Что такое пасхальная радость? “Пасхальная радость”. Сценарий праздника Пасхи

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Священник Михаил Михайлов

Пасха всегда приносит новые чувства. Помню Пасху времен своей юности – время было советское. В храм можно было попасть только при наличии пропуска, по пути в храм было оцепление, проходили мы, одетые по–праздничному, через толпу пьяных орущих, подходили ко входу в храм, там уже полковники милиции пропускали в храм. И это оцепление было, с одной стороны полезным – в храм не пропускали хулиганов, пьяных, а, с другой стороны – без пропуска не пропускали верующую молодежь. В храме были непередаваемые ощущения. Крестный ход – в атеистической Москве, и когда толпа, стоявшая за оцеплением, замирала, появлялись свечи. Потом уже, когда под колокольный звон подходили к храму и первый раз пели «Христос Воскресе», слезы наворачивались на глаза и это ощущение величия момента осталось до сих пор. До сих пор – это совершенно особенные ощущение – тропарь Воскресения перед входом в храм. И вся толпа – и в то время, и в наше время много людей, пришедших просто поглазеть на крестный ход, настраивается на что–то иное, возвышенное. Наступает особая тишина. У людей всегда преображаются лица. На службе радость уже распространялась по всему телу словно была в воздухе. Из храма мы возвращались пешком: от Лефортово до Новогиреево, но мы не думали о том как добраться – и Господь не оставлял без помощи. Находился водитель, соглашавшийся нас подвезти, случайный автобус ночью… Позже, когда я стал священником и оставался в храме ночевать, чтобы служить позднюю Литургию, понял, что спать в Пасхальную ночь невозможно, немыслимо. У себя в келье, готовясь к Литургии, видел свет из окна, видел людей. Потом и духовенство, пришедшее после службы – Праздник был виден во всех людях, уходила с лиц печаль, скорбь.

Еще хочется сказать, что раньше, если мы обратимся к свидетельству св. Павла Римского, на Руси был интересный закон, на Страстной Седмице были закрыты все питейные лавки. Был строгий сухой закон в эти дни. На Пасху допускали, что человек может принять вина, но при царе Алексее Михайловиче было сказано: «Кто в кабаках проводит много времени, того бить батагами нещадно». Праздник – в первую очередь духовный, Праздник – это не праздник живота с обильным застольем, а радость духовная. Так и власть раньше удерживала людей на пути духовном, подсказывая верный путь. Вспоминаю свои юношеские годы, когда мы первый раз были на Пасхальном богослужении: взирать на лица людей, отметивших свой праздник «по–советски», обильным возлиянием, было очень странно. Ведь люди, которые не постились, для которых праздник – это лишний повод заглянуть на дно стакана, резко отличаются от людей, пришедших в храм с радостью о Господе Воскресшем.

В Светлую Седмицы все молитвы другие, и в храме, и в домашнем правиле – проникнутые именно духовной радостью. И служба по Пасхальному чину идет всю Светлую Седмицу, поэтому и верующие должны быть в храме не только в момент освящения верб или куличей, но и в дни Пасхальной радости. Когда мы радуемся чьему–то счастью, мы стараемся быть рядом с человеком, разделить с ним его радость, подольше побыть, подольше поговорить. Почему же в момент радости о Воскресшем Христе, мы стремглав несемся их храма Божиего? На Светлой седмице крестный ход совершается каждый день, Церковь призывает нас к церковной жизни, а не к сидению по домам в великие дни.

Праздник Пасхи – праздник духовной радости, об этом надо всегда помнить. Это основа нашей веры. Как Господь воскрес, так и мы все воскреснем, об этом мы всегда должны помнить и всегда этому радоваться. Но нам, чтобы подготовиться к Пасхе Христовой и Воскресению, которое ждет нас уже за порогом этой жизни, нужно пройти путь поста и жизни христианской.

Священник Сергий Сидоров

Каждую Пасху, когда едешь со службы, чувствуешь, что даже природа преображается. Все восторженное – веточки, которые даже не цветут еще, они какие–то радостные, веселые! Даже кажется, что ветки, которые сейчас опущены, они вверх, горé воздеваются. Это каждую Пасху такое чувство бывает. И даже ночью, когда идешь домой, понимаешь, что во всем – Пасха, даже бесчувственные камни, даже дома – все радуется о Господе Воскресшем.

Священник Михаил Немнонов

Мое самое яркое воспоминание, связанное с праздником Пасхи, – Пасха 2000 г. в домовом храме св. прав. Иоанна Кронштадского. Это была совершенно особенная служба, она вся прошла на одном дыхании. И дело было не в священнике или прихожанах, – мы все были такими же, как и годом раньше или годом позже. Дело было и не в том, что сам храм был каким-то особенным, – он был расположен в самом непритязательном помещении.

Просто та Пасха действительно была для нас переходом (слово “Пасха” означает именно переход”). Уже было принято решение о закрытии храма, и мы знали, что через два месяца будем своими руками снимать иконы со стен и разбирать все, что нами с таким трудом создавалось. Но мы уже успели смириться с этим, и приняли наш исход из этого храма как из руки Божией, с доверием к Его промыслу. Помню, в самом конце службы я предложил всем причастникам – в храме было человек девяносто, и причащалось больше половины из них, – сначала прослушать благодарственные молитвы, а потом подходить к кресту. Когда молитвы закончились, в храме стояла такая тишина, какой больше никогда я не слышал после службы в Пасхальную ночь. Люди стояли так несколько минут мгновений. Потом мы приветствовали друг друга словами “Христос Воскресе!” – “Воистину Воскресе!” И затем все подходили к кресту так же молча. Не потому, что нам нечего было нечего сказать, – просто ту радость о Воскресении Христовом, которую испытывали большинство из нас, нельзя было выразить никакими словами. К чему я говорю об этом? У каждого в жизни случаются такие события, которые неумолимо разрушают нашу привычную жизнь. Так вот, хочется пожелать, чтобы мы всегда их принимали как из руки Божией. Тогда и будет в нашей жизни больше места для духовной радости.

Священник Димитрий Туркин

В каждом храме свои особенности службы: где служба более длинная, где–то – насыщенная яркими песнопениями, где–то более скромная. Это каждый прихожанин чувствует по–своему. Хочется сказать о том чувстве, которое испытываешь, выйдя из храма, когда уже едешь домой, первые часы после службы – ощущение особенной чистоты, света, наполненности, осязаемой ясности. Этому чувство нельзя его специально искать, но если оно возникло, то его нужно заметить и полюбить. Ведь такое состояние чистоты и ясности – не такое частое чувство. И чтобы это чувство посещало нас чаще, хотя бы в Пасхальную ночь, нужно к этому готовиться. Если человек потрудится над собой, борясь со своими недостатками, хотя бы только потрудится, не ставя цели немедленно чего–то достичь, постарается победить свой эгоизм, ненависть к какому–то человеку, то, возможно, это чувство прикоснется к его сердцу и откроет ему Христа. Пост – это наша подготовка к Празднику Пасхи, а сам Праздник – время настоящей духовной жизни. Духовная жизнь всегда напряженная, но напряжение бывает разного рода. Есть напряжение поста, когда напрягаются одни силы человека, – воздержание. А вне времени поста напрягаются другие силы, которые помогают ему хранить себя в исполнении христианских заповедей. И вне поста исполнять все заповеди иногда труднее, чем постом. Во время поста человек себя готовит к тому, что надо смиряться, каяться, а когда пост кончается, оказывается сложнее. Можно сказать словами Суворова: «Тяжело в учении – легко в бою». Если постом мы учимся, что–то сложно, то в Праздник, вне поста, «в бою» – должно быть легко. Нужно понимать, что человек, проходя подвиг Великого поста, трудится не ради безличного принципа: «НАДО молиться так–то, не есть того–то, поклонов класть столько–то», а ради того, что он ищет Христа. И человек обязательно Его найдет, если будет понимать, что он ищет Того, кто для его спасения пришел умереть и воскреснуть.

Диакон Николай Фатеев

Одно из воспоминаний, которое всегда остается о праздниках – это предпраздничные хлопоты. У священников – освящение куличей, у диакона – подготовка алтаря к празднику, переоблачение. Работу диакона перед Пасхой можно сравнить с домашней работой хозяйки – протирка, промывка, уборка алтаря. Помню, когда я первую Пасху служил, постоянно нужно было менять облачение: на Пасхальной службе, на каноне, священнослужители каждый раз выходят в облачении нового цвета – в белом, синем, желтом, зеленом, и заканчивается все красным. Это переоблачение происходит очень стремительно. Праздник – как восхождение на гору – сначала трудный период подготовки. А потом – нарастающая радость. И всякое застолье меркнет перед Праздником, перед крестным ходом. Дома у нас есть специальная яркая Пасхальная скатерть, которая накрывается только на Пасхальную Седмицу, и дети с первых лет жизни, запоминают это красоту, даже в доме. В субботу Светлой Седмицы (старше всю неделю в школе, а маленькие не могут быть на ночной службе) дети обязательно идут на Литургию и Крестный ход.

В первый раз в своей жизни настоящую Пасхальную радость я ощутил на Новый год. Это было в середине 90-х годов. Мы с женой ещё были неофиты, а открытых церквей было мало, и мы только начинали свою церковную жизнь в одном из храмов на окраине Москвы. В этот год первое января пришлось на воскресенье – малая Пасха для любого христианина. И вот мы по совету своего духовника стали готовиться к Причастию на Новый год. Кто помнит, в СССР это был самый радостный и светлый праздник. После причастия мы возвращались и испытывали совершенно новые для себя чувства. В метро ехали редкие помятые праздником пассажиры. Большинству из них было тяжело после разгульной ночи. Перед нами сидела красивая и очень несчастная девушка. Было видно, что ей очень плохо на душе. С нами был наш почти годовалый сын Павел. Он привлёк её внимание, и она протянула ему апельсин. – Ваааа,- раздался Пашкин голос и довольный ребёнок вцепился в оранжевый предмет. От такой непосредственной реакции девушке стало легче. Сам Новый год перестал быть для меня главным и важным праздником.
К настоящей Пасхальной радости надо готовиться постом и молитвой. Большинство «захожан» смотрят с любопытством и недоверием на ночной крёстный ход и если входят в храм после него, то быстро покидают богослужение. Они уносят с собой лишь малую толику этой радости. Долгие и тяжёлые службы страстной седмицы для них тоже неведомы, а ведь именно сопереживание Христу в это время, реальное ощущение утраты в эти дни позволяют почувствовать во всей полноте радость Воскресения. Христианская скорбь имеет совершенно иное свойство. В глубине сердца всегда есть надежда и реальное знание о будущей радости. Это чувство в своё время позволило не уйти от креста жёнам мироносицам и апостолу Иоанну.
Не уйти от креста!
Лишь горячее чистое сердце
Может в этой беде
Страх и слабость в ногах
Побороть!
Возлюбили Христа
Мироносицы, сильные духом,
Был живым в их сердцах
Снятый с крестного древа
Господь!
Как же были рады все эти святые люди Воскресению Христову!
Перед этим событием Христос явил нам другое чудо – воскрешения Лазаря Четверодневного. Всякий, уверовавший и последовавший за Христом, воскреснет, когда Христос этого пожелает, и радуемся мы ещё и нашей сопричастности этому чуду.
Помимо служб, которые мы стараемся посетить перед Пасхой, есть ещё и радостные хлопоты. Мы убираем дом в Чистый четверг, печём куличи и красим пасхальные яйца. В каждой христианской семье есть свои Марфы и Марии, избирающие тот или иной маленький подвиг перед Пасхой. Оба подвига важны и нужны, но благое внимание Марии к словам Христа и молитва стоят выше. Однако детям зачастую понятней подвиг Марфы, который венчается замечательными украшениями на куличах и пасхальных яйцах. Многие пожилые люди вернулись в церковь именно благодаря светлым детским воспоминаниям об этих замечательных обычаях.
У меня в этом году в семье новшество: жена и дочки научились оплетать яйца лентами и бисером. Их можно будет подарить друзьям и знакомым и разделить с ними самую главную и самую важную в жизни православного человека Пасхальную радость!

Не забыты мы у Бога

Не забыты мы у Бога -
Пасха снова настаёт,
И нелёгкая дорога
К празднику нас вновь ведёт.

Крёстный путь пройдя тяжёлый,
Сострадали мы Христу.
С верой в этот день воскресный
Подвизались на посту.

А теперь ликуем вместе
С небом, солнцем и землёй.
Радость сердце наполняет -
Ведь Христос для нас родной!

Максим Терехов 2016

Горшкова Марина Евгеньевна

Сценарий праздника «Пасхальная радость»

Цели : познакомить детей с пасхальными традициями, обычаями, играми.

Пробудить интерес к старинным русским обрядам, воспитывать дружелюбие.

Задачи: формировать представление детей о праздниках на Руси, о традициях

русского народа. Развивать познавательный интерес детей к истории своего народа, обогащать духовный мир детей. Воспитывать любовь и уважение народных традиций.

Методы и приемы : рассказ, беседа, показ иллюстраций, чтение книг.

Ход занятия. (Звучит звон колокола)

Воспитатель : - Пасху прославляем, праздник начинаем.

Вот и Пасха к нам пришла.

Светлый праздник принесла.

Светит солнышко с небес.

Шумит вдали зеленый лес.

Христос воскрес! Воистину воскрес!

Воспитатель :- Весной много чудесных праздников. И весь православный народ отмечает замечательный праздник - Светлое Христово Воскресение. Этот великий день приходит к нам с ярким солнышком, чистым дождичком, светлой радостью, надеждой и верой в силу любви и добра.

Ученик: - Из страны далекой ласточки летят,

Весело щебечут, людям говорят:

«Люди пробудитесь! К нам весна идет,

А с весной и Пасха радость вам несет».

Воспитатель :- Человек не может не радоваться, когда на смену зимним холодам приходит яркая синева неба, птичий гомон, нежность первой травы, клейкость набухших почек…

В России Пасху называли Велик день, Светлый день. Это праздник, посвященный

Воскресению Иисуса Христа.

Ученик: - Говорят, что Пасху раньше отмечала вся страна.

На качелях сидя, дружно улыбалась детвора.

Молодежь теперь не знает, как же Пасху отмечать?

Яйца красить, кулич стряпать и гостей к столу встречать.

Заглянули в старину мы - будто дождь омыл сердца.

И сегодня вам расскажем о воскресении Христа.

Воспитатель :- Однажды Бог послал на землю своего сына, чтобы тот научил людей любви и добру. Но были и такие злые люди, которые не хотели верить сыну Божьему и убили его. Распяли на кресте. Иисус мог бы не умирать. Но согласился принести себя в жертву, чтобы смыть все грехи наши. А в воскресенье он ожил- воскрес. Его воскресение празднуют в Пасху.

Ученик: - Хвалите Господа с небес и славьте человеки!

Воскрес Христос! Христос воскрес!

И смерть поправ навеки!

Ученик :- Пасху радостно встречаем

И поем: - "Христос воскрес!"

Мы все дружно отвечаем:

"Он воистину воскрес!"

Чередой проходят годы

Под лазурностью небес.

И поют везде народы:

"Он воистину воскрес!"

Всюду радость и объятья:

"Брат, сестра, Христос воскрес!

Ад разрушен, нет проклятья:

Он воистину воскрес!"

Ученик: - Христос воскрес!

Вот и Пасха к нам пришла-

Праздник милый для меня!

Сколько радости принёс,

И печали он унёс.

Вот уж птицы прилетели

Прямо к Пасхе подуспели.

Хорошо весна пришла-

Светлый праздник принесла-

Воскресение христово!

Все поют и славят Бога!

Воспитатель : - Ребята, попробуйте угадать главный спутник весны.

Отгадайте загадки : - Без него плачемся, а как появится – прячемся.

Кто взглянет, тот заплачет…

Сито свито, золотом покрыто.

Ну конечно, это солнце главный спутник весны!

У крестьян существовало поверье, что на Пасху солнце играет. Дети даже обращались к солнцу с песенкой:

Ученик: - Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, покатись,

Красное нарядись!

Воспитатель :- Молодежь взбиралась на крыши, чтобы встретить солнышко.

На Пасху разрешалось всем мужчинам звонить в колокола,

Звучал беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное,

праздничное настроение.

(Звучит запись «колокольный звон»)

Ученик: - Звенят, поют колокола!

Лучами греет всех весна.

Все небо синее как море,

И верба в золотом уборе.

Весь пеньем птиц наполнен лес,

Воспитатель :-- Пасха была очень большим праздником, длившимся неделю и

та неделя была заполнена играми, развлечениями, хождением в гости.

Пасха не бывала без качелей. Возводились общественные качели. Качались

решительно все. Возле качелей собирался народ: девушки, бабы с

ребятишками, мужики, парни с гармошкой.

И все веселились и радовались воскресному празднику. Повсюду звучали песни. Девушки водили хороводы и пели заклички. Давайте и мы покличем весну!

(Девочки встают в круг и поют закличку) .

Солнышко красно, гори-гори ясно!

В небо пташкой залети, нашу землю освети.

В небе рыбкой поплыви, нашу землю оживи!

Всех на свете ребятишек обогрей, оздорови!

Воспитатель : - А теперь отгадай еще загадки, а отгадка у них одна:

Белое, круглое, долго лежало, вдруг затрещало: и неживое живым стало.

Избушка нова - жильца нет, жилец появится, изба развалится. (Яйцо).

А как вы думаете, почему я загадала загадки о яйце?

Что является символом Пасхи? Куличи, пасхи, крашеные яйца.

Есть такой обычай – обмениваться крашеными яйцами на Пасху. Чаще всего

окрашивают яйца в красный цвет – цвет крови Христа. Иногда яйца не просто

красят, а расписывают. Такие яйца называют писанками.

Яйцо- символ новой жизни, чистой, светлой и это символ надежды.

Ученик : - Словно яркая раскраска,

К нам домой явилась Пасха.

Принесла в своем лукошке,

Яйца, булочки, лепешки.

Пироги, блины и чай.

Пасху весело встречай!

Ученик : - Посмотрите что за чудо?

Положила мама в блюдо

Тут яйцо, но не простое.

Золотое, расписное.

Словно яркая игрушка!

Здесь полоски, завитушки.

Много маленьких колечек,

Звезд, кружочков и сердечек.

Для чего все эти краски?

Словно в старой доброй сказке!

Мама всем дала ответы:

Пасха- праздник самый светлый!

А яйцо, известно мне

Символ жизни на земле.

Воспитатель :- К празднику обязательно мыли, чистили дом, убирали мусор, наводили порядок. И в чистый, светлый праздник люди приглашали гостей.

Ученик :- Пасха. Празднично кругом.

Чистотой сверкает дом.

Вербы на столе и пасха.

Так светло и так прекрасно!

Яйца крашенные всюду,

И кулич стоит на блюде.

Мама в фартуке из ситца

Приглашает всех садиться

И отведать угощенье

В честь Христова Воскресенья.

Воспитатель :- Мы все обмениваемся на Пасху яйцами, говоря при этом: «Христос воскрес! А в ответ слышим «Воистину воскрес!» При этом люди прощают друг другу обиды, недоразумения, а может быть и злобу. Как же иначе, ведь это радостный день Воскресения Христа! Христос дал нам жизнь, а яйцо- это знак новой жизни.

Ученик :- Теплом лучей пришла весна,

Кулич и пасху принесла.

Красиво яйца расписала,

И с нами Бога прославляла

И люди радуются Пасхе!

Детей блестят от счастья глазки.

Весна цветет, полна чудес,

Христос воскрес, Христос воскрес!

Воспитатель: - А еще на Пасху проводили различные игры.

- А сейчас мы поиграем в игру «Пасхальные традиции» .

Если я скажу то, что символизирует празднование Пасхи – хлопните в ладоши, а если это традиция другого праздника - не хлопайте. Хорошо?

Печь куличи – да.

Купаться в проруби.

Красить яйца - да

Печь блины.

Освящать еду - да

Христосоваться - да

Освящать вербу - да

Петь колядки.

Славить Иисуса Христа – да.

Воспитатель: - Молодцы! Знаете традиции праздников на Руси.

Пасхальные традиции на Руси были очень богатые и интересные.

В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены. А с Пасхи начинались развлечения. Развлечения были не просто увлекательными, но и развивающими. Игры, требующие сноровки, наблюдательности. Развивают ловкость, быстроту реакции, мышление, умение правильно организовать свой досуг.

1 .Много веков любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц. Делали деревянный или картонный каток. Вокруг его освобождали пустое, ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца или конфеты. Играющие подходят по очереди к катку и катят свое яйцо. Выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет.

2. «Чокаться яйцами», стукнув тупым или острым концом крашенного крутого яйца о яйцо соперника.

3. Играющие садятся друг против друга и катают крашенки. Крашенки сталкиваются: чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.

4. По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше крутится, тот и победитель.

Воспитатель :- Вот так весело и интересно праздновалась Пасха на Руси! Прекрасен праздник Пасхи! Прекрасны ее обычаи: куличи, крашеные яйца, обычай христосоваться. Но более всего прекрасен завет этого дня – любите ближних. Так будем любить друг друга!

Ученик: - В светлое Христово Воскресенье

На душе пусть будет чисто и светло!

Будет хлебосольным угощенье,

Солнце дарит радость и тепло!

Ученик: - Говорят: Христос воскрес!»

«Да, воистину воскрес!»

Разрывая тьмы завесу,

К людям он сошел с небес.

Жив Христос, и верят люди:

Коль расстанемся со злом,

Жизнь продлится. Вечным будет

Мир с любовью и добром!

Воспитатель :- Сердечно поздравляю с праздником Святой Пасхи! Желаю вам крепкого здоровья, мира, тепла и любви. Пусть радость Воскресения Христова наполняет ваше сердце, а свет Божественной любви согревает каждого из вас. Пусть каждое сердце будет открыто для добра и хороших дел.

Христос воскрес!

Благодарю всех за внимание!

Пасхальная радость

В наши дни почти не осталось историков, считающих, что Иисус из Назарета не жил в Палестине и не проповедовал Свое учение в 20–е годы I в. н. э Современная наука (в отличие от того, что думали историки в XIX и в начале XX вв.) согласна с тем, что рассказ евангелистов основан на исторических фактах. И чем дальше она развивается, тем яснее становится, насколько точно изложили Марк, Матфеи, Лука и Иоанн описанные ими события. Иисус был распят и умер на кресте, что произошло, скорее всего, 7 апреля 30 г. и. э., накануне праздника Пасхи, как об этом рассказывает евангелист Иоанн (19: 14, 31).

Но есть вопрос, в отношении которого наука бессильна, - это вопрос о воскресении Христа из мёртвых. Наука бессильна как доказать, так и опровергнуть этот факт, а поэтому каждый человек волен понимать весть о том, что «Христос воскрес из мёртвых, смертию смерть поправ», по–своему. В этом и заключается основное содержание

веры каждого христианина.

"Верую во Иисуса Христа… страдающего, погребённого и воскресшего в третий день", - говорится в Символе веры. Размышляя об этом нельзя не вспомнить, что сам латинский глагол credere происходит от cor dare, то есть «отдавать сердце» или «принимать сердцем». Именно сердцем и только в тех случаях, когда рассудок, ум (ratio) оказывается бессильным.”

В последних главах каждого из четырёх Евангелий рассказывается о том, что учениками Иисуса после смерти их Учителя овладела глубокая печаль. Они было надеялись, что Иисус долженн принести избавление, ожиданием которого народ Израиля жил к тому времени уже более тысячи лет, а Он позорно погиб на Кресте. Женщины, побывавшие у гробницы на заре первого дня недели, рассказали, что она пуста, что они видели ангелов, возвестивших, что Иисус жив, но учеников эти рассказы сначала ни в чём не убедили.

В пустую гробницу вошёл ученик, о котором говорится, что его особенно любил Иисус (возможно, это был Иоанн Богослов), - «вошёл и уверовал». Приходят к вере и другие ученики, причем каждый идёт к ней своим собственным путем. В Евангелиях рассказывается, что ученикам является воскресший Христос, но и это, как сообщает Матфей, убеждает не всех: кое–кто

относится к этим явлениям с сомнением. Вера – это то, чему научить нельзя, человека приводит к ней только его личный мистический опыт…

Мало–помалу «скорбь обращается в радость». Само слово «радость» - одно из ключевых, постоянно повторяющихся в Евангелии. «Я возвещаю вам великую радость», - восклицает ангел в начале Евангелия от Луки, сообщая пастухам, что в Вифлееме родился Христос. О радости, которая бывает на небесах, когда грешник ощущает необходимость покаяться и стать другим, рассказывает ученикам сам Христос. В Прощальной беседе с апостолами не больше чем за час до того, как Он будет взят под стражу, утешая учеников, чувствующих, что приближается что?то страшное, Христос говорит: «Женщина, когда рождает, печаль имеет, ибо пришел час её; когда же родит дитя, уже не помнит скорби от радости, что родился человек в мир. И вы теперь печаль имеете, но Я снова вижу вас, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоанн, 16:21-22).

«Радуйтесь», - говорит воскресший Христос жёнам–мироносицам, пришедшим к гробнице с благовониями, чтобы помазать ими тело Иисусово.

«Всегда радуйтесь», - наставляет своих собеседников апостол Павел. С радостью теснейшим образом связа-

на и главная из христианских добродетелей – любовь.

В греческом языке есть четыре слова, переводящиеся на русский как «любовь»:

эрос, филиа, сторгэ и агапэ.

Эрос - это та любовь, что приводит юношу и девушку в объятия друг друга, по словам древнегреческой поэтессы Сапфо (VI в. до н. э.), она «словно ветер с горы на дубы налетающий»,

филиа - любовь друзей, когда, как говорит Аристотель, «одна душа живет в двух телах».

Сторгэ - любовь родителей к детям, а агапэ - любовь христиан, причем не только друг к другу, а к каждому человеку вне зависимости от его религиозных убеждений. Об этой любви говорит Иисус ученикам в прощальной беседе: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас, и вы да любите друг друга. По этому узнано все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанн, 13:34–35).

Как понять, чем различаются между собой агапэ и филиа? Последняя основана на общих взглядах, интересах, пристрастиях, на общих воспоминаниях и т. д. В общем, это ясно. А агапэ? Это греческое слово ни в славянский, ни в русский языки не вошло, поэтому почувствовать, в какие тона оно окрашено, нам, думающим по–русски, невозможно. В английском и немецком это слово (love или Liebe) тоже слилось со сло-

вами, обозначавшими другие виды любви (эрос, сторге, агапэ).

На помощь приходит перевод Библии на латинский язык, сделанный в к. IV в. н. э. блаженным Иеронимом, о котором было рассказано выше. Иероним для передачи такого понятия как «агапэ» ввел в латинский язык слово «charitas» и стал писать через «ch». Раньше в написании через «с» оно содержало в себе корень прилагательного carus (дорогой, милый); теперь, благодаря новому написанию, в нем явственно слышалось греческое слово «хара» (радость), та самая радость, о которой так много говорится в Евангелии.

Итак, в новом слове слилось воедино значение двух корней, латинского и греческого. Таким образом, charitas, а следовательно, и агапэ - это радостное отношение к каждому как к милому и дорогому, тесно связанное с радостной вестью о том, что Христос воскрес из мёртвых. Нельзя в этой связи не вспомнить о русском подвижнике XIX в. преподобном Серафиме Саровском, который всякого приходящего к нему паломника любовно встречал словами «Христос воскресе, радость моя». Не знавший, разумеется, о филологических изысканиях блаженного Иеронима, он чистым сердцем своим понял, что такое агапэ, и передал это нам в прекрасной и до предела лаконичной формуле.

Преподобный Серафим Саровский понимал агапэ как активную, несущую людям добро силу. Как говорится в обращённом к этому святому акафисте, «ты предал себя на служение всем, приходящим к тебе, повеление Богоматери, исполняя, и был недоумевающим советник Благой, унывающим - утешитель, заблуждающихся - кроткое вразумление, болящих - врач и целитель».

Видели в агапэ радостное служение людям и другие святые. Хорошо сказано об этом в жизнеописании средневекового французского подвижника св. Одилона (умер в 1049 г.):

«Он был до того щедр по отношению к нищим, что ты бы увидел в нём не того, кто распределяет, а человека, который неумеренно расточает. От того, что он делал милостыню, он радовался больше, чем мог бы радоваться скряга от роста своего богатства. Что сказать ещё? Палка для слепых, хлеб для голодающих, надежда для несчастных, утешение для плачущих - вот кем был Одилон».

Радость от начала до конца освещает всё пасхальное богослужение. Мы плохо знаем, как праздновалась Пасха до начала VIII в., когда Иоанн Дамаскин составил тот Пасхальный канон, который и теперь поётся в пасхальную ночь в каждом православном храме. Не раньше этого времени появились и те латинские песнопения, которые сохранили католики римского обряда. А какие

тексты звучали во время пасхальной службы до этого времени?

Сравним песнопения из Цветной Триоди (так называется сборник богослужебных текстов, использующихся на Пасху православными) с текстами из средневековых Миссалов, по которым служили на Западе, и мы сразу увидим, что и здесь и там заметное место в богослужении занимает стих из псалма 117:

Сей день, который сотворил Господь,

Возрадуемся и возвеселимся в оный.

Камень, который отвергли строители,

Он лёг во главу угла,

Это - от Господа,

Чудо это в очах наших.

Христос, отвергнутый, распятый и умерший, властно восстал из гроба и наполнил весь мир радостью или «радование миру даровал», как говорит Иоанн Дамаскин. О том, что этот псалом звучал во время пасхального богослужения, говорит и то, что и теперь его начало читается в прокимне

(так называются два стиха из псалмов, которые звучат перед чтением Апостола во время литургии):

Славьте Господа, ибо Он благ,

Ибо во век милость Его.

В настоящее время православными в Пасхальную ночь читается начало Евангелия от Иоанна («В начале было Слоио»), а католиками его рассказ о воскресении (Иоанн, 20:1–9), однако в древнейше времена с пасхальной литургией было связано другое евангельское чтение - слова Иисуса о добром Пастыре:

«Я - Пастырь добрый. Пастырь добрый душу свою полагает овец… Я душу Мою полагаю за овец, никто не брал её от Меня, но Я полагаю её Сам. Власть имею положить её и власть имею снова принять её» (Иоанн, 10:11–18).

Здесь говорится о том, что Иисус сознательно идет на смерть ради своих овец.

Как воскликнет потом апостол Павел «Христос был предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (К Римлянам, 4: 25). Добрый Пастырь знает своих овец но имени и поэтому зовёт к Себе не всех вместе, а каждого в отдельности. Ведь вера заключается не в том, что человек следует обычаям, установлениям и традициям или соблюдает те или иные обряды. Она живёт в его сердце, в самой его глубине.

Как добрый пастух всегда находится при овцах в отличие от наёмника, который «видит, как волк приходит, и оставляет овец, и бежит», так и воскресший Христос невидимо пребывает среди людей «во все дни до скончания века». Почувствовать это даёт возможность пасхальное богослужение. К образу Христа как доброго Пастыря прибегает и святой Григорий Назианзин, известный богослов, церковный поэт и проповедник, бывший в конце IV в. епископом в Константинополе и называющийся обычно вселенским учителем и святителем (то есть епископом), в своей пасхальной проповеди.

«Он нашёл тебя, - говорит Назианзин, обращаясь к своему слушателю, - заблудившегося и поднял на те самые плечи, на которых нёс Свой Крест, чтобы вернуть тебя к горней жизни».

Христиане первых веков вообще любили изображать Христа в виде Доброго Пастыря либо держащим на плечах обретенную овцу, либо сидящим на камне в окружении своих овец, как на известнейшей мозаике из Равенны, хорошую копию которой можно увидеть в Музее изобразительных искусств в Москве.

В Национальной библиотеке в Париже хранится рукопись с латинским пасхальным гимном, которрый считается одним из самых древних дошедших до нас песнопений в день Пасхи. Начинается он с цитаты из

псалма 117 ("Сей день…") и воспевает воскресшего Христа как Доброго Пастыря:

Ныне день, когда Христос наш

Драгоценный

Искупил своею кровью

Грех вселенной,

И овцу, что заблудилась,

Пастырь добрый

Возвратил в её овчарню,

В дом Отцовский,

И восстал из гроба властно

Пастырь добрый.

В день субботний встал из гроба

До рассвета

И явил себя Марии

Магдалине;

Вот бегут ученики и

Сообщают,

Что Господь восстал из гроба,

Как предрёк Он.

Говорит Господь: Мария,

Дай быстрее

Знать Петру с учениками,

Что Господь их

Ныне встал из гроба, смерти

Победитель.

Будет ждать всех вас Он вместе

В Галилее,

Там увидите Его вы,

Как предрёк Он.

А была это Мария

Магдалина,

Из которой выгнал сразу

Он семь бесов,

Та, которая, понявши,

Что грешила,

Пав к ногам Христа Иисуса,

Зарыдала

И прощения просила

Прегрешений.

Смерть грехом пришла на землю

Совершённым

Из?за заповеди первым

Человеком;

От него и до Иисуса

Пребывала.

Через крест весь мир для жизни

Возродил Он

И восстал из гроба властно

Пастырь добрый.

Если о гимнах Амвросия Медиоланского мы говорим, что язык их прост, то здесь придётся сказать, что он прост до невероятного, прост даже для школяра, начавшего учить латынь месяц или 2 тому назад. Удивительно то, что простота не делает текст примитивным. Смысл его понятен и тем, кто латынь понимал с большим трудом и поэтому не мог разобраться в содержании Евангелия, прочитанного во вре-

мя мессы, а таких людей в VII?VIII вв. было немало. Гимн «Ныне день» - это своего рода перевод евангельского чтения на язык, понятный каждому.

В начале VIII в. Иоанн Дамаскин (умер ок. 749 г.) составляет на греческом языке новый пасхальный канон, который полностью вытесняет певшиеся ранее песнопения. Но откуда брал Дамаскин темы, слова и образы для своего канона? Из гимнов, молитв и проповедей, составленных его предшественниками. Одним из его источников была проповедь, некогда сказанная на Пасху Григорием Назианзином (IV в.).

Святой Григорий Богослов был настоящим поэтом, причем оставался он им не только в стихах, но и в своих проповедях, и в богословских трактатах. Его прозаические тексты Дамаскин лишь слегка изменяет, укладывает в размер, который уже угадывается в ритмизованной прозе Назианзина, и они превращаются в стихи. Свою проповедь Григорий начинает такими словами:

«На страже моей стану, говорит чудный Аввакум. - Стану с ним и я… стоял я и смотрел: и вот муж… и образ его как образ Ангела, и одежда его как блистание мимо летящей молнии. Он воздал руку к востоку и воскликнул громким голосом:…ныне спасение миру! Христос из мертвых, восстаньте с ним и вы».

А вот что получается у Дамаскина:

На божественной страже

Богоглаголивый Аввакум

Да станет с нами и покажет

Светоносного Ангела,

Ясно глаголющего:

Ныне спасение миру,

Ибо воскресе Христос,

Воскресения день,

Просветимся, о люди, Пасха,

Господня Пасха,

Ибо от смерти к жизни

И от земли к небесам

Христос Бог нас привёл

Песнь победную поющих.

Итак, выражение «Пасха, Господня Пасха» взято у Назианзина, а «от смерти к жизни» из Нового Завета, точнее, из 1–го посл. Иоанна Богослов (3:14), наконец, общая тема песни – из библейской книги «Исход», как это бывает в I песне всякого канона. В целом песнь звучит как эпиникий (именно это слово стоит в грече –

ском оригинале); так в древности назывались песни в честь победителя.

Известнее всего эпиникии Пиндара (522 - 446 до н. э.), мастерству которого, без сомнения, подражает Дамаскин, создавая свои песнопения для большого хора. Но сегодня в качестве победителя прославляется не герой оды Пиндара, а Христос, одержавший победу над смертью. Говоря о том, что Христос «привел», то есть перевел, человечество от земли к небесам, Дамаскин напоминает слушателю, что Моисей перевел народ израильский через Красное море.

Так византийский гимнограф соединяет почерпнутое из Ветхого Завета содержание с формой, взятой из древнегреческой поэзии, и в то же время ставит в свой хор Григория Богослова рядом с евангелистом Иоанном. Они, невидимые для глаза не очень искушенного слушателя, стоят рядом с видимыми певчими, и таким образом вся церковь, как земная, так и небесная, воспевает Христово воскресение.

Но вернемся к цитате из Григория Назианзина. Слова «праздников праздник и торжество торжеств» у Дамаскина находят себе место в заключительной части канона, эта формула вкладывается в песнь трех отроков из Книги пророка Даниила. И все же Центральное место в каноне у Дамаскиина занимают жёны–мироносицы.

Напоминающие о мироносицах строфы разбросаны по всему канону. И это не случайно, ведь крестный ход, с которым обходят верующие вокруг храма во тьме пасхальной ночи, должен напомнить как том, как шли к гробнице Иисуса эти женщины. Они не знали и даже мечтать не могли о том, что их любимый Учитель воскрес из мёртвых, а шли к Его гробнице, горько плача, для того чтобы закончить незавершённое в спешке, ибо уже наступала суббота (день полного покоя), погребение: вот почему они несли с собой благовония:

Зачем миро со слезами рыдания

Вы смешиваете, о ученицы, -

Блистающий у гроба ангел

Так спрашивал у мироносиц.

Загляните во гроб и уразумейте,

Что Спаситель воскрес из гроба –

так поётся об этом во время воскресной утрени. Женщины всегда эмоциональнее мужчин, и тут сердцем они сразу прянимают весть, которую умом понять нельзя: Христос воскрес. Пройдут века, и Блез Паскаль скажет"У сердца есть свои резоны, которых не знает разум». В сердце, а не в yме рождается всякая молитва, но в молитвах пасхальных это проявляется особенно ярко. Дамаскиновский канон весь пронизан пасхальной радостью.

Воскресшего увидев Сына Твоего и Бога,

радуйся с ангелами, Богоблагодатная, чистая.

Та, которая «радуйся» первой,

Как всеобщей радости виновница

Услышала, Богоматерь Всенепорочная.

Ангел возгласил Благодатной:

Чистая Дева, радуйся.

И я повторяю: радуйся

Ибо воскрес Твой Сын

В третий день от гроба,

Воскресивши мертвых,

Люди, веселитесь.

Пасха, радостию друг друга

Обнимем, о Пасха.

Но пасхальная радость - это радость особая. Вот как пишет об этом современный французский богослов Ален Килиси:"Пасхальная радость не громогласна, это радость, идущая изнутри. Бесполезно хлопать в ладоши и кричать «ура», чтоб рассказать о том, как она нас наполняет, ибо ту глубокую радость, которая дается нам в пасхальные дни, даётся в глубины нашего сердца, этим не передашь. Посмотрите на Марию Магдалину. В то утро она была поружена в скорбь. Она пришла, чтоб бодртвовать над умершим и плакать, она всё время повторяет и людям и ангелам одну и

ту же фразу: «Взяли Господа моего, и не знаю, где положили его».

В этой фразе выражается скорбный опыт верующего человека во всей его полноте - жизнь без Бога невыносима. Когда же сам Иисус приходит, чтобы утешить ее, но не открывается, как это всегда бывает во время явлений, она его не узнает. Она не узнает его, пока Иисус не окликает ее по имени. И сразу сердце ее как волна наполняют радость, счастье и мир.

Она хочет Его обнять, но Господь не позволяет ей сделать этого. Она должна будет довольствоваться тем, что его видела, слышала, прикоснулась к нему, но на мгновение. Она сохранит только ту радость, которая теперь внутри ее сердца, хотя, конечно, эта радость, наполняющая и освещающая ее изнутри, огромна. Но передать ее трудно. Как рассказать об этом, Мария не знает: «Я видела Господа, и Он сказал мне это». Таков и наш собственный опыт. Наша радость огромна, наше сердце потрясено, но что сказать тому, кого не было там, когда Он явился, чтобы тот понял это?»

Ален Килиси до предела откровенно рассказывает о тех трудностях, с которыми сталкивается каждый по–настоящему верующий человек: «Я верю, но как рассказать об этом?» Трудности эти объясняются самим феноменом веры, ибо она представляет собою чувство, живущее в глубине серд-

ца и не контролируемое рассудком, поэтому в словах пасхальных песнопений даётся лишь общий абрис той радости, которую переживает христианин, который, как некогда сказал Н. Гумилёв,"любит мир и верит в Бога".

Пасхальные песнопения, составленнные латинскими гимнографами, много более лаконичны, чем дамаскиновский канон. Зато другой латинский текст, секвенция"Жертве пасхальной…", пережил все литургические реформы и по–прежнему звучит во–время пасхальной мессы перед Евангелием:

Жертве пасхальной

Да принесут христиане гимн похвальный.

Агнец овец искупил,

Христос невинный к Отцу грешников препроводил.

Следующая строфа этой секвенции воспроизводит своим звучанием звон пасхальных колоколов:

Mors et vita du?ello conflixere mira?ndo d?us

Vitae mort?u–us regnat viv?us

Что значит:

Непостижимо, но жизнь со смертью вступила в бой,

Жизни вождь, умерши, царствует живой.

Язык не в силах рассказать,

Не в силах буква передать,

Что значит Господа принять

И с Иисусом пребывать –

так писал об этом в ХII в. Бернард Клервосский.

Другая пасхальная песнь «О, дочери и сыновья…» составлена почти исключително из евангельских текстов, к которым автором добавлены лишь отдельные слова: приходится только удивляться тому как удалось ему уложить эти строки в размер и зарифмовать. В центре этого написанного терцинами гимна рассказ о явлении Христа апостолу Фоме Близнецу (по гречески Дидиму):

Когда Дидим услышал весть

Признать, что Иисус воскрес

Он отказался наотрез.

Вот раны на руках, гляди,

И на ногах, и на груди,

Фома, и веру обрети.

Теперь Фома увидеть смог

Его ладони, руки, бок

И произносит: Ты – мой Бог.

Блажен, о тот, кто не видал,

Но сердцем веру воспринял,

Он жизнь вечную стяжал.

Речь идёт всё о том же. Вера не основывается ни на политических, ни на философских или иных убеждениях, она живет в глубине человеческого сердца и освещает его изнутри.

Полутьма, в которую уже погрузился храм (напомню, что гимн этот пели вечером!) заставляет вспомнить о полумраке той горницы, где «вечером, в день тот, в первый день недели, когда из страха перед иудеями двери были затворены там, где были ученики, пришёл Иисус и стал посередине и говорит им: мир вам!» (Иоанн: 20, 19).

Звуки гимна затихают и молящийся, опустив голову на пюпитр, в глубокой тишине замолчавшего храма почти видит воскресшего Иисуса и почти слышит Его слова «мир вам». Это и есть пасхальная радость.

Из книги Вера Церкви. Введение в православное богословие автора Яннарас Христос

Пасхальная трапеза Но и Евхаристическая трапеза, образующая и являющая Церковь, не есть некое абстрактное установление, выдуманное учениками Христа. Как Сам Христос, восприняв человеческую природу, обновил и очистил ее, так и Церковь преображает историческую плоть

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Пасхальная седмица Впервые теперь празднование Пасхи удлинилось с одного дня до целой седмицы в соответствие неделе страстей Господних. Св. Златоуст проповедовал ежедневно на этой седмице: «в течение 7 дней последующих мы составляем собрания и предлагаем вам духовную

Из книги Православие и грядущие судьбы России автора Рождественский Архиепископ Никон

Пасхальная радость и пастырская скорбь Христос воскресе, мои дорогие читатели! И да воскресит Он и наши сердца, да согреет их любовью к Себе, да вдохнет дух жизни в наши измученные, как бы замерзшие души!..Нет в человеческом языке слов более сладостных, более

Из книги Кем был Иисус из Назарета? автора Ястребов Глеб Гарриевич

4. Суд Пилата и пасхальная «амнистия» Образ Понтия Пилата, префекта Иудеи (26–36 н. э.), в известных нам источниках двойственный. То, что мы читаем во внебиблейских источниках, не вполне вяжется с тем, что мы читаем в Евангелиях. Внебиблейские авторы рисуют его как жестокого и

Из книги Где Бог, когда я страдаю? автора Янси Филипп

Пасхальная вера Сейчас мы видим лишь тень будущего. Нам лишь временами дано ощущать несказанную радость - ту радость, которая влечет нас в мир иной и которую у нас никто не отнимет. Мы будто заключены в темной комнате - сцена из пьесы Сартра «За запертой дверью», - но

Из книги Страсти Христовы [без иллюстраций] автора Стогов Илья Юрьевич

Из книги Страсти Христовы [с иллюстрациями] автора Стогов Илья Юрьевич

Пасхальная трапеза Праздник Пасхи был главным в иудейском календаре. В этот день каждый иудей, независимо от достатка, должен был наесться досыта. У кого денег на праздничный стол не хватало, мог получить государственную помощь.Основным блюдом пасхального стола был

Из книги Пасха Красная автора Павлова Нина Александровна

Из книги Красная пасха автора Павлова Нина Александровна

Пасхальная ночь Местные жители вспоминают, как еще в недавние времена на Пасху по домам ходили отряды активистов и, шныряя по чужому жилью, как у себя дома, искали пасхальные яйца и куличи. Пойманных «с поличным» клеймили потом на собраниях, изгоняя с работы. Возможно,

Из книги О поминовении усопших по уставу православной церкви автора Епископ Афанасий (Сахаров)

“ПАСХАЛЬНАЯ ПАНИХИДА” Выше было сказано, что Церковный Устав не знает чина Пасхальной панихиды. Естественное для живых желание помянуть на Пасхе своих дорогих усопших не имеет препятствий, так как поминовение на проскомидии и тайное поминовение во время литургии не

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

10. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся. Здесь также пророк, вероятнее всего, имеет в виду ту радость, какою будут радоваться

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

11. И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион спением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалятся. И возвратятся избавленные Господом и приидут на Сион с пением, и радость вечная над головою их... Молитву предшествующего

Из книги Заповедники души автора Егорова Елена Николаевна

11. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Все, что говорил выше (ст. 1-10) Христос, сказано с тою целью, чтобы апостолы могли усвоить себе радость Христову - ту радость, какую Он имеет в Себе всегда, даже и в настоящий предсмертный час.

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Пасхальная песня Утекли в глубь земли воды талые, Напитав её силой весны. К свету вылезли листики малые - Кельи почек им стали тесны. Мать – и – мачехи жёлтые венчики Золотятся в подсохших местах. Воробьи, как живые бубенчики, Безмятежно звенят на кустах. Сердцу

Из книги Встречаем Пасху. Традиции, рецепты, подарки автора Левкина Таисия

ПАСХАЛЬНАЯ ТАЙНА

Из книги автора

Пасхальная баба Тесто для бабы делают всегда намного жиже, чем для кулича, почти полужидкое. Не надо делать бабу слишком большого размера – ее трудно пропечь.Мука по потребности, 1 ? стакана сахарного песка, 1 ? стакана молока, 50 г свежих дрожжей, разведенных в? стакана воды

З дравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Н аступила весна!

С овсем скоро наступит и весна души — Великий пост!

А затем и праздников Праздник — Светлое Христово Воскресение ПАСХА!

К Пасхе нужно готовиться заранее. Уже сейчас. А также не только можно, но и нужно готовиться в дни Великого поста.

Т ем более, если Вы являетесь преподавателем Воскресной школы, или школьным педагогом, готовящим вместе с учениками Пасхальное выступление 🙂

Д ети очень любят примерить на себя разные роли, и этому весьма способствует их яркая детская фантазия. Посему возможностью внести в их души и сердца самую главную мысль всей нашей жизни, что Христос Воскрес и даровал нам Жизнь Вечную, нужно обязательно воспользоваться!

И звестный российский писатель, поэт и драматург, монах Варнава (Санин) потрудился на славу! Он подготовил не просто Пасхальный сценарий, о. Варнава написал самый настоящий детский Пасхальный спектакль, в котором затронул актуальные детские проблемки, мешающие многим девочкам и мальчикам чувствовать Пасхальную радость!..

П осему постановка сего проникновенного, весьма поучительного, сдобренного живым юмором и по настоящему Пасхального сценария дадут прекрасные духовные плоды Небесной радости не только в детских сердцах, но и в сердцах взрослых зрителей!

ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ!
(сценарий)

Н а сцене – взрослые и дети-актеры, одетые в костюмы: солнца, луны, медведя, птицы, муравья, бабочки, тюльпана и деревьев (береза, яблоня). К ним подходит мальчик лет 12-14.

В едущий (чрезвычайно торжественно):

- К то это не слыхал, да пусть услышит,
Как в день Пасхальный чистые сердца,
И все, что ходит, плавает и дышит, -
Без устали приветствует Творца.

Береза, бабочка, тюльпан и птичка по очереди декламируют:

«Х ристос воскресе!» -
восклицают горы.

«Х ристос воскресе!» -
вторят им поля.

«Х ристос воскресе!» -
позабыв раздоры,

О бнявшись с Небом,
кружится земля.

М альчик каждый раз звонко отвечает:

- В оистину воскресе!

П тицы, звери, деревья, взявшись за руки, начинают радостно кружиться в хороводе. В центре хоровода – мальчик.

Н еожиданно раздается громкая современная музыка, услышав которую хоровод останавливается.

Н а сцену выходит второй мальчик. В руках у него удочка и пустое ведерко. За плечами рюкзак. На ушах – большие наушники.

П ервый мальчик, выходя из хоровода, обращается к нему, как к давнему приятелю:

- Х ристос воскресе!

- А ? Что? – крутя головой, не слышит тот.

П ервый мальчик предлагает ему снять наушники, тот выполняет просьбу, и тогда весь хоровод дружно восклицает:

- Х ристос воскресе!

- Н у и что? — недоуменно пожимает плечами второй мальчик.

П тицы, звери, деревья в полном недоумении разводят крыльями, лапами и ветвями.

В торой мальчик продолжает, обращаясь к первому:

- И вообще, чего это ты такой радостный?

Первый мальчик:

- Т ак ведь — такой день! Такой день!…

В торой мальчик:

- Н у какой еще – такой? День, как день. Точнее, утро… Ничего хорошего. У меня вся рыбалка вон сорвалась. Хотя ни свет ни заря встал… (громко зевает).

П ервый мальчик:

- А я вообще еще не ложился!

В торой мальчик:

- К ак это?

П ервый мальчик:

- Т ак ведь ночью в храме Пасхальная служба была! А потом и уходить не хотелось! Смотри, даже солнце сегодня играет! Говорят, так всегда на Пасху бывает!

С олнце выходит на центр сцены и начинает танцевать, размахивая разноцветными платками.

- О птический обман или к перемене погоде. То-то рыба сегодня даже не клевала! – отмахивается второй мальчик.

- Д а будет тебе! – примирительно улыбается ему первый мальчик и вновь с воодушевлением восклицает: — Христос воскресе!

- А я тут при чем? –хмуро отзывается второй мальчик.

П ервый мальчик:

- К ак это при чем?!! Тебя что – все это совершенно не волнует?

В торой мальчик:

- Д а у меня одно только желание – поскорее добраться домой и отдохнуть!

П ервый мальчик делает жест хороводу, и муравей подносит скамейку. Незаметно ставит ее и удаляется

- О! – замечая скамейку, удивляется второй мальчик. – Откуда она тут взялась? Ведь ее только что не было!

П ервый мальчик:

— В день, когда свершилось величайшее в мире чудо, разве не может быть чего-нибудь необычного?

В торой мальчик:

— Н е знаю, лично я ни в какие в чудеса не верю! Но передохнуть, пожалуй, не прочь!

С этими словами он садится нам скамейку.

— Н у что я могу еще сказать, — с сочувствием глядя на него, говорит первый мальчик. – Мне нужно идти, родители могут волноваться. Одно пожелаю: помоги тебе Господи все понять и…принять!

П ервый мальчик уходит.
Природа замирает.
Только солнце продолжает «играть».
Второй мальчик прикрывает глаза, блаженно вытягивает ноги и вновь натягивает на уши наушники.
Выходя на сцену, к нему подсаживается старичок в восточном халате. Тут же к старичку подбегает птичка и доверчиво кладет ему голову на плечо. Старичок тихонько покашливает, привлекая к себе внимание.
Второй мальчик приоткрывает один глаз и с недоумением косится на него.

С таричок:

- М узыку слушаешь? Можно и мне!

В торой мальчик с усмешкой:

- А это не из вашего времени!

Н о наушники все же протягивает.

П тичка закрывает крылышками уши. То же самое, морщась, делает и весь хоровод.

С таричок, едва приложив наушники к уху, вздрагивает и, возвращая их, говорит:

- Д а, действительно, даже в моем языческом, третьем веке от Рождества Христова, такого не бывало. Правда, когда некоторые жрецы, например Кибелы, били в свои бубны, тоже было несносно громко. Но все же, прости, не до такой степени…

В торой мальчик (в сторону):

- С транный он какой-то… Ученый историк на пенсии, что ли?

С таричок, словно услышав его мысли:

- Н ет, я не историк, хотя, действительно, из истории. Ты лучше мне вот что скажи: ну, дослушаешь, к примеру, ты эту свою музыку. А потом что?

В торой мальчик:

- К ак что? Другой диск поставлю!

С таричок:

- А когда и он надоест?

В торой мальчик:

- Т ретий найдется!

С таричок:

- Д опустим, даже десятый. Но вот и он наскучит! Что тогда станешь делать?

В торой мальчик (с вызовом):

- А у меня… электронные игры есть!

С таричок, качая головой:

- Д -да…Разве Бог создал тебя для этого? Разве в этом смысл жизни?

В торой мальчик:

- А что, меня вполне все устраивает! Спасибо, что про игру напомнили! Сейчас поиграю!

В торой мальчик достает из рюкзака игровую приставку.

- В от, хотя бы в охоту на медведя!

У слышав это, медведь в хороводе с опаской прячется за деревья.

С таричок уходит.

В торой мальчик с азартом начинает стучать клавишами.

- Б ог… — ворчит он. – А где Он? И разве смысл жизни не в том, чтобы… просто приятно в свое удовольствие жить?

О дин за другим к нему начинают подходить участники хоровода. И хотя он то и дело отмахивается, они читают ему стихи.

С олнце:

Б ог повсюду, Он везде:
В небе, воздухе, воде,
Всё Он видит, всё Он знает,
Всех — на свете понимает!
Он – Спаситель, мой и твой,
Он повсюду!
Он – живой!!!

Б абочка:

Б ог создал огонь и воду,
Воздух, землю, — всю природу
И природа без конца
Славит своего Творца!

Л уна:

С лавят Бога беспрестанно
Высь и бездна океана,
Горы, море и земля,
Реки, рощи и поля!

М едведь:

С лавят Бога свет и воздух,
Небо в облаках и звёздах,
Славят солнце и луна —
Даже, если ночь темна!

М уравей:

С лавят Бога свод небес
И глубины моря,
Славят луг, холмы и лес,
Им согласно вторя!

Я блоня:

С лавит Бога старый сад,
Он и сам бывает рад
Дать нам сладкие плоды
В благодарность за труды!

П тица:

П тицы чествуют Творца
И зимой, и летом,
Даже слабый писк птенца
Слышен в хоре этом!

М едведь:

З вери дикие в лесах,
Хоть и вызывают страх,
Тоже Бога прославляют
И полезными бывают!

С олнце:

К ак величественно море
Катит волны на просторе,
И ведь каждая волна
Тоже Богом создана!

Л уна:

У крашая неба свод,
Звёзды водят хоровод,
И пока Земля во сне, —
Славят Бога в вышине!

В се хором:

В сё, что на Земле живёт,
Всё, что дышит, ест и пьёт,
Это — Божии созданья,
Часть большого мирозданья!

С олнце:

С олнце дарит людям свет,
Ласку и тепло.
Если б не его рассвет —
Было бы светло?..

Л уна:

Н очью — холодна, бледна
Появляется луна.
Эта спутница земная
Иногда и днем видна!

П тица:

З вёзды вечером зажглись,
Маленькие, смотрят вниз,
До утра дрожат, мигая, —
Больше всей Земли любая!

Б ереза:

В небесах запела птица,
Радуясь рассвету.
Как же нам не восхититься,
Слыша песню эту?

Т юльпан:

Н а лужайке там и тут —
Дивные цветы цветут,
Колокольчики, ромашки,
А на них — жучки-букашки!

М уравей:

П рилетит, спеша пчела
В сад, где вишня расцвела
И — скорее в улей-дом:
Славить Господа трудом!

С олнце:

И здалёка-далека
Ветер гонит облака.
И трава за это тоже
Шепчет: «Слава Тебе, Боже!»

Б ереза:

П обежал ручей, сверкая
Под весенним солнцем —
Будто радуга, играя
Льётся за оконцем!

М уравей:

М альчик оглядел цветок,
Тронул каждый лепесток
И восторг в его глазах:
Что ж тогда на Небесах?!

В се очень громко хором:

С олнце с самого утра
Говорит: «Вставать пора!»
Открываем глазки:
Всё вокруг — как в сказке!

В торой мальчик приподнимает голову и в испуге отшатывается:

Р ядом с ним сидит уже второй старичок в монашеской скуфейке, который кормит ломтем хлеба приветливо подковылявшего к нему медведя.

В торой старичок:

- Н е бойся, радость моя!

В торой мальчик:

- А он что – и правда живой?

В торой старичок:

- К онечно! Можешь даже проверить!

В торой мальчик осторожно дотрагивается пальцем до медведя и неожиданно с облегчением выдыхает:

- У ф-ф! А то я уж думал доигрался до всяких видений с этими играми! Но… почему он тогда нас не съест?

В торой старичок:

- З ачем? Бог создал нас так, чтобы все жили в мире и были вечно счастливы!

В торой мальчик недоверчиво смотрит на него. А тот, словно продолжая предыдущий разговор, говорит:

- В от, закончишь ты слушать свою музыку и играть в эти свои игры. А потом?

В торой мальчик:

- П отом — завтра пойду в школу!

В торой старичок:

- Х орошо! Ну, а когда закончишь ее?

В торой мальчик:

- П оступлю в институт!

В торой старичок:

В торой мальчик:

В торой старичок:

- Д опустим, станешь. А затем?

В торой мальчик:

- Ч то затем? Состарюсь…

В торой старичок:

- А потом — что?

В торой мальчик, опуская голову и вздыхая, чуть слышно:

- Ч то-что… Известно что…

В торой старичок, отпуская медведя, ласково кладет ладонь на плечо второго мальчика:

- В том-то и дело, что не все, видно, тебе известно, коли ты так мрачно говоришь об этом. Да еще в такой самый светлый день! Ведь Христос и воскрес-то из мертвых для того, чтобы мы были не просто счастливы, а блаженны, что значит — счастье в высшей мере! Причем, не год или два, а — всегда, вечно! Но – и жить тебе для этого отныне надо так, чтобы удостоиться этой блаженной вечности! Ты представляешь, радость моя, какое это великое счастье?! Вечно быть с Богом!!!

З вери, птицы, деревья бросаются обнимать друг друга от радости.

В торой мальчик, осмысливая услышанное, потирает лоб и даже не замечает, как уходит второй старичок.

Н аконец, он поднимает голову и говорит:

- Э то что: я уснул, и мне все приснилось? Но все равно… Какая разница? Спал – не спал… Не такой я уж и глупый, чтобы не понять всего этого! Так вот, значит, в чем смысл жизни! И вот почему все так ликуют сегодня. Ведь страшно даже подумать: если бы только Христос не воскрес… Если бы Он не воскрес!

В се актеры, играющие зверей, птиц, деревья, хватаются за головы. Медведь успокаивающе гладит по головке муравья.

В торой мальчик задумчиво продолжает:

- Н ет, только не это! Тогда — все на свете действительно разом потеряло бы всякую радость! Всякий смысл!

П осле этого солнце отворачивается и начинает медленно уходить. Но тут его приостанавливает луна, которая говорит что-то ему, с надеждой показывая на второго мальчика.

А тот наконец заканчивает:

- А так… так… Он ведь воскрес!!!

С олнце радостно бросается к хороводу.
Вся природа опять начинает ликовать.
Второй мальчик порывисто вскакивает со скамейки, которую тут же уносит муравей, и подбегает к хороводу.

- Х ристос воскресе! – кричит мальчик хороводу.

- В оистину воскресе! – слышен дружный ответ.

П тицы, звери, деревья радостно поют, кружась в хороводе, в центре которого мальчик и танцующее, «играющее» всеми красками солнце.

Д ети-актеры вновь декламируют.

«Х ристос воскресе!» -
восклицают горы.

«Х ристос воскресе!» -
вторят им поля.

«Х ристос воскресе!» -
позабыв раздоры,

О бнявшись с Небом,
кружится земля.

К аждому второй мальчик радостно отвечает:

- В оистину воскресе!

В едущий – заканчивая, наконец, то, на чем остановился в самом начале, торжественно говорит:

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком