Программа кружка "юный эколог". Кружок юный эколог

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Пояснительная записка

В настоящее время резко возрос интерес к экологическому воспитанию школьников. Только живя в полной гармонии с природой, человек сможет лучше понять её, а поняв, сохранить жизнь на Земле. Человек – это частичка природы, поэтому он не может нарушить законы, существующие в ней. В настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный характер. Особо остро они ощущаются в крупных промышленных регионах, мегаполисах, городах. Решить эти проблемы уже невозможно без перестройки мышления каждого отдельного человека. Отживают свой век идеи неисчерпаемости природных богатств, возможности покорения природы. Но у многих людей сохраняется безответственное отношение к окружающей среде, потребительский подход к природе, низкий уровень экологических знаний и культуры, низкий уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, не развита потребность практического участия в реальной природоохранной деятельности. Изучение природы - это важная сторона деятельности человека. Экология, биология, химия позволяют проводить исследования природы силами школьников. Экология изучает взаимосвязь человека с окружающей средой. Организм человека не может функционировать без взаимосвязи человека с окружающей средой. Вещества, поступающие в наш организм из окружающей среды, влияют на процессы жизнедеятельности организма. Нам важно знать, какие вещества полезны нам, и в каких количествах, а что вредно и до какой степени. Информация, которую получают школьники нашего кружка, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает интерес к экологическим проблемам и позволяет использовать знания в повседневной жизни.

Актуальность программы

Программа охватывает большой круг естественно научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы. Большая часть часов в программе отводиться на изучение природы и охраны Москвы и Московской области. Таким образом, актуальность программы заключается в углублении биологических и экологических знаний в сочетании с различными формами работы. Программа опирается на практическую деятельность учащихся, учитывает региональные экологические особенности. Работая в кружке, школьники расширяют свои знания о живой природе, о природе своего края, о влиянии экологии на здоровье человека, на его питание. Также предполагается организация внеклассных мероприятий для пропаганды экологических знаний кружковцами среди учащихся школы. Это и театрализованное представление, и конференция, и презентация проектов, и выпуск листовок. С целью познания родного района предусмотрено большое количество экскурсий в ООПТ Москвы и Московской области, в музеи Москвы. Программа направлена на воспитание поколения, которому будет не безразлично всё происходящее на нашей планете, в нашей стране в родном городе, в школе, в семье.

  1. Углубление экологических знаний учащихся.
  2. Формирование экологической культуры учащихся.
  3. Улучшение охраны окружающей среды.
  4. Развитие природоохранной деятельности учащихся.
  5. Воспитание любви и бережного отношения к природе, соблюдение главного правила нахождения в природе “Не навреди!”.

Задачи:

Образовательные.

  • Выяснить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями экологии, экологическими проблемами.
  • Выявить основные источники загрязнения окружающей среды и возможные способы устранения экологических последствий и правонарушений.

Воспитательные.

  • Развивать навыки коммуникативного общения.
  • Совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
  • Развивать такие качества как любовь и бережное отношение к природе.
  • Воспитывать экологическую этику, ответственное отношение к природе.

Развивающие.

  • Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе углубленного изучения экологии и биологии.
  • Формировать у школьников наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы на основе полученных результатов, вести дискуссию.

Формы и основные методы работы.

1. Исследовательские методы (химический эксперимент, работа с микроскопом).

2. Словесно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, лекция, работа с литературой, диспут, написание эссе).

3. Частично-поисковые методы (систематизация материала при составлении гербариев).

4. Репродуктивные методы (выступления учащихся на заседаниях кружка, школьных конференциях, во время презентаций и театрализованных представлений).

Занятия состоят из теоретической части (лекции, сообщения, доклады, рефераты) и практической части. В практической части используем наблюдение, эксперимент, исследование, сравнение, описание. Учащиеся проводят лабораторные работы, изучают объекты под микроскопом, участвуют в конкурсах, конференциях, природоохранных мероприятиях, собирают гербарии, выпускают листовки и плакаты по охране природы. Большая роль отводиться экскурсиям в природу, в музеи, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия города Москвы и Подмосковья. Лабораторные работы с химическими реактивами проходят с учётом способностей кружковцев (ещё не все учащиеся изучают химию) и при наличии материально-технического обеспечения этих работ. Задания выполняются как индивидуально, так и группами. В ходе обучения учащиеся осваивают связи между естественно-научными дисциплинами: экологией, биологией, химией. физикой, географией и другими науками.

Ожидаемый результат

1. Расширение кругозора.

2. Популяризация у школьников биологических и экологических знаний, повышение интереса к биологии и экологии.

3. Развитие устойчивых потребностей в новых биологических и экологических знаниях.

4. Ведение здорового образа жизни.

5. Понимание своей значимости в решении экологических проблем.

6. Ответственное отношение к природе.

7. Возрастание творческой активности школьников.

8.Развитие коммуникативных способностей у учащихся.

9. Овладение навыками научного мышления.

10. Развитие у школьников умений и навыков исследовательской работы.

11. Умение создавать проекты и проводить их презентацию.

12. Умение добывать самостоятельно информацию.

13. Умение самостоятельно осуществлять исследовательскую, экспериментальную и инновационную деятельность.

14. Воспитание экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды.

Условия реализации программы.

Возраст школьников, участвующих в реализации программы 7-9 классы.

Продолжительность образовательного процесса 2 года.

Количество часов – 140 часов (70 часов год, 2 часа в неделю).

ПРОГРАММА

(всего 140 часов, 70 часов в год, 2 часа в неделю)

Первый год обучения (70 часов).

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

РАЗДЕЛ 1. “Основные вопросы экологии” (12 часов).

Что изучает наука экология? Основные экологические понятия и определения. Задачи экологии. Методы экологических исследований. Структура современной экологии. Охрана природы. Международное сотрудничество в деле охраны природы. Экологическое законодательство Российской Федерации. Экологические кризисы, катастрофы, бедствия. Глобальные экологические проблемы в современном мире. Основные виды воздействия человека на природу и его роль в создавшейся экологической обстановке. Загрязнение окружающей среды и его формы: химические, физические, биологические. Основные источники загрязнения окружающей среды. Контроль загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Концепция устойчивого развития. Экологическая обстановка в Москве и Московской области. Влияние энергетики и промышленности на экологию Москвы и Подмосковья. Воздействие различных видов транспорта на экологию Москвы и Подмосковья. Проблема твёрдых и бытовых отходов в Москве и Подмосковье.

Экскурсия в Дарвиновский музей “Экология Москвы и Московской области”.

РАЗДЕЛ 2. “Природа Москвы” (73 часа).

Тема 1. “Общие представления о природных ресурсах Москвы” (1 час).

Особенности географического положения Москвы, её природные условия и природные ресурсы.

Тема 2. “Водные ресурсы Москвы” (19 часов).

Вода - самое удивительное и необходимое вещество на Земле. Вода: её свойства и значение. Водные ресурсы Московского региона. Охрана водных ресурсов. Питьевая вода. Требования, предъявляемые к питьевой воде. Нормы физических показателей воды. Зависимость вкуса воды от её химического состава. Очистка воды. Очистные сооружения.

Лабораторные работы (8 часов).

1. Исследование физических и органолептических показателей воды из пруда (прозрачность, температура, запах, цвет воды). Нормы физических показателей воды.

2. Определение рН воды взятой пробы с помощью универсального бумажного индикатора и с помощью прибора рН-метра.

3. Определение минерального состава природных вод (сухого остатка в воде).

4. Исследование химических показателей воды из пруда (наличие в воде ионов железа, меди, хлоридов, сульфатов).

5. Живой мир в капле воды. Исследование с помощью микроскопа микроорганизмов, находящихся в воде, взятой из близлежащего пруда. Выявление индикаторов состояния водоёма.

6. Жёсткость воды. Способы определения и устранения жёсткости воды.

7. Способы очистки воды от загрязнений. Очистка воды от твёрдых веществ фильтрованием.

8. Нейтрализация кислотных остатков содой. Очистка воды от ионов меди (2+) железными опилками. Очистка окрашенных стоков активированным углем.

Деловая игра “Моделируем экологическую ситуацию” (1 час).

Описание возможной чрезвычайной экологической ситуации и прогноз её развития на основе информации о загрязнении пруда и прилегающих к нему территорий.

Экскурсии (2 часа).

1. Экскурсия к водоёму (пруду, расположенному рядом со школой). План описания водоёма. Условия необходимые для жизнедеятельности обитателей водоёма. Взятие проб воды из пруда для исследования в школьной лаборатории.

2. Экскурсия (зимняя) к пруду. Исследование территории, близко прилегающей к пруду, на использование солей против обледенения.

Презентация проекта экологического кружка (3 часа)

“Мы за чистый город!”

Тема 3. “Воздушные ресурсы Москвы” (15 часов).

Воздух: его состав и значение. Основные источники загрязнения воздуха в Москве и Московской области. Влияние климата и погоды на состояние атмосферы Москвы и Московской области. Охрана воздушных ресурсов. Методика изучения загрязнённости воздуха по состоянию снежного покрова на улицах Москвы.

Практикум (1 час).

Взятие проб снега из разных мест (с территории школьного двора, с территории, прилегающей к школе, с территории, расположенной вдоль автомагистралей города).

Лабораторные работы (5 часов).

9. Определение физических свойств талого снега (прозрачность талой воды, интенсивности запаха, цветности).

10. Определение взвешенных частиц в талой воде.

11. Определение кислотности талого снега универсальным индикатором. Обнаружение органических веществ в талой воде.

12. Определение катионов (ионов железа Fe(3+), ионов свинца Pb(2+), ионов меди Cu(2+)) в талой воде.

13. Определение анионов (сульфатов, хлоридов и др.) в талой воде.

Презентация проекта экологического кружка (3 часа).

“Состояние воздуха над территорией родного микрорайона”.

Театрализованное представление на экологическую тему (1 час).

Сказка “КАРЛСОН НА КРЫШЕ ШКОЛЫ”.

Тема 4. “Почвы Москвы и Московской области” (11 часов).

Экология почв – как раздел почвоведения. Понятие “экология почв”. Работы В.В.Докучаева, В.И.Вернадского, В.Р.Волобуева, И.А.Соколова. Взаимоотношения почвы с окружающей средой. Факторы почвообразования: растения, животные, микроорганизмы, климат, водный режим, рельеф, время. Состав почв. Лёгкие и тяжёлые почвы. Структурность почвы. Кислотность почвы. Типы почв. Особенности почв Москвы и Московской области. Городские почвы. Эрозия почвы, её виды и борьба с ней. Деградация земель – острейшая экологическая проблема в России. Самоочищение почвы. Охрана и использование почв и земельных ресурсов. Почва и здоровье человека. Патогенные бактерии почвы, вызывающие инфекционные заболевания (сибирская язва, газовая гангрена, столбняк, ботулизм и др.). Гельминты.

Практикум (1 час).

Оценка засолённости почв города Москвы по состоянию липы.

Лабораторные работы (3 часа).

14. Взятие почвенных образцов и их обработка (подготовка).

15. Определение общих физических свойств почвы (механических свойств, состава, окраски), общей гигроскопической влажности. Приготовление почвенных вытяжек и их анализ (определение кислотности почвы).

16. Химический анализ почвы. Качественное определение химических элементов в почве (карбонатов, сульфатов, ионов железа (2+, 3+) и ионов алюминия).

Экскурсия (1 час).

Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана.

Тема 5. “Флора и фауна Москвы” (10 часов).

Растительный мир Москвы и Московской области. Растения Московской области, занесённые в Красную книгу. Животный мир Москвы и Московской области. Животные Московской области, занесённые в Красную книгу.

Практикум (2 часа).

1. Исследование видового многообразия растений, произрастающих на территории школьного двора.

2. Методика составления гербариев.

Экскурсии (4 часа).

1. Ботанический сад МГУ им. М.В.Ломоносова (Аптекарский огород).

2. Музей Землеведения МГУ им. М.В.Ломоносова.

3. Биологический музей им. К.А.Тимирязева.

4. Сезонные явления в природе города.

Второй год обучения (70 часов).

Тема 6. “Особо охраняемые природные территории Москвы и Московской области” (17 часов).

Статус ООПТ (Особо охраняемые природные территории). Значение ООПТ в сохранении мирового многообразия биологических видов растений и животных. Государственные заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Приокско-Террасный биосферный заповедник. Центральный зубровый питомник Российской Федерации. Национальный парк “Лосиный остров” - первый национальный парк в России. Природно-исторический парк “Битцевский лес”. Природный заказник “Воробьёвы горы”. “Серебряный бор” - памятник природы регионального значения.

Экскурсии (7 часов).

1. Музей – заповедник “Коломенское” с посещением усадьбы и парка.

2. Зона отдыха “Узкое”. Посещение усадьбы Трубецких и памятника природы (родника в усадьбе “Узкое”).

3. Ландшафтный заказник “Тёплый Стан”.

Практикум (2 часа).

Практический мониторинг состояния окружающей среды в парковой зоне по имеющимся индикаторным видам.

Конференция (2 часа).

“Уникальные природные достопримечательности Москвы и Московской области”.

РАЗДЕЛ 2. “Экология и человек” (51 час).

Тема 1. “Экология и здоровье человека” (25 часов).

Что такое здоровье? Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Заболевания, связанные с экологической обстановкой сложившейся в Москве и Московской области. Воспитание культуры здоровья. Влияние никотина, алкоголя, наркотиков на организм человека. Гиподинамия – серьёзная опасность 21 века. Заболевания, связанные с гиподинамией. Иммунитет и экология. Простудные заболевания и их предупреждение. Учитесь быть здоровыми! Закаливание организма и его роль в укреплении здоровья. Лекарственные растения. Растения лечат и калечат. Как сделать так, чтобы растения стали твоими друзьями. Общие понятия о шуме и вибрации. Уровни шума. Нормативы. Методы борьбы с шумом и вибрациями. Стресс. Что это такое? Как его избежать и как с ним бороться? Знай свои гены! Болезни наследственные и врождённые. Болезни поведения. Болезни, передающиеся половым путём (сифилис, гонорея и др.). СПИД. Погода и здоровье человека. Биологические ритмы. Режим дня. Работоспособность. Сон.

Практикум (13 часов).

1. Исследование состояния здоровья учащихся школы на основе анализа медицинских карт.

2. Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места школьников и классной комнаты. Работа с люксметром. Измерение освещённости в кабинетах школы у окна, у классной доски и на рабочих местах учащихся в условиях естественного и искусственного освещения.

3. Исследование электромагнитного излучения в школе. Определение переменного магнитного поля в школе с помощью магнитометра. Влияние его на здоровье школьников.

4. Выявление среди школьников нарушений осанки и развития плоскостопия.

5. Правила сбора и хранения лекарственных растений.

6. Комнатные растения в нашей жизни. Уход за комнатными растениями.

7. Лекарства в жизни человека: проблема соотношения пользы и вреда. Правила хранения лекарств и обращения с ними.

8. Оценка шума в классе во время урока, на перемене, на территории школьного двора, на территории, прилежащей к автомагистралям.

9. Первая помощь при кровотечениях.

10. Первая помощь при ушибах, растяжениях, переломах.

11. Первая помощь при ожогах (термических и химических), обморожениях. Солнечные и тепловые удары.

12 Первая помощь при поражении электрическим током, утоплении, удушении. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

13. Первая помощь при укусах ядовитых змей, насекомых, бешенных и бродячих собак и других животных, а также при нападении клещей.

Тема 2. “ Экология питания” (15 часов).

Гигиена питания. Режим питания. Значение пищи для человека. Нормы питания. Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Ожирение и анорексия. Продукты питания. Влияние удобрений, гербицидов, пестицидов, биологических кормовых добавок на качество сельскохозяйственной продукции. Нитраты. Пищевые отравления и первая помощь при отравлениях продуктами питания. Витамины в жизни человека. Авитаминозы: гиповитаминозы и гипервитаминозы. Вегетарианство: все за и против. Генномодифицированные продукты: в чём их опасность? Особенности питания в подростковом возрасте.

Лабораторные работы (2 часа).

1. Что мы едим? Анализ картофеля фри, купленного в “Макдональсе”.

2. Анализ соков, напитков и минеральной воды, купленной в магазине.

Практикум (4 часа).

1. Расчёт норм питания.

2. Антропометрия. Измерение роста ростомером в положении сидя и стоя. Измерение массы тела на школьных весах. Идеальный вес. Определение индекса массы тела.

3. Определение содержания нитратов в продуктах питания с помощью визуально-колориметрических тестов.

4. Пищевые красители, пищевые добавки. Пищевые аллергии. Исследование этикеток продуктов питания на наличие пищевых добавок Е.

Экскурсия (2 часа).

Экскурсия на одно из сельскохозяйственных предприятий Подмосковья, поставляющих продукты питания для жителей Москвы и Подмосковья.

Тема 3. “Экология души” (11 часов).

Экология души. Основные нравственные, духовные и общечеловеческие ценности. Этика и мораль. Единство тела, души и духа. Наши мысли и поступки. Внутренний мир человека. Охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Диспут (1 час).

“Как жить в гармонии с собой?”

Посещение театра (3 часа).

Посещение Третьяковской галереи (2 часа).

Посещение Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (2 часа).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2 часа).

Семинар (1 час).

“Моя роль в решении экологических проблем и охране окружающей среды”.

Практикум (1 час).

Выпуск листовок, плакатов, посвящённых охране природы и направленных на воспитание экологической культуры среди населения и на пропаганду экологических знаний.

Литература

1. Вернадский В.И. Биосфера-М: Наука,1967.

2. Вернадский В.И. Живое вещество планеты-М: Наука,1988.

3. Агаджанян Н.А., Трошин В.И. Экология человека. М: КРУК, 1994

4. Атлас. Окружающая среда и здоровье населения России. М., 1995.

5. Бганба-Церера В.Р. Становление экологической этики. М., 1992.

6. Гирусов Э.В., Широкова Н.Ю. Экология и культура. М.,1989.

7. Суравегина И.Т. Человек в паутине экологических связей: из цикла “Здоровье человека как экологическая проблема”. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал.-2006. -№7 с.32-36.

8. Родзевич Н.Н. Экологическая глобализация. География в школе: теоретический научно-методический журнал.-2005. -№4 с.8-15.

9. Самсонов А.Л. Здоровье как стык медицины и экологии. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал.-2006. -№7 с.3-7.

10. Горшков Д.В. Экологические характеристики продукции. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал.-2005. -№7 с.25-27.

11. Большаков В.Б. Будущее экологии – разработки системы сохранения и управления жизнью на Земле. Наука и жизнь.-2005. -№12, с.28-29.

12. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города 9-11 класс, школьный практикум. М., ВЛАДОС, 2001.

13. СанПин 2.16.1032-01 “Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений”

СанПин 4630-88. “Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения”.

14. ГОСТ 17.2.2.03-87. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями.

15. ГОСТ 27593-88(2005).Почвы. Термины и определения. УДК 001.4:502.3631.602:ОО4.

16. ГН2.2.5.1313-03. Предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. М: Российский регистр опасных химических и биологических веществ Минздрава России 2003 (Гигиенические нормативы).

17. Экологический мониторинг в школе под ред. Коробейниковой Л.А, Вологда: Русь, 1998, 212 с.

18. Реймерс Н.Ф., Яблоков А.В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы. М.,1982.

19. Школьный экологический мониторинг. Ашихмина Т.Я., М., “Агар”, 2000.

20. Александрова М.А. Очистка воды от загрязнителей. Библиотечка “Первого сентября”, серия “ Химия”. - №4/2005.

21. Дружинин С.В. Исследование воды и водоёмов в условиях школы. Библиотечка “Первого сентября”, серия “Биология”. -№20.

22. Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. М.: ГЕОС, 2005.

23. Аринушкина Е.В. Руководство по химическому анализу почв. М.: МГУ. 1961 г. 46.

24. Классификация почв России. М. Почвенный институт. В.В.Докучаева. 1997, с.236.

25. Красная книга города Москвы. Издательство: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Экологический фонд развития городской среды “Экогород”. 2011, с.928.

26.Полякова Г.А., Гутников В.А. Парки Москвы. Экология и флористическая характеристика. М.: ГЕОС, 2000, с.430.

27.Авиакайнен И.В. Архитектурно-парковые ансамбли усадеб Москвы. Издательство: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, 2004, с.248.

28.Савиткин Н.И. Химия и экология. Департамент образования и науки Калужской области. Калужский областной институт усовершенствования учителей, Калуга, 1998.

29.Голубкина Н.А., Шамина М.А. Лабораторный практикум по экологии. Форум Профессиональное образование. 2008, с.64.

30.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии: пособие для учителей.- М.: Устойчивый мир, 2000, с.272. (Библиотека журнала “Экология и жизнь”).

31.Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А. и др. Экология Москвы и устойчивое развитие. Издательство: МИОО. Московские учебники и картолитография. 2008, с.352.

32.Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство: АСТ, 2004, с. 416.

33.Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя.- М.: Мнемозина, 2010. – 190 с.

34.Конторщиков В.В., Гвоздева О.А. Природа Москвы и Подмосковья от А до Я. – М.: Издательство Государственного Дарвиновского музея, 2007. – 96 с.

Интернет-ресурсы

1. Природа России: библиотека. htt: //www.priroda.ru /lib

2. Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.htt:// ecoportal.ru

3. Проектная Экология. htt://www.ecokom.net.

4. Глобальный Просветительский Портал. Экомир. htt://m.ecoworld.ru

5. Эко-Информ. Агенство экологической информации “ИНЭКО”. hht://www.ecoinform.ru

6. Энциклопедия “Флора и Фауна”. htt://www.sci.aha.ru /biodiv/anim.htm

7. Редкие и исчезающие животные России и зарубежья. hht://www.nature.ok.ru

8. Природа и животные на Rin.ru. htt://zoo.rin.ru

9. Экология России. Энциклопедия растений. hht://www.eco.-net.ru

10. Общество и экология. htt://www.unig.spb.ru /eco

11. “ЭкоРусь”. htt://rgp.agava.ru

Игровое занятие экологического кружка

Тема: Экологические задачи

Цели: Расширять и углублять экологическую культуру детей; создать условия, побуждающие детей с вниманием и заботой относиться к природе, ко всему живому; привлечение к природоохранной работе.

Оборудование: конверты с заданиями, маршрутные листы, фонограмма музыки, презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

1.На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
- По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.

2. Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
- Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
- Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!
Итак, наша игра начинается!

Сейчас мы проведем викторину «Экологический марафон». Соревноваться будем командами, победившая команда получит медаль «Знатоки окружающего мира».

1-й конкурс. «Название команд»

1.Какой зверь самый чистоплотный?

35 Заяц

50 Барсук

63: 9 + 24: 6 х 7 + 15 = ?

2.Врачи утверждают, что если съесть 600 г этой свежей ягоды, то человек запасается витаминами на всю зиму. О какой лечебной ягоде идёт речь?

75 Черника

142 Земляника

95 Клюква

54: 9 х 8 + 20: 5 + 90 = ?


3.Какое животное может обходиться без пищи несколько дней?

260 Жираф

247 Верблюд

314 Носорог

56: 8 +12: 4 х 8 Х 10 = ?

2-й конкурс. «Лесные правила»

Вы должны хором отвечать «да», если услышите правило поведения в лесу.


Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!(да)

Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, (да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (да)
Зря цветы не надо рвать! (да)
Из рогатки не стрелять, (да)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (да)
Топать, хлопать, палкой бить. (да)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.

3 -й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

Команды по очереди отвечают на вопросы.


1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

1. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
2. У кого на сучке кладовая? (У белки).
3. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
4. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).

1. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).

2. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).

3. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза).

4 Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея).

4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

1 команда
1. Клён, осина, ель, тюльпан. Так как …
2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

2 команда

4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …

5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

3команда
7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …
9. Ель, сосна, кедр, береза. Так как …

5 -й конкурс. «Собери пословицу».
Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.
(«Был бы лес, соловьи прилетят.»).
Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.
А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

Загадки
1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза).

2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).

3. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь).

4. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива).

5. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен).

6. Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто-то дерево узнал? (Липа).

    -й конкурс. «Экологические задачи».

Вопросы для 1 команды
1. Новорождённые лосята весят 100 кг, а через полгода их вес достигает 250 кг. На сколько больше вес лосят через полгода, чем ко дню рождения?

    Пара филинов за несколько вечеров съела 85 полёвок, 25 водных крыс, 6 белок, 3 мелких птиц, 1 землеройку и 1 большого жука. Сколько всего животных попало в лапы филинам?

    Суслик зимой просыпается через каждые 10 дней. Сколько раз за всю зиму просыпается суслик, если в году 90 зимних дней?

    Рост взрослого коалы 60 см, а новорождённого – 2 см. Во сколько раз больше рост взрослого коалы, чем рост новорождённого?

    Суслик просыпается зимой через каждые 10 дней, а хомяк – через каждые 2 дня. Во сколько раз больше просыпается суслик, чем хомяк?

    Длина тела самой крупной лягушки голиафа достигает 32 см, а длина самой маленькой лягушки чесночницы в 16 раз меньше. Какова длина самой маленькой лягушки?

    Длина американского жука-геркулеса достигает 16 см, а длина жука дровосека-байтоцера из Индонезии –32 см. Во сколько раз меньше длина жука геркулеса, чем длина жука дровосека-байтоцера?

    Чтобы выжить без питания во время зимней спячки лесной сурок замедляет своё сердцебиение с 80 ударов в минуту до 4 ударов. Во сколько раз меньше становится сердцебиение сурка во время спячки, чем в активном состоянии?

    Скворец делает 200 вылетов за один день. Сколько вылетов сделает скворец за 3 дня?

    На Земле известно 130 видов кукушек, но только 50 из них подбрасывают яйца в чужие гнёзда. Сколько видов кукушек строят гнёзда и честно высиживают птенцов?

Вопросы для 2 команды

    Птица гагара ныряет на глубину 80 метров. Королевский пингвин – на глубину 220 метров. На сколько больше метров ныряет королевский пингвин, чем гагара?

    Самый высокий мужчина в мире имел рост 2 м 72 см. Самая высокая женщина – 2 м 30 см. На сколько больше рост мужчины, чем женщины?

    Скворец прилетает с кормом к гнезду 200 раз в день, большая синица – 330 раз. На сколько больше раз прилетает к гнезду большая синица, чем скворец?

    Бамбук вырастает за сутки на 60 см. Какой длины будет бамбук через 5 суток?

    Вес нашей рыси 30 кг, а североамериканской малютки-бобкэт –6 кг. Во сколько раз вес нашей рыси больше, чем вес малютки-бобкэт?

    Длина тела ежа 30 см, а длина его хвоста – 2 см. Во сколько раз больше длина тела ежа, чем длина его хвоста?

    На 1 кв. м земли под перекопку нужно внести 4 кг навоза. Сколько кг навоза нужно внести на 25 кв. м?

    В Европе – 350 зоопарков, в Азии – 175, а Африке – 50, в Австралии – 25, в Америке – 270. Сколько всего зоопарков существует в мире?

    В Древнем Риме в зверинцах императора Августа было 420 тигров, 260 львов, 36 крокодилов. Сколько всего животных было у императора?

    Черепаха живёт 200 лет, а орёл – 80 лет. На сколько лет дольше живёт черепаха, чем орёл?

Вопросы для 2 команды

    Белый медведь весит 300 кг, а морж – 1000 кг. На сколько кг меньше масса белого медведя, чем моржа?

    Продолжительность жизни лебедя 100 лет, а крокодила – 50 лет. Во сколько раз меньше возраст крокодила, чем лебедя?

    Берёза живёт 120 лет, а лиственница – на 380 лет больше. Сколько лет живёт лиственница?

    Продолжительность жизни клёна – 600 лет, а яблони – на 400 лет меньше. Какова продолжительность жизни яблони?

    За год лишайники вырастают на 5 мм. Какой длины будут лишайники через 14 лет?

    Дятел за день обрабатывает 70 сосновых шишек. Сколько шишек обработает дятел за 3 суток?

    Лев живёт 25 лет, а слон – в 4 раза дольше. Сколько лет живёт слон?

    Всего на Земле 65 видов берёз, а дубов – на 385 видов больше. Сколько всего видов дубов на Земле?

    Продолжительность жизни грушевого дерева – 200 лет, а сливового – в 10 раз меньше. Какова продолжительность жизни сливового дерева?

    Вес страуса – 155 кг, а вес леопарда – 60 кг. На сколько больше весит страус, чем леопард?

3. Подведение итогов. Награждение победителей. Вручаются медали «Знатоки окружающего мира»

Рефлексия
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

Программа кружка «Юный эколог»

Объяснительная записка

Кружок «Юный эколог» разработан как дополнение к курсу по окружающему миру в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:

    расширение энциклопедических представлений младших школьников;

    углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;

    обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Программа экологического кружка отражает все аспекты содержания экологического образования:

 научно-познавательного;

 ценностного;

 нормативного;

 практически-деятельностного.

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому  природно-социальному окружению.

Ценностный аспект содержания раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание

Нормативный аспект содержания экологического образования  это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали  показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.

Программа экологического кружка построена по четырем основным направлениям: - - познавательном;

 познавательно-развлекательном;

 практическом;

 исследовательском.

Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это  театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Юный эколог»)  посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий : экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, в рамках кружка; программа рассчитана на младших школьников.

К концу года учащиеся должны знать:

    Связь между человеком и природой.

    Природу родного края.

    Связь между состоянием природы и здоровьем человека.

К концу года учащиеся должны уметь:

    Различать изученные группы растений и животных.

    Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.

    Выполнять правила поведения в природе.

    Изготовлять домики для птиц.

    Изготовлять экологические памятники.

Программа составлена из расчета одно занятие в неделю.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «Юный эколог»

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Утренник «Мир вокруг нас»

Сентябрь

Театрализованное представление на экологическую тему: «Новые при-ключения Маши и Вити».

Сентябрь

Работа над проектом «Мое дерево».

Выставка детских рисунков на эко-логическую тему: «Давайте сохраним планету».

Сентябрь

Путешествие по экологической тропинке (I часть).

Сентябрь

Беседа «Перелетные птицы. Их охрана».

Октябрь

Праздник «Золотая волшебница осень».

Конкурс на лучший осенний букет.

Октябрь

Операция «Большие дела маленьких рук» (Сбор корма для птиц).

Октябрь

Экскурсия «Удивительное рядом».

Фенологические наблюдения «Осенние явления».

Октябрь

Путешествие за капелькой воды. Проблема чистой воды и здоровье человека.

Ноябрь

Утренник «В гостях у жителей под-водного царства».

Ноябрь

Опыт «Волшебница вода».

Ноябрь

Спектакль «Зачем зимой снег».

Декабрь

Утренник «Здравствуй, гостья зима»

Декабрь

Подготовка материалов для эко-логической тропинки. Конкурс рисунков «Снежные узоры».

Декабрь

Опыты «Почему идет снег?» «Поче-му снег бывает разным?»

Декабрь

Беседа «Лиственные и хвойные растения зимой».

Январь

Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

Январь

Опыт «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой).

Январь

Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму».

Февраль

Операция «Синица» изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.

Февраль

Экскурсия «Следы». Фенологические наблюдения.

Февраль

Дидактическая игра «Первоцветы. Узнай растение по листу». Беседа «Встреча пернатых друзей».

Март

Праздник весны. Конкурс «Птичий КВН».

Март

Очистка аллеи от сушняка. Операция «Скворец» изготовление птичьих гнездовий.

Март

Беседа «Что мы знаем о насекомых и их охране». Чтение и обсуждение книг и статей в журналах о природе и ее охране.

Апрель

Экологическая игра «Пестрый мир насекомых»

Апрель

Операция «Муравей».

Апрель

Экскурсия на луг. Фенологические наблюдения.

Апрель

Турнир-викторина «Охраняемые растения КБР».

Игра-путешествие «По лесным тро-пинкам».

Работа по проекту «Мое дерево». Озеленение школьного двора.

Путешествие по экологической тропинке (II часть). Лекарственные растения.

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК»

Пояснительная записка

Данная программа составлена учителем физики МБОУСОШ №5 Чуждановой Е.Н. на основе примерной программы экологических кружков, государственного образовательного стандарта, Закона «Об образовании» и других нормативных документов.

Развитие технического мира и общества приводит к возникновению многих экологических проблем. Необходимым условием их эффективного решения является экологическое образование учащихся.

Человечество радуют стремительные открытия в науке, технике, современных технологиях. На фоне этих положительных изменений, увеличивается нагрузка на окружающую среду. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы воспитать то поколение, которое будет знать, что каждое неосторожное движение тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия.

Программа кружка рассчитана на разновозрастную группу учащихся 4-11 классов, содержание и структура курса построена в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.

Содержание программы построено таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.

В течение всего курса предусматриваются несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение природы родного края, Земля и космос, Человечество на Земле, современные проблемы охраны природы и экологическая перспектива, Будущее планеты Земля.

Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливым других.

На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.

Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.

    Учащиеся приобретают новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.

    Антиалкогольные и противоникотиновые вечера помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.

    Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества (в КВН - взаимопомощь, ответственность не только за себя, но и за команду, взаимовыручка и др.)

    1. При защите исследовательской работы учащиеся учатся делать компьютерные презентации, тем самым знакомятся с современными ИКТ.

    2. Внеклассная работа способствует выявлению одаренных детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока.

Результаты исследовательской работы, успешность выполнения творческой работы - результат совместной деятельности ребенка и его руководителя.

Самое главное в общении с детьми - это их доверие, только в этом случае ребенок раскроется, и вы поймете: перед вами одаренный ребенок.

В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка, является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты и физкультминутки. Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяет использование театрализованных постановок, сказок, что также дает возможность быть успешным в центре внимания. Так как кружок посещают учащиеся разного возраста, программа построена таким образом, чтобы учесть интересы каждого кружковца.

Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно-полезную направленность. Все это дает огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, умению выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно-полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

Основная задача работы кружка – содействие удовлетворению детской любознательности.Нужно помочь учащимся увидеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития. На заседаниях кружка я стараюсь создавать творческую атмосферу, поддерживать интерес к выполняемой работе, поощрять творческие проявления учащихся, стремление к поиску.

Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать их и направлять.

Исследование должно быть посильным, интересным и полезным.

Цель: создание благоприятных условий для формирования экологически грамотной личности, понимающей ответственность за сохранение природного и культурного наследия родного края и имеющей активную жизненную позицию.

Образовательная:

Формирование системы экологических знаний, экологической культуры.

Систематизация знаний по экологическим проблемам Ростовской области.

Анализ экологических проблем Ростовской области и России.

Развивающая:

Развитие диалектического мышления.

Развитие кругозора, воли, наблюдательности, памяти, внимания.

Развитие умений и навыков, необходимых для проведения исследований.

Развитие межвозрастного взаимодействия и обучения.

Воспитательная:

Воспитание чувства ответственности за свои действия, поступки в окружающей среде, экологическим проблемам.

Выработать основные правила поведения в природе.

Задачи:

1. продолжить развитие у учащихся представления об основных закономерностях развития живой природы;

2. расширить и углубить знания учащихся в области естественных наук (биологии, экологии, химии, географии);

3. формирование у учащихся навыков научно – исследовательской деятельности;

4. продолжить развитие у учащихся творческих способностей, внимательности, любознательности;

5. продолжить воспитание бережного отношения к природе;

6. проведение природоохранной деятельности;

7. проведение профориентационной работы.

Режим занятий:

Место проведения

Понедельник

Среда

Кабинет №31

14.10-14.50

15.00-15.40

14.10-14.50

15.00-15.40

Основные формы и методы организации изучения курса

Рассказ, беседа, сюжетная игра (суд, путешествие, агитбригада, калейдоскоп, конференции и т.д.), экскурсии, практические работы, наблюдения, опыт, исследования, проектирование, конкурсы, операции, акции.

Принципы обучения

Принцип научности;

Принцип связи обучения с жизнью;

Принцип систематичности и последовательности к обучении;

Принцип доступности;

Принцип наглядности;

Принцип сознательности и активности учащихся.

Общие сведения о кружке

Вид кружка

Переменного состава

Количество членов кружка

30 человек

Возрвст кружковцев

9-17 лет

Количество занятий

4 часа в неделю, 124 часа за учебный год

Место занятий

МБОУСОШ №5, кабинет №31

Прогнозируемый результат.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

Понятия экология, экологическая культура, экосистема, здоровый образ жизни;

Роль природы в жизни человека;

Особенности экологической обстановки Забайкальского края;

Последствия влияния человека на рельеф, климат, воду, почву, растительный и животный мир.

Охраняемых животных и растений Забайкальского края и России

Учащиеся должны уметь:

Самостоятельно планировать, работать, анализировать и оценивать результаты деятельности;

Уметь проводить наблюдения за состоянием воды, воздуха, почвы, растений и животных;

Уметь решать творческие задачи;

Уметь давать оценку результатов деятельности людей, применять знания на основе нравственных принципов;

Делать выводы и проводить анализ результатов своей деятельности;

Пропагандировать идеи экологии;

Уметь представить творческий отчёт в доступной и разнообразной форм.

Программа предусматривает:

Выступление учащихся перед родителями, учащимися;

Активное участие в общешкольных, районных, муниципальных, региональных мероприятиях;

Раскрытие внутренних резервов личности учащихся;

Работать над преемственностью учащихся от начального звена до старшего звена;

Использование разнообразных современных технологий обучения и воспитания.

Отслеживание результатов:

Конкурсы;

Викторины;

Олимпиады;

Выставки;

Конференции.

ПРОГРАММА

Экология с основами краеведения

124 часа, 4 часа в неделю

Раздел I

Что изучает экология 15 часов

Экология - наука XX века. История развития экологических идей. Определение понятия «Экология». Этапы становления экологии как науки. Что изучает экология. Место, занимаемое экологией среди наук. Причины популярности и актуальности экологии в наши дни. Экологические проблемы.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы. Карт загрязненноси региона, графиков, государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды Ростовской области».

Практическая работа: работа со справочным материалом, с целью составленияви графиков, отчетов, реферотов, схем, диаграмм.

Проведение игры «В гостях у домового».

Раздел II

Человечество на Земле 15 часов

Человек - часть природы Земли. Появление и эволюция человека на Земле. Первобытный человек и природа. Дневник цивилизации. Природа и ее роль в судьбе цивилизации. Влияние человека на природу в разных районах Земли. Зависимость материальной и духовной культуры людей от типриродных условий. Взаимодействие человека и природы в городе Новочеркасске и Ростовской области. Проблемы уменьшения загрязнений окружающий среды глобальном масштабе. Регулирование роста народонаселения. Отказ от потребительского отношения к природе. Международное сотрудничество в деле охраны окружающей среды.

Демонстрация таблиц по экологии. Карты населения Земли, карты Ростовской области.

Экскурсии: Любимый город в зимнем пейзаже, «Камень» в городе (пешеходная экскурсия)

Конференции: Экологические последствия гонки вооружений, проблемы загрязнения окружающей среды на региональном и глобальном уровнях.

Практическия работа: 1. Ознакомление учащихся с приемами самостоятельной работы:

    сбор информации из различных источников;

    способы обработки, оформление и предъявление в различных формах;

    выражение своего мнения, суждения, оценок.

2. Определение состояния окружающей среды своей местности:

    визуально;

    анализируя полученную информацию.

Раздел III

Природа Донского края 10 часов.

Географическое положение, территории и границы. Геология. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Гидрогеография. Почвы. Флора. Фауна. Охрана природы и экологическая оценка.

Демонстрация таблиц и карт

Практическия работа: 1. Творческая работа по теме «Мой райский уголок» (рисунки, стихи, проза)

    Очерк в газету по теме « С рюкзаком по родному краю.

    Красная книга Ростовской области

Экскурсии: 1. пешеходная экскурсия по городу.

2. «В краеведческом отделе МДК»

Раздел IV

Современные проблемы охраны природы 15 часов

Природа Земли - источник материальных ресурсов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Современное состояние окружающей природной среды и природных ресурсов. Охрана природы, основные аспекты, правила и принципы. Правило региональности. Правовые основы охраны природы.

Демонстрация: схемы классификаций природных ресурсов, таблиц по экологии и охране природы.

Конференции: «Современное состояние окружающей среды и природных ресурсов», «Основные правовые основы природопользования»

Раздел V

Экологическая перспектива. Будущее планеты Земля 10 часов.

Всемирная экологическая программа на XXI век. Необходимость всеобщей экологической грамотности. Формирование экологического мировоззрения. Экологическое мировоззрение как предпосылка эффективного решения природоохранных задач на местном, региональном и глобальном уровнях. Экология этика. Экологическое воспитание и образование. Международное сотрудничество в формировании экологического мирововззрения.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы.

Раздел VI

Подготовка к конкурсам и мероприятиям 59 часов

Мероприятия

Срок исполнения

Класс

Праздник «Осенняя ярмарка»

Сенятбрь 2014

1-11

Октябрь 2014

1-11

Городской этап всероссийских конкурсов: «Водный проект» и олимпиады «Созвездие»

Декабрь 2014

4-11

Конкурс «Эко-елка»

Декабрь 2014

1-11

Конкурс исследовательских работ детей по проблемам окружающей среды

Декабрь 2014

6-8, 9-11

Акция «Покормите птиц»

Январь-февраль 2015

1-11

Городской этап Всероссийского детского форума «Зеленая планета» 2014

Февраль 2015

6-8, 9-11

Всероссийский этап Всероссийского детского форума «Зеленая планета» 2014

Январь-март 2015

6-8, 9-11

Конференция «Проблемы загрязнения окружающей среды

Февраль – март 2015

3-11

Смотр – конкурс по экологическому образованию и воспитанию учащихся

Февраль 2015

5-11

Конкурс рисунков «Заповедный мир природы»

1-3, 5-6

Конкурс стихов о природе

1-3, 6

Викторина «Знатоки природы»

6, 7-8

Проведение экологических субботников по благоустройству пришкольной территории

Март - апрель 2015

Рейд отряда «Зеленый патруль» на закрепленной территории

Март - апрель 2015

5-11

Ежегодная конференция Дон ГАУ

Март-апрель 2015

9-11

Городской праздник «День птиц»

Апрель 2015

1-11

Городской праздник «День воды»

Апрель 2015

1-11

Городской праздник «День Земли»

22.04.2015

1-11

Муниципальный этап Всероссийской акции «Я – гражданин России»

Апрель 2015

9-11

ЭКО – сказка

Апрель 2015

Выпуск газет «Экологическая этика»

Апрель 2015

5-11

Тематический план работы экологического кружка на 2013-2014 уч. год

I полугодие

Тема

Количество часов

Экскурсии

демонстрации

Практические работы

дата

Сентябрь

Вводное занятие. Что изучает экология.

Рефераты

1.09.2014

История развития экологии как науки

1.09.2014

Экскурсия на природу

Наблюдение за природой

Сбор гербария

Экскурсия на природу

Наблюдение за природой

Сбор гербария

Конкурс детского рисунка

Рисунок на тему «Я рисую осень»

Конкурс букетов, композиций

Букеты, композиции на тему «Осенний Этюд»

Конференция

Конференция

Экология наука 20 века. Определение понятия экология

Доклады

Этапы становления экологии как науки

Доклады

15.09.2014

17.09.2014

Основные задачи современной экологии

17.09.2014

13

Изготовление композиций

22.09.2014

14

Подготовка к городскому празднику «Осенняя ярмарка»

Изготовление панно

22.09.2014

15

Подготовка к городскому празднику «Осенняя ярмарка»

Изготовление букета из природного материала

24.09.2014

16

Городской праздник «Осенняя ярмарка»

Выступление

24.09.2014

Структура современной экологии

доклады

29.09.2014

29.09.2014

Октябрь

Экскурсия в парк, наблюдаем за птицами

1.10.2014

Выпуск листовок

1.10.2014

Конкурс листовок «Берегите животных»

фотоконкурс

Конкурс «Пусть знают все, мой край прекрасен»

фотоконкурс

Изготовление подделок

Подготовка к конкурсу «Как у нас на Тихом Дону»

Изготовление подделок

Конкурс фотографий «Мой Новочеркасск»

Экскурсия по городу

Конкурс фотографий «Мой Новочеркасск

Экскурсия по городу

Экскурсия по магазинам города

Сбор материала

Подготовка к конкурсу исследовательских работ

Выход в город для исследований

Сбор материала

Экологическая акция «Посади дерево»

Территория школы и район

Посадка деревьев, уборка

Экологическая акция «Посади дерево»

Территория школы и район

Посадка деревьев. уборка

Подготовка к городскому конкурсу «Экология. Творчество. Дети»

Прикладное искусство «Донские умельцы»

Подготовка к конкурсу «Как у нас на Тихом Дону»

Прикладное искусство «Донские умельцы»

Подготовка к конкурсу «Как у нас на Тихом Дону»

Прикладное искусство «Донские умельцы»

Ноябрь

Подготовка к конкурсу «Как у нас на Тихом Дону»

Фотоконкурс

12.11.2014

Подготовка к конкурсу «Как у нас на Тихом Дону»

Фотоконкурс

12.11.2014

Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов

Круглый стол

17.11.2014

Подготовка к конкурсу «Как у нас на Тихом Дону»

Фотоконкурс

17.11.2014

Подготовка к конкурсу «Как у нас на Тихом Дону»

Фотоконкурс

19.11.2014

Акция «Мы – за здоровый образ жизни»

19.11.2014

Разработка проекта «Экологическая почта»

Модели проекта

24.11.2014

Подготовка к конкурсу исследовательских работ

Письма

24.11.2014

Письма

26.11.2014

Подготовка к конкурсу «Открытое письмо от имени Природы человечеству»

Письма

26.11.2014

Декабрь

Изготовление жалобной книги

1.12.2013

Разработка проекта «Жалобная книга природы»

Изготовление жалобной книги

1.12.2013

Защита проекта «Жалобная книга природы»

3.12.2014

Выпуск листовок на тему «Мама, я не хочу живую елочку»

3.12.2014

Подготовка к проекту «Новогоднее настроение»

8.12.2014

Подготовка к проекту «Новогоднее настроение»

Выход в город. Раздача листовок

8.12.2014

Защита проекта «Новогоднее настроение»

Выставка листовок

10.12.2014

Выход в город

интервью

10.12.2014

Сбор материалов для газеты «Экологическая правда»

Работа с литературой

15.12.2014

Сбор материалов для газеты «Экологическая правда»

Выход в город. Посещение библиотеки им. А.С. Пушкина

Работа с литературой

15.12.2014

17.12.2014

Подготовка к выпуску номера газеты «Экологическая правда»

Оформление материала на компьютере

17.12.2014

Выпуск номера газеты «Экологическая правда»

Выпуск газеты на компьютере

22.12.2014

Выпуск работ на компьютере

22.12.2014

Подготовка к конкурсам «Созвездие и Водный проект»

Выпуск работ на компьютере

24.12.2014

24.12.2014

Мастер класс «Новогодняя игрушка»

Изготовление игрушек с 1-4 классами

29.12.2014

Мастер класс «Новогодняя игрушка»

Изготовление игрушек с 1-4 классами

29.12.2014

II полугодие

Январь

Беседа

14.01.2015

Место, занимаемое экологией среди других наук

Беседа

14.01.2015

Изучения положения и условий проведения конкурса. Составление плана работы по подготовке.

Подготовка к конкурсу «Зеленая планета»

Распределение номинаций конкурса

Природа и ее роль в судьбе цивилизации

Изучение информации, обобщение информации в виде плаката

Влияние человека на природу в разных районах Земли

Экскурсия «Камень в городском ландшафте»

Распределение тем среди выступающих. .

Подготовка к конференции «Экологические последствия гонки вооружений»

Февраль

Конференция «Экологические последствия гонки вооружений»

Проведение конференции

2.02.2015

Причины популярности и актуальности экологии в наши дни

Беседа

фотозарисовки

Союз природы и человека. Моя малая Родина

Подготовка к конференции «Поиск и изучение информации по экологическому состоянию в городе Новочеркасске»

Проблема загрязнения

Поиск и изучение информации по проблеме окружающей среды

Подготовка к конкурсу фотографий «Мир, в котором я живу»

Любимый город в зимнем пейзаже

фотозарисовки

Проблема роста народонаселения, сотрудничество в дело охраны окружающей среды

Поиск и изучение информации по проблеме

Подготовка к конкурсу фотографий «Мир, в котором я живу»

фотозарисовки

Подготовка к смотру – конкурсу по экологическому образованию и воспитанию учащихся

Конференция «Проблемы загрязнения окружающей среды на региональном и глобальном уровнях»

Выступление и защита точек зрения

Подготовка к смотру-конкурсу по экологическому образованию и воспитанию учащихся

Разработка мероприятий, сценария конкурса и викторин

Март

Проведение смотра-конкурса

2.03.2015

Смотр-конкурс по экологическому образованию и воспитанию учащихся

Проведение смотра-конкурса

2.03.2015

Донской край. Географическое положение. Территория и границы. Климат. Гидрогеогрфия. Почвы

Поиск и изучение информации по проблеме

4.03.2015

Конкурс фотографий «Мир, в котором я живу»

Оформление выставки

4.03.2015

Описание природного комплекса своего края

11.03.2015

Геология. Рельеф. Полезные ископаемые

Описание природного комплекса своего края

11.03.2015

Флора. Фауна

Красная книга РО

16.03.2015

Экологические проблемы Дона

Экскурсия в краеведческий отдел ГМДК

16.03.2015

Подготовка викторины «Знатоки природы»

Организационные моменты

18.03.2015

Проведение конкурса «Путешествие капельки», посвященному Всемирному дню водных ресурсов

Организационные моменты

18.03.2015

Апрель

Охрана природы донского края

1.04.2015

Охрана природы донского края

Изучение литературы, разработка плана выполнения творческой работы

1.04.2015

6.04.2015

Подготовка к Международному дню птиц

6.04.2015

Подготовка к Международному дню птиц

8.04.2015

8.04.2015

Подготовка к участию в «Дне Земли»

Представление выполнения плана работы

13.04.2015

Творческая работа по теме «Мой райский уголок (рисунки, стихи, проза)

Представление работ

13.04.2015

Мои любимые уголки природы

Пешеходная экскурсия

Фотоколлаж

15.04.2015

Подготовка к ЭКО - сказке

Составление плана проведения конкурса

15.04.2015

Подготовка к ЭКО - сказке

Составление плана проведения конкурса

20.04.2015

Подготовка к ЭКО - сказке

20.04.2015

Подготовка к конкурсу газет «Экологическая этика»

Поиск и изучение информации по проблеме

22.04.2015

Представление и оценка работ

22.04.2015

Конкурс и защита газет «Экологическая этика»

Представление и оценка работ

27.04.2015

Экосказка

Выступление команд

27.04.2015

Живое вещество планеты

Изучение информации по проблеме

29.04.2015

Ресурсы человечества

Поиск и изучение информации по проблеме

29.04.2015

Май

Ресурсы человечества

Поиск и изучение информации по проблеме

6.05.2015

Поиск и изучение информации по проблеме

6.05.2015

Современное состояние окружающей природной среды и природных ресурсов.

Поиск и изучение информации по проблеме

13.05.2015

Современное состояние окружающей природной среды и природных ресурсов.

Поиск и изучение информации по проблеме

13.05.2015

Поиск и изучение информации по проблеме

18.05.2015

Охрана природы, основные аспекты, правила и принципы

Поиск и изучение информации по проблеме

18.05.2015

Поиск и изучение информации по проблеме

20.05.2015

Подготовка к конференции «Современное состояние окружающей природной среды и природных ресурсов»

Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна проблема: ухудшения качества среды обитания человека.Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран. Роль загрязнения проявляется наглядно и вызывает эмоциональную критику людей. В сложившихся условиях необходимо провести объективный анализ причин расширения масштабов загрязнения окружающей среды и учащения катастроф, связанных с неконтролируемым распространением химических соединений технического или биологического происхождения. В настоящее время можно выделить 2 основных объекта общей проблемы.

Первый из них касается известной хаотичности и противоречивости развития экономики, второй самого человека, уровня его подготовленности к осознанному использованию современных достижений в производственных и бытовых сферах.

Особенно важно решение вопроса элементарной «экологической» подготовленности людей так, как с веществами, способными нанести определенный вред человеку, сегодня контактирует почти каждый. В повседневной жизни человек использует лекарства, косметические и парфюмерные средства, красители, различные виды топлива, пластики, удобрения.

Поэтому сегодня общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде – экологическим.

Пути реализации целей школьного экологического образования могут быть самыми разными: экологизация учебных дисциплин, создание интегрированных курсов, введение в практику обучения специального предмета раскрывающего вопросы экологии и защиты окружающей среды, а также дополнительные занятия с учащимися во время кружковой деятельности.

В процессе обучения и воспитания учащихся важно рассматривать проблемы защиты окружающей среды загрязнения. В основу экологизации положены представления о взаимосвязи состава, строения, свойств и биологических функций веществ, их двойственная роль в живой природе и последствия загрязнения для организмов, причинах нарушения биогеохимических циклов.

Для реализации экологического подхода необходимо проанализировать учебную программу по таким предметам как биология, география, химия, физика и др.. Особое внимание необходимо обратить на вопросы, вызывающие серьезную обеспокоенность за состоянием окружающей среды. Это глобальное потепление климата, истощение озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсических тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклеотидами, истощение природных ресурсов планеты.

Экологический подход необходимо реализовывать и через экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при изучении производств и проведении ролевых игр.

Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию с учащимися приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Задачи с экологическим содержанием создаются учителем с определенной целью, а именно формирование экологических знаний и ответственного отношения к природе. Роль задач в процессе обучения определяется, прежде всего, тем, что цели обучения предмету не сводятся только к овладению определенными методами и способами решения задач; через решение задач происходит усвоение предметной действительности. Полноценный результат обучения будет достигнут при условии применения знаний в ходе решения задач. При таком подходе, решение задач выступает как цель и как средство обучения.

Необходимость развития экологических знаний у учащихся связана также и с тем, что 10 января 2002 г. Президент Росси Путиным В.В. был подписан Федеральный Закон «Об охране окружающей среды». И 13 глава этого закона посвящена вопросам «экологического образования и просвещения».

Современная концепция обучения, воспитания и развития основана на идее гуманизации. Для школьного образования одним из путей реализации гуманистических целей является ознакомление учащихся с глобальной проблемой современного мира — экологической. Экологическая проблема (загрязнение окружающей среды, энергетическая и сырьевая, защита здоровья человека, сохранение генофонда планеты и др.) сегодня стала новой социальной реальностью.

Гуманизация образования проявляется в том, что наряду с усвоением фундаментальных понятий и законов, оно должно развивать гуманистические идеалы, духовные, нравственные ценности. Потенциальные возможности для решения этой задачи заложены в самом содержании предмета.

Дидактически интегративный подход к экологическому образованию уравновешивает общекультурный фундамент экологических знаний, развиваемых в общем образовании. Экология вносит свой вклад в раскрытие ценностного представления о мире и человеке. Что предполагает вариативность формы включения экологического материала в учебные планы и программы. Возможны три вариативных модели построения учебно – воспитательного процесса с экологическим содержанием: многопредметная, однопредметная и смешанная.

Многопредметная модель заключается в том, что каждый предмет раскрывает те или иные аспекты экологической проблемы.

Однопредметная модель предусматривает введение специального предмета, связанного с проблемами окружающей среды. Такой подход рекомендован всемирной хартией охраны природы.

По мнению большинства ученых-педагогов, в современной отечественной школе наиболее перспективна смешанная модель экологического образования. Экологические проблемы в рамках этой модели изучаются поаспектно в каждом учебном предмете и целостно в специальных обобщающих и интегрированных курсах. В нашей школе эта проблема решается через изучение курса «Экология» в 8-9 классах, проведение экологических игр, конференций, создание презентаций по экологически темам и приобщение учащихся к работе в кружке «Живая планета».

Цели программы:

1. Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;

2. Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;

№ п/п Наименование темы занятия Примечание, задание
Тема 1. Введение.
1. Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств. Определение численного состава кружка
Тема 2. Зеленый пояс Земли.
2 Растения – необходимое условие здоровья человека. Подготовка к конкурсу «Чистая планета»
3 Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Организация экскурсии на очистные сооружения города
4. Экскурсия в лес по экологической тропе, посвященная 18 сентября – Дню Леса. Определение экологического состояния леса. Отчет, проведение экскурсий для учащихся начальных классов по тропе
5. Лесные этажи – ярусы лиственного леса. Мероприятие для учащихся д/с и 1-х классов, посвященное Дню Леса
6. Зеленая аптека -лекарственные растения. Выставка рисунков
7. Растения под охраной Создание папки
8. Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений» Уборка территории пришкольного водоема и озера на карьерах
Тема 3. Жизнь под землей.
9. Почва – среда жизни растений и организмов. Проведение школьной олимпиады по экологии
10. Состав и структура почвы. Плодородие почвы. Подготовка к конкурсу гуманитарно-экологических проектов «Я — исследователь»
11. Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования.
12. Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом леса местности. Определение видов эрозии и причины, их вызывающие» Отчет, подготовка проектов на районную олимпиаду по экологии
Тема 4. Разнообразие цветковых растений
13. Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные.
14. Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений.
15. Сорняки и их значение.
16. Роль цветковых растений в природе и жизни человека.
17. «Красная книга Нижегородской области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. Рисунки, презентации
18. Создание презентации, проекта «Зачем нужны цветковые растения?»
19. Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя» Работа с определителями леса, луга, болот и другими
Тема 5. Удивительный мир животных.
20. Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения.
21. Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.)
22. Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели.
23. Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. Доклады
24. По страницам «Красной книги животных» Рисунки, презентации
25. Практическая работа «Составление правил охраны насекомых. Определение и учет муравейников на территории лесного массива». Отчет

Подготовка и проведение акции «Зеленая красавица»

26. Изучение и охрана рыбных богатств в водоемах Нижегородской области и Городецкого района.
27. Правовая охрана рыбных ресурсов. Участие в районной олимпиаде по экологии
28. Выявление причин, вызывающих загрязнение вод и гибель рыб в водоемах.
29. Практическая работа «Описание водоема и его обитателей» Отчет
30. Видовое многообразие и ареалы распространения земноводных нашей местности.
31. Охраняемые земноводные и пресмыкающиеся.
32. Видовой состав и разнообразие птиц Городецкого района и Нижегородской области. Участие в Дне Науки в школе (защита проектов)
33. Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете.
34. Охрана птиц. 1 апреля – всемирный день птиц.
35. Изучение видового состава зимующих птиц.
36. Видовое разнообразие певчих птиц. Определение птиц по голосам.
37. Практическая работа. Проведение акций к 1 апреля – Дню защиты птиц. Отчет
38. Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. Развешивание кормушек для птиц.
39. Видовое многообразие млекопитающих Городецкого района и Нижегородской области
40. Особенности отношений «Хищник — жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? Мероприятия, посвященные 22 марта – Всемирному Дню Воды
41. Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности. Подготовка к районной научно-практической конференции по экологии
42. Практическая работа «По следам животных и птиц». Отчет
43. Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц. Подготовка и проведение экологического месячника в школе
Тема 6. Формирование здоровья растущего организма.
44. Определение понятия «Здоровье». Показатели здоровья. Викторина «Знаете ли вы птиц?»
45. Рост и развитие детского организма. Показатели гармоничного физического развития. Акция «Первоцвет»
46. Адаптация организма к факторам окружающей среды. Особенности адаптации детского возраста. Интеллектуальная игра «Самый умный знаток животных»
47. Заболеваемость детей. Сравнительная оценка показателей здоровья у детей, проживающих в регионах с различной загрязненностью. Проект, брейн-ринг

«Экологически чистое жилище»

48. Практическая работа «Оценка физического развития коллективов и определение групп здоровья». Проект
Тема 7. Антропогенное загрязнение окружающей среды как фактор воздействия на здоровье населения.
49. Действие естественных природных факторов на организм человека, гигиеническое значение климата и погоды. Научно-практическая конференция по экологии в школе и в районе
50. Общие проявления загрязняющих факторов на организм человека, растений и животных. Подготовка экологических презентаций учащимися 5-11 классов
51. Механизм воздействия основных химических загрязнителей окружающей среды на окружающую среду. Экскурсия на городскую фильтростанцию
52. Физические факторы, влияющие на здоровье (вибрация, электромагнитные волны).
53. Биологически активные вещества, пищевые добавки и лекарства – вред или польза для человека? Умение составлять меню в неблагоприятный по геомагнитным показателям день. Встреча с воспитанниками д/с № 50 и № 20
54. Практическая работа «Определение загрязняющих факторов на организм человека и возможные пути их устранения». Отчет о проведении экологического месячника «Дни защиты от экологической опасности»
Тема 8. Экология рабочего места.
55. Экологическое состояние рабочего места. Метеорологические и физические факторы окружающей производственной среды в зоне трудовой деятельности.
56. Общие понятия о шуме и вибрации. Уровни производственного шума. Методы борьбы с шумом и вибрацией.
57. Практическая работа «Определение экологического состояния рабочего стола, способы устранения неблагоприятных факторов». Отчет
Тема 9. Влияние погоды на здоровье человека.
58. Факторы погоды и реакция организма.
59. Воздушная оболочка, гидросфера и в целом биосфера – эликсир жизни для здоровья человека.
60. Профилактика метеопатических реакций: плановая – повышающая сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам климата, сезонная и экстренная – перед неблагоприятным эффектом погоды.
61. Практическая работа «Проведение лечебного массажа по методу «шиатсу» — нажатием пальцев». Отчет
62. Практическая работа «Проведение физической зарядки, снимающей усталость в период сезонной профилактики» Отчет
63. Учитесь отдыхать. Биоритмы, их влияние на активность человека. Пассивный и активный отдых. Значение сна для профилактики снятия стрессовых состояний. Анализ работы кружка за учебный год
64. Тайны Тибетской медицины. О некоторых советах применения лечебных трав при различных заболеваниях.
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность Как сохранить загар после моря надолго Как сохранить загар после моря надолго Панно с венецианской маской из папье-маше своими руками Изготовление масок из папье маше своими руками Панно с венецианской маской из папье-маше своими руками Изготовление масок из папье маше своими руками