Поэтому они верили, что приветствие в виде пожелания здоровья образует обережный круг, через который не может проникнуть зло.

До сих пор в сельской местности, особенно в маленьких деревнях, с незнакомым человеком обязательно поздороваются. Пожелание здоровья это не только признак хорошего тона, но и дань уважения. До принятия христианства, славяне почитали множество богов, и среди особо почитаемых, был бог Рода. Отсюда культовое отношение к пращурам и почитание предков. От этого культа осталась традиция приветствия хозяина дома и всех его сородичей словами «Мир вашему дому!».

Согласно церковному календарю, отмечают этот 21 ноября, и в церковной традиции это - не только день архангела Михаила, но и всех других архангелов. Народный же календарь дает свои названия этому дню: Михаил, Михайловские грязи, Куделица Поморья, Дворовой.

Церковное значение праздника. В христианской традиции архангел Михаил - один из самых почитаемых. Св. Иоанн Богослов в своем откровении говорил о нем как о защитнике христиан от искушений и телесных болезней. Ему молятся о даровании исцеления, а также об избавлении от скорбей и бед. Кроме того, ему обычно возносят молитву, начиная строительство дома и первый раз переступая его порог. В русской православной традиции Михаила почитали как небесного воина, который возглавляет воинство Господа.

Значение праздника . Данный праздник призван напомнить всем христианам о том событии, которое случилось, согласно церковной истории, в 326 г. близ Голгофы в Иерусалиме (места, где был распят Спаситель) - именно в этом году был обретен крест, на котором принял смерть Христос. Позднее, с VII в., этот день соединили с днем возвращения Креста из земель Персии греческим императором. Оба раза, и во время обретения, и во время прославления, Крест поднимался (воздвигался) предстоятелем, чтобы все собравшиеся почтить Святыню смогли, ее увидеть.


Этот - один из самых малоизвестных, и проходит незаметно для большинства людей. Тем не менее, важность его трудно переоценить, поскольку именно в день 14 сентября по новому стилю начинается церковный год. Установление праздника 1 сентября (по старому стилю) 312 года император Константин Великий победил Максентия, и в честь своей победы даровал христианам право свободно исповедовать свою веру.

В память о такой милости в 325 году отцы Первого Вселенского Собора постановили считать началом года именно первое сентября, поскольку этот день стал первым днем «христианской свободы».

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность