Методическая разработка: "Музыкально - театрализованная деятельность - как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста". Музыкально - театрализованная деятельность в детском саду

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

ольга кравченко
«Музыкально-театрализованная деятельность». Консультация для воспитателей

У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности . В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Творческая деятельность- это деятельность , рождающая нечто новое; свободное отражение личностного «Я» . Любое творчество для ребенка - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлунина, Б. М. теплов и многие другие.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Именно через театрализованную деятельность каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей. Поэтому в свою работу по музыкальному воспитанию я включаю разнообразные театральные игры, игровые упражнения, этюды и театральные постановки.

На мой взгляд, систематическое вовлечение дошкольников в театральную деятельность приводит к значительным сдвигам в развитии музыкальных творческих способностей у детей.

Специфика театрализованной деятельности в процессе музыкального развития детей

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности . Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. Во время НОД театрализация должна занимать весомое место, так как наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка музыкальных творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей , они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах . Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом.

Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях. В процессе музыкального воспитания детей , постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере.

Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка . Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие дошкольника, его открытость, раскрепощенности, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира» . Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное в выполнении действие, т. к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец.

Музыкальный компонент театрализации расширяет развивающие и воспитательные возможности театра , усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных) .

Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т. д., все это может быть обыграно при помощи театрализации.

Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов :

Основы кукловождения,

Актерское мастерство,

Игровое творчество,

Имитирование на музыкальных инструментах ,

Песенное и танцевальное творчество детей,

Проведение праздников и развлечений.

Основные задачи

1. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам

2. Последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии )

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа. Моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Виды театра в детском саду :

Настольный театр

Книжка-театр

Театр пяти пальцев

Театр масок

Театр ручных теней

Пальчиковый теневой театр

Театр «живых» теней

Магнитный театр

Основные направления работы с детьми

Театральная игра

Задачи : Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

Ритмопластика

Задачи : Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал , готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

Культура и техника речи

Задачи : Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры

Задачи : Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Задачи : Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.) .

Организация уголка театрализованной деятельности

В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром.

В уголке располагаются :

- различные виды театров : бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др. ;

Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей : набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

Атрибуты для различных игровых позиций : театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений , афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Формы организации театрализованной деятельности

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал :

1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей , театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.

2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность , театрализованные игра в повседневной жизни.

3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных

деятельности в 1 мл . группе

Побуждать интерес к театрально - игровой деятельности , поощрять участие детей в этом виде деятельности

Обучать ориентироваться в групповой комнате и в зале.

Формировать умение и передавать мимикой, жестом, движения, основные эмоции

Начинать знакомить детей с театром можно с 1 мл. группы

Пальчиковые игры представляют замечательную возможность поиграть вместе с ребенком. Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениям и собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, ребенок овладевает ценными навыками общения, разыгрывает различные ситуации с куклами которые ведут себя как люди,развивая воображение ребенка

В средней группе – переходим- к более сложному театру : Знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами. Но прежде, чем дети начнут работать за ширмой надо дать поиграть с игрушкой

В старшей группе следует знакомить детей с марионетками Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей Такие куклы приводятся в движении с помощью ваги (т. е деревянной крестовиной) Воспитывать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности Подводить детей к созданию выразительного игрового образа в этюдах.

Основные задачи организации театральной деятельности в старшей и подготовительной группе

Расширять представление детей об окружающем мире

Пополнять и активизировать словарь

Поддерживать инициативу в импровизации

Закреплять представления детей о различных видах театров, уметь различать их и называть

Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать

По способу управления – куклы делятся на два вида :

Верховые - куклы, которыми управляют из-за ширмы : перчаточные и тростевые

Напольные – работают на полу – на глазах у детей

Так же подойдут «исполнители» , вылепленные из глины по типу дымковской игрушки, а также деревянные, изготовленные по типу Богородской игрушки. Интересные куклы можно изготовить из бумажных конусов, коробочек различной высоты.

В благотворном влиянии кукольного театра на детей дошкольного возраста убедится каждый, кто занимается этим радостным и полезным делом.

Комлева Вероника Викторовна

кандидат педагогических наук, научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии» Российской академии образования.

Аннотация:

В статье рассмотрено творческое развитие и участие младших школьников в музыкальном представлении. Это особое поле деятельности, на котором может проявить и реализовать себя ребёнок. Музыкальный театр и процесс подготовки спектакля или представления, это один из способов выявления талантливых и одарённых детей. Театрализованный музыкальный спектакль для педагога - это возможность диагностики творческого уровня развития детей, определение показателей по шкале одарённости. Репетиционный период и музыкальный спектакль является способом тестирование и выстраивания показателей шкалы талантливости и одарённости творческого роста ребёнка и педагога.

Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания 2015/Р9

Почему занятия театром так важны для ребёнка? Потому что предметы, направленные на художественно-эстетическое развитие ребёнка в процессе обучения заставляют включать все системы восприятия ребёнка. Занятия по предмету «Музыкальный театр» помогают включить в процесс обучения сенсорные системы ребёнка более действенно. В. Оклендер в своей работе «Окна в мир ребёнка» указывает на то, что через зрение, слух, осязание, вкус и обоняние мы осознаём самих себя и контактируем с миром. В дальнейшем мы начинаем действовать механически, отстраняясь от эмоций. Разум вытесняет эмоции, но разум - всего только одна из составных частей нашего существа, которые необходимо развивать в ребёнке и использовать во всей их полноте. Попробуем оставить разум и возвратиться к чувствам. Развивая одну из сенсорных систем у ребёнка, педагог как бы выключает другую. Рисуем и лепим, в тишине и молча слушаем музыку, сложив руки на парте, экспериментируем с извлечением шумовых эффектов, звуков без передачи своих чувств. Н. Басина и О. Суслова утверждают, что музыка - видима и невидима. Музыка порождает движение, и природа ребёнка моментально отзывается на импульсы, идущие от неё. Ребёнок способен осязать, видеть, слышать музыку, так как музыкальное произведение абстрактно, но очень чувственно. Ребёнок более открыт для восприятия музыки, цвета, слова. В его руках всё это стремится преодолеть свою нематериальность и воплотиться, обрести плоть, стать видимой, живой. С. Кожохина описывает в работе «Путешествие в мир искусства» о положительном опыте на занятиях с младшими школьниками о развитии вкусовых навыков и форм обоняния. У ребёнка запах и вкус может выражаться цветом, определёнными линиями, звуками и хореографическими экспромтами. Многие педагоги используют ассоциативное рисование, пластические фантазии, шумовые экспромты. Это основа релаксации, медитации в психотерапевтической практике. Ассоциативные экспромты можно использовать для тестирования и как дополнение к диагностическому отслеживанию. Каждое театральное занятие включает в себя обучающий блок, репетиционный блок и творческую импровизацию как вид индивидуального тест-опроса. В течение занятий предусмотрены две релакс-паузы. Это коллективные хореографические мини-блоки, которые направлены на смену вида деятельности и обмен информацией. В конце занятия просмотр и коллективное обсуждение. Занятие разделено на несколько этапов: Психологический настрой - адаптация. Музыкально – игровое приветствие. Проверка домашнего задания. Беседа, презентация, настрой на освоение нового материала. Познавательный блок. Путешествие в страну «Театр». Обучающий блок. Знакомство с новым материалом. Музыкальная пауза. Творческий поиск, деятельностное освоение нового материала, проба и эксперимент по созданию нового образа. Практический блок. Репетиционный момент. Обсуждение, просмотр, коллективная находка единого образа. Демонстрационный блок. Релакс-пауза Музыкально-хореографическая пауза. Выявление творческой и эмоциональной активности. Обсуждение индивидуального и коллективного домашнего задания. Блок-тест – завершение занятия. Каждый из блоков: познавательный, обучающий, практический, демонстрационный, блок-тест содержит большой иллюстративный материал. Это предметы быта, медиапоказ отрывков музыкальных и театральных спектаклей, знакомство с произведениями искусства, знакомство с бытом и традициями родного края, историей и культурой разных народов. Музыкальные паузы - это психоэмоциональный отдых для детей на темы полюбившихся музыкальных произведений прошлых занятий, который рефреном возвращает к прошедшим темам. Репетиционный момент - это самая любимая часть занятия, где дети ощущают себя творцами и индивидуальными личностями. Творческий поиск характера изображаемого героя, проба себя в роли художника, костюмера, музыканта шумового оркестра, актёра поднимает ребёнка на новую социальную ступень. Он чувствует себя более нужным, значимым, взрослым, полезным. Обучение на основе театра имеет основную преимущественную особенность, по сравнению с другими формами обучения и видами внеклассной работ,потому что полностью построено на творческом поиске педагога и ребенка, а затем и на создании театрализованного продукта. На занятиях по предмету «Музыкальный театр» у школьников Георгиевской гимназии города Егорьевска развивается как коллективная природа пения в целом и как самая доступная форма приобщения к прекрасному, благодаря наличию у каждого человека особого музыкального инструмента «голоса». Наиболее активной и занимательной формой приобщения к искусству в школе учащихся является интеграция вокального обучения с театром в форме постановки школьных мюзиклов. Работа над мюзиклом оказалась очень увлекательной, интересной для педагогов, детей разного возраста и для родителей. Именно поэтому было решено заниматься с детьми этой работой с первого класса. Для решения поставленной цели была выбрана программа внеурочной деятельности «Детский музыкальный театр». Театрализованная деятельность для детей это особый мир, вспомним отрывок из беседы Константина Сергеевича Станиславского с Натальей Ильиничной Сац: «Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей вызывает подчас недоумение даже у нас – профессиональных артистов. Что-то есть в педагогике, что убивает эту детскую смелость инициативы, и только потом, став взрослыми, некоторые из них начинают искать себя на сцене. А вот если устранить этот разрыв, если объединить талантливых ребят в детский театр в расцвете их детского творчества и уже с тех пор развивать их естественное стремление - представляете себе, какого праздника творчества можно достигнуть к их зрелым годам, какого единства стремлений». Для работы с детьми при поддержке сотрудниками лаборатории интеграции ФГБНУ ИХОиК РАО Некрасовой Л.М. и Комлевой В.В, педагогом Георгиевской гимназии Басовой И. С. была создана программа театрального развития детей. Образовательной областью программы «Детский музыкальный театр» является искусство. Новые образовательные стандарты предъявляют к участникам образовательного процесса более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование эстетического вкуса и потребности в духовной культуре. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребёнка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. Поскольку художественный опыт – это всегда опыт субъективный, личностный, то обучающийся должен не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и переработать, оценить, выразить свое отношение к ней. То есть для познания искусства недостаточно овладения определённым набором навыков, познание искусства возможно с помощью языка, на котором говорит само искусство. Одной из форм активного приобщения детей к миру искусства выступает детский музыкальный театр как форма дополнительного образования. Театральная форма предполагает опору и тесную взаимосвязь с эстетическим циклом школьных предметов; позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка; способствует развитию целого комплекса умений, активному восприятию разных видов искусства. Воспитание средствами театра предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания языка искусства и его специфики. Об этом пишет в своей работе «Наш друг-театр» Н.П.Курапцева и Л.Г Сурина. Развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека. Участвуя, в театрализации дети получают незаменимый творческий опыт. В ходе работы используются различные упражнения, которые способствуют освоению детьми таких навыков общения, как установления контакта друг с другом, умения взаимодействовать со сверстниками, уступать и сдерживать свои побуждения, выбирать партнёра по совместной деятельности, выполнение определённых заданных действий, достижение выразительности на сцене. Во время репетиционного периода дети учатся целенаправленно запоминать и воспроизводить слова, понятия, монологи, появляется навык установления смысловых связей между объектами, расширяется объём памяти и внимания, постоянно идёт развитие вербальной памяти. Работа с музыкальными произведениями, пение, участие в шумовом оркестре стимулируют взаимодействие, позволяют повысить уровень внимания, способствуют возникновению чувств, рождению новых образов. Пластика и хореография дают возможность ребёнку активно самовыразиться невербально, осознать свою индивидуальность, раскрыть зачастую скрытые творческие возможности. Творческая лаборатория - это основа занятия по предмету «Музыкальный театр» потому, что здесь выявляется нечто уникальное в каждом ребёнке. Выражение детской индивидуальности проявляется как творческий акт. Е.А. Яковлева указывает: «Творческость есть не что иное, как реализация человеком собственной индивидуальности. В зависимости от того, в какой сфере и с помощью каких средств осуществляется это предъявление, мы можем говорить о конкретных видах творчества. Ребёнок - существо общественное, его уникальная индивидуальность должна быть проявлена, представлена другим людям». На занятии используется метод отождествления себя с тем, что ребёнок рисует, озвучание изображения и оживление в движении. Дети испытывают трудности, но не сдаются. Поиск идёт вновь и вновь до тех пор, пока не приходит успех, одобрение педагога и сверстников и самоудовлетворение ребёнка. Нередко свои последующие ощущения дети опять закрепляют рисунками. Предмет «Музыкальный театр» - это мир сказки и фантазии, мир чудесных превращений для ребёнка, поэтому вся методика обучения должна быть построена на моментах экспромта эмоциональных и зрительских акцентах. Педагог сам должен быть творцом и заставлять творить детей. Что может быть удивительнее звуков музыки и волшебнее представления в театре. Но это учебный предмет, и у педагога есть определённые задачи и образовательные цели - познакомить детей и с театром и с жанрами музыкального театра. Но самое главное - объяснить ребёнку, что такое творчество, научить детей творить, сделать творчество для детей необходимым как воздух,а полученный опыт жизненным компасом.Театр объединяет в себе все искусства, дети могут попробовать себя в разных видах творчества. И именно педагог берёт на себя миссию первооткрывателя нового для ребёнка и нового в ребёнке. Чем раньше выявляется одарённость ребёнка, тем понятнее педагогу индивидуально-творческий маршрут развития и в общей направленности учебного процесса. Одарённых детей много, ещё больше талантливых, но они не замечены, не задействованы, не поняты, не до конца раскрыты. Основным компонентом музыкального театра является театрализованная игра. Театрализованные игры имеют особое значение,они находятся одновременно в сфере образования и воспитания. Тематика и содержание этих игр обычно отражают понятные, близкие детям явления окружающей действительности, раскрывают повадки, характер, знакомые образы животных, птиц, самих детей и их действия. Игра - самая близкая форма деятельности детей дошкольников и младших школьников. Театрализация и музыка определяет развитие игры, углубляет образы, создает соответствующее настроение. Импровизируя на занятиях, ребёнок играет и активно двигается, слушает музыку, включается в поисковую деятельность. Доступность игровых образов, интерес к игре, эмоциональный рассказ педагога перед заданием, как своеобразный методический приём, выразительное музыкальное иллюстрирование и театральные этюды позволяют детям дать свои индивидуальные оттенки в исполнении театральных ролей.Особенно широко используются различные игры на определение образов и поиск характеров знакомых детям предметов. Игры в различных видах и вариантах проводятся на всех этапах работы по подготовке и созданию творческого продукта. На более продвинутом этапе образного развития ребёнка, игра стимулирует необходимое произвольное импровизационное действие ребёнка. Несюжетные игры могут не иметь определённой тематики, но в таких играх встречаются элементы закличек, пляски, ловли, соревнования, построения и перестроения игры с предметами и игрушками. Это очень полезно в поиске характера героя. Так появляется необходимая яркость игры. Эта увлеченность игровым образом способствует дальнейшему развитию творческой активности и развитию способности детей. Выразительность движения, солирования и декламирования детей зависит от эмоциональной окраски сюжета, которую дает педагог. Знакомя детей с новой сюжетной игрой, поисковым заданием или этюдом, педагог должен предварительно заинтересовать детей, рассказать содержание, дать характеристику образов. Необходимо всё время направлять внимание детей на восприятие произведения в целом и изменение в оценке характера героя. Программа «Музыкальный театр» знакомит ребёнка с миром театра и обучает его актёрским навыкам. Эта программа опробована в Георгиевской гимназии г. Егорьевска и в лицее раннего развития «Галеас». При составлении любой программы нужно учитывать, что дети и родители настроены на длительное обучение. Это комплексный образовательный процесс для детей и для взрослых,направленный на получение новых знаний,навыков и творческого опыта. Программа должна быть мобильной и модульно-конструктивной, способной включать в себя дополнительные разделы и новые методы. Большое внимание должно быть уделено релакс-паузам, финиш-релаксам, арт-терапии, индивидуально-образовательным маршрутам, ступеням, творческо-экспериментальным уровням. Любые творческие занятия необходимо начинать с игры, с самого естественного состояния ребёнка, которое поможет осуществить контакт, определить необходимый комфортный климат, поможет увлечь детей. На занятиях по театральному мастерству предмета «Музыкальный театр» дети знакомятся с драматическим театром и с музыкальным театром, узнают о профессиях, задействованных в театре, пробуют определиться, чем бы они хотели заниматься - попробовать себя в роли актёра или поучаствовать в оркестре, заняться освещением или декорациями. В результате педагогического наблюдения, анкетирования, диагностики по тесту талантливости выявляются три группы детей: детей с нормальным возрастным художественным развитием; творчески активных детей, с развитыми художественными способностями; одарённых детей. Для каждой группы педагог подбирает творческие задания с целью активизации творческой деятельности детей. Далее поэтапные задания объединяются в единый маршрут по решению образовательных задач, итогом которого становится музыкальный спектакль. Занятия, репетиционный период по предмету «Музыкальный театр», игровые задания во время занятий, творческие домашние задания, выполненные детьми, помогают педагогу рассмотреть зерно творческой одарённости в каждом ребёнке, раскрыть его талант. Театрализованный музыкальный спектакль - это способ диагностики творческого уровня развития детей, определение показателей по шкале одарённости. Репетиционный период и музыкальный спектакль является способом тестирование и выстраивания показателей шкалы талантливости и одарённости творческого роста ребёнка и педагога. Это способ привлечения родителей и взрослых к учебному процессу и участие в творческих конкурсах взрослых людей вместе с детьми, одним из которых является творческое развитие взрослых и самостоятельное участие в конкурсах-смотрах по созданию театральных костюмов, декораций, грима. Особой популярностью у детей и взрослых пользуется участие в конкурсах «Бабушкин сундук», «Забытый предмет». В процессе работы педагога по созданию творческого продукта интегрируются предметы художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. Развивается духовность личности, творческие способности ребёнка, умение видеть и творить прекрасное. Таким образом, происходит воспитание гармоничной разносторонней личности, развитие её творческого потенциала и общекультурного кругозора, способной активно воспринимать искусство. Осуществляются следующие задачи по развитию ребёнка: формируется целостное представление об искусстве; формируются навыки творческой деятельности; расширяются представления о понятиях общих и специальных для разных видов искусства; формируются навыки и умения в области актёрского мастерства, вокально-хорового исполнительства; продолжение работы над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь применять на практике полученные знания. Выполняются воспитательные задачи: Происходит способствование к воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству; Развивать способность активного восприятия искусства. Происходит осуществление задач по развитию: создание условий реализации творческих способностей; развивается память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение; выявляются и развиваются индивидуальные творческие способности; формируется способность самостоятельного освоения художественных ценностей. Обучение по предмету «Музыкальный театр», осуществляется по следующим принципам: - единство эмоционального и сознательного; - комплексное воспитание и развитие обучающихся. Ведущий методический прием на занятиях – метод художественной импровизации. Все занятия сочетают в себе два основных вида деятельности: беседа о специфике театрального искусства (это просмотр репродукций, картин, фото и видеоматериалов, с помощью которых у детей формируется представление о театре как виде искусства, особенностях театра) и игра (контактные, сюжетно – ролевые игры). В игровой форме проходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих действий.(например игра «Весёлый колпачок» заключается в том, что дети выбирают колпачок, под которым находится какое- либо задание: спеть песню, прочитать стихотворение, изобразить предмет, животное, сыграть на муз. инструментах, станцевать танец и др.). Это даёт возможность ребёнку «рассказать» о себе, познакомиться, учат действию в коллективе. Основным методом развития творческих способностей выбрана импровизация: Хореографическая импровизация (спонтанный танец - исполнение, сочинение танцевальных композиций на заданную музыкальную тему); имитация движений (через пластику тела передать какой либо образ); театрализация(инсценирование отдельных эпизодов), импровизация на заданную тему (творческие задания, этюды на развитие творческого воображения); Инструментальная импровизация; Импровизация сопровождения музыкального произведения звучащими движениями (хлопки, притопы). Занятия сценической грамотой начинаются с воспитания умения организованно, бесшумно, с учётом присутствия партнёров распределяться на сценической площадке. Слово на сцене должно звучать отчётливо, ясно доносить мысль, быть эмоционально насыщенным – это диктует соответствующую работу над словом: занятия техникой и логикой речи, практическое овладение словесным действием. На занятиях обязательно включаются упражнения на развитие артикуляции, дикции (игры-говорилки, скороговорки, чистоговорки), игры и упражнения на речевое дыхание (зарядка для губ, языка), а также дыхательная гимнастика. Очень важными являются упражнения на развитие интонационной выразительности речи (задания декламировать стихотворный текст от лица разных сказочных героев, декламировать под музыку, ритмодекламация. Обязательно включение чтения и проигрывание фрагментов сказок; озвучивание сказок шумовыми инструментами, которые дети могут изготовить сами дома. Большое внимание уделяется вокально-хоровой работе (упражнения на развитие певческого дыхания и голоса, музыкальные игры, работа с песенным репертуаром, работа над выразительностью исполнения), а также слушанию музыкального произведения и создание его пластического образа (музыкально-ритмические упражнения), разучивание танцевальных композиций с обыгрыванием текста песен, инсценирование песен. После выполнения основных заданий школьникам младшего возраста необходима релакс - пауза. С большим удовольствием дети выполняют упражнения на достижение мышечной свободы, при помощи которых приобретают навыки правильного сценического поведения; очень любят весёлые музыкальные физкультминутки, где танцевальные движения для них показывают анимационные герои. Главным тестовым заданием для педагога и детей является театрализованное представление. При работе над постановкой спектакля целесообразно разделение участников на следующие группы: - солисты: в эту группу входят дети, имеющие достаточно высокий уровень развития музыкальных способностей, а также дети с вокальными данными или перспективой их развития; - актёрская группа: основные действующие лица на сцене; - танцевальная группа: дети с хорошими пластическими возможностями - детский шумовой оркестр: в эту группу могут входить дети, которым в силу различных причин требуется более длительный период овладения сценической грамотой. Все эти малые группы мобильны, при следующих постановках дети могут быть переведены из одной группы в другую.С огромным вниманием и действенной помощью к творческому процессу относятся семья участников, друзья и взрослые. Привлечение родителей к творческому процессу по производству с детьми костюмов и декораций – это один из способов сближения семьи и школы. Занятия музыкальным театром учениками не воспринимаются как традиционные уроки, для них – это праздник, возможность проявить свои способности, заняться творчеством, улыбнуться, посмеяться, пошутить. Благодаря непринужденной атмосфере, царящей на занятиях, дети получают заряд отличного настроения и готовы снова и снова творить прекрасное. В ходе работы подготовлены спектакли - мюзиклы по сказке Братьев Гримм «Золушка», Н.Носов «Незнайка», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», А. Филатов «Про Федота стрельца, молодого удальца», И.Басова «Мы дети галактики», «Сирень победы» . Так рождаются театрализованные представления, дети получают творческое развитие и выявляются одарённые дети. Предмет «Музыкальный театр» введён в дополнительное образование МОУ «Георгиевская гимназия» г. Егорьевска. Новые методики на основе театра позволяют более гибко разгружать и по-новому организовывать перенасыщенное образовательное пространство в школе. Таким образом, решается одна из задач по изменению перенасыщенной среды обучения ребёнка начальной школы. Разрабатываются новые театральные формы и виды занятий с младшими школьниками. В обучающем материале используются методики по получению творческих навыков театральных профессий. Дети и взрослые получают бесценный творческий опыт. Наиболее полно раскрывается и используется потенциал мирового музыкального, изобразительного и театрального искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баркова А.М. Социально-педагогические факторы воспитания детей средствами фольклора. - М., 2000. 2. Басова И.С. Музыкальный театр --- выступление на конференции «Развитие дополнительного образования в школе» Е.,2013. 3. Божович М.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 2002. 4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. 5. Доронова Т.А. Развитие детей в театрализованной деятельности. - М., 2001. 6. Сорокина Н.Ф. Театр - творчество - дети. - М., Аркти, 2002. 7. Яковлева Е. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. - М., 1998. 8. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Д.В.Григорьев, П.С.Степанов.-М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения). 9. Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А. идр. Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий. Волгоград, «Учитель», 2009. 10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. 11. Вопросы режиссуры детского театра. М., 1998 12. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. М., 1992 13. Дмитриева Л. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1987 14. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992. 15. Клюева Н.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996. 16. Михайлова М. развитие музыкальных способностей детей. М., 1997 17. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. Москва.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1984. 18. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1996 19. Шильгави В.П. Начнем с игры. Л., 1980. 20. Журнал «Вестник образования России» № 7/2006 г.

Актуальность: Недостаточное внимание родителей и детей к театру. Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве». Поверхностные знания детей о разных видах театра в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи: формирование речи ребенка, художественно-эстетического воспитания. Дети познают радость, связанную с преодолением трудностей общения. Театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Просмотр содержимого документа
«Проект по музыкально – театральной деятельности старших дошкольников «Сказка»»

МАОУ «Школа №201 города Белогорск»

Проект по музыкально –

театральной деятельности старших дошкольников

«Сказка»

Выполнили:

Воспитатели:

Панферова Людмила Борисовна,

музыкальные руководители:

Игнатенко Юлия Петровна,

Ветлугина Татьяна Ивановна.

Паспорт проекта «Сказка»

Вид проекта

информационно-творческий, групповой.

Состав участников

д ети старшего дошкольного возраста, музыкальные руководители, воспитатели, родители.

По срокам реализации

долгосрочный

Планируемые результаты проектной деятельности

для детей: повышение общей коммуникативной культуры, развитие творческих и артистических способностей, повышение самооценки, уверенности в себе.

для педагогов: сценарий, атрибуты и декорации для оформления спектакля. Пополнение в группу новых видов театра. Постановка музыкальных сказок.

для родителей: гармонизация отношений с детьми, получение нового семейного опыта совместной творческой деятельности с детьми.

Актуальность

Недостаточное внимание родителей и детей к театру. Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве». Поверхностные знания детей о разных видах театра в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи: формирование речи ребенка, художественно-эстетического воспитания. Дети познают радость, связанную с преодолением трудностей общения. Театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Театральная деятельность способствует развитию интегративных качеств личности, заложенных в ФГОС.


«Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика).

Цель проекта

  • Развитие творческой активности детей через театрализованную и музыкальную деятельность

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Пробудить интерес детей к театру.
  • Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).

Развивающие:

  • Развивать музыкальные способности через театрализацию сказок;
  • формировать правильное звукопроизношение.

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетический вкус.
  • Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.
  • Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.

Советы родителям по организации театральной деятельности дома .

Анкета для родителей

«Играете ли Вы с ребёнком дома в театр?»

«Поиграйте с ребятами в сказку!» (консультация для родителей)

Реализация проекта подготовительный этап

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ


Реализация проекта подготовительный этап

Основные направления работы над

проектом

  • Создание группы единомышленников: муз. руководители, воспитатели;
  • Довести до участников проекта важность данной проблемы
  • Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по теме
  • Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности
  • Написание варианта сценария
  • Составить перспективный план мероприятий
  • Мотивирование детей на театрализованную деятельность

Театр

и театрализованная

деятельность


ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ СРЕДА В РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ

Плосккостные,

пальчиковые, перчаточные театры

игрушки по сюжетам сказок

ТЕАТР В ГРУППЕ

СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЕВ, СОЗДАНИЕ ПОСОБИЙ И ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

музыкальные инструменты

маски, шапочки, костюмы и другие атрибуты

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕАТРА И ДРУГИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ФИЗО, ИЗО, РАЗВИТИЕ РЕЧИ, РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

СОВМЕСТНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ


Реализация проекта основной этап

  • Формирование представлений о театре,
  • Беседы с детьми по содержанию сказок.
  • Составление словесных портретов персонажей.
  • Рисование иллюстраций, лепка к произведению.
  • Обсуждение кандидатур на роли персонажей.
  • Работа с артистами: выразительное чтение, игровые движения, мимика, знакомство с рисунком танцев.
  • Индивидуальная работа по ролям.
  • Работа над отдельными эпизодами.
  • Репетиция всего спектакля с атрибутами, в костюмах, с музыкальным сопровождением.

ТИПОВОЕ

ДОМИНАНТНОЕ

ТИПЫ

ТЕАТРАЛЬНЫХ

ЗАНЯТИЙ

ФРАГМЕНТАРНОЕ

(НА ДРУГИХ

ЗАНЯТИЯХ)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ

РЕПЕТИЦИОННОЕ

ИНТЕГРИРОВАННОЕ


Реализация проекта основной этап

«Играем сказку» творческие этюды


ИГРА

МУЗЫКА

ТЕАТР


Реализация проекта заключительный этап

  • Показ спектаклей воспитанникам детского сада;
  • родителям;
  • Проведение театрализованных праздников;
  • Показ спектакля в рамках ГМО

Реализация проекта заключительный этап


Динамика развития творческих способностей детей

Используемая литература.

Занятия по театрализованной деятельности в детском саду

Маханева М.Д. ТЦ Сфера, 2009;

Театральная деятельность в детском саду.

Для занятий с детьми 5-6 лет Щеткин В.В. 2007;

Танцевальная ритмика для детей, Т. Суворова

С. Катонова. «Композитор. С-Петербург» 2008

Музыкально-игровой досуг, Н. Улашенко,

Корифей, 2010;

Здравствуй, сказка, здравствуй, песня! Е. Горбина, М. Михайлова,

Академия развития, 2009;

Настроения, чувства в музыке. О. П. Радынова,

ТЦ «СФЕРА», 2009;

Интернет-ресурсы;

Спасибо за внимание!

Глава 1. Обзор литературы по проблеме влияния театрализованной деятельности на музыкальное развитие детей

1.2 Творческие игры дошкольников

2. Музыкальное развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности

2.1 Музыкальное развитие детей дошкольного возраста

2.2 Специфика театрализованной деятельности в процессе музыкального развития детей

2.3 Анализ программ, сочетающих театрализованную деятельность и музыкальное воспитание

Заключение

Список литературы

1.1 Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности

Проблема развития художественного творчества в системе эстетического воспитания подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов.

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

В отечественной педагогике система эстетического воспитания рассматривается, как развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное в жизни и искусстве, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и др.).

В процессе эстетического восприятия произведений искусства у ребенка возникают художественные ассоциации; он начинает осуществлять оценки, сравнения, обобщения, что ведет к осознанию связи между содержанием и средствами художественной выразительности произведений. Деятельность дошкольников в том случае становится художественной, когда она опирается на различные виды искусства, облеченные в своеобразные и доступные для ребенка формы. Это изобразительная, театральная, музыкальная и литературная (художественно-речевая) деятельности.

Н.А. Ветлугина вычленила в художественной деятельности дошкольников следующие особенности: реализацию отношения ребенка к различным видам искусства, выражение его интересов и эмоциональных переживаний, активное художественное освоение окружающей жизни. Она рассматривала художественно-творческие способности (процессы восприятия, творчества, исполнительства и оценки) в комплексе.

Все виды художественной деятельности, которые формируются в дошкольном детстве, по мнению Н.А. Ветлугиной, отличаются непринужденностью, эмоциональностью и обязательно осознанностью. В процессе этой деятельности у ребенка ярко проявляется творческое воображение, он сознательно передает игровой образ и вносит в него свое толкование.

Искусство как своеобразное отображение жизни дает возможность раскрыть жизненные явления в художественной форме. В педагогических исследованиях, направленных на изучение детского творчества в разных видах художественной деятельности (литературной, изобразительной, музыкальной, театральной), неизменно подчеркивается необходимость формирования эстетического отношения к произведениям искусства (Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, А.Е. Шибицкая, О.С. Ушакова, Т.И. Алиева, Н.В. Гавриш, Л.А. Колунова, Е.В. Савушкина).

Проблема взаимодействия искусств рассматривалась в разных аспектах: как влияние взаимосвязи музыки и живописи на и творчество детей (С.П. Козырева, Г.П. Новикова, Р.М. Чумичева); развитие музыкального восприятия дошкольников в условиях взаимодействия разных искусств (К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан).

Большинство отечественных психологов подчеркивает образный характер творческих процессов.

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

Влияние театрального искусства на формирование духовной культуры личности освещено в работах Е.Б. Вахтангова, И.Д. Гликмана, Б.Е. Захавы, Т.А. Курышевой, А.В. Луначарского, В.И. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского, А.Я. Таирова, Г.А. Товстоногова; проблемам нравственного развития детей средствами театра посвящены труды основоположников кукольного театра в нашей стране - А.А. Брянцева, Е.С. Деммени, СВ. Образцова, и музыкального театра для детей - Н.И. Сац.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Это объясняется двумя основными моментами: во - первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Как отмечает Петрова В.Г., театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.

Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

В педагогических исследованиях (Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, Н.А. Ветлугина) показано, что игра-драматизация является одной из форм сюжетно-ролевой игры и представляет синтез восприятия литературного текста и ролевой игры. При этом подчеркивается роль игры-драматизации в переходе к театральной деятельности (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина).

Анализ детского творчества в трудах Н.А. Ветлугиной, Л.А. Пеньевской, А.Е. Шибицкой, Л.С. Фурминой, О.С. Ушаковой, а также высказывания известных представителей театрального искусства убедительно доказывают необходимость специального обучения театральной деятельности. К решению этой проблемы может быть два подхода: один из них предполагает репродуктивный (воспроизводящий) тип обучения, другой основывается на организации условий для творческой переработки материала, создания новых художественных образов.

Различные аспекты театральной деятельности детей являются предметом целого ряда научных исследований. Вопросы организации и методики обучения театральной деятельности детей нашли отражение в работах В.И. Ашикова, В.М. Букатова, Т.Н. Дороновой, А.П. Ершовой, О.А. Лапиной, В.И. Логиновой, Л.В. Макаренко, Л.А. Никольского, Т.Г. Пени, Ю.И. Рубиной, Н.Ф. Сорокиной и др.

Возможности обучения театральной деятельности в развитии различных сторон личности ребёнка раскрыты в исследованиях Л.А. Тарасовой (социальные отношения), И.Г. Андреевой (творческая активность), Д.А. Стрелкова, М.А. Бабаканова, Е.А. Медведевой, В.И. Козловского (творческие интересы), Т.Н. Поляковой (гуманитарная культура), Г.Ф. Похмелкиной (гуманистическая направленность), Е.М. Котиковой (нравственно-эстетическое воспитание).

В области музыкального образования проблема развития ребёнка через театральную деятельность нашла отражение в работах Л.Л.Пилипенко (формирование эмоциональной отзывчивости у младших школьников), И.Б.Нестеровой (формирование социокультурных ориентации), О.Н. Соколовой-Набойченко (музыкально-театральная деятельность в дополнительном образовании), А.Г. Гениной (формирование музыкальной культуры), Е.В. Александровой (развитие восприятия музыкального образа в процессе постановки детской оперы).

Однако возможности театральной деятельности детей в музыкальном развитии детей до сих пор не являлись предметом специального исследования.

Анализ литературы позволил предположить, что музыкальному развитию способствует специальная организация условий целенаправленного обучения детей разным видам художественной деятельности в их взаимосвязи.

Театрально-игровая деятельность в развитии музыкальных способностей дошкольников


Эффективно развивать музыкальные способности ребенка помогает театрально-игровая деятельность. Это совокупность отдельно взятых видов искусств. Музыкально – театральное творчество включает в себя практически все виды детской деятельности: песенную, танцевальную, игровую, речевую, художественную, импровизации на детских музыкальных инструментах, а также практически все виды театра – от пальчикового до драматического. Этот вид творческой деятельности обладает сильным воздействием на внутренний мир ребенка, вызывает яркие эмоции.
В своей профессиональной практике я широко использую театрально – игровую деятельность. Причем, эту игру ввожу в каждый вид музыкальной деятельности. Через творческую игру дети раскрепощаются, фантазируют, сочиняют. У них развивается речь, воображение, снимается зажатость.
Занимаясь с детьми театральной деятельностью, решаются следующие задачи:
Воспитательные - направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальности, а также на развитие коммуникативных особенностей ребёнка.
Образовательные задачи - связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
На своих музыкальных занятиях с дошкольниками я применяю следующие этапы обучения театрально-игровой деятельности.

1.Движения -
Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков. Сначала учимся ходить по одному, затем в группах, и постепенно переходим к ходьбе по кругу, соблюдая расстояние и «не ломая круг». Самым маленьким воспитанникам показываю и прошу повторить образы
«мишки», «зайки», «лисы», «собачки», «кошечки» и другие. Здесь уместны такие игры, как «Курочка и козлик», «Птички и кот». Это подвижные игры с музыкальным сопровождением. Воспитанники учатся бегать в рассыпную и собираться «кучкой».
Дети постарше закрепляют умение ориентироваться в пространстве:
ходить и бегать «змейкой», двигаться в парах, распределяться в том или ином
углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться в рассыпную и
снова находить свое место, делать перестроение в колоны.

Начиная со средней группы, воспитанники обучаются характерным движениям: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса», «злая собачка», «ласковая кошечка» и т.п.
Дети старшего дошкольного возраста импровизируют и выполняют более сложные характерные движения «мишка собирает малину, «зайка испугано убегает от волка», «лисичка танцует» и др.
2.Слушание-
Основная цель - услышать настроение музыкального произведения. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений.
Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они
стараются передать характер музыки в движениях, и у них получаются
интересные образы.
В младшей группе дети слушают произведения и могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке (гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), скачут» как лошадки, под «Колыбельную» качают куклу и т.п.
Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ, фантазируют, придумывают сказки.
Часто старшим группам даю творческое задание, например: прогуляться по лесу, понаблюдать за лесными зверями, звуками и движениями изобразить птиц, поиграть в воображаемый мяч, радоваться, грустить.
Дети с удовольствием изображают различные этюды под музыку.
Все занятия стараюсь объединить одним сюжетом исходя из тем, которые объединены в блоки: «Времена года», «Звери», «Герои сказок» и другие. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.
3. Выразительное чтение-
Большое место в музыкальных занятиях занимают речевые упражнения. Это считалки, потешки, прибаутки, пальчиковая гимнастика. Мои воспитанники очень любят инсценировать различные детские стишки. Когда заучиваем их, распределяемся по ролям, и у нас получаются мини-спектакли. Например, «Как у бабушки Наташи, ели вкусную мы кашу», «Робин-Бобин-Барабек», «Ах, как страшно трусливому зайке» и т.п.
4.Игры – драматизации, хороводы, инсценировки песен-
При разучивании песен, дети лучше запоминают слова, если к ним подобраны движения. Причем воспитанники сами подбирают эти движения. Конечно, дети младших групп не смогут этого сделать. Они повторяют все жесты педагога, и тем самым учатся в дальнейшем придумывать свои движения. Начиная со средней группы перед детьми можно ставить задания: "давайте подумаем, как мы можем дальше показать движения этого хоровода?", "А я бы сделала бы вот так".
Ярким примером может быть песня «Два веселых гуся». Воспитанники сами додумывают движения –«спрятались в канавке», «кричит бабуся», «кланялись бабусе», «вытянули шеи» и другие.
В старших группах дети уже без подсказки педагога придумывают движения хороводов или танцевальные элементы под различную музыку.
Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по
образам и содержанию деятельности.
Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от
начала до конца. Мы обсуждаем произведение в целом и отдельные
персонажи, их характер. Детям предлагается выбрать себе образ.
Далее разучиваем текст и переходим к исполнению.
5. Игра-импровизация на музыкальных инструментах-
Как же можно применять театрально-игровую деятельность в обучении на детских музыкальных инструментах?
Я, применяю эту методику, совмещая ее с развитием речи. С детьми мы вспоминаем и рассказываем сказки, рассказы, различные истории. Затем я предлагаю озвучить героев различными инструментами. Дети сами выбирают тот или иной инструмент и с моей подсказкой решают как играть на нем (тихо или громко, медленно или быстро и так далее). Например, «Сказка про курочку Рябу»: дед и баба характеризуются деревянными ложками, курочка – трещоткой, мышка – погремушкой, яйцо бьется – удар в бубен, плач деда и бабки – дудочка и тому подобное. Каждый педагог может по своему усмотрению подбирать инструменты. Музыкальная сказка сопровождается игрой на фортепиано или под фонограмму, а дети, слушая музыку, подыгрывают на музыкальных инструментах, соблюдая при этом ритм, темп и оттенки. В целом получается сказка, рассказанная шумовым оркестром. Воспитанникам очень нравятся такие шумовые оркестры, и на последующих занятиях они сами предлагают озвучить ту или иную сказку или рассказ. Иногда, мы вместе с детьми, сами придумываем сюжет истории и обыгрываем ее. Такое обучение игре на музыкальных инструментах начинаю применять со средней группы.
6.Постановка спектаклей, сказок, инсценировок-
Подготовка к спектаклю требует определенной подготовки. Сначала я знакомлю детей со сценарием, обсуждаем его, характеризуем героев. Затем идет процесс разучивание подобранных к спектаклю песен и танцев. Распределяются роли и заучиваются слова. Подбирается музыка, дети под определенную музыку лучше усваивают роль и даже начинают импровизировать. В работе над спектаклем привлекаются родители. С ними провожу консультации, и они с удовольствием помогают в создании костюмов и декораций. Ну и наконец, показывается спектакль. У детей на выступлении (по моему наблюдению) возникает большой эмоциональный подъем, воспитывается чувство ответственности.
В младших группах основные роли играют взрослые – воспитатели и даже привлекаем родителей, а дети подыгрывают им. Но младшие воспитанники здесь не зрители, а полноправные участники спектакля. Начиная со средней группы, подбираю простейшие сценарии с ролями для детей. В старшей и подготовительных группах мои воспитанники – самостоятельные актеры.

В результате применения этой методики дети учатся выстраивать взаимоотношения, разрешать конфликтные ситуации, анализировать свое поведение и поведение других, делать выводы. Можно утверждать, что музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развивает его творческие способности, приобщает его к глубоким ценностям. Это конкретный, зримый результат.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить С чем носить темно-синее пальто: шарф, шапка, обувь Синее прямое пальто с чем носить Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Пасхальный цыпленок крючком: очаровательный подарок к Пасхе своими руками Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком Ранее развитие дома: занятия с шестимесячным ребенком