Песочная терапия для детей: занятия, программа. Детская песочная терапия: программа и техника проведения, а также сказки на песке практика песочной терапии

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Один из методов аналитической психотерапии – песочная терапия — позволяет развить фантазию ребёнка, нормализовать психоэмоциональное состояние, активировать адаптационные функции в любом возрасте. Арт-терапевты, бизнес–тренеры, коррекционные педагоги используют песочную терапию в ДОУ — детских дошкольных учреждениях. Для решения каждой конкретной задачи используются различные методики песочной терапии.

Лечение песком представляет собой одно из направлений арт -терапии.

«Отцом» игр с песком или sandplay традиционно считается К.Юнг и его последователи. К.Юнгом была разработана техника активного воображения, считаемая теоретической базой. Возникновение sandplay началось в 20-х г. с разработки Шарлотты Бюлер под названием «мировой тест», который успешно находил свое применение в качестве инструментария для диагностики в детской психиатрии.

В 1930 году появилась новая методика, которую реализовала Маргарет Ловенфельд, основавшая Лондонский институт, именно она впервые поместила игрушечные фигурки в вещество. Эта методика была заимствована из «мирового теста» Подопечные Маргарет создавали в песочнице целые масштабные композиции и называли их «Мой мир ». Благодаря этому появился новый метод, названный «мировой техникой». Продолжателем этого метода в 50-е годы стала последовательница К. Юнга Дора Кальфф, соединив «мировую технику» и юнгианское направление, и тем самым создав песочную терапию.

Открытием Доры Кальфф стало то, что песочные картинки , созданные детьми, могут стать отображением их мыслей, переживаний. Применение этой полезной техники опробовано не только на маленьких пациентах, но и на зрелых людях.

В sandplay применяются как невербальные средства (при создании сюжета) и вербальные (история о готовой картине либо придумывание сказки, раскрывающая суть творения). Этим методом активно пользуются арт- терапевты, специалисты гельштат-терапии, семейные и детские психотерапевты, воспитатели и логопед в доу .

Особенности метода

Метод подходит для всех возрастных категорий. Как только человек опускает ладони в материал, его воображение начинает рисовать красочные картины золотого пляжа, яркую синеву моря и белые хлопья облаков, неспешно плывущих по небу. Аналогично тому, как песок пропускает воду, он поглощает и негативную энергию. Мельчайшие песчинки, только соединённые вместе определенным образом, позволяют создать своё произведение. Они символизируют жизнь, в которой человек, расставляя определённым образом события и мысли, получает желаемые результаты.

Комплексное воздействие на психику человека обеспечивается благодаря тактильному раздражению очень чувствительных нервных окончаний ладоней, кистей рук. Возникает состояние медитации, снимается нервное напряжение. По изображениям и символам, получившимся в результате рисования можно делать выводы о специфике личностных проблем, выявлять потребности человека. Изучая запечатлённое, мы видим трёхмерное изображение внутреннего мира, неосознанные проблемы и конфликты.

Цель терапии – развить в ребёнке принятие собственного «я», научить доверять и любить себя.

Задачи терапии:

  • воспитание позитивного отношения к жизни, к себе;
  • воспитание ответственности за свои действия;
  • тренировка способности доверять себе и осуществлять самоконтроль над своими действиями;
  • лечение избыточной тревожности при планировании поступков и преодолении препятствий;
  • развитие веры в себя.

Принципы метода

Песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.

Метод используется в качестве самостоятельного или как составная часть следующих направлений лечения:

  • песочная арт–терапия;
  • психология;
  • логопедия;
  • развитие речи, письма, счёта, памяти и внимания;
  • терапия, направленная на развитие самоосознания, уважения к себе;
  • выявление негативных мыслей, обучение справляться с ними;
  • воздействие на нескольких членов семьи с целью коррекции поведенческих расстройств;
  • детский психоанализ.

Возможности метода

Песочная терапия в детском саду позволит приготовить самый первый обед, построить свой первый дом. Будучи отражением внутреннего мира, терапия песком обеспечивает следующие моменты:

  1. Создаёт естественную комфортную среду для творчества ребёнка, которая стимулирует его созидательную деятельность.
  2. Оживляет абстрактные образы, упрощает возможность понять сложение букв — в слова, цифр — в математические действия.
  3. Даёт возможность детям «проживать» ситуацию вместе с героями сказок.
  4. Обеспечивает переход от реальности в сказку, даёт возможность проверить правильность выбора решения в той или иной ситуации.

У детей с речевыми расстройствами имеются сложные нарушения эмоций, что выражается в несоответствии эмоциональных реакций конкретной ситуации. Это осложняет контакт со сверстниками, ведёт к гиперактивности или зажатости. Это порождает необходимость включения самых разнообразных методов в работу с детьми. Доказано, что песочная терапия позволяет развить способности общения, учит выражать и понимать себя, свои чувства.

Показания к терапии

Имеются следующие показания к проведению песочной терапии:

  • переживание возрастного кризиса;
  • неспособность изложить словами свои переживания;
  • наличие психологической травмы;
  • неспособность самостоятельно принять решение;
  • задержка психоречевого развития;
  • эмоциональная заторможенность, «скудодушие»;
  • психотерапия различных зависимостей;
  • уменьшение напряженности;
  • развитие всех видов чувствительности;
  • нормализация мышечного тонуса;
  • расширение кругозора;
  • повышенная тревожность, эмоциональная лабильность.

Актуальность sandplay очень высока в нынешнее время. Через тактильные ощущения не только развивается речь, познание, но и дети избавляются от немотивированной агрессии, педагог начинает понимать лучше своих воспитанников.

Психотерапия с помощью песка распространена в детсадах и школах не повсеместно, но в скором времени эта методика будет обязательна для всех образовательных учреждений с обеспечением специальным оборудованием. Немаловажным является применение этого метода в работе с детьми с особенностями , имеющими онр, зпр, нарушения зрения , дцп , инвалидами. Достаточно только таким детям дать установку строить, как они уже начнут создавать целые вселенные.

Противопоказания

  • дефицит внимания, гиперактивность;
  • эпилептические припадки;
  • психиатрические болезни;
  • повышенная тревожность;
  • невроз навязчивых состояний;
  • пылевые аллергические реакции;
  • болезни лёгких;
  • заболевания кожи и травмы кистей рук.

Психотерапевты применяют метод с детьми, страдающими дефицитом внимания и гиперактивностью.

Оборудование для занятий

Для лечебной игры используются следующие приспособления:

  • водонепроницаемый ящик, стенки которого окрашены в голубой цвет, а дно – в синий;
  • специальная песочница, меняющая цвет – планшет;
  • чистый песок, который во время определённых игр надо увлажнить;
  • набор фигурок, символизирующих здания, людей, животных, машины;
  • символические предметы, которые будут обозначать загаданные желания, сундуки с сокровищами, кладами;
  • сказочные герои – добрые и злые;
  • религиозные предметы и сувениры;
  • естественные предметы – ракушки, веточки, шишки;
  • домашняя утварь;
  • болты, шурупы;
  • пластиковые буквы и цифры, геометрические фигуры.

После тестирования начинаются обучающие игры для дошкольников соответственно потребностям, возрасту, выявленным нарушениям, когнитивным расстройствам.

В дальнейшем можно подключать интерактивные, развивающие занятия и только потом — проективные игры, упражнения.

Требования к педагогу

Начиная игру, маленькие ручки соприкасаются с уникальным мирозданием. Необходимо создать доброжелательную, доверительную обстановку, учесть все нюансы голоса, его тембра, соблюсти следующие важные параметры:


Песочная терапия для детей дошкольного возраста развивает мелкую моторику кисти, стимулирует кровообращение в головном мозге, ускоряет умственные процессы, нормализует психологические реакции. Необходимо к этому процессу подключать методики цветотерапии, поскольку они являются мощными сигналами к развитию личности.

Методики игр

Что необходимо для песочной терапии дома

Если родители хотят организовать sandplay дома , то для этого им потребуется:

  • поддон;
  • песок;
  • Миниатюрные фигурки;
  • Камешки, растения и т. п. для создания определенного ландшафта.

В зависимости от поставленных задач песочная терапия может проходить в виде игр, направленных на:

  • развитие фонематики;
  • коррекцию произнесения звуков;
  • обучение грамотности;
  • познавательные игры;
  • семейная песочная терапия;
  • проекционные игры.

Занятие включает следующий план:

  1. Знакомим малыша с песочницей, объясняем, что голубой бортик символизирует небо, что можно создать любой вид местности: горы, пустыни, а раздвинув песок – синее море.
  2. Даём возможность подержать в руках коллекцию геометрических фигур, животных, предметов быта.
  3. Фигуры, которые выбирает кроха, символизируют его состояние на сегодняшний день. Самое главное — попросить его рассказать, о чём он думает по поводу выбранных фигурок.
  4. Внимательно наблюдаем за малышом: как он входит в ситуацию, с кем он себя идентифицирует.
  5. Учим ребёнка бережному отношению к материалу.
  6. Формулируем тему в начале песочной терапии, занятия проводим, согласно плану, а после его окончания важно сделать вывод о проделанной работе, разложить все использованные предметы и игрушки по местам, убрать за собой.

Игры на развитие слухового внимания и памяти

К трём годам человек правильно произносит основные слова. Некоторые дети говорят нечётко, меняют местами слоги и буквы в словах, неправильно ставят ударения. В случае невнимательного отношения к проблемам с речью к 5 годам он понимает, что говорит неправильно и начинает этого стесняться, замыкается в себе. Можно устраивать речевые игры в песке. Для этого детки рисуют буквы, учат строить слоги и произносить их громко или тихо, нараспев, шёпотом.

Поставив в емкость разные фигурки, учим ребёнка называть животных, писать — на какую букву начинается его название, и какие звуки издают эти животные. Можно играть в крестики-нолики.

  • Познавательные географические игры на песке.

После простых игр с построением домиков, рек, морей и корабликов на них начинаем развивать пространственное мышление. Для занятий подойдёт сделанная самостоятельно в виде пазла карта мира или материков. Для этого надо приобрести две одинаковые географические карты в магазине и разделить одну на 4-6 фрагментов. Даём малышу карту-образец и предлагаем сложить пазл. Постепенно начинаем складывать материки, океаны. Затем усложняем игру, делая «море» на дне песочницы, раздвинув песок. Во время игры проговариваем названия стран, их столицы, узнаем, кто там живёт. Например, во Франции столица — Париж, а живут там французы.

Для каждой страны подбираем характерную растительность и животных, размещая в песочнице пальмы, слонов, крокодилов. Объясняем, что такое тропический климат, почему там не растут берёзы. Можно совершить путешествие на Северный полюс, предварительно сделав запас соли, пенопласта или ваты для снега.

  • Фантастические игры с трансформерами на песке.

Имитируем жизнь других планет, лунный ландшафт, звёздные войны, которые особенно будут интересны мальчикам, помогут реализовать им желание быть супергероем, научат их сражаться и побеждать.

В зависимости от возраста детей, кроме географических и фантастических, существуют следующие разновидности обучающих игр:

  • исторические;
  • найти логические пары;
  • научиться исключать лишнее;
  • провести экскурсию по городу;
  • считать предметы, строить логические ряды;
  • учиться ориентироваться: что такое — сверху, снизу, справа, слева.

Проективные игры

Выявленная З. Фрейдом особенность приписывать свои чувства и желания внешним объектам очень помогает в работе с детьми. Ребёнку предлагают сделать следующее:

  • описать имеющиеся изображения на песке и наделить их какими-либо качествами;
  • создать из разрозненных деталей, спрятанных в песке, единое целое;
  • придумать рассказ или сказку с персонажами и предметами из имеющихся фигурок на песке;
  • нарисовать несуществующее животное, и другие.

Необходимо помнить, что проективные методики невозможно однозначно интерпретировать, они социально и ситуационно обусловлены, направлены на изучение детской личности в целом. Учитывая, что эти методики недостаточно стандартизированы, они используются для диагностики и лечения психотерапевтами.

Песочная терапия включает большое разнообразие индивидуальных и коллективных игр, занятий. Активно используются доски с подсветкой или песок различного цвета. Это поможет ребенку выразить имеющееся эмоциональное состояние.

Серия игр и упражнений с песком из книги Т. Зинкевич – Евстигнеевой «Чудеса на песке» способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики, творческой фантазии, помогают в познании своего внешнего и внутреннего мира.

Вот несколько игр:

  • Оттиски рук. С помощью этого упражнения малыш учится оценке ощущений. Педагог либо родитель показывает подопечному оттиск своей ладошки
  • на песке, то же повторяет пациент. Рука вдавливается и погружается в поддон.

Сначала свои ощущения описывает ведущий. Он ведет свой рассказ про песок, какой это материал мягкий или шероховатый, как он чувствует своей кожей маленькие частички. Затем следует рассказ малыша о песке.

  • Дождик или водопад. Данная игра – хорошее средство для снятия напряжения в мышцах и агрессии. Педагог либо ведущий говорит, что начался водопад. Маленький человек пересыпает песок на тыльную сторону руки взрослому, а затем он выполняет упражнение малышу.
  • Создание узоров. Нарисовать на песке с помощью пальцев, кулачков, кистей разнообразные узоры, а затем рассказать, что представляется ребенку, когда он смотрит на них. Это могут как цветы, так и животные, ветки и др. Такое упражнение положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей.
  • Прятки. Игра помогает в выяснении психологических проблем подопечного и помощи в избавлении от них. Дошкольнику на выбор предлагается несколько предметов, которые он должен закопать в песок, а затем выкопать и рассказать о всех спрятанных предметах.
  • Проигрывание сюжета. Психолог предлагает пациенту создать собственный мир, использовав на выбор миниатюрные фигурки. Если цель песочной терапии — избавление от агрессии, то маленький человек выберет отрицательных персонажей и устроит войну и разрушение тем самым, сняв напряжение и успокоив свой гнев.

Совет психолога родителям: как расшифровать знаки

От специалиста по sandplay Ульяны Наумовой можно услышать следующее:

  • Малышом могут быть выполнены любые постройки и такими способами, какими он хочет, придерживаясь трех главных правил: не высыпать песок за пределы поддона, не разрушать постройки других детей, если он играет в компании.
  • Родителям необходимо вести наблюдение за тем, что строит ребенок. К примеру, если он занимается строительством домика, стены которого очень толстые, значит, у него есть стремление к защищенности, которой ему может не доставать, желает упрочить свои внутренние границы, чтобы все заметили их и не переступали.
  • Мощность – символ того, что у него не выстроены границы, из-за чего нет комфорта.
  • О нехватке у малыша тепла и заботы свидетельствует появление свечей или очага. Наличие хаоса в игровом пространстве ребенка показывает, какой беспорядок во внутри пациента или предвещает незамедлительное начало перемен.
  • Немаловажным является ведение наблюдения за игрой маленького человека, задавание ему вопросов: почему получилась именно эта композиция, какое значение имеют для него все эти сооружения. При каждодневном строительстве мира у малыша становится лучше поведение, сон становится крепче, уходят тревожность и напряжение».

Заключение

Рисование песком поможет ребенку расслабиться, оно завораживающе действует на зрителей и художников. Песочная терапия может проводиться под музыку и позволяет решить многие задачи диагностики, лечения и развития когнитивных способностей. При этом задействуются в процесс практически все виды органов-анализаторов:

  • зрение;
  • слух;
  • тактильная чувствительность;
  • сенсорное восприятие.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста позволяет развить речь, моторику, слух, общительность, креативность, творческие способности. Кроме того, она снимает стресс, избавляет от страхов, помогает выразить внутренние конфликты и переживания, повысить самооценку. Песочная терапия способствует формированию у маленькой личности самоуважения, научит понимать себя.

Наталья Мамон

онспект занятия с кинетическим песком

Тема. Путешествие в волшебный лес.

Цель : знакомство со свойствами песка , снижение психофизического напряжения; развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, воображения; регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Оборудование : лоток с кинетическим песком , игрушки от киндер сюрпризов, аудиозапись «Едет паровоз» , альбомные листы, карандаши.

Ход занятия

Восп-ль : - Ребята, какое первое правило в группе? когда мы с вами приходим утром

В детский сад, что мы делаем?

Дети : -Приветствуем друг друга!

Воспит-ль : - Правильно! А как можно поприветствовать друг друга?

Дети : - Можно помахать друг другу рукой или пожать ее!

Воспитатель : - Правильно! Давайте поприветствуем друг друга разными способами!

Сегодня ребята мы с вами отправимся в необычный волшебный песочный лес!

Как вы думаете, что это за лес такой!

Дети : (высказывают свое мнение)

Восп-ль : - Ребята а на чем можно отправиться в путешествие?

Дети : - На вертолете, самолете, поезде, на ковре самолете и др. варианты детей!

Восп-ль : - Молодцы ребята! Я предлагаю отправиться на паровозике дружбы! Давайте выберем машиниста с помощью считалочки!

Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает, песенку поёт.

Шишка отлетела - прямо Мишке в лоб!

Мишка рассердился и ногою - топ!

Машиниста выбрали предлагаю всем занять свои места в вагончиках!

Воспитатель вместе с детьми под музыку отправляются в волшебный песочный лес (к столу с лотком, в котором песок) .

Восп-ль : -Ну вот ребята мы и приехали! Прошу пассажиров выйти из вагончиков и разобрать полянки! (на каждого ребенка кучка песка «полянка» )Ребята куда мы с вами приехали?

Дети : - В волшебный лес!

Восп-ль : -Когда мы с вами куда то идем или едем, мы всегда соблюдаем что ребята?

Дети : - правила!

Восп-ль : - Правильно ребята! В волшебном песочном лесу тоже есть свои правила поведения!

Первое правило - когда мы приходим в гости, что мы делаем?

Дети : - Приветствуем!

Восп-ль : - Ребята! Предлагаю по-разному «поздороваться с песком » , то есть различными способами дотронуться до песка .

Песок, ребята не сухой и не мокрый, а как будто живой, он движется! Давайте мы с ним поздороваемся и познакомимся! Опустите руки на поднос, сожмите песок в кулачках, разожмите кулачки, снова сожмите, разожмите! Понаблюдайте, как песок вытекает из ладошки как ручеек! Переверните руки тыльной стороной, положите на песок, погладьте его. Что вы чувствуете? Этот песок такой же как и в песочнице? А чем отличается?

Восп-ль : - Второе правило, ребята, -нужно дружно играть с песком ! Не рассыпать его, не мочить, не бросать в товарища!

В волшебном песочном лесу, ребята, может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь. Смотрите, как это происходит.

Ребенок (на примере воспитателя) медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Восп-ль : -Ребята! А кто живет в волшебном лесу? Как вы думаете?

Дети : - Различные животные!

Воспит-ль : - Ребята, а как можно узнать какие животные живут в лесу? По каким подсказкам?

Дети : - По следам!

Восп-ль : - Молодцы! Давайте мы с вами поищем в нашем волшебном песочном лесу необыкновенные следы!

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка , двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях) .

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются» ).

«Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Восп-ль : - Как много необыкновенных следов мы нашли в нашем волшебном песочном лесу! А вот наши жители лесныевидимо куда-то спрятались! (высыпает кучку игрушек из киндер-сюрпризов! Ребята выберите себе понравившегося жителя!

Дети разбирают игрушки.

Ребята предлагаю поиграть с нашими зверями! В какие игры можно поиграть в лесу?

Дети : - В прятки, салочки и др. ответы детей!

Восп-ль : -Давайте поиграем в прятки с жителями волшебного леса! Отвернитесь на несколько секунд спиной к лесу, а лесные звери пока спрячутся! (дети поворачиваются спиной к лотку с песком а воспитатель прячет игрушки в песок). По сигналу воспитателя дети поворачиваются и ищут в песке игрушки . Игра повторяется несколько раз.

Восп-ль : - Какие мы молодцы с вами всех жителей нашли! Но нам ребята нужно возвращаться в группу! На чем мы с вами приехали?

Дети : - На паровозике дружбы!

Восп-ль : - Да вот беда путь, по которому мы ехали, размыло дождем! Что же нам теперь делать?

Дети : (предлагают варианты!)

Восп-ль : - Ребята предлагаю всем вместе построить дорогу добра и вернуться по ней на паровозике дружбы. (воспитатель вместе с детьми делают дорогу) .

Машинист заводи паровоз, остальные ребята просьба занять свои вагончики ! Возвращаемся в группу (воспитатель вместе с детьми собираются в кружок на ковре) .

Восп-ль : - Ребята куда мы с вами отправлялись в путешествие? А что вам понравилось в волшебном песочном лесу? Какие правила в нем? Какой песочек в нем? На чем мы с вами ехали в волшебный лес? По какой дороге возвращались?

А сейчас предлагаю всем занять свои места за столами, где лежат карандаши и альбомные листы! Давайте с вами нарисуем паровозик дружбы, который едет по дороге добра в волшебный лес!

По ходу рисования ведется инд. помощь детям. В конце занятия выставка и обсуждение работ.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Познакомимся с песком поближе» Задачи: 1. Продолжать знакомить детей со свойствами песка: Сухой – сыпется; Из сырого хорошо лепить; Состоит из песчинок; Может.

Удивительные тактильные ощущения и возможности для формирования мотивации к созидательной продуктивной деятельности предоставляет необычный.

Это проявление естественной активности ребёнка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать.

Конспект игровой образовательной ситуации по познавательно-исследовательской деятельности с песком Конспект игровой образовательной ситуации по познавательно – исследовательской деятельности с песком Тема: «Сыпется, не сыпется» Возраст.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Государственное бюджетное учреждение

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г.Нефтекамска Республики Башкортостан

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБУ РЦ г. Нефтекамска РБ

З.М. Гараева

«___»_________ 20___г.

Утверждена

на методическом совете

ГБУ РЦ г. Нефтекамска РБ

Протокол от «___»____20____г. №___

ПЕСОЧНВЯ ТЕРАПИЯ

дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

Чусовитина Т.П.

социальный педагог

отделения реабилитации детей

и подростков с ограниченными

возможностями здоровья

в городе Нефтекамск

Республики Башкортостан

г.Нефтекамск, 2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель - один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для "заботы о душе" именно так переводится термин "психотерапия".

Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки - скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками.

Д ополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Песочная терапия» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания творческих видов деятельности с использованием сухого и мокрого песка.

Актуальность программы «Песочная терапия» предоставляет возможность социальному педагогу осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Проблема развития детской личности в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Игра и рисование –особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка, а именно:

    желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было в раннем возрасте, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

    желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Для многих людей облечение мысли в слово трудно, особенно для детей. Но ведь ещё существует язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. Или - в рисунке, пластилине рука как бы выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу системы работы по пескотерапии. Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.

Песок пропускает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Работа по программе «Песочная терапия» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой и индивидуальной формах.

Программа охватывает младший (3-7 лет), средний (7-12 лет), старший (12-18 лет) возраст и более, а также привлечение родителей.

Новизной и отличительной особенностью программы “Песочная терапия” является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Цель программы.

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности, всестороннее развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его индивидуальных особенностей и диагноза в процессе создания образов, используя сухой и мокрый песок .

Задачи программы.

    Обучение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья различным приемам конструирования на песке с использованием природного и бросового материалов, игрушек-миниатюр.

    Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

    Развитие сензитивности к процессу преодоления трудностей.

    Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.

Направления работы.

    Развитие творческих способностей.

    Художественно-эстетическое развитие.

    Познавательное развитие.

Условия реализации программы: программа рассчитана на детей в возрасте 3-18 лет, на 1 год обучения: 106 часов в год, 2 раза в неделю, занятия продолжительностью 30 минут. Приём детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по желанию. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий время, направленное на решение конкретных задач. Занятие проводится в групповой форме по 30 минут в кабинете социального педагога. Численный состав группы 3-5 человек, формируется из детей разного возраста на добровольной основе.

Прогнозируемый результат:

Скоординированные движения кистей рук детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;

Развитое творческое воображение у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;

Сформированный интерес к творческой деятельности;

Соблюдение культуры общения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, трудолюбие, усидчивость, терпение .

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары-практикумы.

Работа с родителями предполагает:

папки-раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер-классы, анкетирование, родительские встречи, семинары-практикумы.

Игры с песком:

Развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

Снимают мышечную напряжённость;

Помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

Развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

Стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

Позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

Преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

Развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;

Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

Способствуют расширению словарного запаса;

Помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

Позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

Способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

Помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Ожидаемые результаты работы по программе:

умение владеть различными приемами работы с сухим и мокрым песком;

умение создавать композиции и сюжеты на песке;

устойчивое внимание, память, мышление, пространственное воображение;

Развитие мелкой моторики рук и глазомера;

Художественный вкус, творческие способности и фантазия;

улучшение коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе;

Участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; расширение кругозора и словарного запаса.

Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, защита проектов, проведение мастер-классов, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах районного и регионального характера.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Общие условия организации песочной терапии.

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 - размер поля, а 8 - глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы рекомендуется использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта - небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

Для организации игр с песком будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин. Содержание занятий по программе «Умелые ручки» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

« От простого - к сложному» - девиз данной программы.

Обучение проводится 1-2 раза в неделю. На занятиях по программе «Песочная терапия» осуществляется индивидуальный подход с учетом индивидуальных особенностей детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья , построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.

Руководствуясь личностно-ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребёнка, социальный педагог на занятиях предусматривает решение следующих задач:

    Создание развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные идеи данной программы.

    Побуждение детей к развитию творчества путём постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение.

    Учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.

    Установление правильных взаимоотношений между педагогом и ребёнком, позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребёнка.

    Вариативность творческих способностей.

Основным условием реализации программы «Песочная терапия» является творческое отношение к работе самого педагога.

Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе по программе «Песочная терапия».

В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями, которые помогают реализовать названные задачи.

Все занятия имеют цель:

1. Совершенствование практических умений и навыков детей в работе с нестандартными материалами и оборудованием, их свободное применение в играх и творческой деятельности.

2. Развитие у детей воображения, памяти, мышления, мелкой моторики рук, стремления к самостоятельности. Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей по учебным полугодиям.

Материальное оснащение занятий по программе «Песочная терапия» соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям.

Используемые материалы:

Для организации игр с песком будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин. Например:

наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);

домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);

объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);

фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

Виды деятельности:

Частичный перенос занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

Вредных нет детей в стране -

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок - мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Дети, поняли меня?

Или надо повторить?!

Чтоб запомнить и дружить!

Начало занятий с песком . Положите ладони на песок и расскажите ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

1. «Чувствительные ладошки» (по Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой)

Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.

Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).

Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

2. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

3. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

4. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

5. Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

6. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

7. Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

8. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

9. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

11. Выложить фишками геометрическую фигуру.

12. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

13. Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

14. Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").

15. Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

16. Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.

17. Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

18. Игра "Мой город". Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

19. «Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?

20. Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.

21. «Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.

22. «Дорожки из песка». Покажите ребёнку как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

23. Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.

24. Игра «Назови звук» (по Н.В.Дуровой). Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

25. Игра «Найди друга» (по Н.В.Дуровой). Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.

Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).

Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к"] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к"] – братцы.

Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие).

26. Упражнение «Песочный дождик» (по Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

27. Игра «Кто это был?» (по Р.Г.Голубевой). Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

28. Игра «Эхо». Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке.

Та-ка-па - па-ка-та - га-ба-да - по-бо-по - пу-бу-пу

С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.

29. Игра «Какой отличается?» (по Р.Г.Голубевой) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.

30. Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

31. Упражнение "Необыкновенные следы".

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком?

Для специалиста действуют три правила.

Присоединение к ребенку . Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины - все это входит в понятие присоединения.

Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице . Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике . Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Организационно - методическое обеспечение программы.

1. Программа работы, календарно - тематический план.

3. Наглядные пособия: инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.

4. Помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.

5. Компьютер.

6. Фотоаппарат.

7. Фотоальбомы.

8. Книги.

9. Наборы открыток.

10. Художественная литература.

Литература

    Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г, – 50 с.

    Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. –СПб, 1998.

    Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л. А. Как помочь „особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПб, „Детство-пресс", 2001.

    Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии, -СПб, „Речь", 2002.

    Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. – СПб, „Речь", 2007.

    Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Книга для учителя. – М., 1993.

    Интернет-ресурсы.

Календарно – тематическое планирование по пескотерапии

Номер
занятия

Тема занятий

Практическая деятельность

Количество часов

Правила поведения при работе с песком. Знакомство с песком

Беседа, игровые задания, упражнения, практические работы самостоятельная работа.

Отпечатки наших рук

(работа с сухим и мокрым песком)

Беседа, игровые задания на заданную тему, упражнения, практическая деятельность, самостоятельная работа,
сюжетно – ролевая игра.

Волшебные секреты

(добавление в игру различных предметов природного происхождения)

Беседа, упражнения, практическая деятельность.

Домики для животных

(использование пластиковых геометрических фигур для построек, строительство пещерок из песка)

Познавательно – развлекательные игра, практическая деятельность.

Озеро-река

(добавление в игру ёмкостей с водой)

Беседа, упражнения, практическая деятельность, дидактическая игра, сюжетно – ролевая игра.

Транспорт

(постройка дороги, мостиков, гаражей)

Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность.

Инсценировка сказки

(по выбору)

Мой клад (нужно отыскать предметы, спрятанные ребёнком)

Песочная грамота (повторение букв)

Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность

Автогонщик

(повторение правил дорожного движения)

Познавательно – развлекательные игра, практическая деятельность, сюжетно-ролевая игра

Песчаные замки

(свободное занятие)

Познавательно – развлекательные игра, практическая деятельность, сюжетно-ролевая игра

Контрольное занятие

Контрольные задания на заданную тему, упражнения, практическая деятельность

Песочница - идеальное поле для развития творческого потенциала малыша, проявления его характера и индивидуальности

Какую цель преследует песочная терапия?

Умело преподнесенная игровая деятельность в песочнице может помочь развить внутренние возможности малыша, научить его пространственному воображению, а также способности мыслить образно и логически. Помимо развития мелкой моторики песочная терапия знакомит ребенка с гармонией мира вокруг него и показывает в простой и доступной форме, что такое хорошо и что такое плохо.

Свойства песка волшебны настолько, что позволяют оживлять уже знакомые сказки, а ребенок при этом уже не зритель, но участник и даже режиссер. Видя результат своей деятельности, ребенок учится быть ответственным, развивает новые качества.

Принцип песочной терапии прост: работая с песком, ребенок успокаивается. Песочная терапия особенно полезна для детей с гиперактивностью (рекомендуем прочитать: ). В каждой песчинке будто таится маленький кусочек солнышка, которое подпитывает нас и заряжает энергией. Мы видим, что песочная терапия – это мощный инструмент развития и любого возраста.

Гармоничное сочетание пользы и интереса

В программе песочной терапии гимнастика для рук сочетается с актерским мастерством, а все это в комплексе улучшает эмоциональный фон крохи, развивает чувствительные и моторные навыки, стимулирует работу познавательных процессов. Песочная терапия может применяться с самого раннего возраста, а значит уже тогда возможно узнать о том, что тревожит ребенка, что его страшит. Порой даже взрослому человеку бывает сложно выразить свои чувства. Фигурки, которые ребенок использует в создании собственного мира в методе песочной терапии, могут поведать о фантазиях и проблемах, волнующих малыша.


Использование разнообразных маленьких фигурок позволяет ребенку создавать свой собственный уникальный мир

Какова цель песочной терапии? Программа не ставит себе задачу изменить ребенка или обучить навыкам поведения. Самое главное – дать ребенку свободу творчества.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста хороша еще и тем, что деткам не нужны специальные знания и навыки, как например в рисовании. Композиции создаются легко и просто, а значит процесс этот приносит только положительные эмоции: веселье, раскованность, полет фантазии. Ошибок здесь нет и быть не может, а значит нет и поводов для расстройства. Создание нового мира – процесс увлекательный и очень приятный.

Песочная терапия – своего рода игра, где кроха учится решать сложные ситуации, бороться с затруднениями и знакомиться с миром вокруг него. Рядом всегда должен быть взрослый, психолог или воспитатель, чтобы уметь вовремя подсказать решение непростой ситуации.

Песочная терапия своими руками

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Песочная терапия вполне осуществима дома. Для этого нужно:

  • Ящик (короб). Размер: 50х70х8 см. Этот формат наиболее удобен для восприятия ребенком.
  • Песок. Желательно брать чистый песок, предварительно очищенный.
  • Вода.
  • Маленькие фигурки.

Короб лучше брать синего цвета, тогда его дно сможет стать морем, а стенки - небом

Какой материал подойдет для изготовления песочницы в песочной терапии? Дерево или пластик. Предотвратить просыпание песка можно за счет высоких бортиков песочницы. Днище окрашивают в голубой цвет. Он символизирует водную и небесную структуру. Это позволит сделать процесс создания картины еще проще.

Песок для упражнений может быть влажным или сухим. Также будет нужно множество фигурок миниатюрного формата. В начале занятия песочной терапии воспитатель просит ребенка воспроизвести с помощью песка свое настроение. Кроха может выбирать на свое усмотрение любые из имеющихся фигурок.

Фигурки-миниатюры

Большое внимание следует уделить именно фигуркам. Они должны быть максимально разнообразными, чтобы была возможность отразить любую сферу жизни. Среди прочих подготовьте:

  • Фигурки людей (специалисты разных профессий, возраста, расы). Люди могут быть реальными и фантастическими.
  • Фигурки зверей (домашние питомцы, лесные звери, существа из мифологии).
  • Символические атрибуты (зеркальце, яйца, бабочки).
  • Соединяющие предметы (камешки, веревки, фасоль, зерна).
  • Транспорт (машины, поезда, корабли, самолеты).
  • Растения и деревья (ветки, кусты, цветы).
  • Прочие вещи (перышки, монеты, пуговички).

Как могут выглядеть эти фигурки, посмотреть можно на фото в интернете. Педагоги наравне с психологами могут применять песочную терапию и в детском саду, и в школе. Классические приемы обучения проигрывают песочной терапии в эффективности. Ребенок, создавая руками картину, легко осваивает смену времен года, направления, буквы (рекомендуем прочитать: ).


Помимо специализированных фигурок для песочной терапии подойдут также различные камушки, дары леса (шишки, листья, ветки), украшения

Песочная терапия для детей 4-5 лет наряду с развитием мышления с помощью образов стимулирует работу памяти и восприятия. Вклад песочной терапии в совершенствование мелкой моторики и чувствительных восприятий является колоссальным. Ознакомиться с методиками и техниками арт терапии на практике можно с помощью видеороликов.

Подходы к применению песочной терапии

Методики применения песочной терапии могут быть разными:

  • занятия для коррекции психики у дошкольников;
  • игровые занятия с детьми младшего школьного возраста и в подростковом периоде;
  • обучающая песочная терапия, в игровой форме учащая писать, читать и овладевать различными знаниями;
  • подготовительные занятия перед школой в небольших группах по 6 человек.

Перечислим важные основные задачи, которые ставит перед собой песочная терапия. Цели:

  • совершенствование созидательных способностей ребенка;
  • установление равновесия в эмоциональном плане и положительного восприятия мира;
  • создание положительных моделей для общения;
  • корректировка решения трудных задач и ситуаций;
  • избавление от агрессии, страха, замкнутости;
  • совершенствование внутреннего потенциала ребенка (малыш становится более самостоятельным, уверенным и ответственным);
  • улучшение деятельности процессов познания (памяти, мышления, воображения, внимания);
  • формирование навыков коммуникации.

Виды песочной терапии

Игровые методы

Песочную арт-терапию используют для карапузов. Научно доказан тот факт, что песок обладает способностью впитывать негативную энергию, а также успокаивать и создавать внутреннюю гармонию за счет кропотливой работы мелкой моторики. Крохам поэтому крайне полезно возиться и играть в песочнице.

Перечислим ряд игр, предложенный Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой в книге «Игры в сказкотерапии». Все приведенные ниже техники песочной терапии содействуют развитию мелкой моторики, воображения, осязательной и кинестетической чувствительности, а также облегчают процесс познания окружающего и собственного внутреннего мира:

  • «Чувствительные ладошки». Учат определять мягкое и твердое, сухое и мокрое, горячее и холодное.
  • «Отпечатки наших рук». Детки с удовольствием оставляют на песочке следы своих рук и ног, а также схематично изображают следы разных зверей. Еще одно приятное удовольствие – закопать ладошку или ножку в песок.
  • «Секретик». В песок педагог прячет какую-то игрушку и помечает тайник условным знаком. Ребенок должен раскопать находку, а затем сделать свой собственный «секретик».
  • Рисунки на песке. Используйте палочку, чтобы начертить цифры, буквы, геометрические фигуры, а также полноценные картины (рекомендуем прочитать: ).

Такие, казалось бы, примитивные методы песочной терапии несут в себе огромную пользу для развития психики ребенка. К принципам песочной терапии отнесем налаживание эмоционального фона, а также тот факт, что стимулирование мелкой моторики вносит огромный вклад в развитие речевой деятельности, памяти и внимания. Песочная терапия помогает услышать себя и понять свои ощущения и чувства.


Рисование на песке - отдельный вид терапии, который обязательно придется по вкусу ребенку

С целью диагностики

Индивидуальная форма песочной терапии помогает выявить:

  • присутствие внутренних конфликтов (война, битва или разрушения городов);
  • уровень агрессии и ее нацеленность (ауто- и гетероагрессия);
  • «нелады» в семье: когда герои вымышленного мира вступают в конфликты – герои здесь прототипы близких;
  • потенциальные возможности и скрытые ресурсы (присутствие волшебных предметов, позволяющих решить все проблемы и любые ситуации);
  • реакцию на возникающие трудности (забота, взаимовыручка, уклонение);
  • уровень развития чувственного восприятия (самоанализ, самопознание).

Песочная терапия в детском саду при групповом подходе позволяет диагностировать:

  • микроклимат в группе;
  • разделение ролей;
  • поведенческий стиль каждого участника.

Психокоррекционное воздействие

Коррекционное воздействие на психику посредством песочной терапии используется, если у ребенка присутствуют нарушения в эмоциональном плане и в поведении, имеющие невротических характер. Также применяется как вспомогательное средство для совершенствования навыков сенсорики, снятия эмоционального напряжения и т.д. Метод хорош и с точки зрения психологии подростков, используется как психокоррекция на сложных этапах развития ребенка.


Работа с песком улучшает мелкую моторику, которая невероятно важна для логопедического развития ребенка

В логопедии также широко используется песочная терапия. Детям с проблемами в речи намного проще освоить уроки с помощью некоторых видов песочной терапии. Малыши с удовольствием лепят буквы, буквосочетания, вызывающие трудности, и слова. Сложности в речи у детей дошкольного возраста преодолеваются легче, потому что структура песка воздействует на осязательные и кинестетические центры, имеющие связь с мозговыми полушариями, ответственными за речевую деятельность. Еще одним видом песочной терапии будет построение рассказа на основе созданной на песке истории. Это упражнение подходит для детей постарше (рекомендуем прочитать: ). Так они учатся пересказывать, а процесс этот действительно увлекательный, потому что описывать изображенную и проигранную ситуацию весело и интересно.

Для детей с проблемами развития

Наиболее полезна программа песочная терапия для деток с , ОВЗ и ОНР. Основными характеристиками таких детей являются неустойчивость в эмоциональном плане, отсутствие самоконтроля, агрессия, сложности приспособления в детском коллективе, частые перепады настроения, чувство страха, фамильярное отношение, суетливость. Прелесть песочной терапии состоит в том, что ребенок сам определяет характеры своих героев-фигурок. Эти герои вступают в разговоры и действия, которые также инсценирует ребенок. Часто бывает, что малыш зовет взрослого присоединиться к игре, отводит ему роль управлять каким-либо персонажем. Ребенок - режиссер, вершитель судеб в этом созданном им мире. Все придуманное в упражнении является воплощением детского подсознания, его тайных желаний и переживаний. С помощью методов песочной терапии психолог может прочесть историю жизни маленького творца, написанную песком.

Конспект занятия по песочной терапии для детей младшей группы «В стране песка»

Описание материала : Предлагаю Вам конспект занятия по песочной терапии для детей 3-4 лет. Данный материал будет интересен воспитателям и педагогам психологам детских садов, а также родителям дошкольников. Данный конспект был разработан специально для проведения занятия в рамках открытых дверей в детском саду. Занятие проводилось в холле детского сада, поэтому на занятии присутствовало четыре ребенка и для компактности для каждого ребенка были подготовлены небольшие песочницы для работы.

Цель: Развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности и игре.

Задачи:
Образовательные задачи:
формировать представления детей о свойствах песка;
формировать навыки экспериментирования с песком;
обогащать тактильный опыт детей;
активизировать словарь детей новыми словами: «влажный», «сыплется», «струйка»;

Развивающие задачи:
развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память;

Воспитательные задачи:
воспитывать способность сопереживать, сочувствовать;
воспитывать аккуратность;
вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Ход выполнения

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Наши гости пришли узнать, как и чем интересным занимаются детки в детском саду. Давайте им покажем наше занятие и поучим их так же хорошо заниматься? Договорились?

1. Упражнение «Волшебный камешек»
Цель: создание положительного настроя, на совместную продуктивную работу.
Чтобы настроиться на работу и позаниматься очень хорошо мы с вами сделаем первое упражнение, оно называется «Волшебный камешек». Вам необходимо сесть на стульчики, положить руки на столы, ладонями вверх, закрыть глазки и ждать, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек. Чтобы камешек быстрее появился на вашей ладони, вам необходимо расслабиться, не двигаться и не открывать глазки. Все тело должно быть расслабленным. Ну вот, у каждого в руке по волшебному камешку (какой он?) (холодный, гладкий, голубой, прозрачный), посмотрите на свой камешек, сожмите его в своей ладошке, погрейте его. Камни обладает большой силой, что как только они коснулись вашей ладошки, так сразу вы становитесь самыми умными, самыми добрыми, самыми внимательными, самыми послушными и все, что вы будете делать, у вас обязательно сегодня получится! Вот как здорово!

2. Упражнение с массажными мячиками
Цель: развивать ручную умелость и мелкую моторику.
Вот мы с вами и подготовились, а теперь нам необходимо подготовить наши ручки и пальчики к работе. Чтобы ручки и пальчики были ловкие и умелые мы с вами сделаем им массаж. Массаж мы будем делать массажными мячиками.
Этот шарик не простой,
Весь колючий он такой.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!

3. Ну, вот и ручки наши готовы, чтобы нам продолжить занятие, отгадайте загадку:
Из меня куличек печь удобно, только есть меня нельзя.
Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадались, кто же я? (песок)
Снимите салфетки, перед вами – песок.
А вы любите играть с песочком?
Прежде, чем мы начнем играть с песочком, давайте вспомним правила игры.
Нельзя брать песок в рот.
Нельзя бросать песок в глаза, на пол.
Нельзя вдыхать песок.
Нужно мыть ручки после игры с песком.

Ярко солнышко сияет
И ребяток приглашает
Поиграть сейчас в песочек
Речки ласковый дружочек,
Это очень интересно,
Увлекательно, чудесно.

4. Игра «Чувствительные ладошки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Давайте поздороваемся с песочком. Здравствуй песок!
Послушайте, он очень тихо с нами здоровается.
Возьмите свой волшебный камешек. Погрузите свои ручки в песочек, спрячьте его. Что вы чувствуете? Какой песочек? (шершавый - гладкий, мягкий – твердый, холодный, желтый, сухой…)
Набрать песок в кулачок, потихоньку разжимать его и смотреть на тонкую струйку песка, второй рукой.
Набрать щепотку песка (посолить)

5. Игра «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения
«Идет медведь» - ребенок кулачками с силой надавливает на песок
Мишка косолапый
По лесу идет, топ-топ-топ…
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок!
«Ползет змея» - ребенок расслабленными пальчиками делает поверхность волнистой в разных направлениях.
Змея очковая в песке
Очки вдруг потеряла.
Ползет она в большой тоске,
Ползет куда попало.
«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаться под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»)

6. Игра «Песочные прятки»
Цель: развитие мелкой моторики, воображения.
Посмотрите, что у меня в руках. Да, это рыбки и они захотели с нами поиграть. Рыбки очень любят прятаться в песке от ребятишек. Давайте с ними сыграем в песочные прятки. Сейчас вы закроете глаза, а они спрячутся в песок. После того, как я скажу «открываются глаза, начинается игра», вы должны найти их в песочке и не просто руками, а кисточками, аккуратно чтобы не поранить рыбку раскопать ее.
Молодцы, рыбкам очень понравилось с вами играть. Вы очень старались и рыбки улыбаются вам, улыбнитесь им в ответ.

7. Упражнение «Песочные капли»
А еще в нашей песочнице идут необычнее дожди. Песочные!!! Подставьте свои ладошки под такой дождик!

8. А что еще можно делать из песка? Правильно, Куличики!!! Нам нужны формочки. Пробуем!
А почему у нас не получается? Какой нужен песок? Влажный! Можно налить в этот песочек воды или побрызгать его, но мы это сделаем в следующий раз. Сейчас я вам приготовила другой песок! Каждый подойдет к этой песочнице и слепит куличик.
Молодцы! Мы славно поиграли в песочек. Что мы сегодня с вами делали? Оставляли следы, отпечатки, рисовали, пересыпали, лепили из песка. Молодцы!

В ладошки наши посмотри-
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам поиграть помог!
Давайте вытрем наши ручки и попрощаемся с гостями.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность