Проект (подготовительная группа) на тему: Педагогический проект Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников. «Королева Экономика. Золотая рыбка (экономическая сказка)

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

по мотивам сказок А.С.Пушкина

"Сказка ложь, да в ней намек! Добрым мол одцам урок."

На одном большом острове в океане правил когда-то молодой князь Гвидон и женился он на прекрасной царевне Лебеди.

Много было на том острове разного богатства: и леса, и горы, и заливные луга, и много рыбы в океане. Однако народ острова жил бедно, так как в ту пору в качестве денег в ходу были золотые, да серебряные монеты, да еще драгоценные камни, а на острове не добывалось ни злата, ни серебра, ни каменей драгоценных. А все это было привозное - заморское, из соседнего царства - государства, где правил славный царь Салтан. По указу царя Салтана его купцы закупали на острове только лес, да уголь и более - ничего. И вот, сколько закупят купцы заморские этого товару, столько и денег ходило, а других денег на острове в ходу не было. А князю Гвидону надо было еще платить целому войску великанов - "Все равны, как на подбор; старый дядька Черномор с ними из моря выходит и попарно их выводит, чтобы остров тот хранить и дозором обходить..."

Еще надо было содержать большой княжеский двор, чиновников, да многочисленную челядь, чтобы перед заморскими гостями в грязь лицом не ударить. Как оплатит все это князь, так денег в казне боле и нет, народу перепадали жалкие крохи. Так что, жили люди в основном своим натуральным хозяйством - "сколько потопали, столько и полопали." Между собой люди занимались натуральным обменом, так что торговля не развивалась.

Хоть леса и руды на острове было много, так ведь когда-нибудь могло и закончиться. А чем тогда торговать, и где потом деньги брать? Сильно об этом кручинился молодой князь.

Как водится, князь еще разбирал споры между людьми и вершил правый суд. А споров было очень много, почитай каждый день приходилось разбирать - сколько и на что можно менять разного товару. Каждый, кто приходил, был обижен и жаловался князю, что его мол обделили и обобрали. Так что, вместо того, чтобы с молодой женой - лебедушкой о наследниках радеть, приходилось одни и те-же жалобы каждый день слушать, "ряды рядить, да лясы точить."

И еще очень печалился князь Гвидон, что в городе, да и в округе бродят много нищих, оборванных людишек и просят подаяния. Беда в том, что много среди нищих было вдов с голодными детишками: у какой муж - рыбак в шторм пропадет, у какой - на лесоповале надорвется или в шахте поломается. Все, пиши:- пропало, детей кормить нечем. И шли вдовы с детками в город к добросердечному князю просить подаяния. Много он милостыни раздавал, только нищих становилось все больше и больше. А заморские купцы его еще и подначивали - "Что это у тебя столько нищих, князь? Не умеешь ты стало-быть ни хозяйство вести, ни порядок навести."

Князь у купцов спрашивал: "А что в царстве славного Салтана делается? Как он с нищетой справляется?"

На что гости отвечали: "Как царские слуги увидят какую-нибудь нищенку с ребенком, так они их хватают, в бочку сажают, да в море-океан с горы сбрасывают. И нищих в том царстве-государстве, почитай - и не видать. Хоть баб, да их детишек всем жалко, да делать нечего, надо-же как-то с нищетой бороться."

И вот Князь три ночи не спал, не ел - все думу думал: как нищету одолеть и всех богатыми сделать, и при этом жизни человеческие не губить?

"Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?" - Говорит она ему.

Князь Гвидон ей отвечает: "Грусть-тоска меня съедает; чудо чудное завесть мне б хотелось. Где-то есть ель в лесу, под елью белка; диво, право, не безделка - белка песенки поет да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра - чистый изумруд; но, быть может, люди врут".

Князю лебедь отвечает: "Свет о белке правду бает; это чудо знаю я; полно, князь, душа моя, не печалься; рада службу оказать тебе я в дружбу".

Жена князя была волшебницей, она умела превращаться хоть в лебедя, хоть в муху, хоть в комара, и в таком обличие летала в дальние три-девятые и три-десятые царства, и даже в другие - параллельные миры. Она смотрела, что там происходит и могла присылать от туда разные диковинки, каких на острове сроду не видывали.

И вот, по желанию Гвидона, выросла на княжеском дворе ель с золотыми орешками и изумрудными ядрами, которые белка добывала, да еще при этом и песни пела.

Князь было собрался из золотых скорлупок лить монеты, да пускать их в ход по свету, а княгиня и говорит: "Ты князь, у ели стражу поставь, пусть люди на это чудо из далека любуются, а все золотые скорлупки, да изумрудные ядрышки в казну, под спуд запирай. А народу раздавай золотые деньги да изумруды, но только не реальные, а виртуальные. и чтобы торговля велась через магазины - тоже виртуальные."

"Это как же так?" - Изумился князь.

"А так, елка с золотыми орешками у тебя одна и белка тоже одна, а народу много. Как начнут они товар производить и торговлю вести, и с этого - богатеть, так ни каких шишек не напасешься. Ты народу объяви, что мол для сохранности от грабителей - злодеев, все эти драгоценности будут храниться в княжеской казне, а народ будет регулярно получать необходимое количество денег в виде условных чисел на их именных счетах и люди смогут самостоятельно ими распоряжаться для ведения хозяйства и торговли. И объяви, что количество условных чисел соответствует определенному количеству ценностей, хранящихся в княжеской казне."

Князь сначала обрадовался: "Это ты хорошо придумала! Выходит, что виртуальных денег я смогу раздавать сколько угодно!"

А волшебница отвечает: "Да, только я это не сама придумала, а в три-десятом царстве подсмотрела. Скоро от туда придет корабль и привезет волшебные зеркала - айфоны, через которые люди будут управлять своими виртуальными деньгами. Но за айфоны пока придется заплатить настоящим золотом и настоящими изумрудами, так как к тебе пока еще не достает доверия у заморских купцов."

"Но погоди!" - Воскликнул князь: "От куда же возьмется доверие? Когда я умру, наследники откроют мои закрома и увидят, что на самом деле там драгоценностей - кот наплакал. Что они тогда обо мне скажут?"

"Не тревожься об этом, князь!" - Ответила княгиня лебедь: "Пусть люди вначале привыкнут к виртуальным деньгам, да на собственном опыте убедятся, что для торговли им не нужны ни золото, ни изумруды, а нужны только виртуальные числа на их денежных счетах, да государственный закон - принимать эти числа в уплату за реальные товары. А потом мы как-нибудь эту привязку к золоту и отменим. В тех дальних мирах, где я побывала, "золотого стандарта" давно уж и в помине нет."

Но все-таки у князя ни как не могло уложиться в голове, как с помощью каких-то абстрактных, не реальных чисел, можно добывать реальные ценности, он ведь никогда такого не видывал и никогда о таком не слыхивал. Тогда княгиня дала ему волшебное зеркало - айфон и сказала: "Вот, иди поиграй в социальную игру, а заодно и потренируйся."

Несколько дней князь игрался с демо-версией в социальной игре, пока постепенно не начал постигать суть дела, но кое-какие неразрешенные вопросы все-таки остались. Пришел князь к своей лебедушке и спрашивает: "Если золотой стандарт - это фикция, то чем тогда инвестиционные деньги реально обеспечены? И сколько их надо выпускать? И почему их объем надо к народонаселению привязывать?"

"Реально инвестиционные деньги обеспечены потенциалом." - Ответила лебедушка.

"Каким таким потенциалом?" - Изумился князь.

"В первую очередь - человеческим созидательным потенциалом, а во вторую очередь - потенциалом окружающей нас природы. Поэтому деньги должны быть привязаны к населению. Вот мы идем с тобой сейчас по песчаному берегу и ты думаешь, что из песка невозможно построить прочный дом; а между тем, человек придумал как превращать песок в легкую, но прочную пену, из которой можно строить легкие и прочные дома. Человек способен придумать и потом воплотить в реальной жизни такое, что без него в природе никогда не было и не будет. Вот волшебное зеркало у тебя в руках - его тоже человек придумал.

С другой стороны, производство без людей - покупателей не имеет смысла, поэтому потребительские деньги тоже должны быть привязаны к народонаселению, чтобы люди смогли спокойно жить и самовоспроизводством заниматься (детей растить да воспитывать) да еще, чтобы все находили себе занятие по душе и сотрудничали друг с другом для совместного созидания разных благ.

Но есть такие страны, где деньги привязаны к ростовщикам, и люди к ним за деньгами на поклон ходят. Если ростовщик захочет, может деньги дать, а может и не дать, а может все имущество у должника отнять и по миру его пустить. Потому, что владеет ростовщиком страсть власти и наживы - маммона, и испытывает он такой голод, который невозможно ни чем утолить, хоть ты все богатства мира влей в его ненасытную глотку."

"От чего же зарождается такая ненасытная страсть?" - Подивился молодой князь.

"От страха нищеты, поэтому нищету надобно одолеть, но не уничтожая нищих (от этого страх только растет), а нужно людей умиротворить и обнадежить. Для этого им надобно обеспечить достойный (не нищенский) базовый уровень жизни и вселить уверенность в завтрашнем дне. Когда человек уверен, что ни он, ни его близкие не будут страдать от голода и холода, и что есть у них надежная защита, тогда сможет человек спокойно посвятить себя тому, к чему у него душа лежит. А чем более люди образованы и развиты духовно, тем больше у них проявляется жажда творчества, тем больше им хочется созидать что-то новое и доселе невиданное."

"Все это хорошо." - Вздохнул князь: "Но если людей обеспечить базовым уровнем жизни, никто тогда и работать не захочет."

"Не беспокойся!" - Ответила княгиня: "В других странах проводили такие эксперименты, где людям просто раздавали деньги. Вначале они, правда - пили и гуляли, но потом брались за голову, и начинали порядок наводить да жизнь обустраивать, человеческое здравомыслие еще никто не отменял."

"А от чего зависит базовый уровень жизни?" - Поинтересовался князь.

"От технического прогресса. Чем выше уровень технического прогресса, тем ниже потребность в рабочих руках, то есть в людях, делающих монотонную стандартную работу. Но зато, повышается потребность в специалистах, обладающих высокой умственной способностью и глубокими знаниями. Хоть их труд оценивается высоко, но в общем и целом затраты на человеческий труд сокращаются, это называется - сокращение внутренних затрат. Но, с другой стороны, все руководители предприятий заинтересованы в росте объемов производства и сбыта своей продукции. Этот парадокс как раз и устраняется при помощи электронной денежной системы (системы распределения благ). Когда на потребительские счета граждан регулярно перечисляются деньги, составляющие разницу между объемами предложения продукции (в деньгах) и объемами спроса, обеспеченного заработанными деньгами."

"Почему деньги должны быть разделены на два отдельных потока - инвестиционные и потребительские?" - Спросил князь, подумав.

Должен работать сбалансированный товарно-денежный механизм, чтобы с одной стороны - не было перепроизводства товаров или денег, а с другой стороны - нехватки товаров или денег. Такой механизм автоматически регулируется и отлаживается с помощью электронной денежной системы и электронной системы товарного оборота.

Инвестиционные деньги можно тратить только на средства производства и на материалы и еще - на оплату труда. Потребительские деньги тратятся уже на готовую продукцию. Чтобы деньги контролировались по назначению платежей применяются автоматические ограничители и контролеры. Для этого используются два вида электронных порталов, через которые проводятся электронные (безналичные) платежи: один портал для частных инвесторов и частных покупателей розничной продукции; второй портал - для производителей продукции, через него ведется торговля промышленным оборудованием и оптовая торговля сырьем и материалами, а также к нему подключена электронная биржа труда.

Чтобы цены были предсказуемыми и фиксировались на определенный отрезок времени, по всей цепочке заключаются длинносрочные договоры поставок продукции и различных услуг по фиксированной цене."

"Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет; о н бежит себе в волнах н а раздутых парусах м имо острова крутого,м имо города большого; п ушки с пристани палят, к ораблю пристать велят. Пристают к заставе гости. Князь Гвидон зовет их в гости. Он их кормит, и поит, и ответ держать велит: "Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?"

Корабельщики в ответ: "Мы объехали весь свет, т орговали мы недаром н еуказанным товаром; а лежит нам путь далек: ... м имо острова Буяна, в царство славного Салтана".
Князь им вымолвил тогда: "Добрый путь вам, господа, п о морю по Окияну к славному царю Салтану; д а напомните ему, г осударю своему: к нам он в гости обещался, а доселе не собрался - ш лю ему я свой поклон".

Весь товар скупил Гвидон, а назывался он - айфон.

Уговорил князь остаться на острове двух специалистов, которых звали Ай и Ти, а остальных гостей отпустил с миром. Ай Ти - Специалисты помогли Гвидону организовать беспроводную сеть - интернет, а питание все IT-устройства получали от солнечных батарей.

Потом князь раздал всем жителям острова, и малым и старым, волшебные зеркала - айфоны и велел играть в социальные игры, чтобы значит - нужные знания получать и цифровые технологии изучать, да учиться понимать - как при помощи виртуальных чисел торговать и реальные богатства преумножать. А тем, кто грамоту не разумеет - велел через интернет ее изучать.

"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается."

И вот, прошло какое-то время и повелел молодой князь каждому жителю острова, и малому и старому, открыть по два счета в специальном электронном банке. На один счет приказал князь каждый месяц начислять деньги инвестиционные - инвесты, а на второй счет начислять деньги потребительские (как-бы, на потребу) и назывались они - потребы. Доступ к счетам был само-собой - через айфоны. И еще объявил князь, что деньги эти, хоть их потрогать и нельзя, но самые, что ни на есть - настоящие и обеспечены они золотом и изумрудами, которые хранятся в княжеской казне. А кто сомневается, пусть приходит на княжеский двор и на белочку с золотыми олешками полюбуется: "И усеян двор большой золотою скорлупой."

Куплю-продажу такими нереальными деньгами князь приказал вести только через специальные (тоже нереальные) интернет-магазины, которые все прописывались на специальном электронном портале.

И вот, на таком портале дает один человек объявление: "Желаю мол птице-ферму открыть, чтобы птицей и яйцами торговать. Кому птица, да яйца потребны?"

Одни люди откликаются: "Мне потребны! Да мне потребны!" А другие люди добавляют: "Мы тоже хотим покупать, да только у нас денег нет."

Или наоборот, кто-то делает заявку: "Мол желаю хлеб покупать - три буханки в неделю, вот по такой цене. Кто еще хочет покупать?" И другие люди откликаются: "Мы хотим! Да мы хотим!"

Тут вступает в действие еще один электронный портал - оптовая товарно-сырьевая биржа. На ней пекарь делает предварительную заявку: нужно столько-то муки, яиц, сахара и всего-прочего для выпуска хлеба, в оптовых объемах по фиксированной цене в течении одного года - как минимум. И еще нужно столько-то сотрудников, вот на такую зарплату.

Узнав что по чем и в какие сроки, и подсчитав предварительный спрос, пекарь на специальной программе делает расчет (бизнес-план) и делает на первом портале объявление: "Желаю расширить производство хлеба. Нужны инвестиции в таком-то размере и нужны постоянные покупатели, которые будут покупать целый год вот такой объем хлеба - минимум. А качество хлеба я гарантирую вот такое, и поставки своевременные тоже гарантирую. А цена хлеба для покупателей предварительно будет вот такая, а всем инвесторам - скидки (или бонусы, или баллы) вот такие. Люди откликаются: "Да, мы его знаем, он печет хороший хлеб, согласны покупать столько-то и столько-то в течение всего года." А другие люди отвечают: "А мы согласны покупать, да еще и инвестировать столько-то, да столько-то."

Как набралось у пекаря нужное количество инвестиций и покупателей, так пошло-поехало, процесс запущен!

Между всеми участниками заключаются предварительные договоры о намерениях, которые обязательны к исполнению в том случае, если все стороны будут соблюдать взятые на себя обязательства. Там уже окончательно утрясаются все цены, объемы и сроки, и процесс переходит в стадию реального воплощения, то есть - в стадию создания новых реальных благ с помощью виртуальных чисел (электронных денег).

Для всех производителей продукции, кто пользуется ресурсами живой природы, князь повелел ввести налог "на природосбережение" для того, чтобы люди о природе заботились, и если срубят какое дерево, чтобы новое посадили, или - убьют какую живность, чтоб новую вырастили.

Наш князь никогда не забывал о вдовах и сиротах, о больных и престарелых и поэтому он издает указ - чтобы в следующем году на потребу всем гражданам (и старым, и малым) регулярно перечислять на их потребительские счета деньги в размере разницы между объемами реального производства и объемами денежного спроса (то есть спроса, обеспеченного заработанными деньгами). Но пусть там будет действовать внешний ограничитель в виде "базового уровня жизни", чтобы у людей был стимул самим деньги зарабатывать и еще, чтобы понапрасну природные ресурсы не переводить. С этой целью князь обязывает всех производителей подсчитывать реальный спрос и сравнивать его с денежным спросом, да рассчитывать: в каких объемах смогут они в следующем году увеличить свое производство, и на сколько процентов смогут удовлетворить реальный спрос. И чтобы всю эту информацию производители на электронных информационных порталах размещали.

Тут может возникнуть вопрос: почему базовый уровень жизни надобно обеспечивать всем людям, а не только нищим, больным, престарелым да убогим? Как справедливо рассудил князь - нельзя кого-то обидеть и кого-то обделить, ведь все мы под богом ходим, как говорится: "от сумы да от тюрьмы не зарекайся."

И еще на собственном опыте убедился Гвидон, что невозможно подсчитать и определить - кто достоин княжеской милости, а кто не достоин. И вместо того, чтобы содержать целую армию чиновников, юристов, охранников, да полицейских (для защиты сытых людей от голодных), лучше будет обеспечить всех людей поголовно таким достойным уровнем жизни, который способно создать и поддерживать все ныне живущее сообщество.

"Ветер весело шумит, с удно весело бежит м имо острова Буяна, в царство славного Салтана - и желанная страна в от уж издали видна; в от на берег вышли гости; ц арь Салтан зовет их в гости,... видят: весь сияя в злате, ц арь Салтан сидит в палате н а престоле и в венце, с грустной думой на лице... Царь Салтан гостей сажает за свой стол и вопрошает: "Ой вы, гости-господа, д олго ль ездили? куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?"
Корабельщики в ответ: "Мы объехали весь свет; з а морем житье не худо; в свете ж вот какое чудо: о стров на море лежит, г рад на острове стоит с златоглавыми церквами, с теремами да садами, ... Все в том острове богаты, и зоб нет, везде палаты; а сидит в нем князь Гвидон; о н прислал тебе поклон". Царь Салтан дивится чуду. "Если только жив я буду, ч удный остров навещу, у Гвидона погощу". А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой н е хотят его пустить ч удный остров навестить."

Ведь ткачиха с поварихой вышли замуж за местных ростовщиков. А ростовщики в первую голову думают о своей мошне - о маммоне. Им выгоднее народ всегда в страхе и невежестве держать, вдов с детишками в бочках в море бросать, да кровушку народную с помощью долговой повинности сосать.

2 класс

Урок литературного чтения

Тема. Знакомимся с экономикой через сказки

Дидактическая цель : формирование интереса учащихся к экономическим категориям.

Тип по дидактической цели : изучение нового материала.

Цели по содержанию:

    обучающие: ввести детей через сказки в новую - экономическую – сферу социальной жизни людей; учить исследовать, анализировать содержание сказок, вычленяя в них экономические категории и нравственные качества личности, проявляющихся в различных ситуациях

    развивающие: развитие логики, самостоятельности и нестандартности мышления, коммуникативно-познавательных навыков, творческой активности.

    воспитывающие: прививать доброе отношение к живому миру, уважение и хозяйский подход к использованию природных ресурсов; положительного отношения к дружбе, взаимовыручке.

Оборудование: краткий словарь - справочник, разноцветные мелки, таблички с экономическими категориями, нравственными качествами, мультимедиа

Ход урока

I .Организационный момент.

1.Распределение детей по группам. Дети пересаживаются в соответствии с группами.

II .Настрой на урок.

Учитель. Какое у вас настроение? (ответы детей)

У меня тоже хорошее настроение, хочется поработать с вами, порадовать вас.

III . Минута самовнушения.

Итак, садитесь за парты, опустите голову на парту, закройте глаза и повторяйте со мной про себя.

-Солнце, какое ты доброе, хорошее, ты даришь мне жизнь, спасибо тебе…

-Жизнь, какая ты красивая, интересная, я люблю тебя…

- Здравствуй, день, ты ступенька в моей жизни, ты помогаешь мне стать хорошим человеком

-Я сегодня буду расти, буду мыслить, буду изучать, познавать…

мыслящий человек. Не боюсь трудностей.. Я умею быть сосредоточенным

Поднимите, пожалуйста, головы. Пусть сегодняшний урок будет творческим. Пожелаем себе всего хорошего, доброго.

А я желаю вам успешных, мудрых ответов, удачи вам на уроке и чтобы урок наш состоялся.

IV . Актуализация опорных знаний.

1.Прочитаем тему сегодняшнего урока. (Дети читают тему урока).

Знакомимся с экономикой через сказки.

V .Мотивация: для чего?

На уроке мы прикоснёмся к сказкам и познакомимся с экономическими категориями (понятиями), которые в нашу жизнь вошли сравнительно недавно и связаны с переходом к рыночной экономике. Узнаем, что сказка, оказывается, - это серьёзное и настоящее дело. Она нужна, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.

Какое новое слово вам встретилось при чтении темы урока? (Экономика)

Экономика – как наука о домашнем хозяйстве. Она объединяет слова: потребность (что нужно человеку: материальное, духовное, социальное),труд, бартер (обмен), выгода (прибыль), убыток, деньги, реклама, бизнес, капитал

(купля –продажа) это экономические категории. Знание экономических категорий вам пригодятся в дальнейшей жизни.

VI .Погружение в урок.

1 задание. Чтобы начать знакомство с экономическими категориями, предлагаю вам поиграть со мной в игру «Выберите верное предложение». На карточках по три предложения. Выберите то предложение, которое вам кажется правильным и объясните, почему вы его выбрали.

1 группа.

1.Чтобы жить, необходимы деньги.

Чтобы жить, необходимы игрушки.

2.Только взрослые должны трудиться.

И дети, и взрослые должны трудиться.

3. Валюта – это бумажные деньги.

Валюта – это деньги, которые могут быть и бумажными, и металлическими.

2 группа

1.Бартер – это когда меняют товар на деньги.

Бартер – это когда меняют товар на товар.

3.Пенсию обычно получают мамы и папы.

Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.

3 группа

1.Вода должна течь из крана и днём, и ночью.

Вода должна течь из крана тогда, когда она нужна человеку.

2.Бюджет семьи – это только доходы.

Бюджет семьи – это доходы и расходы.

3.Чем качественнее (лучше) товар, тем выше цена товара.

Чем качественнее товар, тем ниже его цена.

Итак, какие экономические категории выделим в этой игре? (Ответы: деньги, трудиться – труд, валюта, реклама, пенсия, экономия, бюджет, товар, цена, качество товара ).

2 задание. Сейчас группы поработают со сказками, которые вам хорошо знакомы. Но эти сказки мы с вами проанализируем, исследуем, вычленяя в них экономические категории и нравственные качества человека, которые проявляются в различных ситуациях.

Ваша задача:

Выбрать и сгруппировать экономические категории и социально-нравственные качества, которые даются на карточках.

Обсуждение задания в группах.

1 группа . «Колобок» (Русская народная сказка)

Цель: расширить представление о рациональном использовании ресурсов, продуктов, созданных людьми

Экономические категории : труд, изделие.

Социально-нравственные качества: трудолюбие, предприимчивость, любознательность, общительность, хитрость, хвастливость, безопасность

Краткое содержание .

Жили-были дед да баба. Дед попросил бабку испечь колобок. Старуха по амбару помела, по сусеку поскребла и набрала горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, пожарила его в масле. Колобок получился пышный, румяный, ароматный. Положила она его на окно остынуть. А колобок прыг с окошка во двор и покатился себе по дорожке в лес. По дороге встретились ему сначала заяц, потом волк, затем медведь и лиса. Все хотели съесть Колобка, но только она собралась его съесть, как прибежали бабушка и дедушка, все звери и стали стыдить лису. Колобок предложил пойти к бабушке и дедушке и всем вместе попить чаю.

Вопросы:

Что было необходимо, чтобы испечь колобок?

Каким получился Колобок?

Вопросы:

Почему бабушка не отказалась испечь колобок?

Почему Колобку захотелось убежать из дома?

Каким образом Колобку удавалось укатиться от зверей?

Почему лиса обманула Колобка?

Вывод:

Бабушка была трудолюбивой и заботилась о дедушке, Испекла ему колобок отличного качества, используя муку, сметану, масло;

Колобок был хвастунишкой: решил показать себя всему миру – какой он пышный да румяный;

Лиса предприимчивая, хитрая – обманула Колобка;

Безопасность жизни – не доверяй незнакомым людям

2 группа «Терем – теремок» (Русская народная сказка)

Цели: формировать понимание необходимости труда, значимости домашних обязанностей между всеми жителями теремка; вызвать эмоционально положительное отношение к дружбе, взаимовыручке сказочных героев.

Экономические категории: труд, разделение труда, польза, выгода

: трудолюбие, заботливость, умение дружить, готовность к взаимовыручке.

Краткое содержание.

Стоит в поле теремок. Прибежала к нему мышка-норушка и стала в нём жить. Потом попросились жить: лягушка-квакушка, ёжик без головы и ножек, петушок-золотой гребешок.

Вот все в теремке живут, песни поют. Мышка-норушка там зерно толчёт, лягушка пироги печёт, а петух на подоконнике играет на гармонике, серый ёжик теремок сторожит. Шёл мимо медведь, захотелось ему в теремке пожить. Влез на крышу, затрещал теремок, упал на бок и развалился. Еле-еле успели из него звери выскочить. Попросил медведь у них прощения и предложил построить новый, большой теремок. Стали звери брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить. Получился он лучше прежнего.

Вопросы:

Какими видами труда занимались жители теремка?

Как вы думаете, почему каждый занимался одним (своим) делом?

Как был восстановлен теремок?

Вопросы:

Как жилось зверям в теремке?

Почему они помогали друг другу?

Для чего нужно разделение труда?

Есть ли разделение труда в вашей семье?

Как вели хозяйство жители теремка?

Вариант: В какой сказке сказочные герои строят дом? (« Три поросёнка» английская сказка)

Вывод:

Каждый житель терема имел свои обязанности и хорошо выполнял их, поэтому всё у них получалось. Они жили дружно, заботились друг о друге.

3 группа « Мужик и медведь» (Русская народная сказка )

Цели: сформировать представление о характере труда сельского жителя; развивать умение предвидеть результат труда, смекалку.

Экономические категории : труд, выгода, товар, договор (уговор), прибыль

Социально-нравственные качества : трудолюбие, расчётливость, смекалка, чувство справедливости.

Краткое содержание.

Посеял мужик репу. Пришёл к нему медведь. И говорит, что «заломает» его. Муж попросил не трогать его. Когда урожай созреет, то он разделит его с медведем: корешки себе возьмёт, а вершки – ему. Репа сочная выросла. Пришло время урожай делить. Мужик отдал медведю ботву, а репу положил на воз и в город поехал продавать. Распробовал медведь невкусную ботву и понял, что мужик его обманул. На другой год мужик посеял на том месте рожь. Поехал жать, а медведь его дожидается и говорит, что он не даст себя обмануть – на этот раз он возьмёт корешки, а мужику отдаст вершки. Корешки не пришлись медведю по вкусу. С тех пор меж ними вражда.

Вопросы:

Чем занимался мужик в поле?

Каким образом он поделил урожай?

Зачем мужик повёз репу в город?

Почему мужик посеял на следующий год рожь?

Какую работу выполнял мужик: нужную (важную) или нет?

Вопросы:

Как мужик сохранил урожай?

Какое качество помогло мужику обмануть медведя?

Почему рассорились мужик и медведь?

Справедливо ли поступил мужик с медведем?

Вывод:

Благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, получил товар и прибыль;

Медведь трудиться не любил и остался с невкусными вершками и корешками

3 задание.

Игра «Продолжи предложение » (на доске)

Цель: проверить умение детей завершать предложение по смыслу, используя термины экономики.

Инструкция. Я предлагаю вам поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а вы его закончите. Слова-помощники на доске: польза, зарплата, пенсия, стипендия, вести дополнительное хозяйство, кто-то из членов пойдет на работу, профессия, валюта, продать, купить, изготовить, выше, банк, реклама, товар, одежда, жилье, продукты питания

    Любой труд приносит ….(пользу).

    Моя мама получает за свой труд…, бабушка …., а брат учится в институте и получает …. (зарплату, пенсию, стипендию).

    Доходы семьи можно увеличить, если …(вести дополнительное хозяйство, кто-то из членов семьи пойдёт на работу).

    Деньги разных стран называются ….(валюта).

    Любой товар можно ….(продать, купить, изготовить).

    В магазине цена…., чем на рынке (выше).

    Место хранения и накопления денег называется …(банком).

    Чтобы люди узнали о товаре, нужна ….(реклама).

    Мебель, одежда - это …(товар)

    Для того чтобы жить, человеку нужны … (одежда, жильё, продукты питания).

4 задание .

Игра «Колодец желаний»

Представьте себе, что вы банкир. Начните предложение и закончите его: «Если бы я мог стать банкиром, то …»

5 задание.

Итак, сейчас вспомним сказку С.Михалкова «Как старик продавал корову»

Цель: раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи.

Краткое содержание.

Старик продавал корову на базаре целый день, но никто её не хотел покупать. Корова была старой, худой и молока не давала. Один паренёк пожалел старика и решил помочь. Он так стал расхваливать корову покупателям, что появилось много желающих её приобрести. Но старик передумал: «Такая корова нужна самому».

Экономические категории : реклама, покупатели, продавцы, товар.

Вопросы:

Почему старик целый день не мог продать корову?

Как старик представлял товар?

Каким образом паренёк привлёк покупателей?

Кто был лучшим продавцом: старик или паренёк?

Почему старик передумал продавать корову?

Социально-экономические качества : предприимчивость, доброта

Вопросы:

Какими качествами обладал паренёк?

Почему паренёк помог старику?

Вывод: старик не мог продать корову, потому что всем говорил, что корова старая и не даёт молока. Паренёк был предприимчивым, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей.

VII . Рефлексия.

Какие задания вам показались наиболее интересными?

Пригодятся ли вам знания этого урока в жизни? Где? Для чего?

Чтение пословицы:

Мудрым никто не родился, а научился.

Вывод:

Быть мудрым человек учится у жизни.

Жизнь учит людей быть мудрыми.

VII .Самооценка урока

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Самоанализ урока

Тема урока . Знакомство с экономическими категориями через сказки.

Дидактическая цель : формирование интереса учащихся к экономическим категориям

Тип урока по дидактической цели : изучение нового материала

Цели содержания:

1)обучающие: ввести детей через сказки в новую – экономическую - сферу социальной жизни людей; учить исследовать, анализировать содержание сказок, вычленяя в них экономические категории и нравственные качества личности, проявляющихся в различных ситуациях;

2) развивающие : развитие логики, самостоятельности и нестандартности мышления, коммуникативно-познавательных навыков, творческой активности;

3)воспитывающие: прививать доброе отношение к живому миру; уважение и хозяйский подход к использованию природных ресурсов; положительного отношения к дружбе, взаимовыручке.

Дл достижения целей урока применила технологии:

1.Технология организации познавательной деятельности учащихся:

Технология личностной ориентации педагогического процесса, педагогика сотрудничества; гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили;

Технология активизации и интенсификации познавательной учащихся: игровая технология, технология проблемного обучения, информационная технология, технология группового способа обучения;

Технология организации воспитательного процесса (коллективная творческая деятельность), технология свободного развития (предоставление ребёнку свободы и самостоятельности в определении целей своего развития).

Пониманию экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению в значительной степени способствует сказка. И в народных сказках, и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается в виде проблемных ситуаций, решения которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

На уроке использовала игровую форму заданиям, имеющим познавательное содержание путём введения в него одного или нескольких элементов игры (роли выступающих, установка на выигрыш в результате выполнения определённых правил и достижения заданной цели).

Игры « Выбери верное предложение», «Продолжи предложение» применила с целью выявления сформированности экономических категорий и умения завершать предложение по смыслу, используя термины экономики.

Следующий этап работы на уроке заключался в анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.). и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях. Реализация этой задачи прослеживается в сказках «Колобок», «Терем-теремок», «Мужик и медведь». По этим сказкам дети получили представление о рациональном использовании ресурсов, продуктов, созданных людьми, о характере труда сельского жителя, понимание необходимости труда, значимости разделения домашнего труда между членами семьи, предвидеть результат труда; воспитание социально-нравственных качеств личности: трудолюбие, общительность, хвастливость, заботливость.

Познакомились с экономическими категориями: труд, изделие, разделение труда, польза, выгода, товар, договор (уговор), прибыль.

Социально-нравственные качества: предприимчивость, доброта.

При проведении физминутки использовала «экологическую педагогику» - это одна из основных характеристик гуманно – личностной педагогики Ш.А.Амонашвили, дидактический приём «Опустите голову!», «Закройте глаза!» по утверждению Ш.А.Амонашвили влияет на то, чтобы дети с успехом решали учебные задачи.

На данном уроке у детей удалось сформировать мотивацию учебной деятельности, выбранные формы работы оказались оптимальными для реализации целей урока.

Активность и самостоятельность мышления учащихся достигнуты путём системы вопросов, созданий проблемной ситуации, разных уровней деятельности учащихся на отдельных этапах урока и на уроке в целом, в творческой работе.

бартер

пенсия

деньги

труд

валюта

экономия

бюджет

качество

товар

Министерство образования и науки РХГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Зачетная работа

Тема. Изучение сказок народов мира

в начальных классах с целью подготовки ребенка

к жизни и правильной ориентации его

в условиях перемен социальной жизни

Выполнила:

Чертыкова Н.Н., слушатель

квалификационных курсов

учителей начальных классов

хакасских школ

Абакан – 2008

Одной из важнейших задач начальной школы является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного и школьного возраста),значимостью подготовки ребёнка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между ступенями образовательной системы - начальной школой и средним звеном. Школьник и экономика лишь на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребёнок «включается» с детских лет.

Процесс познания экономики не прост для школьника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению в значительной степени способствует сказка.

«Сказка для ребёнка такое серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» (Джанни Родари).

    построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую экономическую сферу жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности (понимание целесообразности деятельности, трудолюбие, экономичность, бережливость, расчётливость и др.).

Реализация этой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские и др.), что позволяет отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.

Народные сказки(сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, использовались, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, бережливость, прилежность, расчётливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.)

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Следующий этап заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар». «доход» и т.д,) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях.

В специально- подобранных сказках дети знакомятся с такими основными экономическими категориями, как «труд», «разделение труда», «потребности», «товар», «расчёт», «деньги» и др., встречаются с героями трудолюбивыми и ленивыми, добрыми и жадными, экономными и расточительными и т.д.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

    сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;

    сказки, отражающие труд людей;

    сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;

    сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы и т.д.;

    сказки, помогающие понять значение таких экономических качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др.

Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе начальной школы широки: на уроках (математика, литературное чтение, окружающий мир и др.), совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др.), свободной деятельности самих учащихся в игре – драматизация по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр).

Сказка является эффективным средством формирования у школьников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний, развитие предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. экономическое содержание осваивается не только со стороны технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социальную социокультурную позицию ребёнка.

Рассмотрим сказки, позволяющие сформировать у детей представления о потребностях, о труде, профессиях, бартере, рекламе и др.

В авторской сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и русской народной сказке «жадная старуха» экономическое содержание развёртывается в возрастающих потребностях человека и ограниченных возможностях их удовлетворения и установления взаимосвязи между этими категориями. Социально0нравственные качества: честность, глупость, жадность, трусость.

Вывод: В авторской сказке А.С.Пушкина старик боялся старухи и поэтому выполняет её требования. Старуха стала жадной, алчной и всё время меняла свои желания, предъявляла всё больше требования. Рыбка наказала её, и старуха вновь оказалась у разбитого корыта.

В русской народной сказке «Жадная старуха» старик и старуха были жадными. Чем лучше жили, тем больше им хотелось иметь. Они не могла выделить главные, необходимые для жизни потребности и ограничится ими. Из-за этого дерево наказало их: превратило в медведей.

Знакомство детей с потребностью в безопасности и сохранении здоровья, потребностях в жилье и возможностях их удовлетворения, представление о разнообразии свойств природных ресурсов (материалов), уважение и хозяйский подход к использованию природных ресурсов даётся в сказках:

«Как коза избушку построила» (русская народная сказка)

Экономические категории: потребности, возможности.

Социально-нравственные качества: усердие, заботливость, ответственность, настойчивость.

Вывод: Коза ушла от старухи- горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и безопасность сохранить здоровье козлят.

«Три поросенка» (английская сказка), «Лиса, заяц и петух» (русская народная сказка), «Оркечекнен кускечек» (хакасская народная сказка).

Экономические категории: труд, качество, рациональное использование природных материалов.

Социально- нравственные качества: трудолюбие – лень, практичность, доброта, готовность помочь, отзывчивость, смелость, равнодушие, злобность.

Вывод: Наф-Наф был трудолюбивым и умным. Он построил себе дом из камня, прочный и теплый. Волк не смог его разрушить. Нуф-Нуф и Ниф – Ниф были ленивыми. Они построили свои дома из соломы и веток, поэтому волк легко разрушил их дома.

Аналогично в хакасской народной сказке «Оркечекнен кускечек» и в русской народной сказке «Лиса, заяц и петух».

Расширение знаний детей о товаре, операциях купли-продажи; формирование понятия того, что доброе отношение к людям вызывает ответную доброту и благодарность по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».

    Вывод: купец поехал торговать за море, где товар продавал дорого, а покупал для себя очень дешево, менял с прибылью. Торговлей купец остался доволен. Щедрые подарки купил своим дочерям. Младшая дочь любила отца, поэтому отправилась к чудищу. За доброту и ласку полюбила его и вышла замуж.

А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Цели: формировать представление о договоре как о соглашении двух сторон, о равноценности и неравноценности договора обеих сторон; подвести детей к выражению собственных оценок нравственных качеств героев сказки.

Экономические категории: договор, труд, плата за товар, товар.

Социально-экономические качества: трудолюбие, добросовестность, смекалка, жадность.

Вывод: Балда заключил договор с попом, чтобы проучить его за жадность. Привык Балда работать на совесть. Про такого работника можно сказать добросовестный, он много трудился и конюхом, и плотником и просил за это невысокую плату. Благодаря своему трудолюбию и смекалке выполнил договор. Получил оброк с чертей. Поп пострадал из-за совей жадности

Заключение.

Таким образом, ознакомление с азами экономики может быть по-настоящему эффективным при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека. Сказка в этом плане является неисчерпаемым источником не только для формирования экономических представлений, но и для развития нравственного потенциала личности ребенка.

Использованная литература:

1.Н.С.Бибко. Изучение сказок, помещенных в разделе «Устное народное творчество» ж. Начальная школа.№5 -1987

2.Н.С.Бибко.Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки.- ж.Начальная школа. «12 -1991

3.А.А.Сморленцева. Знакомимся с азами экономики с помощью сказок.

М. АРКТИ.2006

Елена Домарева
Воспитание экономических знаний у дошкольников посредством сказки

Не так давно об экономике не было речи в дошкольном образовании . В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного образования , встает вопрос об экономическом образовании дошкольников . Приобщение ребенка к миру экономической действительности-одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешние дошкольники будут жить в веке не простых социальных и экономических отношений . Это потребует от них умения правильно ориентироваться в разных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Изучив разные технологии и опыт, содержание экономических знаний я разделила по пяти основным темам : моя семья (семейная экономика ) мир денег (деньги, цена) мой город (производство полезных товаров) мир товаров (основы маркетинга) моя страна (рессурсы) Осваивая эти темы. Дошкольники знакомятся с семейной экономикой , продуктами труда и их производителями, с окружающим миром вещей, людей, природы на региональном материале. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, сделать процесс познания экономики интересным , доступным. Главное-говорить ребенку о сложном мире экономики на языке , ему понятном. Среди разнообразных методов, приемов и средств обучения экономике , значительное место мы отводим сказке . Сказка -литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Я использую как авторские сказки , так и народные. Народные сказки , содержащие вековой экономический опыт народа , используется для воспитания таких экономических качеств личности , как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и другие. В них экономическое воспитание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, способность ориентироваться в ситуации поиска. Приведу несколько примеров из накопленного опыта при роботе со сказкой . Например, тема- «Бюджет семьи» . Цель : познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета : пенсией, зарплатой, стипендией. Знакомиться с этой темой можно на примере сказки «Репка» . Для этого делаем модель семейного бюджета в виде круга с изображением героев этой сказки и карточки с символическими изображениями денег (например, небольшие круги) . Предлагаю вспомнить сказку и ее героев . Далее рассказываю сказку с точки зрения экономических понятий . В этой семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию (на круг накладываются карточки с тремя кругами) . Пенсия-это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет. Внучка учится и за свой труд (учеба-тоже труд) получает стипендию (карточка с одним кругом) . Стипендия-это тоже деньги. Собака, кошка, мышка живут с бабушкой и дедушкой. Они не работают и не получают никаких денег (пустая карточка) . В городе живут мама и папа. Папа трудится в строительной фирме и за свой труд получает зарплату (карточка с шестью кругами) . Зарплата-это деньги, получаемые за работу. Зарплата-это оплата труда за месяц (неделю, день) . Мама тоже работает на кондитерской фабрике и получает зарплату (карточка-четыре круга) . Модель постепенно заполняется карточками, и дети наглядно видят составляющие бюджета этой семьи. Почему так говорят? «Каков работник, такова и плата» . По модели можно сосчитать деньги, заработанные членами семьи. По этой сказке и модели можно объяснить, как изменяется бюджет, если, например, кошка съест мышку (не изменится, или мама в этом месяце не получила зарплату, потому что болела. Как изменится бюджет семьи? При знакомстве с понятием «доход» , я опираюсь на сказку «Колобок» . Цель : дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение) . Дети вспоминают сказку , ее героев. Воспитатель рассказывает : жили-были дед и баба. Они получали пенсию (карточки) и все было у них хорошо. Однажды дед попросил бабку испечь ему колобок. Баба испекла и положила на окошко остужать. Колобок остыл, спрыгнул с окошка и покатился по дорожке. По дороге ему встретился серый волк. Колобок спел свою песенку волку, она очень понравилась, и он дал ему монетку, спел медведю, тот тоже дал монетку. Вечером Колобок вернулся к бабушке и дедушке и отдал им заработанные деньги (карточки) . Как вы думаете, увеличился или уменьшился доход семьи? Почему? Но однажды Колобок повстречал на своем пути Лису. Она послушала его песню, но была голодная и хитрая, она съела Колобка. Теперь доход семьи как изменился? При изучении темы «Расход. Виды расходов» можно использовать сказку «Теремок» . Цель : дать представление о сущности расходов, показать их разнообразие. Дети подводятся к пониманию, что сущность расходов-удовлетворение потребностей (нужд) человека. Поселились в теремке мышка, лягушка, заяц, волк, медведь. Они жили дружно и все работали. Мышка-швеей, лягушка-водолазом, заяц-почтальоном, лиса-поваром, волк-шофером, медведь-строителем. Получив зарплату, они решили сделать необходимые покупки. Медведь решил, что продукты питания-самое необходимое, их надо купить, как можно больше и всю зарплату истратил на покупку продуктов. Мышка на сыр, лягушка на кока-колу, заяц на сладости, волк на запчасти. Лиса хотела купить себе кафе, чтобы кормить всех зверей. Она долго копила деньги и смогла это сделать. Кто из зверей правильно использовал заработанные деньги? Почему? На основе сказки «Трое из Простоквашино» мы знакомим детей с темой «Сбережения» . Кот Матроскин не тратил деньги, а складывал в копилку. Накопив много денег, купил корову. Сбережение-это накопление денег. Для чего нужны копилки? Зачем люди копят деньги, делают запасы? При ознакомлении с темой «Валюта» используем сказочного героя Карлсона , который путешествует по разным странам с денежкой-рублем, но нигде не может купить варенье, так как в разных странах свои деньги. Украина-гривна, Белоруссия-зайчики, европейская валюта-евро. Валютой называют денежную единицу (деньги) . Используя сказку с Кощеем бессмертным, вводим понятие- «сберегательный банк» . В его роли выступает дворец Кощея. Его сундук (со смертью) –сейф, где хранят свои богатства баба Яга, змей Горыныч, сам Кощей-банкир, то есть хозяин банка. Для темы «Обмен» (бартер) выбираем сказку «Иван-царевич и серый волк» . Для того, чтобы привезти отцу Жар-птицу, Ивану требовалось добыть коня, королеву Елену, то есть совершить обмен. Таким образом мы видим, что любое экономическое понятие можно передать через сказку . Конечно, разные экономические понятия можно связать в одной сказке , продолжая ее на следующем занятии. Но на практике я убедилась, что разные сказки более привлекают детей, становятся понятными для тех детей, которые пропускают занятия. Использование такого материала дает нам возможность придать обучению развивающий характер, обеспечить максимальную активность детей в процессе познания , развивать у них интерес к экономическим знаниям , сделав их более доступными и понятными. В результате проведенной работы, убеждаешься в том, что дети свободно оперируют экономическими понятиями в общении друг с другом, применяют полученные экономические знания в своих повседневных играх.

Публикации по теме:

Правовое воспитание старших дошкольников через игру. Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек.

План работы по самообразованию на 2014-2015 учебный год воспитателя средней группы «Почемучки» Голубевой Оксаны Александровны Тема: Воспитание.

1. Актуальность проекта В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму.

Конспект занятия «Обогащение детской деятельности элементами экономических знаний» Конспект занятия «Обогащение детской деятельности элементами экономических знаний» ДОУ № 17 г. Климовска.

Конспект занятия для средней и старшей групп ДОУ Тема: «Мастерами русскими славится земля». Цель: Формировать и развивать основы художественной.

Патриотическое воспитание дошкольников через народные и православные праздники Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из.

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто.

Развитие самосознания дошкольников через экологическое воспитание. Природа! Восхищение его – сострадание к ней, сохранение и охрана её.

Не знаю, какое представление смогут получить о нашем мышлении люди будущего, которые прочтут написанные сегодня сказки, но вот сказки Пушкина вполне могут служить материалом для изучения мыслей наших предков, их представлении о жизни, их морали, развитии разума и общественных взаимоотношений…

Вступление.

Коллективный архетип этноса непрерывно развивается, происходят неизбежные изменения, связанные с развитием производства, общества, а вместе с этим развивается культура, меняется мораль и нравственность. Как оказалось, уже через 20 лет можно заметить глубочайшие изменения в людях. А как заглянуть в мысли людей, которые жили за 200 лет до нас? Не писателя, а тех, кто его окружал.

Поскольку не изучал биографию Александра Сергеевича Пушкина, то и не знаю чем занимались его родители. Неизвестна мне и их роль в воспитании ребёнка. Зато всякому грамотному человеку известно, что у него была няня Арина Родионовна, необразованная крестьянка, и при этом, несомненно, очень талантливый человек. Она рассказывала ребёнку сказки, пела народные песни, так он и развивался. Родители ребёнком не занимаются, няня – неграмотная, в наше время прямой повод вызвать наряд работников опеки, и изъять ребёнка у таких нерадивых родителей.

Но тогда было несколько иное время, свалить ребёнка на неграмотную деревенскую старуху, а самим смотаться в Ниццу на годик-другой полечиться, да и в море окунуться, было в порядке вещей. Все так делали. Хотя понимаю, для нас нынешних такое отношение к воспитанию собственного ребёнка может показаться возмутительным.

Сказка экономическая о рыбке, старухе, старике и море.

Для анализа представлений нашего предка об иерархии в управлении обществом, и его устройстве для нормальной жизни и развития возьмём сказку А.С.Пушкина о рыбаке и рыбке. Сюжет сказки заключается в следующем:

Жили старик со старухой у синего моря очень бедно. Она была домохозяйкой, а он рыбаком. На двоих у них была землянка, да одно единственное, и то разбитое корыто. И вот однажды, старик отправился на рыбалку. Погода была чудесная, море спокойное, но рыба в этот день в невод не шла, и вытащил он из моря одну лишь рыбку. Но не простую, а золотую.

Рыбка оказалась говорящей, оказаться на сковороде ей в этот день совершенно не хотелось, потому она предложила старику бартер – он её отпускает, а она выполняет его любое желание. Дед изумился, и выпустил удивительную рыбу в море без всякого выкупа. Плыви, дескать, мне от тебя ничего не нужно.

Возвращается он домой, рассказывает старухе эту удивительную историю, а бабка его корит. Зачем, мол, не попросил ничего, иди ещё раз, пусть даст хотя бы новое корыто. Пошёл дед, погода уже начала портиться, море покрылось рябью, волны о берег бьются, но рыбка, тем ни менее, его услышали, приплыла, пообещала корыто, дед и отправился домой.

История довольно длинная – бабка гоняла деда к морю ещё несколько раз, и всякий раз рыбка давала старухе то избу – то палаты – то дворянство. Одновременно с этим портилась погода на море. В конце концов, бабка затребовала владычество морское, и чтобы рыбка у той бабки была на побегушках. Крыша у старухи съехала от неограниченного потребления. Сегодня мы видим, чтоименно так и происходит с теми, кто не может остановиться, умерить свои желания.

На этом сказка практически заканчивается. Дед приходит домой. Та же землянка, та же старуха, и опять разбитое корыто.

Сказка настолько запала в души русских людей, что «золотая рыбка» и «разбитое корыто» стали устойчивыми выражениями, вошли в устную речь и письмо. А это очень дорогого стоит. Такое удавалось мало кому из писателей. Если эти образы так легко попали в наше сознание, если они не выходят из него уже без малого 200 лет, то это означает, что наше сознание в некоторой части пересекается с сознанием Пушкина. И Арины Родионовны, которая привила ему любовь к русскому языку, русским сказкам, вложила в него народный коллективный архетип русского человека.

Многие не знают, что до Пушкина на таком же русском языке писал свои стихи Денис Давыдов. Язык этот очень сильно отличается от языка Ломоносова, Тредиаковского, Державина. Очевидно, что это язык простого русского народа, которым дворянство того времени не пользовалось, предпочитая говорить между собой по-французски, а с крестьянами через переводчика, который по совместительству исполнял роль управляющего имением.

Итак, о чём нам может сказать эта печальная история. О том, что жадничать не следует? Нет, это очень примитивно, хотя, в школе, когда я учился, такое объяснение смысла сказки не посчитали бы ошибкой. Происходит конфликт. В сказке есть золотая рыбка, и старуха, находящаяся на иждивении у старика. Производственные отношения в этом небольшом коллективе построены следующим образом – рыбка созидает материю, бабка эту материю потребляет, а дед совершает работу, курсируя между старухой и рыбкой.

Бесконечно растущие потребности бабки – это неизбежность в экономике с заёмным капиталом у производителя товара. Он должен отдать банку с процентами, потому требуется непрерывно увеличивать производительность труда, повышать количество выпускаемой продукции, иначе не из чего станет платить банку проценты по кредиту, и придётся тупо увеличивать стоимость товара, раскручивая инфляцию виток за витком. Рост потребления потому совершенно неизбежен и очень желателен. Произведённый товар нужно ведь кому-то продать, а для этого потребуется внушить обывателю, что этот товар ему непременно нужен, то есть начинается маркетинговая рекламная кампания, и прочие ухищрения, необходимые для обеспечения непрерывного роста желаний у покупателя. Как видим, модель бабки, деда и рыбки вполне применима к современной экономике.

Далее по условию сказки потребитель ставит себя всё выше и выше, и вот он уже желает быть главным над производителем товара. При этом не забывайте, что старуха ничего не производит – она на иждивении у старика. Старик трудится не покладая ног, передвигаясь от моря к бабке и обратно, но его жизнь при этом нисколько не улучшается, и об этом у Пушкина отчётливо сказано – жизнь старика, уровень его потребления не изменился по ходу событий ни на сколько. Ситуацию можно представить следующим образом:

Старуха – потребитель,

Рыбка – средство производства , при этом следует понимать, что средство производства это не материальное, а идеальное, оно работает совершенно непонятным образом, и его можно сравнить лишь с творчеством изобретателя, конструктора, архитектора, учёного, и так далее,

Старик – трудящийся.

Аппетит старухи растёт, что способствует росту производительности труда рыбки – изобретателя (конструктора, учёного, архитектора, и так далее). И это прекрасно! При таких условиях капиталистическая экономика успешно развивается, производитель платит налоги, выплачивает проценты по кредиту, всё идёт к благополучию и полному изобилию. Недалёк тот час, когда старуха соберёт все проценты, все налоги со старика, и хоть что-то начнёт оставаться и ему самому. Но нет, увы, старуха совсем взбеленилась, и ей захотелось стать выше рыбки-изобретателя, конструктора, и так далее. Отправить рыбку на побегушки – вот её последнее желание. Если бы ситуация была не сказочной, если бы Александр Сергеевич уже не написал финал истории, последствия этого желания и его реализации могли бы затянуться надолго. Но это сказка, потому вопрос решился мгновенно. Рыбка-архитектор, изобретатель, и так далее мгновенно перестала быть средством производства, а столь же мгновенно произошедший кризис уничтожил весь произведённый продукт. Получилось, что дед бегал туда-сюда совершенно напрасно? Старуха, пусть недолго, но успела пожить в приличном доме, поела столовой ложкой чёрной икры из тазика, дед же так и не получил никакой компенсации за свой труд.

Рассуждая о жизненных перипетиях трёх героев, мы как-то совсем забыли о море. Что в этой сказке такое «море»? Почему в начале сказки оно спокойно, а в конце по нему ходят огромные чёрные волны?

Море – это мы с Вами, читатель, и все, кто вокруг нас живут. По мере роста потребностей старухи-иждивенки море всё больше и больше поднимает волну, и точно так же растёт возмущение общества в нынешней России. Вот почему кризис столь стремительно смёл всё произведённое в ходе роста производства и экономики. Налетела волна, смыла старухин дворец, а землянку не тронула, и корыто выплеснула обратно на берег к старухиным ногам.

Мораль проста – главным должен быть конструктор, изобретатель, архитектор, изобретатель, и тогда кризиса не жди. Именно так и было при Сталине, а затем это уничтожили«продолжатели» «его» «дела». Сказка Пушкина совершенно точно отвечает на вопрос о причине развала страны, созданной Сталиным и её экономики. Кроме этого, посмотрите, тот, кто сегодня ничего не производит, лучше всех живёт! А уровень жизни созидателя не изменяется ничуть. Всё как в сказке.

Ну вот и сказке конец.

Надеюсь, мысли Пушкина, воспитанного простой неграмотной крестьянкой Ариной Родионовной, стали более понятны, да и мысли нашегопредка, который жил за 200 лет до нас, понятны ничуть не меньше. Вот что такое гений, вот кто такой поэт Александр Сергеевич Пушкин, и вот каков наш народ 200 лет назад. А на сегодняшнего русского человека можно посмотреть в любом месте, кроме телевизора. Всё.

Вот оно – гениальное произведение Пушкина:

Сказка о рыбаке и рыбке

Ж ил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, -
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, -
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
"Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь."
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе".

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
"Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море".
Старика старуха забранила:
"Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось".

Вот пошел он к синему морю;
Видит, - море слегка разыгралось.
Приплыла к нему рыбка и спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
"Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось".
Отвечает золотая рыбка:
Будет вам новое корыто".
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
"Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу".

Вот пошел он к синему морю,
Будет вам новое корыто".
Воротился старик ко старухе,
Стал он кликать золотую рыбку,
"Чего тебе надобно, старче?"
"Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба".
Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет".
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
"Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой".

Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой".
Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом".

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
"Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна".
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
"Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей".
Испугался старик, взмолился:
"Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство".
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
"Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? -
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле".

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей".
Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!"

Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, - испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: "Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна".
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
"Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!"

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
"Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках".

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей старик с поклоном отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках".
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился -
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Интересная заметка Edward L. Glaeser в ньюйорктамсовском блоге " Еconomix ". Автор, отрекомендовав себя экономически мыслящим родителем, задается вопросом как учить экономике (или по крайней мере экономности) своих детей... и обращается к теме поиска экономического смысла в детских сказках.
К счастью, столь любимые детьми истории могут служить блестящей иллюстрацией основных положений экономической науки. Многие сказки уже включают в скрытые экономические наставления, а родителям только и остается сформулировать их вместе с моралью, закрывая книгу.

Возможно, самый известный пример очаровательной экономики является -в-очарование является «Волшебник Изумрудного города » (в англоязычном девичестве: «Волшебник страны Оз»). Эту книгу ваще можно рассматривать как не очень завуалированную аллегорию, описывающую финансовые дебаты популистского толка, денежно-кредитную политику США в конце XIX века. Там есть фермер, пролетарий, споры о соотношение унции золота и денежной массы.

Однако, в произведении слишком много примеров нерациональных экономических действий. Так, одной из центральных идей сказки является свободный выпуск большого числа серебряных монет, что, конечно, сразу может напомнить нам о политике, стимулирующей инфляцию.

Не менее интересными с точки зрения обучения детей экономике представляется сказка «Три Поросенка ». Она рассказывает не только о том, что качественные стройматериалы гарантируют надежность и безопасность, но и о том, какую роль играют разумные инвестиции, приносящие отдачу и признание в подходящий момент.

Сказка «Джек и Бобовое Дерево » повествует о том, что авантюрные предприятия все же могут неожиданно принести большой доход, но также несут риск быть съеденным гигантом.

Есть сказки, где показана важная роль сотрудничества. Коллективное взаимодействие играет решающую роль в «Бременских музыкантах ».

Первой же работой об экономическом подтексте сказок у Эдварда Глазера была статья о сказке «Золушка », опубликованная в научном журнале.
Он пытался объяснить, почему «инвестируют» только в двух дочерей, хотя экономические стандарты зачастую пропагандируют более равномерное распределение ресурсов. Сама история объясняет этот факт гипотезой о произволе "злой мачехи", которая решает игнорировать интересы Золушки в пользу своих дочек. Автор блога предлагает другое объяснение: предложение на рынке браков было слишком ограниченным, тем более, что принц вообще был единственным. В таком случае победитель может быть тоже только один, и, с экономической точки зрения, действительно лучше сократить число конкурентов, в которых стоит инвестировать. И в этом смысле мачеха из сказки «поставила не на ту лошадку», но это делает ее действия неразумными, а не злономеренными.

А я подумал: а на примере каких русских сказок можно объяснить экономическую логику. Пошарил в памяти.

Я когда то « » разъяснил. Но это про отношение с женщиной. В крайнем случае, про агрессивный маркетинг. А вот чисто правовой экономической логики нормально функционирующего рынка… Может вы подскажете?

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность