Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть. Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть: в каком возрасте это происходит у мальчиков и девочек

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Лежит и лежит. Когда уже начнет сидеть?
- Подожди немного. А вообще - сейчас у тебя самая лучшая пора.

Мамы знают, как увлекательно наблюдать за достижениями малыша. Окружающие не понимают подобных глупостей, стараются отмахнуться общими фразами. Что делать? Разбираться. Есть вопрос, найдется и ответ.

Любой поступок ребенка кажется его мамочке гениальным!

Почему вообще тема «когда ребенок начнет сидеть» превратилась в предмет для беспокойства?

Отправной точкой явилось достижение малыша 6-месячного возраста. Многие источники утверждают, что именно в этот период происходит долгожданное событие. Если после полугодовалой отметки ничего не происходит, возникает беспокойство. Вредная установка подталкивает родителей к ошибочным действиям: малыша пытаются усадить, стараясь избежать тем самым «отставания» в развитии.

Еще один момент - подтягивание. Маленький человек хватается за руки взрослого и старается встать. Расценивать это как желание сесть ошибочно. На самом деле он просто хочет притянуть интересный объект к себе, а наоборот, получается из-за разницы в весе.

И вовсе я не хочу садиться! Мне просто все интересно!

Ну и, безусловно, общество. «Вот мой уже в 5», «Вы что еще нет?» - то и дело слышно от опытных и не очень. Идеальные условия для размножения родительских комплексов.

Спокойствие. Каждое дитя - индивидуальность со своими сроками. Все успеет и сможет.

Физиологические аспекты: пора или нет?

Берем подушки, валики, другие подручные средства, усаживаем и подпираем малыша, радуемся вместе с ним. Веселье заканчивается, стоит только убрать помощников. Кроха начинает заваливаться в стороны, складываться вперед или вовсе ложиться. Дополняет картину детская спинка в форме дуги. Вывод на поверхности: рановато.

Наши мамы и бабушки… занимались подобным с 3 месяцев ребенка. Считалось, что маленьких персон следует всему учить. Современные педиатры имеют иное мнение.

У каждого человека своя программа развития, ускорять ее - это не только зря тратить время и силы, но и причинять вред неокрепшему грудничку.

Многие бабушки утверждают, что присаживать ребенка нужно начинать как можно раньше, тем самым сбивая молодую маму с толку.

Одно из заблуждений прошлого: в 3 - 4 месяца ребенку нужен обзор, которого недостаточно в положении лежа. Как же мы любим противоречить природе, а она ведь все предусмотрела. Развитие происходит слаженно, мозг растет в компании с другими органами и телом. Если младенец не готов воспринимать окружающий мир, то зачем ему вертикальность?

Некоторые врачи старой закалки могут так же заявить, что:

Раннее высаживание приводит к загибу матки у девочек или неправильной форме попы у обоих полов. В действительности загиб является генетической особенностью, впрочем, как и очертания фигуры.

Что делать если грудничок путает день и ночь? Причиной тому может быть недостаток двигательной активности, выхода энергии на протяжении дня. Восстановить биологические часы малыша помогут советы доктора или народные рецепты.

Врачи утверждают, что с проблемой срыгивания сталкивается более 60% детей в возрасте до 4 месяцев. С возрастом количество срыгиваний уменьшается. В большинстве случаев проблема решается сама собой. Что делать, если ребенок продолжает срыгивать расскажет .

Точка зрения врачей

Большинство педиатров сходятся во мнении, что сидение ребенка должно проходить естественно. Помогать в этом не нужно.

Еще чуть-чуть и я до тебя дотянусь!

Е. О. Комаровский призывает родителей поощрять ползание. Для этого есть хорошее упражнение: положить малыша на твердую поверхность спинкой вверх, недалеко от него поместить игрушку и спровоцировать желание дотянуться до нее. Это не только полезно, но и увлекательно.

В первый год жизни маленький позвоночник и вся костная система еще плохо переносит нагрузки. 6 месяцев - это всего лишь рекомендуемый возраст, но не обязательный.

Если очень хочется попытаться приподнять ребенка, врачи рекомендуют делать это с 4-х месяцев. Когда держите на руках, можно его слегка наклонить вперед, держа одной рукой, а другой, создавая опору под попой.

Пол ребенка: имеет ли он значение в рассматриваемом вопросе?

Считается, что для мальчиков «закон не писан». У девочек еще могут быть последствия от стараний родственников, а у будущих мужчин - нет. На самом деле от пола ничего не зависит.

И все это враки, что мальчики отстают в развитии от девочек!

Нужно ли что-то делать, чтобы помочь малышу?

Существует комплекс безопасных мероприятий, которые не только укрепляют мышцы, но и вносят разнообразие, поднимают настроение, прогоняют плохие мысли.

В него входят:

  • массаж;
  • зарядка;
  • закаливание.

После мамочкиного массажа я сяду намного скорее!

Массаж мама с успехом осваивает самостоятельно. Простые движения способны принести немалую пользу и удовольствие всем участникам.

Самый легкий вариант: поочередно брать в руки крохотные ножки, сначала нежно поглаживать от пяточек вверх, затем чуть-чуть разогревать и, перемещаясь кругами, разминать. Важные моменты: никакого давления, все непринужденно и с улыбкой, направление сверху вниз.

Зарядка - это совсем просто! Ручки сложили на груди, подняли-опустили, ножки согнули-разогнули, развели в стороны. Всего пара минут в день, а результат значительный.

Дополнительно на кроватке подвешиваются интересные игрушки, за которые малыш хватается, благодаря чему тренируется. Неплохо в этом смысле работают и развивающие коврики с пересекающимися сверху дугами.

Физкультура полезна, как детям, так и взрослым!

Закаливание - тема для отдельной статьи, ведь это не только обливание холодной водой и купание в проруби. Мероприятие не одноразовое, а постоянное. Осложняется присутствием бабушки, которая норовит укутать, закрыть форточки и вообще оградить малыша от всех опасностей внешнего мира.

Что такое закаливание? И причем здесь оно?

Это образ жизни, который самым непосредственным образом влияет на физическое развитие ребенка. Контрастный душ отлично тонизирует мышцы. Плавание в прохладной воде с рождения способствует активности. Ну и прочее. Плюсом является еще и стимулирование иммунитета.

Мда, к этому так сразу и не привыкнешь!

Когда стоит беспокоиться?

Верхняя граница - 9 месяцев. Ничего не происходит? Есть повод обратиться к педиатру и невропатологу. Но! Это еще ни о чем не говорит. В медицинской практике известна масса случаев, когда дети сразу начинали ползать или даже ходить, минуя период сидения.

Все нормально! Мой вес под контролем!

Причины, препятствующие развитию:

  • лишний вес;
  • перенесенные ранее инфекционные заболевания;
  • нарушения мышечного тонуса;
  • выраженные тонические рефлексы;
  • наследственные дефекты;
  • факоматозы;
  • осложнения после вакцинации;
  • судорожный синдром и др.

Лишний вес является достаточно распространенной причиной того, что ребенок не может сидеть. Но устанавливать факт его наличия и варианты решения проблемы лучше в компании с доктором.

В первом полугодии иногда обнаруживаются легкие формы некоторых заболеваний. Проявляются они в неточности захвата предметов, слабой координации движений, дрожании рук. Еще может быть заметен односторонний парез, когда левая кисть, например, работает слаженно, а правая неловко и скованно.

Все сомнения поможет развеять ваш семейный доктор!

Мышечная гипотония (слабые и дряблые мышцы) характерны для такой болезни как спинальная амиотрофия Верднига-Гоффмана.

Туловищная атаксия (нет равновесия и способности самостоятельно сидеть, ходить, стоять) характерна для таких заболеваний ЦНС как синдромы Луи-Бара, Маринеску-Шегрена и ДЦП.

Вышеописанные проблемы встречаются достаточно редко. Синдром Луи-Бара диагностируют у одного из 40 тыс. новорожденных, по ДЦП максимально точной статистики нет, но в России на данный момент проживает около 100 тыс. таких деток, что в процентном эквиваленте составляет 0,07%.

Поэтому раньше времени переживать не стоит, но при выявлении каких-либо странностей лучше перестраховаться и поговорить с врачом.

- задача не из простых. Справиться с этой проблемой помогут советы опытного педиатра.

Выбор автомобильного кресла для грудничка требует ответственного подхода обоих родителей. обязательно к прочтению, как мамам, так и папам.

Укропный чай способствует нормализации пищеварения новорожденного, избавляет от колик и улучшает аппетит. Узнайте рецепт приготовления целебного напитка на этой странице .

Эпилог

Если никаких патологий не обнаружено, ребенок обязательно сядет, поползет, пойдет. Он никому ничего не должен, у него свои ритмы и сроки.

Диапазон медицинских норм очень широк. Не стоит ни на кого равняться, как в развитии, так и в воспитании своего дитя.

Спокойствие, только спокойствие. И терпение. Оно еще пригодится в будущем, а сегодня есть отменный повод для тренировки.

Здравствуйте, молодые родители. В каждой семье ждут с нетерпением, когда их карапуз научиться самостоятельно сидеть, его можно будет оставить в манеже , обложить игрушками, ребёнку значительно интереснее будет коротать время на прогулках, ведь теперь он сможет видеть, что вокруг происходит, ведь детки очень любознательны. Для малыша это очень важный этап в жизни.

Признаки готовности

Наблюдая за своим малышом, вы сможете заметить, что его организм достаточно окреп и правильно сформировался, обрёл все необходимые навыки крупной моторики для того, чтоб научится самостоятельно сидеть. Это время приблизительно припадает на шестимесячный возраст. Характерными признаками готовности являются:

  1. Малыш самостоятельно удерживает голову.
  2. С лёгкостью может совершать перевороты, как со спины на живот, так и обратно.
  3. Ребёнок, когда лежит на животе, приподнимает верхнюю часть своего туловища, опираясь на руки.
  4. Карапуз, когда лежит на спинке, приподнимает верхнюю часть своего тела хотя бы на короткое время.
  5. Может практически присаживаться, уцепившись ручками за руку взрослого человека.

Наличие данных умений говорит о том, что мышцы малыша готовы к появлению новой нагрузки в качестве самостоятельного сидения.

Этапы развития способности сидеть

Помню, как мы не могли дождаться, когда сыночек научиться сидеть самостоятельно. Это новый этап в развитии малыша. Мой совет – запаситесь терпением и не подгоняйте события. Вы должны понимать, что ничего не происходит за одну минуту. И, если считается, что детки в среднем садятся в 6 месяцев, это не значит, что как только ваш карапуз достигнет шестимесячного возраста – сразу сядет. Этот процесс происходит постепенно. У кого-то малыш начинает совершать первые попытки ещё до полугодовалого возраста, и быстрее других умудряется уверенно освоить этот навык, а кто-то только около семи месяцев начнёт совершать попытки, а уверенно сядет лишь в восьмимесячном возрасте. Мой ребёнок начал сидеть в возрасте шести месяцев и трёх недель, делал это уже достаточно уверенно и правильно. А первые попытки, когда он сидел, как неваляшка, он начал совершать с пяти месяцев и двух недель.

Давайте разберёмся, как в среднем происходят этапы становления этого навыка у детей в зависимости от их возраста:

  1. Как правило, малыш, которому только исполнилось полгода, уже пытается садиться. Однако это у него ещё не очень получается, для этого ребёнку приходится использовать две ручки, чтоб создавать себе опору. Практически всегда сидит он в таком положении считанные минуты, а потом заваливается, так как теряет равновесие. Многим малышам ещё сложно самостоятельно присесть, они используют мамину руку, на которой подтягиваются.
  2. В семимесячном возрасте большинство карапузов уже умеет сидеть, при этом им не нужно использовать опору. Малыш может даже крутиться в разные стороны, не теряя при этом своё равновесие.
  3. В восьмимесячном возрасте практически все дети уверено осваивают этот навык. Могут не только долго сидеть, но и самостоятельно принимать это положения из позиции «лёжа на животе» или «лёжа на спине».

Когда ребёнок самостоятельно садится

Бытует мнение, что разнополые дети садятся в разное время, однако это не всегда так. Очень часто время того, когда ребёнок первый раз садится, зависит от его индивидуальных особенностей и от того, как родители позаботились о подготовительном этапе, занимаясь упражнениями для укрепления скелетной мускулатуры. В среднем первые попытки сидеть припадают на полугодовалый возраст, однако деткам нужно время, чтоб научиться не только самостоятельно и уверенно сидеть, но и на то, чтоб наловчиться принимать сидячее положение из разных поз, и такой момент в среднем наступает аж в восьмимесячном возрасте.

Если вы всё-таки задаётесь вопросом, когда начинают сидеть мальчики, то это может быть возраст пяти месяцев. Однако, тут мы говорим о первых попытках ребёнка сидеть, опираясь двумя ручками.

Если вам интересно, когда начинают сидеть девочки – в шесть, семь месяцев.

Считается, что нельзя садить малыша до того, как он сам начнёт проявлять инициативу, лучше просто делать с ним упражнения для укрепления мускулатуры. Также не рекомендуется, чтоб девочки садились раньше полугодовалого возраста, потому что считается, что это способствует нарушению развития органов малого таза, для мальчиков этот период – до пяти месяцев.

Как нужно правильно сидеть

Когда ребёнок начинает сидеть самостоятельно, важно убедиться, что он делает это правильно. Ведь, если малыш будет неправильно удерживать голову, или позвоночник будет находиться в неправильном положении, он начнёт сильно уставать, к тому же это плохо повлияет на правильное развитие.

Так какие же признаки будут свидетельствовать о том, что карапуз сидит правильно:

  1. Голова должна быть слегка наклонена вперёд.
  2. Шея у ребёнка разогнутая.
  3. Поясница должна быть согнута.
  4. Грудной отдел позвоночника разогнут.
  5. Тазобедренные суставы карапуза должны быть согнуты, при этом они наклонены вперёд.
  6. Руки малыша выставлены вперёд и являются опорой в процессе сидения.
  7. Ножки ребёнка разведены в стороны, развёрнуты наружу.

Что нельзя делать

Когда карапуз ещё не научился самостоятельно сидеть, а, кажется, что уже давно пора, некоторые родители пытаются ускорить этот процесс. Беда в том, что они не знают, что своими действиями только усугубляют ситуацию и могут навредить своему малышу.

Так что же нельзя делать в данной ситуации:

  1. Вы ошибаетесь, если думаете, что малыша, который ещё сам не способен сесть можно умостить между подушками, и он сможет долго находиться в таком положении. Какое-то время в окружении опор со всех сторон ребёнок действительно просидит, однако при этом будет оказана сильная нагрузка на ещё неподготовленный позвоночник малыша.
  2. Не садите кроху под прямым углом к себе на колени.
  3. «Кенгуру» для вашего карапуза рано, если вы думаете сажать его в сидячем положении.
  4. В коляске малыш должен находиться в лежачем положении или полулёжа, но не сидеть. Позаботьтесь о том, чтоб угол наклона соответствовал этим требованиям.

Основные упражнения с новорождённым

Не все знают, но начиная с первых недель жизни, мама может делать с малышом упражнения, которые благоприятно повлияют на то, чтоб карапуз своевременно научился сидеть. Также важное влияние окажет регулярная гимнастика и расслабляющий, пусть даже и лёгкий массаж. Важно начинать с совсем маленькой и практически незаметной нагрузки, которая будет постепенно увеличиваться по мере взросления крохи. Кроме того, что физические упражнения будут благоприятно влиять на развитие опорно-двигательного аппарата, а, соответственно, и крупной моторики, они также будут способствовать укреплению защитных функций организма.

Новорождённому можно делать такое упражнение: выкладывать карапуза на животик, начиная после двух недель со дня рождения. Именно это упражнение поспособствует тому, что ребёнок начнёт удерживать голову, потом овладеет навыками самостоятельного переворота, а дальше навыки крупной моторики карапуза будут совершенствоваться вплоть до приобретения способности подниматься в сидячее положение и уверенно в нём находиться, а дальше и ходить.

Занятия для стимулирования

С четырёхмесячного возраста можно начинать практиковать упражнения, которые будут укреплять мышцы крохи, да ещё и поспособствуют своевременному, а иногда и раннему развитию способности сидеть самостоятельно:

  1. Повесьте над кроваткой кольца (размер, чтоб малыш мог ухватиться, просунуть в них ручку), на таком уровне, чтоб карапуз спокойно мог дотянуться. Со временем они заинтересуют малыша, он начнёт хвататься за них и потихоньку подтягиваться.
  2. Когда малыш лежит на спинке, можно ставить перед ним свои указательные пальцы, особенно если ребёнок в этот момент тянется к вам своими ручками. Малыш будет цепко хвататься, и подтягиваться, буквально на несколько секунд, а потом снова опустите кроху. Помните, что угол его подъёма не должен превышать 45 градусов, под ровным углом ему ещё вредно сидеть, это серьёзная нагрузка для неокрепшего позвоночника.

Мой сынок начал подниматься, держась за прутья в кроватке, когда ему было 5 месяцев, мне тогда казалось, что он уже сам не может дождаться, когда, наконец, научится сидеть. Ребёнку было любопытно, что вокруг происходит. При подтягивании он поднимался, создавая угол приблизительно 30 градусов, смотрел по сторонам не больше минуты и снова ложился. А потом переворачивался на животик и уже так пытался рассмотреть, что вокруг происходит.

  1. С раннего детства необходимо выкладывать карапуза на животик, а сейчас пришло время добавить действия этому упражнению. Когда ребёнок лежит на животике, поставьте свою ладонь так, чтоб малыш упёрся своими стопами в неё, при этом важно, чтоб ножки были согнуты в коленках. Теперь нужно поместить перед карапузом что-то яркое или его любимую игрушку. Малыш попытается дотянуться до неё, но не сможет, тогда ребёнок должен попытаться подползти, отталкиваясь от вашей руки.
  2. Во время принятия водных процедур, а их лучше уже совершать во взрослой ванне, позволяйте карапузу плюхкаться, барахтаться, удерживайте его, таким образом, чтоб создавалось впечатление, что малыш плывёт.
  3. Очень важное место занимает расслабляющий массаж, который необходим для всего тела ребёнка. Он поможет не только укрепить мышцы, но и поспособствует снятию избыточного напряжения.

Не расстраивайтесь, если вашему малышу уже 6 месяцев, а он всё ещё не пытается сидеть. Помните, что все детки индивидуальны и нет необходимости торопить события, особенно если вы видите, что в остальном ваш ребёнок нормально развивается, набирает вес. Также не переживайте, если ровесники вашей крохи уже уверенно сидят, а ваш малыш ещё только начинает сидеть, как неваляшка. Однако не стоит забывать и о физических упражнениях, купании и массаже, ведь эти процедуры стимулируют ребёнка сесть. Желаю вам терпения и благоразумия, пусть ваш карапуз сядет, когда будет достаточно готов к этому шагу, будьте здоровы!

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

Записала Юлия Зиберт

Новорожденный младенец может только лежать, плакать, сосать грудь и пачкать пеленки. Всему, что умеет делать взрослый человек, ему предстоит научиться. Он даже сидеть начинает далеко не сразу. Когда же это случится и почему?

Любое физическое действие требует развития соответствующих мышц. Чтобы малыш научился переворачиваться и вставать, сидеть и ходить, у него должна окрепнуть мускулатура. От чего зависит срок, в который он сможет садиться сам?


В каком возрасте ребенок начинает садиться самостоятельно?

Для самостоятельного сидения существуют средние нормы. Малыш первый раз присаживается около полугода, хватаясь за пальцы взрослого. Одни начинают делать это раньше, другие позже. Порой родителям хочется помочь крохе, научить его сидеть, ускорить развитие.

Сидячее положение дает ряд преимуществ: позволяет активнее двигать руками, увеличивает обзор. Однако сидеть ребенок начинает тогда, когда к этому готов его организм. Мышечный аппарат должен укрепиться, чтобы выдерживать продолжительное сидение.

Когда начинают сидеть мальчики?

Считается, что мальчики начинают сидеть немного раньше девочек. Однако большинство педиатров уверено, что различий по полу в подготовке к сидению нет, все зависит от физического развития младенца. Мальчики более подвижны, поэтому в среднем у них быстрее развивается мышечный корсет, что приводит к возможности сесть самостоятельно.

Конечно, это не значит, что все мальчики садятся в 6–6,5 месяцев, а девочки делают это позже. Те детки, с которыми занимаются зарядкой, которые не страдают избыточным весом, имеют шанс начать первыми. Слишком толстенькие и флегматичные будут от них отставать. Однако если малыш научится сидеть к 9 месяцам, это будет укладываться в норму.

Когда начинают сидеть девочки?

Вне зависимости от пола норма освоения навыка сидения находится в пределах от 6 до 9 месяцев. Есть педиатры, которые отдают пальму первенства девочкам. Они считают, что девочки, как более активные, приучаются сидеть раньше мальчиков. Характер ребенка играет в этом не последнюю роль.


Малышу любого возраста надо тренироваться, чтобы сесть самому. Помогать ему, подтягивая на пальцах, можно и нужно. Другое дело – сажать. Долгое время бытовало мнение, что раннее сидение особенно опасно для девочек. Объяснялось это тем, что преждевременная посадка приводит к загибу матки и деформации таза, которые впоследствии помешают зачать и родить ребенка. Современная педиатрия этих взглядов не разделяет, но подстраховаться никогда не помешает. Девочка начнет садиться, когда будет к этому готова.

Можно ли присаживать ребенка?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Усадить ребенка в подушки или разместить его в сидячем положении в коляске – значит развлечь его, дать возможность увидеть много нового. Начиная сажать малыша, родители руководствуются желанием ускорить его развитие, увлечь чем-то необычным. Стоит ли это делать?

Укрепить мышечный корсет, помочь ребенку стать самостоятельнее – желание естественное. Однако искусственное ускорение процесса может принести крохе большой вред. Слабая мускулатура не удержит тельце в сидячем положении, вся нагрузка придется на скелет.

Если младенец не в состоянии удержать равновесие, заваливается набок, не стоит его торопить. Когда позвоночник вынужден принять вес на себя, спинка кривится, что может привести к проблемам с осанкой в школе.

Помочь младенцу скорее освоить новое положение можно, делая с ним зарядку, укрепляя мышцы массажем. Делать это можно и нужно, однако торопить события не следует.

Этапы освоения ребенком навыка сидения

Прежде чем начать садиться, ребенку требуется последовательно освоить следующие навыки:

  • Держать головку. В 3–4 месяца голова перестает падать, при этом укрепляются мышцы плечевого пояса.
  • Опираться на руки, лежа на животе (4-й месяц). Это поможет потом сесть самостоятельно.
  • Переворачиваться, даже ползать на животе (5-й месяц). В это время ребенок может удержаться несколько секунд в сидячем положении, если его посадить.
  • Сидеть более уверенно, упираясь руками, пытаться сесть самому, ползать на животе, иногда вставать на четвереньки, но неустойчиво (6-й месяц).
  • Хорошо перекатываться, ползать, успешно сидеть. Некоторые даже могут сесть сами (7-й месяц).

В 8 месяцев большая часть грудничков уже уверенно садится и умеет принимать сидячее положение из разных позиций. Правильно сидящий малыш не округляет спинку. Он слегка выпрямляет шею и грудной отдел позвоночника, наклоняется вперед, сгибая поясницу, разводит ножки. При сидении он опирается на внешние поверхности ног.

Стоит ли тревожиться и что делать, если ребенок не хочет сидеть?

Если в 8 месяцев ребенок не сидит, рано бить тревогу. Нормы физического развития допускают освоение этого навыка до 9 месяцев. Если же малыш и дальше не способен самостоятельно сесть, стоит обратить на это внимание.

Причина отставания может быть совершенно безобидной: мешает небольшой излишек веса, ребенок флегматичен, ленится. Однако для такого поведения могут быть и другие причины. Установить точно, почему крохе не хочется сидеть, поможет квалифицированный врач.

Задержка физического развития вызывается:


Проконсультировавшись с врачом, родители смогут исключить или подтвердить объективные причины задержки освоения навыка. Чтобы малыш скорее сел, надо ему помочь.

Как можно помочь ребенку научиться сидеть?

Лучшая помощь крохе – занятия с ним, направленные на укрепление мышц. Легкий массаж и гимнастика помогут сформировать мышечный корсет. Когда ребенок начинает сидеть, мускулатура принимает на себя основную нагрузку. На видео показано, как правильно заниматься с ребенком. Каждый день рекомендуется делать простые упражнения:


Важно помнить, сколько раз делать гимнастические упражнения. Каждое движение повторяют не более 6 раз, длительность не должна превышать 2 минуты.

Зарядка направлена на укрепление мышц спины и тренировку чувства равновесия. Постепенно малыш будет сидеть все увереннее.

Полезен грудничку и массаж. Если начать делать его в раннем возрасте, мышцы будут хорошо развиваться и крепнуть. Массаж поможет малышу вовремя осваивать положенные навыки. Если же к 8 месяцам он не начал садиться сам, без хорошего массажиста не обойтись. Пусть процедуру проводит профессионал, поскольку она воздействует на весь организм крохи. Правильная разработка мускулатуры, воздействие на нервные окончания и сосуды благотворно влияет на их тонус, стимулирует развитие.

Если малыш не начал сидеть ни в 8, ни в 9 месяцев, отчаиваться не надо. Конечно, стоит показать его врачу, пройти обследование. Однако, скорее всего, через некоторое время все войдет в норму, надо только не опускать рук и заниматься с ребенком.

Что нельзя делать?

Норма указывает, на каком месяце в среднем дети начинают выполнять то или иное действие. Однако каждый ребенок индивидуален. В зависимости от наследственности, состояния здоровья, веса, характера все начинают сидеть и ходить в разное время.

Торопить эти процессы не стоит - младенец не пробует освоить новое действие, потому что еще не готов, недостаточно развит физически. Насильственное усаживание, особенно против желания крохи, не только не поможет, но и способно вызвать стресс. Категорически не рекомендуется:


Введение первого прикорма мамочки часто сочетают с началом использования стульчика для кормления. Делать этого не стоит, так как малыш еще слишком мал. Кормить его с ложечки лучше в положении полулежа.

Приобретая автокресло, надо выбирать модель, подходящую крохе по возрасту. Самые маленькие должны ездить лежа. Кресло быстро станет мало, но экономить на здоровье ребенка опасно.

Не надо спешить приучать деток к горшку. До года результата все равно не будет. Пусть организм крохи развивается естественно, в удобном ему темпе.

Попытки самостоятельно сидеть – это очередной шаг ребенка к освоению вертикального образа жизни и повод для гордости родителей. Необходимо помнить, что все дети развиваются индивидуально. Говорить о том, что малыш должен уметь что-то делать в четко определенный срок, не вполне корректно. Временные рамки, в которых нормальный ребенок должен научиться сидеть, довольно широки: от 6 до 9 месяцев, с отклонениями в пределах 1–1,5 месяцев.

Нужно ли присаживать малыша?

Всех родителей интересует, развивается ли их ребенок в соответствии с нормами и когда он должен освоить различные навыки. Среди прочих возникает вопрос, во сколько месяцев можно присаживать детей и как помочь им обрести новое положение, не навредив здоровью.

Позвоночник новорожденного предназначен для горизонтального положения. В нем нет еще естественных изгибов, необходимых для прямохождения взрослому человеку. Они формируются с течением времени и обеспечивают нормальную осанку. Подвижные дети, способные самостоятельно переворачиваться, крутить головой, совершать разнообразные движения ногами и руками, постепенно укрепляют мышцы и позвоночник. Они учатся сидеть сами, без помощи родителей. Ускорение родителями этого процесса, раннее присаживание (потому что ребенок подруги «с четырех месяцев вовсю сидит»), чревато нарушениями работы двигательной системы, костей, мышц и некоторых внутренних органов в стадии формирования и развития.

Примерные сроки

Попытки принять вертикальное положение малыш совершает начиная с 5 месяцев. У него уже достаточно сформирован интерес к окружающему миру, он хорошо умеет держать голову, удерживает в руках предметы, рассматривает их, переворачивается на живот из положения лежа. Умение сидеть, как и любой другой навык, формируется последовательно. Если наблюдающие ребенка педиатр, ортопед и невролог не находят у него каких-либо серьезных нарушений, в 6–6,5 месяцев малыш будет сидеть короткое время, неуверенно, с поддержкой . Мышцы спины и брюшного пресса уже достаточно хорошо развиты у детей в этом возрасте. Но при сидении они нуждаются в опоре на обе руки или на одну из них, быстро теряют равновесие и заваливаются набок.

К 7 месяцам вырабатывается навык сидения без опоры на руки. Ребенок способен сидеть более длительное время, удерживая равновесие; садится из положения лежа на животе при помощи рук.

К 8–9 месяцам навык совершенствуется. Ребенок может сидеть довольно долго, садится из положения лежа, ложится из положения сидя, сохраняет равновесие при повороте головы и корпуса в стороны. Но даже годовалый ребенок может, садясь, помогать себе рукой. Постепенно мышцы живота, таза и бедер укрепляются и необходимость в помощи рук проходит.

Некоторые дети осваивают ползание, стоят у опоры и совершают первые шаги по кроватке или манежу раньше, чем начинают садиться. Это также является нормой. Перейти в сидячее положение из позы на четвереньках достаточно удобно, и происходит это само собой.

Все части тела при сидении должны находиться в правильном положении. Родителям следует следить, чтобы голова ребенка была слегка наклонена вперед, подбородок опущен, шея и верхняя часть позвоночника разогнуты. Руки поначалу служат в качестве опоры, находятся впереди; в 7–8 месяцев заняты предметами игры. Поясница согнута. Тазобедренные суставы согнуты и обеспечивают небольшой наклон туловища вперед. Ноги разведены, развернуты наружу; основной упор делается на боковую поверхность ноги. Стойкое нарушение положения хотя бы одной части тела является поводом обратиться к детскому ортопеду или неврологу.

Недоношенный, маловесный ребенок или, наоборот, крупный, неактивный карапуз самостоятельно сядет несколько позже, так как мышечный корсет у него может быть вялым. Детский врач назначит массаж, а родителям рекомендуется проводить укрепляющую гимнастику, заниматься на резиновом мяче, давать ребенку возможность плавать в ванне или в бассейне.

Упражнения для укрепления мышечного корсета

Довольно легко определить, на что следует направить комплекс упражнений. Если ребенок не держит спинку прямо, округляет ее - значит, у него слабые мышцы спины; если заваливается назад, нужно укреплять пресс; падает набок - требуют внимания боковые мышцы:

  1. 1. Чтобы тренировать спину, нужно поставить ребенка на твердую поверхность спиной к себе, крепко держа за ножки и легко поддерживая за живот. В таком положении слегка надавить на спинку ребенка, чтобы он наклонился вперед. Удержав наклон 2–3 секунды, надо подтолкнуть малыша рукой под живот, чтобы он выпрямился.
  2. 2. Упражнения для мышц живота выполняются из положения лежа на спине. Правая рука тянется к левой ноге, а левая рука к правой. Во время этой гимнастики малыша нельзя фиксировать в сидячем положении более чем на 4–5 секунд.
  3. 3. Боковые мышцы укрепляются в процессе круговых движений. Для этого малышу, лежащему на спине, нужно дать свои большие пальцы в руки, немного приподнять над поверхностью (30–45 градусов) и раскачивать его вправо-влево и вперед-назад. Делать это нужно не торопясь и плавно. Резкие движения принесут дискомфорт и даже ухудшение самочувствия.

Чего следует избегать?

Ошибочным является мнение некоторых родителей, что ребенок ленится и нужно его поторопить: присаживать, а то и усаживать в подушки, чтобы привыкал к новому положению тела. Если малыш не начинает садиться сам, это означает, его мышечная система и скелет еще не готовы к этому этапу. Любые попытки усадить ребенка, который еще не умеет сидеть, и удержать его в этом состоянии приведут к серьезным проблемам с позвоночником и деформациям тазовых костей в дальнейшем. Нельзя пока возить его в коляске с вертикальной спинкой, носить в переносках и рюкзаках в положении сидя (только полулежа), усаживать в стульчик или на руки дома, в поликлинике, в автобусе. Можно держать малыша на своих коленях в положении полулежа, лицом или спиной к себе. Торопливость родителей в этом процессе воздействует и на психоэмоциональное состояние малыша. Вертикальное положение, пока еще непривычное и неудобное, вызывает у многих детей страх и неуверенность, не случайно они плачут и стараются принять привычную позу.

Чем позднее ребенок начинает сидеть, тем полезнее для его позвоночника. А вот лежание на животе и ползание необходимо всячески поддерживать. Когда ребенок лежит на животе, нужно на небольшом расстоянии перед ним класть интересный предмет или любимую игрушку, до которой он будет стараться доползти. Если подвесить над кроваткой яркие, привлекательные кольца, то ребенок будет тренироваться сам: время от времени пытаться ухватиться за них и тянуть к себе, тем самым приподнимаясь.

Если ребенок сел самостоятельно не достигнув полугодового возраста, ему можно находиться в сидячем положении не более одного часа в день, ведь мышцы и позвоночник еще не готовы пока к таким нагрузкам. Эффект новизны от непривычных ощущений тела приводит к пониманию, что сидя интереснее наблюдать за всем, что происходит вокруг. Научившись сидеть с опорой, малыш будет стремиться как можно чаще занимать это положение. Возвращать ребенка в горизонтальное положение не только бесполезно, но и нежелательно: это может замедлить естественное развитие. Если родители замечают, что, научившись сидеть, ребенок младше 6 месяцев проводит в этом положении продолжительное время, его нужно отвлечь, подержать на руках, походить с ним, посмотреть в окно.

Попытки ребенка сесть самостоятельно в 3-4 месяца считаются крайне ранними сроками и могут быть связаны с гипертонусом мышц. Требуется консультация невролога.

Когда малыш сидит еще неуверенно, заваливаясь набок или назад, не рекомендуется каждый раз поправлять его. Постепенно мышцы окрепнут, и он перестанет падать. Не следует обкладывать кроху подушками, так как ему будет очень трудно сменить позу, когда захочется.

Садятся ли мальчики раньше девочек?

Возраст, в котором ребенок научится сидеть (ползать, стоять, хлопать в ладоши), от пола не зависит. Значение имеет только физическое развитие и психическая готовность малыша к новому этапу развития. Можно встретить мнение, что мальчиков можно учить садиться раньше девочек. Вне зависимости от пола, присаживать и мальчика, и девочку младше полугода вредно. Выявлена зависимость между ранним присаживанием детей и развитием сколиоза, нарушением осанки в более старшем возрасте.

У девочек, которых родители начали сажать до того момента, когда ребенок сделает это сам, впоследствии выявляются нарушения развития тазовых костей. Деформированные кости могут создать проблемы, когда через много лет придет пора рожать: родовые пути окажутся перекрыты и роды будут долгими и более мучительными. А вот загиб матки как результат раннего присаживания девочек - это миф. Исследования показывают, что отклонение матки - это не патология, а особенность строения женского организма, которая возникает из-за воспалительных процессов в малом тазу либо является генетически обусловленной.

Если мальчик или девочка в 7 месяцев, как и в 5, плачет, не хочет сидеть на твердом или на руках у взрослого, старается лечь, то это означает только одно - ребенок сам не ощущает готовности увидеть мир из нового положения. Может быть, он сначала будет ползать и даже вставать, и только потом освоит сидение. Это находится в пределах возрастной нормы, и повода для беспокойства нет, если педиатр не находит у ребенка задержки психического развития, а сам малыш умеет переворачиваться, время от времени предпринимает попытки ползти или встать на колени. Рекомендуется проконсультироваться со специалистом, который определит, имеет ли место задержка моторного развития. Как правило, помогают физические упражнения, массаж и водные процедуры.

Все параметры, в которые должны «укладываться» показатели ребенка, ориентированы на среднестатистических детей. Каждый малыш уникален, поэтому его индивидуальное развитие пойдет своим путем.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго