Методы ознакомления детей с трудом взрослых. Ознакомление детей с трудом взрослых — средство нравственного воспитания. Из опыта работы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей знаний о труде людей, доступного понимания его роли в жизни людей придается особое значение. Именно эта задача - формировать представления об общественной значимости труда людей - оказывается чрезвычайно важной. В "Программе воспитания и обучения в детском саду" ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду, желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Решение этих задач предусмотрено двумя путями: через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие в посильной трудовой деятельности.

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества. Поэтому мы решаем задачу по ознакомлению с трудом взрослых в разных формах: как на занятиях, так и вне их (проводим наблюдения, экскурсии, рассматриваем иллюстраций, читаем художественную литературу, играем в сюжетно-ролевые игры и прочее).

Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет, стирки одежды, уборки территории и т. д.).

Так, например, нами были организованы наблюдения за работой дворника - примерно два раза в квартал (по сезонам). В каждом из времен года мы отмечали характер труда дворника, уточняли названия и предназначение его рабочего инвентаря. Обращали внимание детей на результат и ценность труда дворника для всех людей и предлагали оказывать посильную помощь дворнику на прогулках: летом - мы собирали мелкий мусор, подметали веранду, осенью - убирали опавшие листья, зимой чистили дорожки от снега, скамейки на веранде, делали горку.

Также были организованы экскурсии в прачечную детского сада, медицинский кабинет, пищеблок. В процессе таких экскурсий дети не только обогатились новыми впечатлениями, но и получили прекрасную возможность удовлетворить свой интерес к тому, какие профессиональные и значимые для других людей действия выполняют работники детского сада. Одним из ярких примеров такой экскурсии является экскурсия в прачечную.

В теплое время года, во время прогулок, дети обратили внимание на белье, развешенное во дворе на веревках. Они задавали вопросы: где у нас в садике стирают белье, кто стирает, как? Ведь процесс стирки белья скрыт от глаз ребенка, видны только результаты (вывешенное белье). И тогда мы организовали экскурсию в прачечную, где совместно с машинистом по стирке белья рассказали и показали последовательность работы в прачечной. Для закрепления полученных знаний задавали детям вопросы: "Для чего (с какой целью) белье надо стирать, сушить?" и т.д.

В медицинском кабинете дети наглядно познакомились с трудом медицинской сестры; на пищеблоке они своими глазами увидели процесс приготовления обеда. При посещении медицинского кабинета, кабинета заведующей, пищеблока особо подчёркивали, что весь коллектив детского сада работает дружно, слаженно, все заботятся о том, чтобы детям в детском саду жилось хорошо.

На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда мы формируем обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии: няня вымыла посуду - посуда чистая; накрыла столы к обеду можно есть; приготовила кровати - можно детям ложиться спать; т.е. няня заботится о детях отсутствие родителей. Повар готовит суп, котлеты, компот - заботится о том, чтобы все были сыты. Портниха шьет платья, пальто и т. д. - заботится о том, чтобы у всех была одежда. Такие представления позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда.

На основе таких первичных обобщений мы формируем более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Отсюда возможно более сложное обобщение: труд это проявление заботы людей друг о друге. Освоение детьми такого обобщения дает озможность при последующей работе каждый новый вид деятельности взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим. Это доступно детям старшего дошкольного возраста при условии формирования всех предшествующих представлений в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Дети подрастают, вместе с ними растет их любознательность, интерес к профессиям людей. И теперь мы проводим более сложные занятия по ознакомлению детей с профессиями строителя, учителя, милиционера, шахтера, пожарного, библиотекаря... Воспитательная эффективность ознакомления с трудом взрослых зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и оттого, на какие его стороны направляется внимание детей. Например, во время экскурсий на овощной рынок, мы старались обратить внимание детей на общий порядок, тщательно продуманную работу: овощи лежат по отдельности в лотках; продавец пакует в мешочки; аккуратно взвешивает. Во время наблюдения за работой строителей подчёркивали, как дружно и слаженно они работают, обращали внимание на взаимопомощь, осторожные действия работающих, на их отношение к любимому делу.

Также в своей работе мы посчитали важным вызывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда: например, наблюдая, как маляры красят стены на веранде - старые стены покрываются краской, становятся красивыми. Гуляя по улицам родного города, ы наблюдали за работой снегоуборочных машин. Засыпанная снегом улица после расчистки даёт простор для свободного движения транспорта и пешеходов.

А после экскурсии в детскую библиотеку дети поинтересовались - как же делают книги? Для ознакомления детей с профессиями людей участвующих в процессе изготовления книг нами разработано занятие "Путь книги".

Консультация для родителей дошкольников: «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с трудом взрослых»

Жабина Ирина Владимировна
Должность, место работы: воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ детский сад общеразвивающего вида №43 «Сосенка», Московская область, Дмитровский район, деревня Целеево

Описание материала: методическая разработка рассказывает о том, как родители в легкой и доступной форме могут вести работу по ознакомлению детей младшего и среднего дошкольного возраста с трудом взрослых. Представленный материал будет интересен и полезен родителям; воспитателям, работающим в младших и средних группах, методистам ДОУ. Информацию можно использовать на родительских собраниях или оформить ее в папки - передвижки в помещениях ДОУ.
Назначение материала: консультация для родителей дошкольников.
Цель: систематизация знаний родителей по ознакомлению детей младшего и среднего дошкольного возраста с трудом взрослых.
Задачи:
- содействовать укреплению взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьей;
- совершенствовать работу с родителями по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых;
- повышать интерес родителей к расширению своих знаний по трудовому воспитанию дошкольников.

Уважаемые родители! Содержанием умственного воспитания является и ознакомление детей с трудом людей , доступными им трудовыми процессами, орудиями труда и его результатами, общественным характером труда. Взрослые (родители) открывают детям знания о труде близких людей - матери, отца, бабушки, сестер, братьев и других членов семьи; воспитателя, няни, врача, медсестры, повара в детском саду. Знания о труде близких людей связываются с интересами, потребностями самого ребенка. Рассказывая о труде, показывая его в конкретных видах деятельности, взрослый не только расширяет круг знаний, но и связывает их усвоение с нравственными чувствами благодарности, уважения к человеку и его труду. Он воспитывает у детей готовность принять участие в труде взрослых, сохранять результаты труда людей, заботливо относиться к посадкам, к животным, предметам обихода и культуры.

Младшим детям понимание общественной роли труда еще недоступно. Но их привлекают конкретные трудовые действия. И через конкретное родители учат детей понимать общее - роль труда в жизни человека. Это общее малыш еще не может выразить словами, его мысль пока привязана к конкретному. Чувства детей в этом случае часто опережают мысли. Младших дошкольников прежде всего, нужно знакомить с трудом, в котором очевидны трудовые действия и результат труда.
Приведем пример. Папа говорит сыну 3,6 лет: «Смотри, на стене солнечный зайчик!» Мальчик радостно протягивает руки, чтобы поймать зайчика. А он уже на потолке, вновь на стене, а теперь на полу... Отец спрашивает сына: «Как в комнату попал солнечный зайчик?» Вопрос он ставит для того, чтобы привлечь внимание ребенка. Но ответа не ждет. И, продолжая игру, как сказку, говорит: «Это наша мама позвала солнышко, а солнышко послало солнечного зайчика. Как мама позвала солнышко? Спросим ее». Папа с сыном зовут маму. И мама ведет рассказ: «Закончилась зима, и наступила весна. А весной солнышко светит всем очень ярко. Мне захотелось, чтобы оно и к нам в комнату заглянуло. Для этого я помыла стекло. А помогли мне мои помощники: чистая вода и тряпочка. Солнышку понравилось, что стекло стало чистое, прозрачное, и оно заглянуло к нам. И солнечный зайчик появился». Мальчик был рад этой сказке - были о труде мамы. Потом можно рассказать младшим дошкольникам, что в садике окна моет няня.

А еще родителям уместно при посещении детского сада обращать внимание детей на то, как хорошо и чисто вымыты полы и лестница. При этом близкие воспитывают у детей готовность беречь труд няни.

Детям среднего дошкольного возраста родители дома могут показать крупинки риса, разрешить их попробовать. Дети пробуют зерна - они невкусны и жестки. Таким же образом можно разрешить детям исследовать и другие продукты. Макароны - это какие-то палочки; сушеные яблоки, сливы, инжир – это совсем не то, что компот. Кто же из продуктов делает вкусные блюда? И дети 4-5 лет с большим интересом отправляются «в путешествие» на кухню к бабушке или маме. И теперь средние дошкольники видят маму и бабушку по-другому – через труд, наблюдают удивительное превращение продуктов в разные вкусные кушанья. А еще можно ребенку разрешить помочь маме готовить обед, помочь ей выбрать соринки из крупы или, может быть, нарезать сваренный картофель. И тогда они и сами станут поварятами.

Снова обыденное показывается детям какой-то новой для них стороной. Конкретное знание о труде повара, мамы, возможная активная роль самих детей по-новому осветят одно из общественных явлений - труд близких людей. Только рассказать о труде, показатъ его нужно хорошо, так, чтобы в знакомом дети увидели новое, и это новое знание увлекло их, вызвало интерес, уважение к труду. И тогда, дети способны сделать многое: они стараются сохранять порядок всюду. Слова «можно» и «нельзя» становятся для детей не только выражением разрешения или запрещения, но и обобщением знаний: «можно» - это то, что никому не приносит вреда, никого не обижает, что приятно себе и другим; «нельзя» - это то, что нарушает порядок, доставляет неприятность. Постепенно складывается культура поведения, основанная на знании дозволенного и целесообразного, на сочетании знания и отношения. Родители вполне могут детей младшего и среднего дошкольного возраста знакомить с трудом воспитателя, врача, медицинской сестры, шофера и других лиц, близких детям. Метод ознакомления может быть один, хотя содержание разное. Целесообразно труд каждого разделить на отдельные трудовые действия и на конкретном содержании показать их связь.

Описание трудовых действий нужно по возможности включить в сюжетную ткань рассказа, связать с наблюдением и игрой. В дошкольном детстве ребенок больше всего связан с семьей. Особое уважение нужно воспитывать к самоотверженному труду матери . Сколько тепла, радостного волнения вкладывает мать в свой труд! И сколько радости приносит он ей, если семья по достоинству ценит его. На благо детей, семьи направлен и труд отца . Рассказывая о труде родителей интересно, доходчиво и, если надо, романтично, близкие взрослые не только обогащают ум ребенка знаниями, но и выполняют большую воспитательную задачу - воспитывают уважение ко всякому труду - физическому и умственному, к труду разнорабочего и ученого, санитарки и врача. Это огромный вклад в умственное и нравственное формирование личности.

Большое значение для воспитания у детей положительного отношения к труду имеют методы руководства им и то, насколько систематически он организован.

Обычно взрослому довольно легко удается вызвать у детей желание трудиться. Это объясняется стремлением дошкольников к активному практическому действию, к подражанию взрослым, искренним доверием к ним, их повышенной эмоциональностью.

Вместе с тем у детей, отмечает В.П. Кондрашов наблюдается несоответсвие между желанием трудиться и способностью принять участие в труде. Так, желание трудиться развивается быстрее, чем овладение трудовыми навыками. Недостаточное по сравнению со взрослым физическое развитие, неустойчивое внимание, отсутствие самоконтроля, неразвитость силы воли - все это приводит к тому, что дети при большом желании трудиться оказываются неспособными делать это и выключаются из процесса труда раньше времени. В результате труд их часто оканчивается неудачей и, следовательно, не приносит им радости, удовлетворения. А человек, который не испытывает радости успеха в труде, никогда не полюбит труд и будет стремиться избавиться от него.

При организации труда детей дошкольного возраста необходимо учитывать такие факторы, как посильность труда, своевременное переключение на другие виды работы, смена рабочей позы (это снимает физическое утомление и способствует концентрации внимания), правильное чередование труда и отдыха детей.

В воспитательной работе используются разные методы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.

  • 2 Наблюдения
  • 3 Совместная деятельность
  • 4 Игра

Большое значение в воспитательной работе придается знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы с людьми разных профессий.

Согласно Д.Б. Эльконину , в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых важную роль играет установление их контактов с взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых- наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Вводя ребенка в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, согласно В Логиновой можно провести следующие экскурсии и беседы (Таблица 2.):

Таблица 2. Экскурсии и беседы по ознакомлению с трудом взрослых.

Назначение экскурсии

Знакомство

1. Экскурсия в процедурный кабинет.

В процедурном кабинете хранятся: бинт, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод. Все лекарства в процедурном кабинете хранятся в холодильнике; прививки, уколы тоже делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно.

2. Беседа с медсестрой детского сада.

  • - чем она занимается: отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей, витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок.
  • - форма одежды медсестры: белый халат, обязательный головной убор, перчатки, если она делает укол или прививку.

3. Экскурсия в ателье.

  • - разные виды тканей, сантиметр, швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для ручного шитья, выкройки, лекало.
  • - ателье - большое помещение, в цехах шумно, работают швейные машины. Приемщица принимает заказ, закройщица кроит. В примерочной делают примерки одежды.

4. Беседа со швеёй.

  • - для работы швее необходимы: нитки, иголки, выкройка, ножницы, мел, ткань, швейная машина, оверлок.
  • - результатом работы швеи являются: постельные принадлежности, костюмы для праздников в детском саду.

5. Экскурсия в библиотеку.

Что в библиотеке есть: формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки, любимые книжки.

6. Беседа с библиографом.

Чем занимаются библиографы. Библиографы устраивают познавательные, научные, красочные выставки, посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники.

7. Экскурсия в мастерскую.

Дети увидели, что в мастерской есть: (полочки, дощечки, стулья, пособия). Наблюдали, как прямо на глазах дощечки превращаются в определенный предмет, изделие.

8. Беседа с плотником.

Дети знакомятся:

С инструментами (молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка).

Дети узнают:

В своей работе плотник использует много инструментов. У каждого инструмента свое название, применение. Без инструментов нельзя выполнить какое-то действие, чтобы работа приносила людям пользу.

9. Экскурсия к светофору.

Дети знакомятся:

С машиной ДПС.

Дети узнают:

  • - понятия: светофор, пешеходный переход, регулировщик, сигнал, безопасность движения, обочина дороги, жезл, форма, сирена, инспектор.
  • - пересечение дорог называется перекресток. Это самое бойкое место и здесь обычно стоят светофоры. Переходы через улицу обозначены линиями разметки "зебра" и дорожными знаками. Правила должны знать и соблюдать все участники дорожного движения.

10. Беседа с инспектором ДПС.

Дети узнают:

  • - пешеходный переход, тротуар, пешеход, пассажир, дорожные знаки, транспорт, инспектор ДПС.
  • - где можно и где нельзя играть. Игры на мостовой опасны. И водителям, и пешеходам помогают дорожные знаки.

11. Беседа с парикмахером

Дети узнают:

  • - парикмахеру для работы нужны: ножницы, фен, лак, гель, расческа, краска для волос.
  • - парикмахер делает стрижки, прически, мелирование, модельные стрижки.
  • - Когда у человека красивая прическа, повышается уверенность в себе, настроение хорошее. Приятно смотреть на себя в зеркало, ухоженный внешний вид.

12. Беседа с кредитным представителем.

Дети узнают:

  • - что такое: банкноты, инкассаторская машина, банкомат, банк, деньги, кредит, проценты, чек, пластиковая карточка.
  • - банк дает покупателям деньги в долг для важных дел и покупок: квартира, мебель, обучение. Затем покупатели возвращают банку деньги каждый месяц небольшими суммами.

13. Беседа с увлеченным человеком.

Дети узнают:

  • - увлечения, интересы у людей могут быть разные. Кому-то нравится копаться в огороде, собирать ягоды, разводить цветы.
  • - огород (рассада, удобрения, грядки, семена).

После экскурсий, отмечает Н.Н. Захаров, во время которых дети наблюдают труд многих сотрудников детского сада, следует провести беседу, в ходе которой уточнить представления ребят о профессиях взрослых, работающих в детском саду. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Дети, вы были на кухне, видели, как работает повар и его помощник, были в кладовой, в медицинской комнате, в кабинете заведующей. Назовите, кто еще работает в детском саду. (Дети называют.) Что они делают?» Ребята рассказывают, затем воспитатель обобщает: «Дружно работают все взрослые в детском саду. Все стараются, чтобы вы росли хорошими детьми, чтобы потом хорошо учились, трудились, делали много полезного для всех людей» .

В этой беседе очень важно использовать имеющийся у детей опыт. Ведь они повседневно получают много впечатлений, черпают их из личных наблюдений, рассказов взрослых, радио- и телевизионных передач. Задача воспитателя Ї внимательно изучать самостоятельно накопленные знания детей, учитывать их при построении занятий, использовать для воспитания начал трудолюбия и других ценных моральных качеств Ї уважения к людям и их труду, бережного отношения к вещам, созданным трудом взрослых, воспитания любви к Родине. Опираясь на жизненный опыт детей, педагог обеспечивает их активную работу на занятиях, глубину переживаний, выявляет личное отношение ребят к тому, о чем говорится в беседе.

Следующим методом знакомства детей с трудом взрослых является наблюдение. Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Впечатления должны повторяться, поэтому содержание труда должно быть распределено в ряде занятий, умело дозироваться в каждом из них, постепенно нарастать и углубляться.

Согласно В.П. Кондрашову , целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий в ателье, в библиотеку, к светофору, в мастерскую к плотнику, в магазин дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у детей правильного отношения к труду, для формирования их собственного трудового поведения. Наблюдения за трудом взрослых положительно влияют на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Дети осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с пластилином, стараются не сорить; если кто-то насорит, без напоминания сам за собой убирает.

В старшей группе совместно с детьми может проводиться заготовление материала для некоторых занятий: нарезать бумагу для рисования, поточить карандаши, приготовить пластилин; по мере надобности, но систематически делать несложную починку игрушек, книг и пособий. Работа воспитателя не рассчитана еще на активное вовлечение детей в труд, они главным образом наблюдают действия взрослого. Чтобы сделать влияние своего примера более действенным, воспитатель применяет разные приемы: сопровождает свои действия пояснениями, разговором с детьми, дает детям небольшие поручения (принести карандаш, намазать клеем полоску бумаги и т.п.). Эта деятельность воспитателя не проходит для детей незаметно. Она привлекает внимание хотя бы части детей. Дети наблюдают за работой, задают вопросы, хотят помогать. Но самое главное - у них постепенно вырабатывается бережное отношение к вещам, желание самим что-то делать.

Совместная деятельность - еще один метод ознакомления детей с трудом взрослых. Этот труд нагляден и понятен и по характеру действий, и по явно ощутимым результатам, он содержит много элементов, близких к навыкам, прививаемым детям (например, навыкам соблюдения чистоты и порядка). Наиболее благоприятные условия складываются тогда, когда взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая детям посильные поручения, налаживая сотрудничество. Дети выполняют отдельные трудовые поручения, для детей постепенно вводятся дежурства.

Вовлечение в педагогический процесс, помимо воспитателя, и других работников детского сада выдвинуло вопрос о целесообразности некоторых новых форм трудового воспитания. Сейчас наиболее приняты дежурства и общегрупповой коллективный труд.

Работы, которые по мнению В. П. Кондрашова могут быть выполнены детьми совместно с воспитателями:

  • 1. Уход за растениями. Воспитатель приносит большие растения, моет высоко расположенные листья и зарязненные подоконники; дети приносчят мелкие растения, вытирают ниже расположенные ветки, моют подоконники (средняя и старшая группы).
  • 2. Починка игрушек. Взрослый сшивает углы картонных коробок, дети оклеивают их бумагой. При ремонте кукольной одежды дети пришивают пуговицы, завязки.
  • 3. Подготовка к рисованию, к работе с клеем. Воспитатель разводит краски, делает клей, чинит карандаши; дети режут бумагу, разливают в чашечки клей.
  • 4. Уборка участка. Дворник расчищает площадку, дети увозят снег. Няня моет скамьи, веранду, дети подгребают и увозят сучья, сухие листья.

Дети, которые не будут радоваться процессу труда, но и почувствуют его пользу для себя и других, для общего дела, будут больше ценить и труд взрослых. У детей особенно возрастает интерес к наблюдаемому труду взрослых, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие.

Эмоциональность экскурсий, наблюдений повышается, если дети могут удовлетворить свою потребность в деятельности. В процессе деятельности они лучше познают явления. Какое - то участие в труде можно осуществить в процессе многих экскурсий. Наблюдая с детьми, например, труд по благоустройству городского парка, следует привлечь их к сбору цветочных семян, опавших листьев, помочь взрослым в посадке кустов.

Однако экскурсии и беседы недостаточны для воспитания положительного отношения к труду, для возбуждения у детей стремления самим поработать. Лишь сочетание формирования правильных представлений о труде взрослых и выработки у детей трудовых умений, привычек дает необходимый воспитательный эффект.

Игра - еще один метод ознакомления детей с трудом взрослых. Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

Игры, и в первую очередь сюжетно-ролевые, незаменимы в воспитании дошкольников. Они вносят элемент творчества в действия детей. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых. Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно - ролевая игра.

В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, шофера, моряка, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.

И, наконец, дошкольники шестого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на самолете летают пилоты; на пароходе есть капитан, штурман, матрос и т.д. развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.

Итак, в возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра в различные профессии идет с постепенным усложнением ее содержания и характера.

Воспитателю необходимо создать условия для игры, чтобы она стала увлекательной деятельностью.

В создание условий входит обогащение детей реалиями об окружающем: о предметах, явлениях, кроме того, дети должны знать о взаимоотношениях людей. Для достижения этой цели мною используются следующие методы: наблюдение; экскурсии; встречи с людьми разных профессий; чтение литературы; рассказ о взаимоотношениях людей, о занятиях людей разных профессий с использованием фотографий, фильмов; инсценировки.

Воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными способами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.

В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Трудовое воспитание, основанное на использовании примера взрослых, не ведет к "перевзрослению" детей, перегрузке их непосильными делами и знаниями. Как по содержанию, так и по форме это воспитание учитывает особенности детей дошкольного возраста. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны тесно между собой переплетаться. Игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. И является неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых.

Следовательно, основными методами по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых являются:

  • 1 Экскурсии и встречи с людьми разных профессий
  • 2 Наблюдения
  • 3 Совместная деятельность
  • 4. Игра

Работа по формированию представлений об общественной значимости труда должна вестись последовательно. Первый этап -- обучение детей умению видеть результат в каждом процессе труда, ожидать его появления, понимать, для чего он нужен.

Второй этап - научить детей видеть направленность труда на достижение результата, целесообразно при организации наблюдений за работой взрослых использовать следующие приемы (по Н.С.Пряжникову) :

  • 1. Создавать ситуации, когда у детей появляется потребность в предметах, которых не оказалось в наличии. Например, у новой куклы, которую дети хотят взять на прогулку, не оказалось шапочки, значит, ее нельзя взять с собой, она озябнет. Такая «проблемная» ситуация направит внимание детей на поиск нужного предмета.
  • 2. Создавать нужный предмет в присутствии детей (в данном случае шить шапочку, которой нет и потребность в которой выявлена). Ожидание появления нужного предмета вызывает у детей активную направленность внимания на результат труда, ожидание этого результата, что позволяет связать трудовой процесс с его результатом -- получением нужного предмета.
  • 3. Использовать созданную на глазах у детей вещь в соответствии с ее назначением и потребностями детей (кукле надели шапочку, кукле тепло, и дети могут взять ее на прогулку).

У детей старшего дошкольного возраста формируется способность высказать более широкое суждение о значимости отдельных видов труда, обосновать их необходимость и свое отношение к ним: «Няня нужна, потому что она все делает нам: кровати ставит, чтобы отдыхали, моет чашки, чтобы чистые были, чтобы мы ели, когда надо. Чтобы не болели, чтобы хорошо росли. Чтобы везде было чисто. Няне надо помогать, чтобы она не уставала. Я помогаю няне». Обобщение: няня нужна, чтобы дети не болели,-- опирается на конкретные знания о трудовых процессах и их результатах.

Третий этап -- формирование обобщенных представлений о значении труда на основе знаний большого количества его видов, разнообразия и ценности его результатов для людей. Здесь широко используется наряду с наблюдениями и опосредованное ознакомление детей с разными видами труда по производству самых различных вещей, материалов, с их взаимозависимостью. В это время фактически осуществляется ознакомление с общественным разделением труда и показывается роль разных его видов в удовлетворении потребностей человека. Например, чтобы сшить платье, нужна ткань; чтобы ее сделать, нужен хлопок. Одни люди выращивают хлопок, другие делают ткань, третьи шьют одежду. Продавцы продают готовые вещи и заботятся, чтобы человек мог выбрать и купить то, что нужно.

В результате проведенного теоретического исследования и анализа календарного планирования (Приложение 1) можно сделать вывод, что педагогами ДУУ ставит задачи по ознакомлению воспитанию детей с трудом взрослых:

  • - формирование нравственно-трудовых качеств детей
  • - способствование расширению и уточнению представлений о разных видах труда,
  • - создание условий для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы,
  • - обобщение представления о труде взрослых на основе знакомства с азами экономики, сельского хозяйства, транспорта, промышленности и т.п.;

Для решения программных задач по трудовому воспитанию используются разные формы методической работы: семинары, консультации, смотры, конкурсы, мастер-классы, открытые просмотры, обобщение передового педагогического опыта.

Трудовое воспитание, основанное на использовании примера взрослых, не ведет к "перевзрослению" детей, перегрузке их непосильными делами и знаниями. Как по содержанию, так и по форме это воспитание учитывает особенности детей дошкольного возраста.

Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны тесно между собой переплетаться. Организуя трудовую деятельность, воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Педагоги стараются так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

Янгантауский детский сад

конспект тематической прогулки

Выполнила:

воспитатель

Туктарова И. А.

с, Янган-Тау

2015

Наблюдение за трудом дворника

Цель: Способствовать развитию у детей знаний о труде взрослых через структурные компоненты прогулки.

Программное содержание

Образовательные задачи:

1. Закреплять знания детей о профессиях.

2.Совершенствовать словарный запас.

Развивающие задачи:

1.Способствовать умению наблюдать за работой дворника.

2.Расширять представления о труде взрослых.

3.Прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес и уважение к работе дворника.

2. Воспитывать стремление к порядку и чистоте.

Образовательные области: Коммуникация, социализация, познание, труд, безопасность.

Методические приемы

1.Загадки.

2.Сюрпризный момент.

3.Вопросы поискового характера.

4.Использование наглядности.

5.Проблемная ситуация.

6.Хоровые и индивидуальные ответы.

7.Поощрение активности и самостоятельности.

Предварительная работа

1.Непосредственно-образовательная деятельность по теме: «Профессии».

2.Беседа о профессиях работников детского сада (кастелянша, повар, помощник воспитателя, сторож, плотник, дворник).

3.Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»

4.Предварительная беседа с дворником о предстоящей прогулке.

Материал к занятию.

1.Письмо от дворника.

2. Инвентарь, соответствующий детям по возрасту (лопатки, веники, тележка, корзина).

3.Картинки к загадкам.

4. Мяч для игры.

Ход прогулки

Действия воспитателя:

Действия и ответы детей:

На скамейке веранды лежит конверт, на котором написано: «Для тех, кто любит трудиться».

Ребята, вы любите трудиться?

Значит это письмо для нас. Посмотрим, что же в нём.

Здесь загадка, послушайте её и отгадайте.

Он с утра пораньше встанет,

Веник в руки возьмет,

И дорожки подметёт.

Кто это?

Ребята, как вы думаете, от какого слова образовалось слово «дворник»?

Я предлагаю вам выучить стихотворение про дворника.

Встанет дворник на заре,

Всё очистит во дворе

И кусты обрежет сам.

Красота на радость нам!

Ребята, в конверте лежат загадки, они вам подскажут, какие инструменты для работы нужны дворнику.

Загадки

Стоят в один ряд

Острые пальчики.

Цап-царапки,

Подбирай охапки.

В огороде и в саду

Я работу ей найду.

У меня в ладонях сжата,

Чтобы землю рыть…..

Много дружных ребят

На одном столбе сидят.

Как начнут они резвиться –

Только пыль вокруг клубится.

Молодцы. А сейчас я вас приглашаю познакомиться с нашим дворником и посмотреть, как он трудится.

Дети вместе с воспитателем подходят и наблюдают за работающим дворником.

Что делает дворник на территории детского сада?

Какие орудия труда он использует для своей работы?

Какую работу выполняет дворник осенью?

Нужна ли работа дворника людям и природе?

- Ребята, вы правильно всё рассказали о труде дворника. На территории детского сада всегда чисто и красиво.

Как мы можем помочь дворнику?

Предлагаю вам пройти на свой участок и помочь нашему дворнику в уборке территории детского сада.

Трудовая деятельность. Уборка мусора на участке.

Цель: воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы.

Дети по указанию воспитателя подметают дорожку на участке, сгребают листья в кучу, собирают палки и ветки, накладывают их в тележку.

Ребята, вы молодцы. Давайте уберем инвентарь на место и поиграем в игру.

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»

Цель: закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда, воспитывать интерес к труду взрослых.

Ребята, вы сегодня много рассказали о труде взрослых, о том, что необходимо в их работе. Отгадывали загадки, читали стихотворение, помогали дворнику. Вам было интересно?

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Ловишка»

Подвижная игра «Ловишка».

Цель: упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость.

Самостоятельная игровая деятельность. Игры с выносным материалом.

Да.

Я маме люблю помогать.

Дворник.

От слова: двор

Дети повторяют текст за воспитателем.

Грабли.

Лопата

Метла

(Если дети затрудняются с ответами, показываю картинку)

Дворник подметает дорожки вокруг детского сада.

У него в руках метла (веник), и мусор он кладет в тележку.

Подметает, сгребает листья, убирает палки и ветки с участка.

Да, нужна. Потому что, когда дворник работает, то становится чище.

Потому что дворник убирает мусор с площадок.

Мы можем на своем участке подмести.

Собрать листья в одну кучу.

Убрать палки и ветки в тележку дворника.

Дети идут на свой участок и разбирают инвентарь.

Дети убирают грабельки, лопатки, корзинку в шкафчик.

Дети встают вокруг воспитателя, ловят мяч, отвечают на вопрос.

Да, интересно.

Список использованной литературы:

    Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группа. – Москва: ТЦ Сфера, 2008

    Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Конспект НОД
по ознакомлению с трудом взрослых
«Профессия моей мечты»
(старшая группа)
Составила и провела:
воспитатель Силова Е.А.
Цель изучения темы.
Продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться.
Задачи.
Знать обобщающее понятие «Профессии», Знать названия профессий: водитель (шофер, продавец, воспитатель, няня, доктор, швея, пекарь, строитель, портниха, инспектор ДПС, эколог, художник и т. д.
Называть действия, которые выполняют люди разных профессий: учить, лечить, воспитывать, шить, печь, водить и т. п.
Уметь подбирать определения. Профессия интересная, трудная, нужная. Работа любимая, интересная, легкая. Труд добросовестный, честный, тяжелый.
Знать где и кем работают родители.
Интеграция образовательных областей: социализация, познание, коммуникация, труд, художественное творчество.
Воспитатель. На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой?
Всем вам, ребятки, знакома эта считалочка. У нее продолжение простое: выбирай любую профессию и продолжай игру. Но в жизни все не так просто.
Представьте себе, что вы за одно утро выросли и вам всем не по 5 и 6 лет, а 16. подошло время задуматься над тем, кем быть. Выбрать профессию очень сложно, но еще нужно устроиться на работу. Трудоустройством взрослых людей на работу занимается
специальная служба - «Биржа труда». Вот на «Биржу труда» я вам сейчас и предлагаю отправиться. Посмотрим, какие вакантные места нам могут предложить. Ну что, идем?
(кукла за ширмой)
-Извините, пожалуйста, меня зовут Ксюша, я еще маленькая и не знаю, что это такое-профессия?
Воспитатель. Ребятки, давайте попробуем объяснить маленькой Ксюше, что такое профессия.
(Дети. Профессия- это такое дело, которым взрослые занимаются каждый день и которое полезно для других людей; это название работы, которую выполняют взрослые.)
Воспитатель. Профессии нужно обучаться специально. В каждом деле свои правила, свои обязанности. Вот послушай, Ксюша, чем занимаются люди разных профессий.
Игра «Кто чем занимается? »
(Повар - варит еду,
Учитель - учит детей и т. д.)
- Ну что, Ксюша, все поняла?
- Не совсем.
-Ребятки, а давайте Ксюшу с собой на «Биржу труда» возьмем, вы себе выберите
профессию и Ксюше о ней расскажете. Договорились? Тогда вперед!
(Пришли на «Биржу труда», удобно уселись.)
-Ребятки, посмотрите, сколько различных профессий здесь представлено, но на сегодняшний день вакантны лишь эти профессии – выбирайте, пожалуйста,
(На фланелеграфе представлены в виде эмблем следующие профессии: врач, эколог, шофер, фотограф, пекарь, портной, инспектор ДПС, продавец.)
Воспитатель загадывает загадки о профессиях, дети выходят и рассказывают о выбранной ими профессии по схеме
Чем нравится?
Какую профессию выбрал?
Что в ней сложного?
* Кто в дни болезней
Всех полезней,
И лечит нас
От всех болезней? (Врач)
(Рассказ ребенка о профессии врача)
Воспитатель. Мы должны беречь свое здоровье, а врачи нам в этом помогают. Это очень древняя профессия. В старину врачей называли волшебниками. Чтобы стать врачом нужно учиться в медицинском институте и очень хорошо учиться, ведь от врача зависит здоровье и жизнь человека.
Слушайте следующую загадку:
Покупать товары
Он нам помогает.
За товары цены
Точно называет. (Продавец.)
Воспитатель. А какими качествами должен обладать продавец? (Вежливость, порядочность, честность)
(Рассказ ребенка о профессии продавца.)
Целый день
Сегодня шью,
Я одела
Всю семью. (Портной.)
(Рассказ ребенка о профессии портного.)
Воспитатель. Да, действительно, без портного в любом деле не обойтись. Врачу халат нужен? Военному - форма, шоферу? Это очень нужная профессия.
* На заводе мастер
Хлеб печет с любовью.
Скажет он ребятам:
«Ешьте на здоровье! » (Пекарь)
(Рассказ ребенка о профессии пекаря)
* Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз -
И помним вас. (Фотограф.)
(Предложить сфотографироваться на память.)
(Ксюша подает картинки, в которых не может разобраться)
Игра «Что лишнее? »
Загадка про художника:
*Рисовать я буду, Рисовать я буду. Каждому рисунку Радуюсь, как чуду!
Ребята, из вас никто не выбрал эту профессию, так как она не была вакантной. А чтобы поближе с ней познакомиться, я вас приглашаю в мастерскую художника.
Пойдем и ты, Ксюша, с нами.
А отправиться в мастерскую художника я вам предлагаю на автобусе. Но вот беда - нет водителя на месте, но мы с этим справимся, ведь у нас есть свой водитель
(Ребенок рассказывает о профессии шофера)
Воспитатель обращает внимание на светофор. фуражку, жезл.
- Как вы думаете, кому все это принадлежит?
- Инспектору ДПС.
- Да, их мы видим на улице каждый день. У них особенная форма, строгий вид. А чем они занимаются нам расскажет наш уважаемый инспектор ДПС.
(Ребенок рассказывает о профессии инспектора ДПС)
Воспитатель. Ребята, наш водитель очень внимательный и без проблем довез нас. Нам пора выходить.
(Дорога в мастерскую художника ведет через парк - деревья, птицы поют, воздух свежий, _ а под деревом лежит мусор - непорядок)
Дети, мы, взрослые, построили много городов, заводов, фабрик и от этого диким животным и растениям стало тесно.
Существует специальная служба - экологическая.
(Рассказ ребенка о профессии эколога)
Работа с плакатом - схемой «Защитим природу! »
Воспитатель. Нам всем необходимо стать юными экологами: помогать животным и растениям, защищать их, вот тогда на земле будет порядок.
(Пришли в мастерскую художника. Там записка: «Ушел на выставку - выставлять свои картины». Дети рассматривают оставшиеся картины и определяют, к какому жанру живописи они относятся.
Словарная работа: пейзаж -пейзажист.
натюрморт - натюрморист
портрет - портретист)
(Дети рассматривают рабочие инструменты художника - кисти, краски, карандаши, палитра, мольберт)
Рисовать мы все любим, но настоящим художником стать совсем не просто. Для этого нужно долго и упорно трудиться, тренировать руку, чтобы про водить точные линии кистью, карандашом. Тренировать глаза, чтобы различать самые тонкие оттенки цвета.
Посмотрите, а вот художник начал рисовать новую картину и не закончил. Как вы думаете, что хотел он изобразить?
Дети. Нашу Землю - солнечную, зеленую, цветущую.
Предложить помочь художнику - нетрадиционная техника рисования - пальчиками, мятой бумагой, ватными тампонами - коллективная работа.
Воспитатель. Картина получилась замечательная, вот на такой солнечной, цветущей планете, я думаю, что каждый из вас, дети, в своем будущем, в своем прекрасном далеко, выберет себе достойную и любимую профессию и будет полезным для нашей Родины.
Ну что, Ксюша, поняла теперь, что такое профессия и как много на земле разных профессий, одна другой интереснее. Но чтобы стать мастером своего дела нужно много знать и много учиться.
А еще я хочу пожелать вам, ребятки, стать настоящими людьми - добрыми, честными, справедливыми, жизнерадостными - вот тогда у вас точно все получится!
Литература
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, М, «Просвещение», 1991 Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг.
Дыбина О. В. Чего на свете не бывает, М, «Сфера», 2001.
Кокорева Н. Н., Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле, М, «Просвещение», 1987 Кислова Т. Р. По дороге к азбуке.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго