Развитие ребенка по месяцам внутриутробно. Внутриутробное развитие плода

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Физиологический процесс развития ребенка принято делить на 3 периода:

    Эмбриональный (до 8 недель) – самый критический. В этот период происходит ответственное мероприятие для всего организма женщины – зарождение трех листков, которые в будущем дифференцируются в 3 разных направлениях: наружный листок – это будущая плацента и плодная оболочка, средний дает начало скелету, коже и мышцам, а внутренний является основой для будущих внутренних органов.

    Фетальный (от 9 недель до рождения) – в этот период будущий малыш называется плодом и риск потери ребенка значительно снижается. К концу 3 месяца беременности заканчивается закладка органов и тканей, но в то же время происходит усиленное их развитие. Рост головы замедляется и постепенно сравнивается с туловищем, после чего тело начинает расти быстрее головы. Лицо начинает приобретать человеческие черты, а по подросшим половым органам можно определить пол ребенка. В фетальном периоде до самого рождения продолжается внутриутробное развитие ребенка, фото ниже отлично это показывает.

Узи во время беременности

В настоящее время ультразвуковое обследование является необходимым для оценки жизнедеятельности плода и выявления врожденных пороков. Всего за весь период беременности эту процедуру нужно пройти 3-4 раза. Первый раз на сроке 12 недель, второй – 21-24, третий раз –на 32 неделе.

Во время этой процедуры оценивается:

    внутриутробное развитие ребенка;

    соответствие сроку беременности;

    вес и рост малыша;

    его положение в полости матки;

    наличие врожденных пороков;

    имеется ли обвитие пуповиной;

    состояние плаценты и околоплодных вод, а также их количество.

Внутриутробное развитие ребенка по месяцам

1 месяц. В первый месяц беременности особых изменений в организме женщины не наблюдается. В этот период происходит оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом и образование зиготы, которая будет активно делиться и направляться в полость матки.

2 месяц. Внутриутробное развитие ребенка на втором месяце характеризуется тем, что у малыша уже формируются ножки и ручки, а на них пальчики. Все внутренние системы развиваются и начинает биться сердечко с частотой 140-150 ударов в минуту. Вес плода составляет 4-5 гр, а рост 2,4-3 см.

3 месяц. На этом месяце заканчивается 1 триместр беременности. Развитие ребенка продолжается, а вместе с тем начинают формироваться голосовые связки, язык, волосы и ногти. В полости рта появляются первые зачатки зубов. Пищеварительная и кровеносная система начинают свою работу.

4 месяц. За этот период малыш становится крупнее. Все его органы и системы активно работают, а сам ребенок уже умеет сгибать и разгибать конечности, толкаться ножками. Из особых изменений можно отметить развитие коры головного мозга, ушных раковин и появления индивидуального рисунка на кончиках маленьких пальчиков, также малыш становится чувствителен к внешним звукам.

5 месяц. Все системы и органы продолжают совершенствоваться Если говорить про внутриутробное развитие ребенка по месяцам, то пятый месяц, пожалуй, самый запоминающийся для впервые беременной женщины. На этом сроке она может почувствовать шевеление плода и ощутить малыша внутри себя. Легкие пока еще недоразвиты, поэтому следует лучше следить за своим здоровьем, чтобы избежать преждевременных родов.

6 месяц. Этот месяц беременности несет в себе множество изменений в развитии плода. К этому времени он научился открывать и закрывать глазки, на которых появились реснички, а сверху бровки. Половые органы сформированы, а на лице прослеживаются индивидуальные черты. Весит малыш на этом сроке 750гр, а рост составляет приблизительно 30 см.

7 месяц . В этот период быстрыми темпами развиваются мозг и легкие. Подкожного жира становится все больше, поэтому кожа разглаживается и на ней остается все меньше морщинок. Рост малыша на этом месяце – 33 см, а вес около 1-1,2 кг.

8 месяц. За этот период ребенок значительно набирает в весе и увеличивается в росте. Кожа его покрыта густым волосяным покровом, а жировой прослойке стало еще больше. Малыш начинает бурно реагировать на все внешние раздражители.

9 месяц. Заключительный этап всей беременности. Ребенок к этому времени полностью сформирован и готов к самостоятельному существованию. На его коже полностью исчезло лануго (пушок), а сама она стала гладкая и розовая.

То, как развивается плод по неделям, - настоящее чудо. Всего за 38-40 календарных недель зародыш из нескольких клеток, похожий на виноградную гроздь, становится младенцем со сложнейшим устройством организма. Сразу после родов он начинает пользоваться целым арсеналом навыков и рефлексов, быстро адаптируясь под новые условия жизни. В нашей статье - краткое описание развития ребенка по дням от самого момента зачатия, фото эмбриона и особенности разных месяцев беременности.

Эмбрион человека в первом триместре

Первый триместр - самый важный и сложный этап развития эмбриона человека. Именно в это время закладываются зачатки его органов, формируется нервная и другие системы. Этот период сопряжен с большим количеством рисков и требует от будущей матери особого внимания к своему здоровью и образу жизни.

Рост эмбриона по неделям в 1 месяце беременности

Первый месяц неспроста считается одним из наиболее важных и волнительных, ведь именно сейчас зарождается новая жизнь. В начале его беременность еще фактически не наступила, но организм будущей матери готовится к ней, регулируя гормональный фон и работу органов половой системы. Все это необходимо не только для зачатия, но и для нормальной имплантации эмбриона в матке и старта его развития.


Первый триместр - начало беременности

1-2 неделя

С 1 по 14 день нового менструального цикла в яичниках происходит созревание фолликула, из которого выделится яйцеклетка. Он движется по маточной трубе и встречается со сперматозоидом - одним из почти 900 миллионов, попавших во влагалище. После оплодотворения зародыш-морула «спускается» в полость матки и имплантируется эндометрий - примерно на 12-17 день цикла. В этот момент начинается фактическая беременность.

3 неделя

Оплодотворенная яйцеклетка продолжает делиться и врастать в стенку матки клетками оболочки. Параллельно с этим запускается формирование плаценты и пуповины - жизненно важных для развития плода органов, через которые он будет получать питательные вещества. Сейчас зародыш состоит из более чем 100 клеток.

4 неделя

На этом сроке в развитии ребенка случается первый «рывок»: начинается закладка всех систем будущего организма малыша. Особенно важный этап - формирование нервной трубки, из которой в дальнейшем образуются головной мозг и вся нервная система. Зародыш вырастает до размеров макового зерна диаметром менее 1,5 мм, с этого срока она называется эмбрионом. Он усиленно имплантируется в эндометрий, что сказывается на уровне гормона ХГЧ. Именно на 4 неделе женщина может заметить задержку менструации и ранние признаки беременности.



Развитие эмбриона человека на 4 неделе беременности

Развитие эмбриона во 2 месяце

Во втором месяце беременности каждую неделю развитие плода продолжается и сопровождается значительными изменениями в устройстве его организма. За эти 4 недели сформируются пуповина, нервная трубка, зачатки конечностей и пальцев, еще более пропорциональным станет лицо, дифференцируются внутренние органы.

5 неделя

Пятая неделя - переходный период между 1 и 2 месяцами беременности. Сейчас эмбрион имеет условный копчико-теменной размер до 2,5 мм и вес около 0,4 г. Стремительно развиваются системы организма: совершенствуется нервная трубка, выделяются будущие отделы мозга, легкие, желудок, трахея, разрастаются кровеносные сосуды.

6 неделя

Эмбрион вырастает от 3 до 6 мм, он похож на малька, т.к. конечности еще не развиты. Начинает формироваться плацента из ворсинок хориона, в мозге появляются полушария. Маленькое сердце, в котором происходит деление на камеры, уже сокращается, прогоняя кровь, обогащенную кислородом и питательными веществами для строительства организма.

7 неделя

Эмбрион на этой неделе развития имеет длину 13-15 см, более половины «роста» приходится на голову. Его тело все еще имеет дугообразную форму, на тазовой части сохраняется «хвостик». На верхних конечностях, которые опережают по формированию нижние, прорисовываются кисть и пальцы.

8 неделя

Размер эмбриона увеличивается до 20 мм - малыш вырастает почти в 2 раза всего за пару недель. У него есть мозг с двумя полушариями и несколькими отделами, зачатки легких, сердце, пищеварительная система. Лицо все больше становится похожим на «человеческое» - отлично различаются прикрытые веками глаза, уши, нос и губы.



Фото: как выглядит эмбрион на 8 неделе беременности

Как плод развивается по неделям на 3 месяце

На этом этапе развития эмбриона человека длина его удваивается, причем треть роста приходится на голову. Постепенно пропорции будут меняться, а сейчас малыш начинает двигать руками и ногами, в хрящевых зачатках скелета появляются очаги окостенения, кожа становится менее прозрачной, делится на слои, в которых образуются зачатки волосяных луковиц.

9 неделя

Девятая неделя - переход от второго к третьему месяцу беременности. За это время развитие ребенка по дням будет сопровождаться стремительным увеличением роста от 22 мм в начале до 31 мм в конце. Сердце малыша бьется со скоростью 150 ударов в минуту, совершенствуется костно-мышечная система. Голова эмбриона плотно прижата к груди и кажется непропорционально большой относительно тела и конечностей.

10 неделя

К концу этой недели малыш вырастет до 35-40 мм по КТР, основную часть времени он находится в полусогнутом состоянии. Меняется и то, как выглядит эмбрион: пропадает «хвостик», на его месте формируются ягодицы. Малыш свободно плавает внутри матки и, касаясь ее стенок, отталкивается ногами или руками.

11 неделя

В головном мозге эмбриона ежеминутно образуются более 250 тысяч новых нейронов. У малыша появляются зачатки молочных зубов и ногтей. Его конечности согнуты, но ребенок регулярно совершает ими спонтанные движения, сжимает и разжимает кулачки. В глазах формируется радужная оболочка.

12 неделя

Самым важным событием этой недели развития эмбриона является начало активного функционирования плаценты, защищающей и питающей плод. Благодаря ей малыш будет получать воздух и все необходимые вещества для роста и построения собственного организма.

Развитие эмбриона к концу первого триместра

Этапы развития эмбриона во 2 триместре

Во втором триместре беременности все органы уже заложены, они начинают расти и функционировать. В этот период развитие плода «направлено» на стремительный рост и совершенствование систем организма.

Как меняется эмбрион по дням на 4 месяце

На четвертом месяце постоянно меняется то, как выглядит плод: с каждым днем он все больше похож на эмбрион человека, постепенно удлиняются конечности, голова и туловище будут более пропорциональными уже к середине триместра. Органы малыша активно развиваются, формируя разные системы организма.

13 неделя

Эта неделя беременности - переходная между первым и вторым триместром, когда, как правило, назначается первый плановый скрининг. Он необходим для оценки развития эмбриона по дням и исключения патологий. К этому сроку малыш имеет рост от 6,5 до 8 см и вес до 14 г. Конечности, тело и голова становятся более пропорциональными. Активно строится опорно-двигательная система, а в челюсти уже есть зачатки 20 зубов.

14 неделя

Сейчас малыш полностью получает питание через плаценту и пуповину. Он вырастает до 8-9 см, на его лице прорисовываются подбородок и щеки, на голове появляются первые бесцветные волоски. Почки начинают выделять мочу в околоплодные воды. У девочек яичники перемещаются в таз, у мальчиков начинается формирование предстательной железы.

15 неделя

Как выглядит плод на 99-105 день развития? Его пропорции приближаются к нормальным, КТР увеличивается до 10 см, а вес - до 70-75 г. Все части лица сформированы, можно различить брови и веки, ушные раковины приобретают характерную форму и рельеф.

16 неделя

КТР малыша достигает почти 12 см, а вес - 100 г к концу недели. Развитие эмбриона по дням на этом сроке впечатляет: у него уже сформированы все органы, активно работают сердце и почки. Совершенствуется строение лицевых мышц, благодаря чему ребенок начинает гримасничать.


Малыш после 16 недели беременности

Беременность в 5 месяце: как развивается эмбрион по дням

На 5 месяце малыш стремительно растет, постепенно включаются в работу все его органы, совершенствуются и координируются разные системы организма. В частности, более слаженными становятся движения малыша, а благодаря увеличившемуся весу плода будущая мама смоет ощутить первые шевеления.

17 неделя

Плод вырастает до 12 см по КТР и весит уже около 140 г. На этой неделе включается в работу собственный иммунитет малыша, который вместе с плацентой будет защищать его от негативного воздействия внешних факторов. Тонкая кожа покрывается первородной смазкой, под ней начинает накапливаться подкожный жир.

18 неделя

К началу недели КТР малыша составляет более 14 см, а вес - от 140 до 200 г. Как развивается плод по дням? В первую очередь меняются его пропорции: конечности растут быстрее, чем голова. Активно работает слуховой аппарат, ребенок реагирует на резкие и громкие звуки. Усложняется строение мозга, совершенствуется передача нервных импульсов, благодаря которой движения становятся более координированными.

19 неделя

КТР плода увеличивается от 15,3 до 19-20 см, вес составляет в среднем 240 г. Кожа малыша покрыта пушком лануго. Разрастается бронхиальное дерево. Половые и щитовидная железы начинают вырабатывать гормоны. Все тело защищено густой первородной смазкой.

20 неделя

Развитие плода по дням этой недели связано с изменениями в его внешнем виде и координированной работой разных систем его организма. Кожа малыша благодаря лануго и постепенному накоплению подкожного жира становится менее прозрачной. Через сердце проходит более 25 л крови в сутки.


Развитие плода по неделям в 5 месяцев

6 месяц: как меняется эмбрион человека?

На шестом месяце совершенствуется строение головного мозга малыша. Длина тела и конечностей и размер головы становятся пропорциональными, а внешность в целом такой же, как у новорожденного. Интересно, что к этому сроку у ребенка уже есть уникальный рисунок на подушечках пальцев.

21 неделя

К концу этой недели малыш вырастает до 26,7 см и весит около 300 г. Его шевеления ощущаются отчетливо, а по движениям можно проследить режим дня ребенка. Какие изменения происходят в развитии плода? Тренируются его пищеварительная и выделительная системы, в желудке появляется кислота, совершенствуется вкусовое восприятие.

22 неделя

КТР ребенка увеличивается до 28 см, вес составляет уже более 400 г. Увеличивается объем подкожного жира, благодаря чему плод с каждым днем все больше становится похож на новорожденного. Благодаря стремительному развитию мозга и нервной системы малыш начинает «изучать» окружающее пространство - дергает за пуповину, оценивает вкус околоплодных вод, реагирует на изменения освещенности и разные звуки.

23 неделя

Рост малыша от пяток до макушки превышает 29 см, вес достигает 500 г. Как развивается плод на этой неделе? Со второго месяца его мозг увеличился в 40 раз, реакции на раздражители и движения становятся логичными и скоординированными. Согласно некоторым исследованиям, ребенок начинает видеть сны.

24 неделя

На этом сроке малыш вырастает до 30-32 см и весит порядка 530 г. В легких появляется смазка сурфактант, необходимая для защиты при дыхании. Кора головного мозга покрывается новыми бороздками и извилинами. Активнее накапливается подкожный жир.


Как выглядит плод в 6 полных месяцев?

Положение и развитие плода на 7 месяце

На последнем месяце второго триместра кожа малыша разглаживается, становится более плотной и постепенно приобретает светлый оттенок. Под ней все быстрее накапливается подкожный жир, жизненно необходимый для нормальной терморегуляции. Ребенок чаще приоткрывает веки, изучая окружающее пространство и реагируя на яркий свет.

25 неделя

Рост от макушки до пяток составляет около 34,5 см, а вес увеличивается до 700 г. Черты лица полностью сформированы. Костный мозг берет на себя функцию кроветворения. В легких развиваются альвеолы - пузырьки, которые раскроются после первого вдоха ребенка.

26 неделя

На этом этапе размеры плода по дням меняются чуть медленнее, чем в предыдущие месяцы. Рост малыша составляет около 35 см, а вес - 760-850 г. Все системы его организма «Тренируются» и готовятся к работе вне утробы матери. Благодаря слаженной работе мозга и коры надпочечников начинается синтез новых гормонов.

27 неделя

К этому времени ребенок прибавляет в рост еще 1 см и весит уже около 900 г. Он постепенно накапливает подкожную жировую клетчатку. Волоски на голове, ресницы и брови могут стать чуть темнее. Организм становится все более жизнеспособным, т.е. даже в случае преждевременных родов шансы сохранить жизнь и здоровье малыша возрастают.

28 неделя

Развитие ребенка к концу 7 месяца позволяет ему выжить даже вне утробы матери при отсутствии патологий в строении органов. Он набирает достаточно подкожного жира, хотя для нормальной самостоятельной терморегуляции его объем должен существенно увеличиться. В это время активнее работают полушария мозга, уже сейчас известно, будет малыш правшой или левшой.


После 7 месяца малыш начинает набирать подкожный жир

Развитие эмбриона по неделям в 3 триместре

Последний триместр беременности - время активного накопления подкожного жира, совершенствования и координации работы систем организма. Все это необходимо для подготовки ребенка к родам и жизни вне материнской утробы. Как развивается плод по неделям?

Плод на 8 месяце беременности

На восьмом месяце малыш быстро набирает вес и продолжает расти. Крепнут его костная и мышечная системы. Легкие готовятся к дыханию, диафрагма постоянно «тренируется». Мозг уже полностью сформирован, но его строение и функционирование непрерывно совершенствуются.

29 неделя

Места в матке становится все меньше, ведь ребенок вырастает до 38 см в рост и весит уже более 1 кг. Из-за этого его толчки становятся более ощутимыми и могут вызывать дискомфорт у будущей мамы. Активно работают все системы его организма, в частности, почки выводят в околоплодные воды без малого 500 мл мочи в сутки.

30 неделя

Как развивается плод по дням? Прежде всего он очень быстро накапливает подкожный жир, из-за чего его вес увеличивается до 1,3 кг. Крепнет костная система, удлиняются конечности, рост от макушки до пяток составляет более 39 см. Кожа светлеет, постепенно разглаживаются складки. В легких активно вырабатывается защитная смазка-сурфактант.

31 неделя

На этой неделе ребенок весит уже больше 1,5 кг и вырастает до 40 см. По его активности можно отследить режим сна и бодрствования, а также реакции на внешние условия - шум, яркий свет, нехватку свежего воздуха, неудобную позу мамы. Полностью сформированы глаза, цвет радужки у большинства малышей одинаковый, он будет меняться после рождения в течение трех лет.

32 неделя

Рост ребенка - 42 см, вес - около 1,7-1,8 кг. Развитие плода по дням направлено на подготовку его организма к самостоятельному функционированию. Для этого ускоряется набор подкожной клетчатки, постоянно тренируются дыхательная и сосательная рефлексы, совершенствуется пищеварение, кровоснабжение. Усложняется работа выделительной, нервной и эндокринной систем.


Развитие плода на 8 месяце: малыш уже похож на новорожденного

9 месяц: как выглядит и развивается ребенок?

Девятый месяц беременности многие считают «финишной прямой». Действительно, развитие ребенка к этому сроку делает его жизнеспособным: малыш уже сможет самостоятельно сосать молоко, а риски проблем с дыханием и терморегуляцией уменьшаются с каждым днем.

33 неделя

Ребенок вырастает до 44 см и весит уже порядка 2 кг. Ему становится тесно, из-за чего отчетливо ощущаются даже слабые движения. В это время малыш занимает конечное положение в матке - головой или ногами вниз. На 33 неделе увеличиваются размеры сердца, повышается тонус кровеносных сосудов, практически завершено формирование альвеол в легких.

34 неделя

Рост малыша увеличивается еще на 1 см, в то время как прибавка в весе за счет набора подкожного жира может составить почти 500 г. Укрепляется опорно-двигательная система малыша. Кости черепа все еще мягкие и подвижные - это необходимо для прохождения по родовым путям. Волосы на голове растут быстрее и могут поменять цвет.

35 неделя

В среднем рост от пяток до макушки составляет 45 см, а вес - от 2,2 до 2,7 кг. Ребенок выглядит упитанным и каждый день накапливает все больше подкожного жира. На его пальцах отчетливо видны ногтевые пластины, пушковых волос-лануго становится чуть меньше.

36 неделя

Рост и вес малышей на этом сроке могут варьироваться в широком диапазоне. Длина тела составляет от 46 до 48 см, а вес - от 2 до 3 кг. Кожа ребенка становится гладкой и светлой, количество складок уменьшается. Все его органы готовы к работе, а организм становится полностью жизнеспособным.


Развитие ребенка к концу 9 месяца: малыш готов к рождению

Развитие ребенка в последние недели беременности

10 месяц беременности - волнительное время: роды могут начаться в любой день. Развитие ребенка к этому сроку делает его полностью жизнеспособным, рисков для его здоровья при родоразрешении уже нет.

37 неделя

Малыш вырастает до 49 см. каждый день он прибавляет около 14 г. Его внешность до родов не изменится. Постепенно крепнут хрящи в носу и на ушных раковинах. Легкие созрели, альвеолы, защищенные смазкой-сурфактантом, готовы к первому вдоху. Кишечник выполняет периодические сокращения для подготовки к полноценной перистальтике.

38 неделя

Плод выглядит в точности, как новорожденный. Его организм полностью сформирован и готов к функционированию. Малыш занимает конечное положение в матке и упирается головой в ее основание. Кости черепа по-прежнему подвижные: благодаря этому ребенок сможет пройти по родовым путям.

39 неделя

Малыш набирает по 20-25 г в стуки, его рост может варьироваться от 50 до 55 см. Он «опускается» в таз и начинает давить на его кости. Конечности, длина туловища и размеры головы полностью пропорциональные. Отлично развиты все органы чувств.

40 неделя

Развитие плода к этому сроку завершается - он готов к рождению, имеет все необходимые рефлексы для поддержания здоровья и питания. На данной неделе постепенно стареет плацента, а гормональные изменения в организме женщины запускают естественный процесс родов.

Периоды детского возраста.

Воспитание ребенка

Возрастные периоды - это жизненные отрезки времени, в пределах которых процесс роста и развития, а также морфофункциональные особенности организма тождественны. При характеристике каждого возрастного периода детства оцениваются законы роста и развития; морфофункциональное состояние органов и систем; особенности центральной нервной системы (ЦНС), нервно-психическое развитие; ведущие линии развития; особенности эндокринной системы; иммунологические особенности; основной характер патологии, свойственный данному возрастному периоду; инфекционные возбудители заболеваний; наиболее неблагоприятные факторы, воздействующие на организм ребенка; создание условий для гармоничного развития с учетом возраста и принципы воспитания детей. Таким образом, выделение отдельных возрастных периодов способствует дифференцированному подходу к ребенку.

В процессе развития плода и ребенка выделяют еще критические периоды в отношении роста и развития, созревания и становления функций органов и систем.

Согласно Международной конвенции защиты прав ребенка 1999 г., к детям относятся человеческие индивидуумы в возрасте от рождения до 18 лет. Выделяют следующие возрастные периоды:

I. Внутриутробный период - от момента зачатия до рождения ребенка. Продолжается 280 дней (10 лунных месяцев), начиная счет с первого дня последнего менструального цикла у женщины.

II. Период новорожденности - от момента перевязки пуповины по 28-й день жизни. В пределах его различают: ранний неонатальный период - до окончания 7-х суток (всего 168 часов); поздний неонатальный период - с 8-го по 28-й день жизни новорожденного; перинатальный период - с 24-й недели беременности до окончания первой недели после рождения.

По рекомендации экспертов ВОЗ (1960) его исчисляли с 28 недель внутриутробного развития до окончания первой недели после рождения. В настоящее время перинатальный период исчисляют с 24-й недели беременности, так как исследования показали, что с 23-24 нед гестационного возраста ребенок жизнеспособен внеутробно при совершенствовании современных методов выхаживания недоношенных новорожденных.

III. Период грудного возраста - от 29-го дня жизни ребенка до 1 года.

IV. Период раннего детского возраста - от 1 года до 3 лет.

V. Период дошкольного возраста - от 3 до 7 лет.

VI. Период младшего школьного возраста - от 7 до 11 лет.

VII. Период старшего школьного возраста - с 12 до 17-18 лет.

Внутриутробный период

Внутриутробный период - это важнейший период, определяющий биологическую судьбу организма человека на последующие годы, состояние здоровья, адаптационные реакции, риск развития болезней. В настоящее время можно говорить о возрастающей значимости отклонений в здоровье плода на формирование болезней человека. Отсюда большое значение перинатальной диагностики, и плод выступает как пациент. Для прямой оценки исследования функционального состояния плода используется биофизический профиль, мониторный контроль за сердечной деятельностью плода, исследование маточно-плацентарного и плодо-плацентарного кровотока; синхронное исследование компьютерной интервалограммы матери и плода.

Определение биофизического профиля включает сосательные движения плода, глотание, сон и целенаправленные движения, рефлексы.

Характерен бурный рост и тканевая дифференцировка плода. На сроке 8 нед сформированы рудименты всех основных органов и систем. С 4-й недели определяется у эмбриона сердцебиение, на 8-й неделе наблюдается мышечная реакция в ответ на стимуляцию, к 9-й неделе рефлексогенными становятся ладони и подошвы, отмечается спонтанная моторика кишечника. Система кровообращения плода достигает окончательного развития между 8 и 12 нед беременности. К 12 нед определяется кора больших полушарий головного мозга. К 13–14 нед появляются плавные движения в ответ на стимуляцию различных зон. На 14-й неделе начинаются глотательные движения. К 17-й неделе появляется хватательный рефлекс. На 18-й неделе отмечаются дыхательные движения. С 20-й по 28-ю недели устанавливается костно-мозговое кроветворение (вместо печеночного). С 28–29 нед плод может активно сосать.

К концу второго триместра беременности масса плода составляет 1000 г, а длина тела - 35 см, а к концу беременности масса тела 3200–3500 г, длина тела 48–50 см и более.

Критические периоды в отношении роста и развития:

    первые 7–9 дней - период имплантации яйцеклетки;

    3–12-я недели - ранний фетальный период - интенсивный рост и тканевая дифференцировка плода;

    после 28 нед и до начала родов - поздний фетальный период, когда отмечаются исключительно быстрый рост и накопление клеточной массы; обеспечиваются процессы депонирования многих компонентов питания: депо солей кальция, железа, фтора, меди, витаминов D и В12. В этот же период происходит созревание сурфактанта в органах дыхания. В это время отмечается высокий уровень пассивного иммунитета, созревания ферментных систем, неспецифических факторов защиты организма.

Развитие плода определяет функциональная система мать-плацента-плод; это нервные, гуморальные, иммунные связи (прямые и обратные).

Главными факторами, определяющими и регулирующими рост плода, являются маточный кровоток и плацентарная перфузия. Особую роль играют инсулин, гормоны гипофиза. Одним из основных факторов, обеспечивающих нормальное развитие и рост организма до рождения, являются гемодинамические процессы в функциональной системе мать-плацента-плод. С помощью допплеровского исследования сердцебиение плода можно определить с 10–12 нед беременности.

Особенности ЦНС плода. Темпы роста мозга до 33-й недели превышают темпы роста остальных систем и органов, особенно быстрое нарастание массы мозга в последние недели перед рождением. Созревание коры головного мозга происходит на 12–16-й неделе. На 12-й неделе отмечается время появления электрических импульсов в дыхательные центры в ответ на внешние раздражители. С 13–14-й недели фиксируются плавные грациозные движения плода в ответ на стимуляцию всех зон за исключением областей спины, затылка, темени. С 17-й недели формируются и хорошо развиты хватательные рефлексы рук. К 27 нед зафиксировано влияние двигательной активности и эмоций матери на плод. К 28-й неделе у плода созревает моторно-кардиальный рефлекс, и к 32-й неделе фиксируется реакция плода на звук, передающийся через брюшную стенку изменением частоты пульса.

Критический период созревания головного мозга - это время появления электрических сдвигов в коре больших полушарий и ее ответов на внешние раздражители - 12–16-я недели.

Электроэнцефалограмма плода с 5 мес имеет однотипный и прерывистый характер. С 7 мес наблюдается межзональная дифференциация. С 8 мес ЭЭГ приобретает непрерывный характер, далее появляются качественные различия сна и бодрствования.

Регуляция моторики и позы плода. Основное значение спинального уровня рефлекторной деятельности - обеспечивание позы плода. С 9-й недели отмечены импульсы с рецепторов скелетных мышц. С 20-й по 40-ю недели быстрое увеличение мозжечка (в 12 раз), регуляция моторики и позы. Кора мозжечка принимает непосредственное участие в регуляции общего уровня активности плода, пространственной ориентации, модуляции вегетативной нервной системы, обеспечивая адаптивное поведение во внешней среде уже новорожденного.

Особенности эндокринной системы плода. Отмечается преобладание функции надпочечников. Корковая зона надпочечников очень широкая, пучковая зона выражена неотчетливо; мозговое вещество надпочечников не выявляется - это так называемый эмбриональный тип. С 25-й недели плод образует кортикостероиды из собственных субстратов.

Инсулин определяется в b-клетках поджелудочной железы к 12-й неделе, синтез его нарастает к середине внутриутробного периода и концентрация инсулина в крови плода не отличается от таковой в крови матери.

Инсулин и соматомедины под влиянием соматотропного гормона гипофиза определяют рост плода. Гипофиз закладывается у эмбриона на 4-й неделе, а с 9–10-й недели определяются следы адренокортикотропного гормона (АКТГ). Соматотропный гормон гипофиза через инсулиноподобные факторы роста влияет на метаболизм и рост.

Щитовидная железа к 4-му месяцу сформирована структурно, функционально активна и по внутритиреоидному обмену йода не отличается от взрослых. Регуляция щитовидной железы плода осуществляется собственным тиреотропным гормоном гипофиза, так как аналогичный гормон матери через плацентарный барьер не проникает.

У плода с 27 нед сформирована функциональная система гипофиз–надпочечник–гипоталамус. Благодаря этой системе плод способен отвечать на стрессовые воздействия

Особенности иммунитета плода. Пассивный иммунитет - перенос IgG материнского через плаценту с 26-й недели. Синтез иммуноглобулинов плода ограничен, усиливается при наличии антигенной стимуляции. Способность к самостоятельному синтезу IgM и IgG появляется с 3 мес гестации, IgM с 7 мес; IgE c 11 нед в легких и печени; с 21-й недели- в селезенке. Первые В-лимфоциты появляются на 7–8-й неделях, а к 14-й неделе число их в крови плода достигает уровня взрослого. Первые Т-лимфоциты образуются на 10–11-й неделях. К моменту рождения их число выше, чем у взрослого. С 6-й недели начинают типироваться HLA антигены - создается индивидуальный конституциональный «портрет».

Неспецифические факторы резистентности плода. Синтез лизоцима плодом зафиксирован с 9-й недели, к моменту рождения уровень лизоцима превышает уровень взрослого человека. Содержание пропердина у плода низкое, нарастает быстро в течение первой недели жизни новорожденного. Становление системы комплемента у плода отмечено на 8–15-й неделях, к моменту рождения общий уровень комплемента составляет 50% его уровня в крови матери; к концу первой недели жизни ребенка количество комплемента быстро нарастает. Лейкоциты на всем протяжении фетального периода и полученные из пуповинной крови новорожденных обладают низкой способностью к фагоцитозу и низкой подвижностью. Первые периферические лимфатические железы формируются, начиная с 3 мес гестации, «заселение» их лимфоидными элементами происходит в течение 4-го месяца.

Лимфатические железы и образования желудочно-кишечного тракта формируются после 21-й недели.

Нервно-психическая активность плода. В работах конца XX века приводят аргументы в пользу наличия своеобразной нервно-психической активности плода уже в III триместре беременности. Слуховая и вестибулярная система у плода структурно созревает к 6-му месяцу беременности. Доказано, что плод способен воспринимать особенно интонации звуков, при этом необходимы более частые повторения фонетических раздражений. Плод реагирует на голос матери, музыкальные мелодичные звуки, что фиксируется учащением сердцебиения, характерным для моторно-кардиального рефлекса; при этом отмечена позитивная и негативная реакция на тоны. Играет роль упомянутая выше система плода гипоталамус–гипофиз–надпочечники, способная отвечать на стрессовые воздействия.

Выявлены наиболее информативные показатели нарушений развития ЦНС плода. Основные из них - продолжительность промежуточного и спокойного состояния цикла «активность–покой», величина моторно-кардиального рефлекса и осцилляций сердечного ритма плода в активном состоянии цикла «активность–покой», а также особенности дыхательных движений плода.

В отношении развития нервно-психической активности плода большое значение имеет система мать–дитя. Воздействие на плод и его развитие осуществляется опосредованно через организм, психику, восприятие, образ жизни и деятельности женщины-матери, а также через генетический код. Полагают, что акустические раздражения, которым подвергается плод в конце беременности, оставляет в нервных клетках след реакции, являющейся основой развития кратковременной памяти.

Отсутствие материнского чувства, искаженность или недостаточность его являются самым распространенным источником стресса для ребенка на антенатальном этапе развития. Уже на этапе внутриутробного развития несомненна важнейшая роль матери, семьи в рациональном развитии ребенка. Система пренатального воспитания предполагает проведение коррекции психоэмоционального состояния беременной женщины и воспитание ребенка, начиная с внутриутробного развития.

Профилактические меры. Задача активной защиты плода - одна из важнейших целей в период внутриутробного развития. Достигается эта цель путем воздействия на плод через организм матери. Установлено, что уже с 5–5.5 мес внутриутробной жизни у плода могут функционировать вкусовой, слуховой, вестибулярный, тактильный и другие анализаторы, что позволяет начать дородовое воспитание будущего ребенка. Это перестройка уклада семьи с постоянным акцентом на интересы ожидаемого ребенка, любовь к нему и доброта.

Важное значение имеет режим беременной женщины: достаточный сон, прогулки, гигиеническая гимнастика. Особую роль играет двигательная активность, ходьба. Процессы жизнеобеспечения плода зависят от двигательной активности беременной женщины (энергетическое правило скелетных мышц). Уменьшение мышечной активности сочетается с уменьшением импульсации в ЦНС, дыхательные мышцы плода. Творческий контакт матери и отца с плодом, беседы с ним, ласковое пение необходимы. Отмечено, что головка ребенка в утробе матери движется за рукой отца, поглаживающего живот беременной. Огромную роль играет мелодичная музыка. Описаны примеры дифференцированного отношения плода к музыке в III триместре беременности: музыка Моцарта, Вивальди, Чайковского успокаивает плод; рок-музыка действует плохо. Успокаивает плод мелодичное пение матери, а также пение родителей дуэтом. Беременной женщине необходимо отказаться от телевизионных фильмов-ужасов и передач, содержащих насилие и жестокость. Беременной следует соблюдать рекомендации по рациональному питанию.

Большое значение имеет подготовка грудных желез к лактации.

Возможный характер патологии во внутриутробном периоде. Воздействие неблагоприятных факторов в зародышевой стадии (до 8-го дня), особенно вирусов, радиации приводят к хромосомным и генным аномалиям или гибели яйцеклетки; в эмбриональной (с 8-го дня до 9–10 нед) к нарушению органогенеза: уродства, врожденные пороки.

Заболевания матери и токсические влияния (курение, алкоголь, наркотики) в эмбриональную стадию (11–12 нед) могут привести к задержке внутриутробного развития, поражению ЦНС. При воздействии неблагоприятных факторов в ранней фетальной стадии (до 28 нед) может быть задержка роста и дифференцировки органов и тканей: гипо- и дисплазии их; недоношенность; а в поздней фетальной (после 28 нед) - недостаточное образование депо в организме плода: жирового, белкового, витаминного (D, В12) и минерального - кальция, железа, меди, селена. В указанный период может быть преждевременное рождение и функциональная незрелость плода.

Одним из наиболее распространенных синдромов перинатального периода, непосредственно отражающегося на физическом, нервно-психическом развитии и заболеваемости младенца, является задержка внутриутробного развития (ЗВУР). По данным ВОЗ, в Европейских странах ЗВУР встречается в 6,5%, а в Центральной Азии - до 31%.

В патологии внутриутробного периода большую роль играет гипоксическое поражение мозга, а также при недостаточности питания беременной - уменьшение числа глиальных клеток мозга. Особенно опасна недостаточность в питании фолиевой кислоты, цинка, меди и других эссенциальных нутриентов.

Неблагоприятное влияние на развитие плода оказывают экзогенные токсиканты, особенно соли тяжелых металлов, приводящие к метаболическим нарушениям и поражениям органов и систем плода. Магнитно-резонансная томография дает практически 100% точность визуализации состояния ЦНС плода и его аномалий.

Фетопатии могут быть вызваны гормональными расстройствами матери: сахарный диабет, гипотиреоз, недостаточность функции надпочечников.

Одно из ведущих мест в формировании пороков развития плода принадлежит группе инфекционных возбудителей: краснухе, цитомегалии, токсоплазмозу и герпес-вирусам. Исследование на антитела к краснухе, цитомегаловирусу и токсоплазме проводится обязательно.

При заражении плода до 5–6 мес беременности обычно развивается генерализованный процесс с преобладанием поражения ЦНС, печени и почек. При более позднем инфицировании, а особенно при заражении непосредственно перед рождением или в процессе родов, развиваются инфекционные заболевания, такие как пневмония, пиелонефрит, отит, конъюнктивит и т. д.

Дети с проявлениями внутриутробной инфекции (ВУИ) имеют пролонгированную желтуху, снижение мышечного тонуса, двигательной активности и сосательного рефлекса, значительную первоначальную потерю массы тела и медленное восстановление ее, повторные падения массы тела, «плоскую» кривую массы, а также субфебрильную температуру тела. Максимальную диагностическую информативность при ВУИ бактериальной этиологии имеют тесты на определение сывороточных концентраций С-реактивного белка (СРБ), интерлейкина-8 и преальбумина [Володин Н. Н. и соавт., 2001]. Повышенные концентрации СРБ и ИЛ-8 в сыворотке крови расцениваются как наличие системного воспаления и являются основанием для начала антибактериальной терапии новорожденным.

В настоящее время большое значение имеет пренатальная диагностика в I и II триместрах беременности УЗИ, ДНК-зонды, кордоцентез, амниоцентез, биопсия хориона, позволяющие выявить врожденные пороки развития в 75–80% случаев, хромосомные болезни (методы гибридизации in situ с хромосомспецифическими ДНК-зондами) в 85–95%, моногенные заболевания более 50 нозологических форм (Айламазян Э. К.), генные болезни - муковисцидоз, гемофилия А и В, болезнь Виллебранда, миотоническая дистрофия, миодистрофия Дюшена.

Плод выступает как пациент в случаях фетохирургии, при гемолитической болезни. Получены первые удачные попытки лечения фетальными тканями мозга человека, использование нейротрансплантации стволовых клеток мозга. Имеет большое значение доклиническое выявление и лечение фенилкетонурии, галактоземии, гипотиреоза. Успешно осуществляется медикаментозная коррекция дефектов при адреногенитальном синдроме, гемофилии, диабете. Перспективы - в генотерапии.

Период новорожденности

Период новорожденности - это первые 28 дней жизни ребенка, или четыре недели. Это самый ответственный период для адаптации ребенка к условиям внешней среды. Очень важно, по данным экспертов ВОЗ, сразу же после рождения осуществить процедуры, укрепляющие узы между матерью и новорожденным:

    положить ребенка на живот матери;

    дать новорожденному грудь матери в палате родильного отделения;

    обеспечить совместное пребывание матери и ребенка.

Различают ранний неонатальный период - от момента перевязки пуповины до окончания 7-х суток жизни (всего 168 часов) и поздний неонатальный период - с 8-го по 28-й день жизни новорожденного.

В раннем неонатальном периоде отмечаются следующие периоды наибольшего напряжения реакций адаптации: первые 30 мин жизни - острая респираторно-гемодинамическая адаптация; период от 1 до 6 часов - синхронизации основных функциональных систем; на 3–4-е сутки внеутробной жизни - напряженная метаболическая адаптация в связи с переходом на лактотрофный тип питания и анаболический тип обмена веществ.

В поздний неонатальный период происходит дальнейшая адаптация к условиям внешней среды. Наиболее важными критериями благополучия ребенка в этот период служат динамика массы тела и роста, нервно-психическое развитие, состояние сна. Для оценки физического развития используется массо-ростовой индекс (Кетле 1) или индекс Тура - частное от деления массы тела в граммах на длину тела в сантиметрах. Величина массо-ростового индекса для здоровых новорожденных колеблется от 50 до 60.

Масса тела новорожденных в среднем у девочек составляет 3200–3350 г, у мальчиков 3400–3500 г, длина тела - 50–51 см.

Особенности роста и развития. После рождения происходит физиологическая потеря массы тела (к 3–5-му дню жизни) новорожденного на 6–8% от массы тела при рождении, а к 6–7-му дню жизни - восстановление. К концу первого месяца жизни прибавка массы в среднем составляет 600 г или 20% от массы тела при рождении. Увеличение длины тела за первый месяц жизни происходит на 3 см. Окружность головы у новорожденного - 34–36 см, окружность груди - 32–34 см; длина ноги - 36–40% длины тела. На приспособление к условиям внешней среды, на органы дыхания, кровообращения и теплопродукцию оказывают положительное влияние спонтанные движения новорожденного; в связи с этим их важно не ограничивать.

Особенности ЦНС. Масса мозга новорожденного составляет 10% общей массы тела. Крупные борозды и извилины головного мозга выражены хорошо, но имеют малую глубину. Отмечается недостаточная дифференцировка коры больших полушарий головного мозга, наличие безусловных рефлекторных реакций. Реакции на болевое раздражение носят общий генерализованный характер. У новорожденного холодовых рецепторов в 10 раз больше, чем тепловых, в связи с чем чувствительность ребенка к охлаждению выше, чем к перегреванию. Характерно преобладание пищевой доминанты.

Кора мозжечка принимает участие в обработке сенсорной информации, пространственной ориентации.

В течение 2–3 сут у новорожденного повышен уровень неопиатных пептидов - медиаторных нейроаминов (нейротензин, субстанция Р, бомбензин), участвующих в регуляции ряда гормонов желудочно-кишечного тракта, поджелудочной железы, симпатико-адреналовой системы.

У новорожденного развиты вкусовой и обонятельный анализаторы. Порог вкусового ощущения выше, чем у взрослого.

В период новорожденности отмечается интенсивное развитие слухового, зрительного анализаторов; тактильного и эмоционального контакта с матерью. Важную роль играет наличие врожденного ориентировочного рефлекса новорожденного - развитие положительных эмоциональных ориентировочных реакций со слуховых и зрительных анализаторов.

Новорожденный имеет врожденные рефлексы: поисковый - рефлекс поиска груди матери; сосательный и глотательный; хватательный. У новорожденного отмечается рефлекс опоры на ноги и автоматической ходьбы (шаговый). При нормально выраженном рефлексе ходьбы ноги не подкашиваются и не перекрещиваются. К 1–1.5 месяцам жизни ребенка этот рефлекс угасает. Рефлекторный поворот головы влево или вправо при положении ребенка на животе, руки вдоль головы. Новорожденный имеет рефлекс ползания - при прикосновении ладони к стопам ребенок делает попытку ползти.

Особенности эндокринной системы новорожденного. Выделены три последовательные фазы гормональной адаптации новорожденных:

I фаза - первые 3 часа жизни новорожденного. Она характеризуется максимально высоким уровнем материнских гормонов и гормонов плода (тироксин, трийодтиронин, тиреотропный и соматотропный гормоны).

II фаза - последующие 3 дня - происходит снижение материнских гормонов, повышение собственных гормонов новорожденного.

III фаза - с 4-го по 6-й день жизни новорожденного. Она характеризуется минимальным уровнем фетоплацентарных гормонов, сохранением уровня гипофизарных гормонов и снижением тиреоидных гормонов.

У новорожденных отмечается низкая биологическая активность надпочечников (80% коры надпочечников состоит из зародышевой зоны). К 12–14 дням жизни отмечается повышение уровня кортикостероидов.

Преобладает у новорожденного функция зобной и щитовидной желез. Наблюдается транзиторная гипофункция паращитовидных желез: ранняя (на 2–3-и сутки) и/или поздняя - на 10-й день и первые недели жизни. Транзиторная гипофункция паращитовидных желез может проявиться повышенной нервно-мышечной возбудимостью, готовностью к судорогам (тетания новорожденного). Возможен гормональный криз новорожденного, связанный с нарушением взаимоотношений между эндокринным аппаратом матери и ребенка.

Особенности иммунитета. При рождении содержание Т и В клеток в крови ребенка как у взрослого, низкий уровень естественных киллеров, IgG - материнский; IgM - следы, количество его увеличивается с первой недели; IgA в сыворотке крови низкий, синтез увеличивается с третьей недели. К моменту рождения отмечено отсутствие секреторного IgA, с конца первой недели - следы; IgE может быть увеличен при условии внутриутробной сенсибилизации.

Особенностью реакции новорожденного на первый контакт с антигеном является отсутствие клеток памяти и появление их после повторных контактов.

Неспецифические факторы защиты. У новорожденного уровень лизоцима выше, чем у матери; к 7–8-му дню снижается до уровня взрослого. В момент рождения уровень пропердина в крови низкий, в течение недели быстро нарастает и к концу 1-го месяца жизни не отличается от уровня у взрослых. Понижен уровень компонентов комплемента С3а и С5а, в связи с чем снижен хемотаксис, опсонизация и бактерицидность (понижена резистентность к вирусным и бактериальным инфекциям). Ограничена продукция интерлейкинов и гамма-интерферонов. У новорожденного поглотительная способность фагоцитов развита достаточно, однако завершенная фаза фагоцитоза не совершенна.

Отмечается первый критический период иммунитета у ребенка - это слабая резистентность к условно-патогенной грамотрицательной флоре.

Для новорожденного характерна склонность к генерализации инфекционного процесса, вследствие чего - частота септических состояний.

У новорожденных, перенесших внутриутробную инфекцию или страдающих ею, повышены уровни IgA и IgM.

Нервно-психическое развитие. В течение 1–2 часов после нормальных родов новорожденный находится в состоянии настороженности. Способен сканировать простые геометрические фигуры, среди них предпочтение более похожим на лицо человека. В течение первого месяца жизни ребенок обращает внимание главным образом на глаза людей. Преобладают процессы торможения. Большую часть времени он спит, однако на 2–3-й день отмечается предвосхищение предстоящего кормления, а на 5–7-й дни - голодное возбуждение. При ощущении голода наблюдается «роющий» рефлекс - поворот головы к соску груди матери и «роющие» движения вокруг него, обусловленные чувством голода или другими раздражителями области рта. В конце 2-й недели появляется рефлекс на положение новорожденного под грудью матери и рефлекс зрительного сосредоточения. Он выражается активным познанием взрослого, спустя 2–3 мин после сосания груди. У новорожденного к концу 2-й недели появляется слуховое сосредоточение, а зрительное к концу 1-го месяца жизни. Показателем восприятия новорожденным объекта служат движения глазных яблок, выражающиеся в слежении и фиксации взора.

А какое же оно, развитие еще не родившегося ребенка? Может ему нужно вслух и громко читать умные книги, философские трактаты, разговаривать с ним на иностранных языках и озвучивать законы физики? На самом деле все вовсе не так сложно и мудрено, как может показаться при незнании вопроса.

Прежде всего внутриутробное развитие крохи зависит от состояния его мамы. Но это состояние связано не только с режимом дня, и . Не менее важную роль в процессе развития будущего малыша играет и моральное состояние мамы в период беременности.

Думаю, ни для кого не является секретом то, что все будущей мамочки передаются и ее малышу путем выброса определенных гормонов в кровь. И то, какие именно это будут гормоны зависит от самой женщины, прежде всего.

Что именно оказывает положительное влияние на внутриутробное воспитание и развитие ребенка?

Собственно, любое занятие, приносящее будущей мамочке удовольствие, ощущение радости, вызывающее ее интерес, сказывается наилучшим образом на психоэмоциональном здоровье как самой мамы, так и малыша. А занятия могут быть разными: рисование, лепка из глины, пение, танцы, рукоделие, письмо, кулинария… Перечислять можно долго.

Конечно, эндорфин, получаемый от занятий пилатесом, йогой, аквааэробикой и прогулками, тоже не стоит списывать со счетов. Но зачем себя ограничивать только этим? Весь период беременности можно наполнить яркими ощущениями улыбками и удовольствием в значительно большем количестве и вариантах. Важно только приучить себя замечать любую приятную мелочь и получать от нее удовольствие. А еще лучше, если вы научитесь не только единолично наслаждаться позитивными моментами, но и делиться таковыми с окружающими вас людьми. Таким образом хорошее настроение будет исходить от вас и ответно возвращаться.

Наслаждаться можно абсолютно всем, начиная от утреннего чая с мятой или молоком и мягкого свитера, заканчивая обменом любезностями с соседкой или просмотром хорошего фильма. Каждый момент даже незначительного выброса гормона счастья пойдет только на пользу. Отбросьте в сторону грустные мысли и негативный настрой, просто представьте, что вы собрали их в одну коробку и разом выбросили. Не позволяйте себе погружаться в эмоциональное ненастье, пусть лучше оно выражается в дождике за окном, после которого обязательно появится солнце.

Методики внутриутробного развития ребенка

1. Цветотерапия

Возможно, оказавшись в положении, некоторые из будущих мамочек заметили, что начали нравиться те цвета, которые раньше не вызывали особой к себе приязни, захотелось окружить себя чем-то более ярким, насыщенным, разнообразием каких-то оттенков. И это хорошо. Позитивное влияние цветотерапии на самоощущение мамочки, что, передается и крохе в животике, является уже доказанным.

Даже обычным людям советуют окружать себя оранжевым цветом при ощущении уныния и для борьбы с депрессией. Влияние же зеленого и синего считаются успокаивающим, умиротворяющим. В общем, если вы понимаете, что какой-либо из цветов или оттенков стал весьма приятен глазу и наличие его в гардеробе или предметах быта вызывает положительные эмоции, просто получайте от этого удовольствие.

Занятие живописью и просто рисование также можно присоединить по характеру влияния к цветотерапии. В процессе работы с красками вы сможете играть с цветами создавать путем смешивания разные оттенки, к тому же выражать при помощи палитры то, что захочется, будь то пейзаж, портрет или натюрморт. А может вам понравится передавать всю многогранность моря в разном его состоянии? Дерзайте!

2. Музицирование и прослушивание музыки

Очень важна музыка, которую вы слушаете вынашивая малыша. Никто не ограничивает в выборе стилей, и понятно, что кому-то нравится рок, кому-то клубные направления, а кто-то предпочитает джаз или альтернативную музыку. Стилей много и все они разные. Каждый волен слушать то, что ему нравится. Но если говорить о том, какая музыка позитивно влияет на так званое внутриутробное воспитание ребенка, то здесь стоит рассмотреть определенные нюансы.

Во-первых, все мы знаем, что человек на 80% состоит из воды, а молекула воды поддается вибрации. Эта вибрация может быть как положительной, так и отрицательной.
Помню смотрела когда-то передачу, в которой ученые изучали строение снежинок, создающихся искусственным путем из воды при воздействии звуков разных частот. При звучании одних снежинки получались симметричными, ажурными, а при звучании других, выходили хаотичной формы.

То же воздействие оказывают звуки и музыка в частности на нас и ребенка, находящегося пока в животике. Пусть не полной мерой, но малыш слышит то, что звучит извне. Классическая музыка, например, влияет на деток положительно, она может либо успокаивать, умиротворять их, либо вызывает интерес и желание проявить свою реакцию в виде легких толчков. Громкая же музыка, сопровождающаяся резкими звуками, криками и быстрым темпом, приводит малышей в нервное возбуждение, вызывает гиперактивность, может даже быть причиной стресса.

Бытует мнение, что если на третьем триместре ставить перед сном одну и ту же умиротворяющую музыку, то после рождения ребеночек будет быстрее засыпать услышав уже такую знакомую мелодию. А еще, музыка с которой вы будете знакомить своего пока не родившегося малыша, послужит средством развития у него вкуса, поэтому стоит уделить особое внимание музыкальной подборке, выбранной с этой целью.

3. Воспитание голосом

Ваше чадо растет и потихоньку развивается внутри вас. Немаловажным фактором его развития и выработки реакции, умения распознавать, послужат голоса мамы и папы. Конечно, нужно разговаривать с малышом, сопровождая это поглаживаниями или легкими толчками в ожидании его ответной реакции. Только не стоит прибегать к подобному контакту слишком часто. Малыш может сладко дремать в тот момент, когда вам захочется пообщаться с ним. Дождитесь того момента, когда станут ощутимыми легкие движения внутри. Постепенно он начнет узнавать интонации и высоту голоса мамы, а потом и папы.

Нужно отметить, что участие папы в таком формате общения с ребенком не менее важно, чем контакт с мамой. Когда ребенок родится, ему должно быть одинаково спокойно и комфортно на руках обоих родителей. Это даст возможность менять друг друга в уходе за крохой, если один из родителей устанет и будет нуждаться в отдыхе. Наверное, вы видели деток, которые успокаиваются только на руках мамы. Так вот, ничего хорошего в этом нет. Да и папы начинают чувствовать себя напряженно и растерянно, не зная, как найти подход к собственному ребенку. Поэтому над установлением контакта между карапузом и его родителями нужно поработать заранее, не оттягивая момент до его рождения.

4. Любовь к ребенку с момента зачатия

Особое внимание хочется уделить желанности будущего крохи. При чем, конечно, лучше если ему заранее рады и мама, и папа в одинаковой степени. Детки, которые являлись желанными для обоих своих родителей, лучше развиваются, меньше подвержены стрессам, они чувствуют себя нужными, любимыми, защищенными, что способствует открытости перед новыми начинаниями, большей вере в свои силы.

Да, случается, что по той или иной причине женщина вынуждена готовиться к появлению ребенка без участия его отца. Но даже в такой ситуации нужно стараться настроить себя на позитивный лад и дать своему чаду всю любовь, ласку и внимание, на которые вы только способны.

И все эти чувства нужно начинать адресовать малышу с первого момента, как только стало понятным, что он зачат. Эти материнские эмоции должны проявляться на протяжении всего периода беременности, чтобы появившись на свет, карапуз чувствовал себя окруженным любовью и опекой.


5. Физическое и духовное развитие будущей мамы

Самым главным в процессе закладывания прекрасного в вашего будущего малыша является наличие этого прекрасного вокруг вас и непосредственно в вас самой. Чем большее количество красивого, интересного, развивающего вкус и интеллект окружает вас, тем лучше это отразится на психоэмоциональном развитии вашего чада.

Так что, ходите в галереи, на концерты классической и камерной музыки, пойте, читайте хорошие книги со смыслом, смотрите интересные фильмы и развивающие программы, танцуйте и рисуйте, готовьте вкусные и красивые блюда, старайтесь выглядеть хорошо и ухаживайте за собой.

Все это и многое другое будет закладывать в ребенка положительные качества как до рождения, так и после появления его на свет. Он будет видеть красивую маму и красивые предметы, ощущать приятные запахи, слышать грамотную речь, сопровождающуюся спокойной, уравновешенной интонацией, продолжать знакомиться с хорошей музыкой, а также всем новым и интересным.

Влияние гормонов на состояние организма беременной женщины и на развитие плода

Как только в женском организме зарождается новая жизнь, начинаются большие изменения, которые вызваны всплесками тех самых гормонов и их влиянием на тело, самочувствие и настроение женщины. Избежать этого нельзя, но можно постараться максимально сократить неприятные явления.

Если вы впечатлительная натура и не можете абстрагироваться от недобрых слов или критики в свой адрес, то постарайтесь себя оградить от негативных эмоций хотя бы на период вынашивания и кормления малыша. Это очень важно. Как будучи еще внутри вас, с кровью, так и появившись на свет, с грудным молоком, кроха будет получать и проносить через себя все ваши расстройства и горести.

Естественно, это не пройдет мимо и скажется на его развитии. Детки мам, подверженных стрессам, неспокойны, плохо спят, легко возбудимы, хуже концентрируют внимание и воспринимают информацию. Они подвержены перепадам настроения, также может прослеживаться склонность к агрессии и проблемы в социальном адаптации.

С другой стороны, все получаемые вами положительные эмоции, обязательно хорошо повлияют на психоэмоциональное развитие будущего ребенка.

Продуктивной вам беременности! Развивайтесь вместе с малышом, получая от этого удовольствие!

Человека - период от момента образования зиготы (оплодотворенная яйцеклетка) до рождения полностью сформированного плода, который является жизнеспособным вне матки женщины.

Данный период называется антенатальным. Он длится 280 суток. Выделяют следующие этапы развития плода:

Начальный период - характеризуется дроблением образованием бластулы и ее имплантацией в слизистую матки. Оплодотворение происходит при слиянии половых клеток женщины и мужчины, при котором образуется зигота с диплоидным генетическим аппаратом. При этом пол ребенка определяется хромосомами сперматозоида, который оплодотворил яйцеклетку. Так, если он содержал Х-хромосому, то родится девочка, если У - то мальчик. Начальные этапы дробления проходят в маточной трубе. Процесс имплантации завершается закреплением оплодотворенной яйцеклетки в толще слизистого слоя матки, где и проходит дальнейшее ее развитие;

Эмбриональный период - образование зародыша и закладка его внутренних органов. Внутриутробное развитие плода на данном этапе является процессом гаструляции, при котором образуются три Кроме этого, именно в данном периоде проходит гисто- и органогенез (закладываются ткани и органы). Восьминедельный эмбрион уже имеет вес около 4 граммов. У него намечаются черты лица, формируются ножки и ручки;

Плодный период - сопровождается дальнейшим ростом и развитием зародыша, который с третьего месяца беременности уже называется плодом. В данном периоде в костях образуются кожа покрывается пушком, начинает прослушиваться женщина чувствует его движения. Внутриутробное развитие плода в это время характеризуется интенсивными процессами роста и тканевой дифференциацией.

Заключительным этапом являются роды. Их начало провоцируется выделением который синтезируется гипофизом. Данный гормон провоцирует сокращение мышц матки, что приводит к проталкиванию ребенка в малый таз и родовые пути.

Следует сказать, что характеризуется отдельными критическими периодами, при которых наблюдается повышенная чувствительность зародыша к неблагоприятным внешним факторам. Первые три месяца беременности, так же, как и роды, требуют повышенного внимания к состоянию беременной. При влиянии в это время негативных факторов окружающей среды увеличивается риск развития различных аномалий и уродств, а также осложнений во время родов или после них.

Следует также отметить, что внутриутробное развитие плода сопровождается образованием уникального органа - плаценты, которая позволяет вынашивать детей в утробе. Она является важным способом адаптации к условиям окружающей среды. Основные ее функции - участие в газообмене плода, его снабжение питательными веществами и кислородом, а также секреция гормонов, которые обеспечивают нормальное протекание всего периода беременности.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго