"театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей и креативного мышления дошкольников". Театрализованная деятельность, как средство развития творчества детей дошкольного возраста

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 26"

Мастер класс

тема:

"Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и креативного мышления дошкольников"

Музыкальный руководитель

Малыхина Светлана Васильевна

2018 г.

Театр – это волшебный мир .

Он дает уроки красоты,

морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

В детстве закладываются основы личности человека, пробуждаются интересы, увлечения, все увиденное и услышанное усваивается быстро, легко запоминается на долгие годы. Лучшим условием в развитии творческой активности детей является театрально-творческая деятельность.

С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях:как вид искусства, в процессе восприятия которого ребенок выступает в роли зрителя, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует. И обе роли (и зрителя и актера) являются для развития ребенка очень значимыми.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребенка , воспитания творческой направленности личности .

Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств , глубоких переживаний и открытий ребенка , приобщает его к духовным ценностям. Таким образом,театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей креативности .

Креативность – сложный процесс , связанный с характером, интересами, способностями личности, с условиями окружающего мира . Это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности .

Эрих Фромм (немецкий психолог) трактует понятие креативности , как способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру : отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх , дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Известно, что игра – дело серьезное, но и веселое. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории» .

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте :

«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности , в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка ».

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка , воспитание творческой направленности личности .

В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. По способу управления театральные куклы делятся на два основных вида – верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми кукловод управляет из-за ширмы. В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми.

Напольные куклы «работают» на полу, кукловод управляет ими на глазах у зрителей. К напольным относятся марионетки и большие куклы.

К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе.

Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

В своей работе стараюсь развивать творческую самостоятельность ребенка, выделяю и поощряю необычные импровизации, которые порой для ребенка становятся неким открытием для его возможностей, что влечет за собой более активному движению раскрепощения ребенка, становление его на путь - «Я могу!». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Для полноценного раскрытия образа я использую музыку , которая помогает передать характер персонажей.

Прежде чем поговорить об этапах практической деятельности в рамках детской театрализации, рассмотрим вопрос о видах детских театров и кукол, используемых в ДОУ.

    настольный театр;

    стендовый;

    верховой;

    наручный;

    напольный;

    театр живой куклы

Настольный театр:

Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале - нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.

Магнитный представляет собой металлическую доску с магнитами - персонажами какой-либо сказки. Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.

Стендовый театр:

Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф.

Магнитный представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек. Основа и, соответственно, персонажи такого театра бывают самого разного размера: от небольшого настольного варианта, до полноценного экрана для зрительного или музыкального зала.

Теневой театр в садах - самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань), фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана), картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».

Верховой театр

Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:

В тростевом театре используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой.

Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.

Не менее интересным считается театр ложек в детском саду. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. Для этого понадобится деревянная ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя. Во время постановки детского спектакля малыши-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.

Наручный театр

К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки - «перчатки». Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду:

    пальчиковый;

    перчаточный.

Что необходимо для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер зависит непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. Например, изготовить пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков и других материалов.

«Перчаточных кукол» можно сделать, например, из варежки или носка, пришив к основе необходимые элементы (лицо, руки, одежду и т. д.).Рассмотрим одну из разновидностей таких Кукол - "Варежковые говорунчики". Они надеваются на кисть руки, словно зимняя варежка - отсюда и пошло их название, а "говорунчиками" они названы потому, что они «разговаривают», открывая и закрывая рот (пасть, клюв) за счет активных движений пальцев и кистей рук кукловода, что способствует развитию не только гибкости и подвижности локтевых суставов, кистей и пальцев рук, но и дикции, выразительности и сила речи ребенка.

В процессе игры с "Варежковыми говорунчиками" дети получают эмоциональный заряд, развивают фантазию и умение импровизировать, эффективно тренируя при этом мелкую моторику и риторику что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.

Продолжая тему перчаточных говорунов мне бы хотелось остановиться на куклах, одну из которых вы имели возможность видеть на занятии. Это парные варежковые говоруны. Данный вид варежковых говорунов управляется парой кукловодов. Один управляет головой и клювом, другой - лапами.
В процессе игры с "Парными варежковыми говорунами" дети развивают не только гибкость суставов, кистей и пальцев рук, координацию движений, дикцию, выразительность и силу речи ребёнка, но и умение работать в паре, способность понимать и чувствовать партнёра.

Напольный театр

В напольном театре используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению положительных эмоций у дошкольников. Но мы люди творческие, креативным мышлением, поэтому границ фантазии для нас не существует. На занятии вы имели возможность увидеть один из простых вариантов изготовления куклы-марионетки «Капитошки» из воздушного шарика.

Театр «Живой куклы».

Этот вид театра чаще других организуется в детском саду. Такую деятельность можно провести в качестве занятия, а также во время досуга. Кроме того, постановка «живого» театра может быть посвящена какому-либо празднику, например, Масленице или Новому году.

Различают следующие виды описанной игровой деятельности:

    театр кукол-великанов;

    театр масок;

    театр ростовых кукол;

Театр кукол-великанов проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют взрослые. Дети могут выступать лишь в роли зрителей.

Театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки.

Предлагаю остановится на разновидности театра «Живой куклы» -это ростовые куклы. Так же она была представлена в моей непосредственной образовательной деятельности – это кукла «Зайчик». Такой вид кукол очень удобен в использовании на простом занятии, где необходимо быстрое, неожиданное перевоплощение в какого - либо героя, так и является удобным средством костюмного элемента на утренниках, развлечениях и.д,.

Театр ростовой куклы может быть представлен и в другом аспекте, где важную роль будет играть не кукла, а ширма. Это разновидности театра «Тамтамареска» . Это изначально был стенд для фотосъёмки с отверстием для лица. При помощи тантамарески детьми отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений. Это яркая картинка, интересный образ, несколько образов. При помощи нее можно моментально перевоплотиться в того или иного сказочного героя. Театр тантаморесок способствует развитию у дошкольников воображения, коммуникативных и творческих способностей. Дети учатся импровизировать, отрабатывают мимику, показывают разные эмоции, а так же самое важное тренируют и выстраивать диалог.

Уже начиная с первой младшей группы, формирую у детей простейшие образно-выразительные умения, например, имитировать движения сказочных животных. И в этом мне очень помогают различные виды кукол, которыми управляют взрослые во время занятий. Видя перед собой куклу, которая призывает детей выполнить с ней те или иные действия, дети как по волшебству начинают танцевать, петь и т.д. Очень удобны в проведении праздников и досуговой деятельности использование кукольной театрализации.

Чуть повзрослев, во второй младшей группе, дети не перестают любить, приходящих к ним кукол, но некоторые дети могут уже сами изображать героев сказок, с использованием костюмов и масок.

В среднем возрасте дети обучаются элементам образных выразительных средств (интонации, мимики и пантомиме) . В работе пока используются отдельно взятые миниатюры, небольшие сценки, где героями уже могут быть куклы, которыми начинают управлять сами воспитанники.

И сейчас, я вам предлагаю изобразить одну из театрально-музыкальных миниатюр, которая называется «Музыкальные червячки». Помощниками нам послужат носочные говоруны.

Исполняется театрально-музыкальная миниатюра «Музыкальные червячки»

Далее в старшей и подготовительной группах совершенствую образные исполнительские умения, развиваю творческую самостоятельность при подготовке инсценировок и спектаклей, как самостоятельно играющих актеров, так и с использование нескольких разновидностей кукол. Эти игровые моменты я часто вставляю в сюжет праздников, развлечений, досугов. И чтоб не быть голословными, я вам предлагаю посмотреть инсценировку сценки «Весну встречаем», которая была исполнена детьми старшего возраста на празднике 8 марта.

Исполняется сценка «Весну встречаем» воспитанники старшего возраста.

Исполняется отрывок из сценария «По следам Снежной королевы» воспитанники подготовительного возраста.

В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка . Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счёт интеграции игры в разных видах искусства, которые находят свой воплощение в театрально - игровой деятельности . Своё выступление хотелось бы закончить словами русского театрального режиссёра , актёра, педагога и реформатора театра К . С. Станиславского:«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище , быть может и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь».

Театрализованная деятельность, по сути своей синтетическая, естественно объединяет практически все виды художественного творчества, все виды человеческой активности. Для педагога здесь открывается возможность реализовать в этой форме любое содержание, только нужно уметь выстраивать «архитектуру» разнообразных вариантов занятий, бесед, экскурсий, наблюдений, развлечений таким образом, чтобы все эти «кирпичики» обеспечивали гармоничность и устойчивость всего здания, то есть обеспечивали бы «качество образования». Пространство нашего «архитектурного» строения трехмерное, объемное, и в нем нужно выделить эти основные «несущие» стороны:

  • -вертикальное направление - обеспечение преемственности содержания работы с детьми от предыдущей возрастной ступени к настоящей и последующей;
  • -горизонтальное направление - обеспечение взаимосвязи между содержанием работы разных педагогов (воспитателя, музыкального руководителя, логопеда и др.) и внутренних связей в различных видах деятельности), то есть обеспечение интеграции;
  • -третья составляющая - развитие внутренних, психических процессов у детей в соответствии с индивидуальными и возрастными возможностями каждого ребенка (при условии обеспечения личностно-ориентированного, индивидуального подхода).

Естественно, что любой проект требует разработки и согласования, то есть принимают участие все специалисты ДОУ. Логопед отбирает нужный речевой материал, воспитатель разрабатывает тематику занятий по изобразительной деятельности, экологии и математике и др., музыкальный руководитель - тематику музыкальных занятий и т. д.

Работая над спектаклем, в первую очередь важно определить основной репертуар и необходимый вспомогательный материал.

Необходимо включение репертуара в различные формы работы с детьми - как фронтальные, так и индивидуальные. Желательно продумать распределение педагогического руководства между воспитателями и музыкальным руководителем. Необходима координация всех действий коллектива, интегрирование различных видов деятельности и форм работы с детьми.

Театрализованная деятельность представляет собой достаточно сложный феномен человеческой активности. Если проанализировать свое состояние, когда мы находимся «внутри» нее как исполнители определенных ролей, а не только как зрители, получится, возможно, ощущение проживания другой реальности, другого опыта.

В этом огромная сила воздействия театральной игры, которая может развивать, воспитывать многие положительные качества личности. Но при этом нельзя забывать, что она может быть не только «лекарством», но и «ядом», как наркотик.

Так, например, опасно прививать маленькому ребенку «звездную болезнь», воспитывать у него желание демонстрировать всем свои таланты, ждать похвалы и награды за игру. Также опасно, когда ребенок настолько входит в образ, что пребывает в нем длительное время и иногда начинает путать свое «я» с ролью (это уже один из симптомов шизофрении).

С другой стороны, театрализованную деятельность можно рассматривать как мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и в первую очередь способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также коррекции некоторых негативных состояний и проявлений.

Использование театрально-творческой деятельности в работе с детьми требует от воспитателя развитого профессионального мышления, осмысленной жизненной позиции, которая включает осознание себя, детей и той работы, которой он занимается. Важно, чтобы педагог понимал глубинный смысл своей деятельности и мог сам себе ответить на вопросы: зачем, с какой целью я это делаю? Что я могу дать ребенку? Чему дети могут научить меня?

  • 1. Занятия театрализованной деятельностью невозможны без искреннего интереса, увлеченности как со стороны взрослых, так и со стороны детей.
  • 2. Театрализованная игра в первую очередь направлена на развитие ребенка.
  • 3. Необходимо предоставлять ребенку возможность проявить инициативу, самостоятельность.
  • 4. Воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.
  • 5. Театрально-творческая деятельность (как и любая другая) должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Не следует бояться неудачи - эти ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать другому, что очень важно в нашей жизни.
  • 6. Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически.

Театрализованная деятельность детей может быть организована:

  • -в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время;
  • -в виде занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и т. д.);
  • -как специальные занятия в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром.

Желательно, чтобы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку. Полезно, когда результаты работы студий (по ручному труду, изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию, театрализованной деятельности) в итоге объединяются в единый «продукт» - концерт, спектакль или праздник; в таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного общей целью.

В совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания.

Для восприятия и создания художественного образа требуется проявление таких способностей, как воображения, умение жить радостью и печалью героев театрализованных представлений.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и др.

В зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткань, костюмы для ряжения.

Так, например, в группе для детей 2 - 4 лет в данной зоне должен быть уголок ряжения и игрушки-животные для театрализации знакомых сказок. В группе же для детей 5 - 7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а также разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и др.

Занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных задач:

  • -развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
  • -создание атмосферы творчества;
  • -социально-эмоциональное развитие детей.

При чтении детям необходимы не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для них образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

Старшим дошкольникам можно читать более сдержанно, менее эмоционально, чтобы не помешать самостоятельному усвоению нового содержания. Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя.

Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.

При подготовке к театрализованной деятельности воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.

Для развития умения внимательно слушать произведение, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?» Отвечая на вопросы и объясняя, почему они думают именно так, дети «вынуждены» вспоминать текст и представлять определенный образ.

После беседы о прочитанном (или рассказанном) необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов.

  • -во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);
  • средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);
  • -в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;
  • -в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Передать характер персонажей в движении помогает музыка.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки.

На начальном этане работы по театрализованной деятельности педагогам предлагается включать в инсценировку упражнения на развитие памяти, внимания и других психических функций. Необходимость в этом связана с особенностями методики, направленной на развитие у детей способности преодолевать сценическое волнение.

Одним из основных показателей актерского мастерства является искренность, умение быть правдивым в сценическом проявлении своих чувств.

Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

  • -выбор детьми роли по желанию;
  • -назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
  • -распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
  • -проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две основные проблемы:

  • -что делать, если ролей не хватает на всех детей;
  • -кто будет играть отрицательных персонажей.

Первую проблему помогают решить подгрупповая организация занятий (10-12 детей в подгруппе), парное проигрывание ролей. Кроме того, воспитатель, чтобы охватить всех детей, может придумать дополнительные роли.

Вторая проблема - исполнение ролей отрицательных персонажей -несколько сложнее и требует глубокого, вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети - в большинстве случаев - хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, нечестных. Поэтому следует подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все: и дети, и взрослые - артисты, которые должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли, причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности и привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы «прилипает» к нему, и в конце концов к этому ребенку начинает складываться определенное отношение. Поэтому целесообразно, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.

Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений, которые после разучивания с педагогом, надо ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.

Упражнения на напряжение мышц:

  • -«рубить» дрова;
  • -нести очень «тяжёлый» чемодан.

Упражнения на расслабление мышц:

  • -«заснуть» на стуле;
  • -сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды.
  • -повтори движение.

Все дети встают в круг. По очереди дотронуться до плеча соседа. Положить голову на плечо соседу. Погладить соседа.

Упражнение на развития воображения:

Передавать друг другу кубик со словами «лягушка».

Упражнения на развитие мышления и памяти:

-«Едем к бабушке в деревню»:

Все действия присоединяются по одному, постепенно.

Едем к бабушке в деревню чух-чух (руками показывают поезд)

Остановка ш-ш-ш

Спустились со ступенек, идут по лесенке чоп-чоп (хлопают ладошками по коленям)

Далеко до бабушки идти у-у-у (козырек).

Но надо. Топ-топ (хлопки по коленям)

Постучали. Тук-тук (стучат)

Дверь открыта у-и (скрипят, открывают дверь)

Зашли. Топ-топ. (хлопки по коленям)

Бабушка встретила. Целует. Мц-мц. (Целуют вправо, влево).

-«Переглядки»:

Дети стоят в кругу. Ищут взглядом того, кто на них смотрит. Кивают друг другу и меняются местами. Важно: не сбивать друг друга, уступать; терпеливо ждать пока на вас посмотрят; играть в тишине.

-«Наши алые цветочки»:

Наши алые цветочки (Соединить ладони «Змейка» вверх)

Распускают лепесточки. (раскрыть ладошки)

Ветерок чуть дышит (Дуть на пальцы)

Лепестки колышет (Шевелить пальцами)

Наши алые цветочки (По одному загибать пальцы)

Закрывают лепесточки.

Головой качают (2 кулачка)

Тихо засыпают.(1 кулачок)

Утром рано все цветки

Вновь распустят лепестки.

Упражнения на развитие интонационной выразительности:

-«Мы поставим в печь пирог»;

Мы поставим в печь пирог. (Протянуть руки вперед).

И достанем из печи. (Убрать руки на себя).

Из труды идет дымок (Круговое движение рукой снизу вверх).

Такой приятный. (Ладошки кверху).

Там за лесом, (показать руками крышу) у реки (волнообразное движение рукой).

Пекарь Булочка живет. (Показать большой живот).

По утрам печет пирог (печь пирожки) он ароматный. (Вдох. Руки в стороны.).

Сказать как старушки Бабки-ежки. (Сгорбиться, руки дрожат, голос дрожит, ехидный взгляд).

Сказать как лисичка. (Показывая лапки, виляя хвостом, двигая плечами, строить хитрые глазки).

Произнести с разной интонацией (приветливо, небрежно, просяще, требовательно и т. д.) слова: возьми, принеси, помоги, здравствуй и др.

Творческие упражнения:

Поиграй с моей игрушкой;

Детям раздают игрушки. Кому не хватило - хлопают.

Под музыку дети ходят и танцуют игрушками.

Музыка закончилась.

Дети: «Погуляй с моей игрушкой» - отдают детям у кого нет игрушки.

-«По полянкам и по кочкам».

Под музыку игрушки прыгают по кочкам; с кочки на кочку; через кочку, вокруг кочки

-«Многоэтажный дом».

Здравствуй мышка (машут крыльями)

Здравствуй птичка (показывают мышиные лапки)

У тебя большой дом (машут крыльями)

Нет маленький (лапки)

Нет большой (машут)

Нет маленький (лапки)

У тебя подвал есть. (говорят тихо)

Первый этаж (усиливают звук)

Второй (еще сильнее)

Третий (громче)

Четвертый (еще громче)

И т.д. до десятого этажа, усиливая звук.

Чердак (очень громко)

Затем назад до подвала. (Постепенно затихают)

Подвал (шепотом)

Упражнения развитие детской пластики:

-«Жила-была змейка».

Жила-была змейка (Плавное движение правой рукой снизу вверх)

Посмотрела в одну сторону (повернуть кисть вправо)

Нет никого. (покачать кистью)

В другую сторону. (повернуть кисть влево)

Нет никого.(покачать кистью)

Уползла. (опустить руку)

Выползла другая змейка. (Плавное движение левой рукой снизу вверх)

Посмотрела в одну сторону. (повернуть кисть влево)

Нет никого. (покачать кистью)

В другую сторону. (повернуть кисть вправо)

Нет никого. (покачать кистью)

Уползла. (опустить руку)

Выползли обе змейки. (Плавные движения двумя руками)

Посмотрели в одну сторону (повернуть кисти в разные стороны)

Нет никого. (покачать кистью)

Посмотрели в другую сторону. (Повернуть кисти в центр)

«Здравствуй, змейка, как дела» (змейки открывают ротики - смыкать, размыкать пальцы)

«Голова пока цела» (говорит другая рука)

«Давай песенку споем?»

А теперь низким.

«Что-то ты плохо поешь?»

«Нет ты!»

«Нет ты!»

Кто кого обидел первый?

«Ты меня»

«Нет ты меня»

Кто кого ударил первый?

«Ты меня»

«Нет ты меня»

Вы же раньше так дружили?

«Я дружил»

«И я дружил»

Что же вы не поделили?

«Я забыл»

«И я забыл»

Игры-драматизации:

Отгадать лепим снежки; зуб болит; бабушка старенькая хромает; холодно мерзнут ноги.

Театрализованные игры:

-«Мы большой построим дом».

Образуют круг.

Мы большой построим дом

Заживем все вместе в нем.

Дети собираются, двери закрываются.

Двери открываются, сказка начинается.

Тук-тук-тук (стучат кулачками у правого ушка)

Тук-тук-тук (стучат у левого ушка)

Кто стучится в гости вдруг?

Может к нам пришел зайчишка?

Прыг-скок. (Прыгают как зайчики)

Прыг-скок.

Может косолапый мишка?

Топ-топ, топ-топ. (Ходят вразвалочку)

Может рыжая лиса?

Чоп-чоп, чоп-чоп. (показывают лапки, хвостик)

Вот какие чудеса! (Развести руки в стороны).

Важнейшей частью методики работы с детьми является заключительная часть спектакля. Педагог говорит: «В нашем спектакле роли исполняли замечательные, заслуженные артисты нашей группы: перечисляет...» и родители должны наградить каждого исполнителя бурными аплодисментами.

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Медведевым Д.А. в 2010 году был представлен новый проект развития системы образования «Наша новая школа», в котором поставлена цель преобразовать школу в «школу будущего». Для достижения цели выделены главные задачи:

  • - развитие творческой среды для выявления особо одарённых детей с раннего возраста;
  • - развитие творческих способностей у детей.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. По утверждению выдающихся психологов Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина и др., основой творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития творческих способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Психологи советуют начинать развитие творческих способностей с раннего возраста, так как мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» именно в первые годы жизни. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к моменту этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать талантливым и гениальным. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Немаловажная роль в реализации задач обозначенной педагогической проблемы принадлежит учреждениям дошкольного образования, специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать развитию творческих способностей воспитанников. Выявление и развитие творческих способностей у детей считается актуальной задачей на сегодняшний день и каждый педагог должен найти пути ее решения.

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. (Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2011).

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволил обратиться к театральной деятельности в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

Таким образом, приходим к выводу, что выявлять и развивать творческие способности дошкольников лучше именно через театральную деятельность, так как театральная деятельность ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Театральная деятельность не только развивает психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Целью дальнейшей работы явилось развитие творческих способностей дошкольников через театральную деятельность. Исходя из поставленной цели, определились следующие задачи :

  • · Создавать условия в ДОУ и группе, способствующие развитию творческих способностей дошкольников.
  • · Последовательно знакомить детей с видами театров.
  • · Совершенствовать артистические навыки детей: умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, умение пользоваться разнообразными жестами, речевым дыханием, артикуляцией, дикцией.
  • · Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
  • · Учить детей планировать процесс создания спектакля, следовать плану, используя различные творческие способности.
  • · Воспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Деятельность с детьми строится на следующих принципах

  • 1) Принцип создания развивающей среды - создание в ДОУ и группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей.
  • 2) Принцип психологической комфортности - создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.
  • 3) Принцип активности и свободы самовыражения - создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.
  • 4) Принцип наглядности - имеет особо важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление носит наглядно - образный характер.
  • 5) Принцип индивидуального подхода к детям - педагог организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
  • 6) Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.

Организация работы по данной теме осуществлялась в три этапа.

Была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по данной теме.

Изучение литературы показало, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов - Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой и Т. Шишовой, Н. Сорокиной, Л. Миланович, М. Маханевой и др. Анализ методической литературы и опыта работы показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали большое внимание на развитие детского творчества.

Для осуществления работы по развитию творческих способностей за основу была взята программа «Театр - творчество - дети» (автор Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович), т.к. именно в ней авторы впервые систематизировали средства и методы театрально-игровой деятельности, а также научно обосновали поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) в процессе театрального воплощения. Авторы данной программы выдвинули и подтвердили гипотезу о том, что театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной, т.е. важнейшим в детском творческом театре есть процесс репетиций, процесс творческого проживания и воплощения, а не конечный результат. Именно в процессе работы над образом происходит развитие творческих способностей и личности ребенка.

С целью выявления интереса к театру и для отслеживания творческой активности детей в процессе театрально-игровой деятельности были проведены наблюдения, беседы, опросы родителей.

Для успешной работы создана предметно-пространственная среда:

в группе руками воспитателей и родителей оборудован театральный уголок для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, простые декорации. Изготовлены куклы-марионетки и пальчиковый театр, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, подобраны карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой. Сделана картотека театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений.

Составлен перспективный план кружковых занятий, которые организуются систематически 1 раз в неделю, по подгруппам, состав подгруппы 10-12 детей, длительность занятий 20 минут. Данной работой охвачено 100% детей группы.

Занятия кружка проходят в двух направлениях:

  • 1. Освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;
  • 2. Освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусства.

Строятся по единой схеме:

  • 1часть - «Вводная» - введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • 2 часть - «Рабочая» - театрализованная деятельность (в разных формах), где педагог и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
  • 3 часть - «Завершающая» - эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Для выполнения поставленных задач используем такие методы и приемы обучения.

Таблица 1. Методы и приемы обучения

Игровая деятельность

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. В игре есть все для полноценного развития личности. В игре ребенок пробует свои силы и возможности, учится преодолевать как внешние, так и внутренние препятствия. Именно в игре дошкольник получает возможность непосредственного жизненного опыта, который может отобразить в театральной деятельности.

Моделирование

Освоение детьми метода моделирования, положительным образом влияет на развитие абстрактного мышления, умения соотносить схематический образ с реальным. В качестве модели используются: схемы, карты, пиктограммы, макеты, графические изображения, «подвижные аппликации».

Использование произведений художественной литературы

Благодаря сказке ребенок познает жизнь, мир не только умом, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Ведь литературные произведения для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность / дружба, доброта, честность, смелость и др./

Наглядность

Наглядность один из основных наиболее значимых методов обучения дошкольников, так как у них преобладает наглядно - образное мышление.

Беседа - обсуждение

Метод направлен на развитие коммуникативных навыков, на развитие речи, развивает умение выслушивать друг друга, поддерживать общую беседу, обсуждать возникшие идеи по очереди, четко и ясно выражать свое мнение. В процессе коллективного обсуждения дети раскрываются для себя и друг для друга с самых неожиданных сторон.

Проблемные ситуации

Метод направлен на развитие умения искать и находить выходы из различных ситуаций. Позволяет услышать многообразие мнений других детей, мотивирует на активность в разных видак детской деятельности, в том числе и в театрализованной.

Изобразительная деятельность

Само рисование несет множество развивающих функций: развивает чувственно - двигательную координацию, способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира, является способом выражения различных рода эмоций.

Наблюдения

Метод помогающий проследить за эмоциональными проявлениями людей в определенных жизненных ситуациях для более легкого воспроизведения в спектаклях, этюдах, играх каких либо эмоциональных состояний.

Целенаправленное использование этюдов помогает детям развивать выразительность жеста, уметь воспроизводить отдельные черты характера, тренировать определенные группы мышц, развивать память. Работа над этюдами развивает ребенка, дает ему необходимые навыки.

На занятиях использовали различные упражнения, игры с целью помощи детям в овладении средствами образной выразительности. Знакомили детей с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, испуг, безразличие, возмущение и т.п.), анализировали средства выражения, позволяющие окружающим правильно понять их, затем предлагали различные ситуации, к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство.

Например, ситуация «заблудились в лесу» - какое настроение, чувство возникает сразу (грусть, страх, испуг); какое качество человека больше всего пригодится в данной ситуации (решительность, находчивость, смелость и т.п.). Здесь были задействованы разные средства выразительности (мимика, жест, пантомимика). Например, предлагали детям отобразить определенный жест («Стой на месте!», «Я боюсь», «Идём со мной» и т.д.) подобрать картинку (или выразить мимически), соответствующую эмоциональной реакции партнера на этот жест. Для этого использовали карточки с изображением животных, находящихся в различных эмоциональных состояниях.

В дальнейшем использовали графические модели различных эмоций, разыгрывали мини-сценки, этюды. Также предлагали детям следующие задания:

  • а) Подойти к стулу и рассмотреть его, как будто это - королевский трон, цветок, стог сена, костёр и т.д.;
  • б) Передать друг другу книгу, как будто это - огонь, кирпич, хрустальная ваза, цветок созревшего одуванчика;
  • в) Взять со стола нитку, как будто это - змея, горячая картошка, пирожное;
  • г) Пройти по нарисованной мелом линии, как будто это - канат, широкая дорога, узкий мостик;
  • д) Прогуляться по многолюдной улице, как солдат, как старый человек.

Дети моментально включались в «предполагаемые обстоятельства» и действовали в них активно, правдоподобно и самозабвенно.

Работая над темой, столкнулись с определенными трудностями. Одна из них тесно связана с формированием мимических и двигательных проявлений, необходимых для активизации театрализованной деятельности. Дети часто не владеют способами выражения эмоционального состояния с помощью мимики и жестов, их творческая фантазия не может выразить или придумать какой либо образ. У тревожных, замкнутых детей мимика бедная, движения не выразительные. С такими детьми работу строим по - другому - для начала такие дети являются зрителями на спектаклях, также им отводятся такие роли, как кассир, гример, костюмер, художник и т. д. На занятиях они участвуют в небольших этюдах, сценках, играх, направленных на расслабление мышц; работают с пиктограммами.

В результате дети начинают лучше понимать разнообразные эмоциональные проявления и могут их изобразить. Постепенно пропадает скованность и они с большим удовольствием и интересом сочиняют элементы движений, могут увлеченно импровизировать, используя при этом мимику, жесты, перевоплощаться в образы различных героев сказок, зверей. Еще одна проблема, с которой столкнулись в ходе работы - это нехватка костюмов, кукол, декораций. Решить проблему помогли родители. Многие из них участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Например, для спектакля «Мешок яблок», родители совместно с детьми подготовили костюмы вороны, крота, белочки и др.

В сотрудничестве с родителями стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно - речевой деятельности. Одной из интересных форм является привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров. Например, на литературной викторине родители совместно с детьми с удовольствием поиграли в сказку «Теремок». Видя веселую игру родителей, дети с еще большим интересом относятся к театрализации. Также мамы и папы привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. Целенаправленно совместно с детьми родители читают произведения, просматривают видеофильмы, посещают театры. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций. Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное - учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

Результатом работы стало участие детей в музыкальных спектаклях: «Путаница» и «Теремок» в средней группе»; «Коза и семеро козлят на новый лад» в старшей группе; «Происшествие в лесу» и «Кошкин дом» в подготовительной группе. Кроме того, ребята выступали в инсценировках на утренниках, в фольклорных праздниках, на родительских собраниях, фестивалях детского творчества дошкольного учреждения. В скором будущем надеемся на показ спектаклей в других детских садах. Элементы театрализации используются в непосредственно - образовательной деятельности, самостоятельной и совместной деятельности с детьми.

Итоги наблюдений, осуществленных в процессе этой сложной, но такой важной и интересной работы, позволили сделать выводы о позитивных результатах:

  • · большинство детей умело используют средства театральной выразительности: мимику, жест, движения и средства интонации;
  • · владеют техникой кукловождения;
  • · владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях;
  • · с удовольствием выполняют творческие задания;
  • · стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу;
  • · дети самостоятельно импровизируют, с удовольствием перевоплощаются в образы разных героев, соотносят восприятие со своим опытом, чувствами и представлениями;
  • · дети проявляют интерес к истории театра. В самостоятельной театрализованной деятельности дети свободно применяют полученные знания и умения;
  • · у дошкольников появилось желание самостоятельно организовывать небольшие театрализованные постановки со сверстниками и малышами;
  • · дети владеют приемами нанесения театрального грима;
  • · у детей появился интерес к подготовке театрализованного показа;
  • · к 6-7 годам дети свободно, без принуждения передают настроение, характер героев пластикой своего тела, создают яркие и незабываемые образы.

По окончании детского сада, выпускники продолжают заниматься в кружках дополнительного образования. Многие дети учатся в музыкальной школе, посещают театральные, танцевальные кружки. Выступают на школьных и городских мероприятиях. В конкурсах получают призовые места.

Таким образом, опираясь на полученные результаты, можно сделать следующий вывод: уровень развития творческих способностей детей посредством театрально-игровой деятельности достиг значительного подъема и соответствует поставленным целям и задачам. Театрализованная деятельность всесторонне развивает личность. Дети имеют возможность проявить свой талант, умеют творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившихся ситуаций. Формируется нравственная позиция по отношению к сверстникам и старшим, а значит, ребенок легче входит в сложный социальный мир.

Перспективу мы видим в продолжении дальнейшей работы по данной теме; изучении, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомлении с опытом работы других педагогов - практиков. Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли, включать детей в исследовательскую деятельность в ходе их подготовки. Осуществлять выход детей со спектаклями в другие детские сады.

Вводная часть

Креативность - сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Развитие креативности посредством театрализации в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

Современные условия предусматривают развитие творческой и креативной личности. А в истоках развития личности в целом изначально лежит воспитание. Для полноценного развития и творческого становления личности необходимо создание условий для самоопределения и социализации. Только такая личность может быть успешной в современном социуме.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.

Заинтересовавшись вышесказанным, я решила углублённо работать с детьми по теме: «Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности».

Цель деятельности: способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей; создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе, приобщить детей к театральному искусству, театрализованной деятельности;

Задачи:

Развивать творческие способности детей;

Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;

Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);

Способствовать формированию эстетического вкуса;

Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях.

Создать у родителей представление о театральной деятельности детей, как об одном из наиболее важных видов деятельности в дошкольном возрасте;

Найти пути сотрудничества с семьями воспитанников, направленные на обеспечение благоприятных условий для творческой личности.

II.Основная часть

Творческая деятельность - это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Следует отметить, что наряду с творческими способностями у детей в процессе театральной деятельности формируются нравственные ценности. И от того какие ценности будут сформированы сегодня, зависят личные особенности каждого из них и общества в целом.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театрализованная деятельность в детском саду - это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Так же театральная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица, какого либо персонажа это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Пример: робкому ребенку дают роль медведя и он, перевоплощаясь в роль, принимает образ сильного смелого персонажа чувствует себя по другому. Так же умеет выйти на публику и выступить в образе, преодолеть свою робость скованность. Ребенок начинает себя по-другому ощущать, двигаться, говорить.

В группе педагог должен создать условия для развития творческой активности детей. В театрализации поощрять творчество развивать способность свободно и раскрепощено держаться на выступлении. Побуждать к импровизации средствами мимики, выразительности движений и интонациями. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с театральными жанрами, с различными видами кукольных театров).

Среда - является одним из основных средств развития личности ребенка. Предметно - пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Для этого в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки. Где ребенок, одев маску или другие атрибуты может представить себя в той или иной роли перед зеркалом далее он начинает развивать замысел.

Театрализованная деятельность удел детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения, повысить культуру ребенка, познакомить правилами этикета, обрядами, традициями. Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжет имеет общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровые правила. Креативность проявляется в том, что ребенок художественно передает замысел, варьирует свое поведение. В игре ребенок побуждает к неформальному общению, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого используются этюды, тренинги, упражнения, которые способствуют развитию навыков театральной игровой деятельности.
Игра « Подбери рифму»

Цель: развивать чувство рифмы.

Волшебник задает рифмы по очереди:

Кочка — бочка, строчка, дочка, точка...

Картошка — матрешка, морошка, кошка...

Печь — меч, течь, лечь...

Лягушка — квакушка, подружка, кружка...

Зайчик — пальчик, мальчик...

Мышь — тишь, камыш, шуршишь...

Кошка — мошка, блошка, плошка...

Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок...

Снежинка — пушинка, пружинка...
Расскажи стихи руками

Цель: побуждать детей к импровизации.

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

Кот играет на баяне,

Киска — та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)

Дети имитируют игру на различных музыкальных инструментах. Возможно использование грамзаписи русской плясовой.
Проговаривание диалога с различными интонациями

Ребенок: Мед в лесу медведь нашел...

Медведь: Мало меду, много пчел!

Диалог проговаривается всеми детьми. Воспитатель помогает найти нуж-ную интонацию.

Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, можно использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.

Наибольший эффект дают такие методы развития креативности, как: творческие задания; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; этюды, упражнения.
Для раскрытия креативных способностей детей в театрализованной деятельности, также используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации. Широко применяются и игры-драматизации, главным объектом обыгрывания в которых становится сам ребенок. Все эти забавы не только способствуют развитию креативности детей, но и тренируют память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.

Пантомимы.
Цель: Научить будущих артистов выразительности, оживлять фантазию и воображение.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит (руки подняты вверх).

Солнце взойдет -

Гвоздь упадет (расслабленные руки падают вниз, присесть).
Игры на развитие выразительной мимики .

Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

1. Соленый чай.

2. Ем лимон.

3. Сердитый дедушка.

4. Лампочка потухла, зажглась.

5. Грязная бумажка.

6. Тепло-холодно.

7. Рассердились на драчуна.

8. Встретили хорошего знакомого.

9. Обиделись.

10. Удивились.

11. Испугались забияку.

12. Умеем лукавить (подмигивание).

13. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (со-бака).

14. Мне грустно.

15. Получить подарок.

16. Две обезьяны: одна гримасничает — другая ко-пирует первую.

17. Не сердись!

18. Верблюд решил, что он жираф,

И ходит, голову задрав.

У всех он вызывает смех,

А он, верблюд, плюет на всех.

19. Встретил ежика бычок

И лизнул его в бочок.
А лизнув его бочок,

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

— В рот не суй что попадется!

20. Будь внимателен.

21. Радость.

22. Восторг.

23. Я чищу зубы.

Развитие креативности посредством театрализации - это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу, синтезу, эмоциональным переживанием, развитию творческой активности детей. Такая деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корректирует в разных сферах психической деятельности.

В процессе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:

Чтение и совместный анализ сказок.

Проигрывание отрывка из сказок.

Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.

Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

Словесные, настольные и подвижные игры.

Пантомимические этюды и упражнения.

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковые игры со словами.

Заключение.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включается в образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. Итогом являются: инсценировки, драматизации, спектакли, концерты, которые входят в содержание праздников и развлечений. Театрализация позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Задачи, которые я ставила, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, я верю, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет.

Основная идея опыта моей работы: помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, развить творческие способности средствами театра. И я считаю, что заинтересовать ребенка сможет только увлеченный человек, поэтому моя главная цель - заинтересовать каждого дошкольника миром прекрасного, всячески поддерживая его малейшие успехи.

Основные источники

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М., 2007.
  2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Спб.: Издательство «Союз», 2002, 271 с.
  3. Баева И.А. И др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А. Баевой. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. 289 с.
  4. Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. - 2009. - № 9. - С. 118.
  5. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. - М. : Изд. Центр «Академия», 2010. - 368 с.
  6. .Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников.- М.:ВАКО, 2007
  7. Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. - М. : Просвещение, 2006.
  8. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М. : Просвещение, 2009. - 24с. - (Стандарты второго поколения).
  9. Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников // Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. - М., 2007.
  10. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. - М. : Дрофа, 2007.
  11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с.
  12. Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.
  13. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: Каро, 2009. - 367 с.
  14. Панютина Н.И., Рагинская В.Н.и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми 2- е изд.,-Волгоград:Учитель, 2008.-204с.
  15. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М., 2003. - 432 с.
  16. Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: М.: ИОСО РАО, 2003.
  17. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005. - 224 с.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Творческие игры дошкольников.

Эффективность детской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценических образов обусловлены степенью готовности дошкольника к ним .
Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает: знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности, педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка; реализации детьми игровых замыслов.(С.А.Козлова, Т.А. Куликова)
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;


-упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);


- отдельные упражнения по этике;


- упражнения в целях социально- эмоционального развития детей;


- игры-драматизации.


Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.
В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:
- развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;

- воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

- овладение импровизационными умениями;

- развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;

- совершенствование познавательных процессов.

Классификация творческих игр.

Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.). Театрализованная игра – эффективное средство социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, благоприятное условие для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способсвуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда прийти к нему на помощь.
Большинство исследователей
приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству
и
часто называют их «творческими» ( М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б.Эльконин. Е.Л.Трусова применяет синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация». Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным:

    роль (определяющий компонент)

    игровые действия

    игровое употребление предметов

    реальные отношения.

В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л.В.Артемова, Л.В.Ворошина, Л.С.Фурмина и др.).
В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Поэтому очень важно с самого раннего возраста приобщать ребёнка к музыке, театру. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия воспитателя, музыкального руководителя. Именно искусство (театр) пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки. В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интереснойдеятельности, позволяющей каждому проявить активность, творчество индивидуальность.Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически направленная) для становления самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов
(Д.В. Менджерицкая).

Театрализованные игры дошкольников нельзя назвать искусством в полном смысле слова , но они приближаются к нему . Б.М.Теплов видел в них переход от игры к драматическому искусству, но в зачаточной форме. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, они думают о воздействии на людей, их заботит результат (как изобразили).

В активном стремлении к творческому исполнению заключается воспитательное значение театрализованных игр (С.А.Козлова, Т.А.Куликова).

В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания. Привлекая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи ребенка, можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Целесообразно советовать родителям использовать опыт артистической и театральной деятельности ребенка, приобретенный им в дошкольном учреждении. Это повышает уровень самоуважения ребенка. (С.А.Козлова, Т.А Куликова).

Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребёнка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест. Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.Это объясняется двумя основными моментами: во- первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием, во - вторых очень тесно связана с игрой. Творческие способности проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок, т. е. создают игровую ситуацию. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров.
эмоциональной выразительности сюжета (Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова).
Л.В.Артемова выделяет игры – драматизации и режиссерские игры.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой . Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.

Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. Л.В.Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго Панно с венецианской маской из папье-маше своими руками Изготовление масок из папье маше своими руками Панно с венецианской маской из папье-маше своими руками Изготовление масок из папье маше своими руками